Д. Казнь 5: падеж скота (9:1-7) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. Казнь 5: падеж скота (9:1-7)



Исх. 9:1-4. И снова потребовал Моисей освобождения израильтян (от имени Бога Евреев; сравните 3:18; 5:3; 7:16; 9:13; 10:3). Если фараон откажется отпустить их, сказал Моисей, то вот, рука Господня (сравните 3:19; 6:1) будет на скоте твоем… на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах.

При том, что по всему Египту разлагались жабы, и земля была покрыта тучами мух, разносивших микробы, этой эпидемией могла быть губительная для животных заразная болезнь, известная под названием "моровой язвы". Произойти это могло в январе, когда скот выгоняли на пастбища, после возвращения Нила в свои берега. Подобная казнь могла бы обернуться для египтян экономической катастрофой.

А, кроме того, они ведь почитали священными (сравните 8:26) многих животных, в первую очередь, как уже говорилось, быка, символизировавшего бога Аписа или Ра, и корову, представлявшую Хосор, богиню любви, красоты и радости, которую они изображали как женщину с головой (иногда только с рогами) коровы. Да и Кнум был богом-бараном.

Между тем, животных, принадлежавших израильтянам, на которых распространялась милость Божия, эпидемия не коснулась (9:4; сравните 8:22-23; 11:7).

Исх. 9:5-7. Казнь совершилась так, как предсказывал Господь: и вымер весь скот Египетский. Тем временем фараон узнал, что в Гесеме из скота израильтян не умерло ничего. Но и теперь, убедившись, что Бог, действительно, сделал различие (стих 4) между израильтянами и египтянами, царь все еще отказывался покаяться.

Однако, если в самом деле весь скот был уничтожен, как объяснить "наличие" скота в стихе 10 и "стад" - в стихах 20-21? Возможны два объяснения: 1) Слово "весь" (стих 6) может быть преувеличением, речевым приемом для выражения того, что погибло очень много скота (однако не весь скот полностью). 2) Но лучшее объяснение, по-видимому, в том, что под "всем" погибшим скотом понимался тот скот, который находился "в поле" (стих 3), а не в хлевах и загонах.

Е. Казнь 6: нарывы (9:8-12)

Исх. 9:8-12. Как и третья, а затем девятая, эта казнь не была возвещена фараону. Она была первой угрожавшей по своему характеру жизни людей, т. к. привела к тому, что тела их, как и тела животных, воспалились и покрылись нарывами (стихи 9-10). То, что Моисей бросил вверх пепел из печи, могло быть символическим актом, как носило символический характер и применение им и Аароном своих жезлов при совершении нескольких казней.

Египтяне, сильно опасавшиеся эпидемий, поклонялись Секмет, богине с львиной головой, приписывая ей власть над болезнями; Суну, богу эпидемий, и Изиде, богине исцеления. Однако все эти божества не смогли избавить людей и животных от их мучений. Снова оказались беспомощными волхвы Египта (сравните 8:18), потому что были поражены болезнью, как и все остальные (9:11), и поняли бессилие своих божеств. Но фараон не сдавался в капризном своем упорстве (стих 12).

Ж. Казнь 7: град (9:13-35)

Этой карой начинается третий цикл казней. Они (седьмая, восьмая и девятая) были более суровыми, чем предыдущие, и описаны более подробно. Седьмая казнь имела тяжкие экономические последствия. Очевидно, что ею снова брошен был вызов некоторым из богов Египта. Так, Нут, богиня неба, не сумела воспрепятствовать возникновению бури с градом; а Озирис, бог плодородия, оказался не в состоянии сохранить - вопреки буре - урожай на полях, как не смог и Сет, бог бурь, остановить эту бурю.

В пространном тексте, в котором описывается седьмая казнь, содержатся следующие четыре момента: наставления Моисею (стихи 13-19); описание разрушений, произведенных градом (стихи 20-26); разговор Моисея с фараоном (стихи 27-32); и констатация нераскаянности фараона (стихи 33-35).

Исх. 9:13-19. Снова предстояло Моисею встретиться с фараоном… рано поутру (сравните 7:15; 8:20). Причиной надвигавшейся кары вновь было нежелание царя отпустить Божий народ. Фараон все еще не сознавал всей значительности Бога Евреев (сравните 3:18; 5:3; 7:16; 9:1; 10:3). Он не хотел согласиться с тем, что нет подобного Ему на всей земле. Но, хотя Бог, будучи милостив, не излил всей Своей ярости на египтян (9:15), эта казнь должна была кое-чему научить их, явив им силу Его. Собственно, для этого, как сказал Бог, Он и сохранил фараона (сравните Рим. 9:17, 22).

Итак, Он намеревался продемонстрировать Свое могущество, произведя такую страшную бурю с градом, подобной которой не было в Египте со дня основания его (Исх. 9:18; сравните стих 24). Однако в милости Своей Бог сказал царю, чтобы укрыл скот свой (сравните толкование на стихи 5-7) и людей своих в домах. Дело в том, что в Египте с января по апрель, пока не устанавливалась летняя жара, скот обычно держали под открытым небом.

Исх. 9:20-26,31-32. Слыша предупреждения Моисея, некоторые из египтян поверили через него слову Господню и повели себя соответствующим образом. Как и предсказывал, Господь подверг египтян гибели и разорению, на землю же Гесем, где жили сыны Израилевы (стих 26), град и дождь (стихи 33-34) не пали. Под градом погибли люди и животные, и был уничтожен урожай. Однако фраза все, что …в поле (стихи 22,25) уточняется тем, что сказано в стихах 31-32. "Все" относится к тем культурам, которые поспели для сбора, а именно ко льну и ячменю.

Пшеница же и полба (вид пшеницы худшего качества) не пострадали. Лен и ячмень цвели в январе, а урожай их снимали в марте-апреле. Пшеница и полба поспевали примерно на месяц позднее (в апреле), и собирали их в июне-июле (таблицу "Календарь в Израиле" там, где разбирается 12:1). Так что седьмая казнь совершилась, по-видимому, в феврале.

Исх. 9:27-30,33-35. Такая демонстрация всемогущества, которая не могла не вызвать благоговейного страха, побудила и фараона к раскаянию (я согрешил, стих 27; сравните 10:16). Признав, что Бог - праведен т-е. прав (9:27), он согласился отпустить израильтян и отпущу вас, стих 28). Моисей обещал просить Бога о прекращении этой кары, хотя и сознавал, что раскаяние фараона - неглубоко и продиктовано лишь желанием отвести от себя наказание (стих 30).

Однако, если седьмая казнь состояла в том, что на весь Египет, за исключением земли Гесем, падал смертоносный град, то как мог Моисей передвигаться как ни в чем не бывало? Опять-таки это, вероятно, объясняется тем, что и 7-ая казнь была "приурочена" "к полям" (сравните стих 3) и действовала, так сказать, избирательно (уничтожению подлежали находившиеся там люди, животные, деревья, лен и ячмень). Моисей оказался прав (стих 30); хотя истинный Бог, в милосердии Своем, прекратил это истребление, сердце фараона оставалось глухим к Нему.

Глава 10

З. Казнь 8: саранча (10:1-20)

Это описание восьмой казни может быть разделено на четыре части: наставления Моисею (стихи 1-6), его разговор с фараоном (стихи 7-11), губительное нашествие саранчи (стихи 12-15), уничижение и смирение фараона и новое ожесточение сердца его (стихи 16-20).

Исх. 10:1-6. В этой каре выявляется еще одно назначение судов Божиих. Не только ради того, чтобы смирить фараона и принести освобождение Израилю, совершались они - казням надлежало явить Израилю могущество Божие, чтобы, как повелевает Он Моисею, ты рассказывал (об этом) сыну твоему и сыну сына твоего. Смысл этих знамений в познании Израилем, что Бог есть Господь (Иегова).

Поскольку фараон отказался смириться перед Богом, то Бог вызвал страшное нашествие саранчи на Египет. Саранча, летящая стаями в миллионы особей, вполне может уничтожить урожай, созревший на полях, которые раскинулись на многие мили окрест (сравните Иоил. 1:2-7; Ам. 7:1-3); ведь она поедает и листья и даже кору с деревьев. Значительная часть пищевых запасов города, а то и целой страны может исчезнуть на протяжении нескольких минут или часов.

Что не было до этого уничтожено градом - пшеница и полба (9:32), фрукты (10:15), овощи и зелень в полях (10:12,15) - будет съедено саранчой. Как до этого жабы и песьи мухи, она будет проникать в жилища людей… Как не знали египтяне подобного града (9:18), так не знали они до сих пор и подобного нашествия саранчи (10:6; сравните стих 14).

Исх. 10:7-11. Экономическое разорение в таких масштабах заставило чиновников фараона осознать, что явно не стоило удерживать в стране рабов (сих людей) такой несообразной ценой: Египет, говорили они, гибнет. И тогда просьбе Моисея как таковой фараон уступил: пойдите (стих 8), сказал он. И хотя Моисей ни разу не говорил ему о возвращении народа назад, фараон и сам почувствовал, что они уйдут совсем, коль заберут с собой членов своих семей, стада и отары (стих 9). У вас худое намерение, - сказал он. И предложил им другой компромисс (сравните 8:25, 28): пойдите одни мужчины (10:11). Моисей и Аарон, не согласившиеся на этот компромисс, были выгнаны из дворца.

Исх. 10:12-15. По причине нечестивости фараона, его неверия и упорства Бог повелел Моисею: простри руку твою (сравните 9:22; 10:21), и пусть нападет… на землю саранча. И простер Моисей жезл свой, и поднялся восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Некоторые говорят, что "восточный ветер" просто означает "сильнейший ветер", поскольку обычно на Египет дуют ветры с юга. Но это неверное понимание - ведь чуть ниже (стих 19) Моисей упоминает о западном ветре, который отнес саранчу в сторону Красного моря (буквально "Камышового моря" или "моря папирусов"; сравните толкование на 14:2).

Катастрофа превосходила всякое воображение; саранчи было столько, что под ней земли не было видно (10:15). Она поразила весь Египет. Все пострадало в этой стране - экономика, положение людей и их благосостояние, религиозные представления; Египет лишился присущей ему красоты. Нут, богиня неба, не сумела остановить эту саранчу, а Озирис, бог плодородия, не смог спасти того, что созрело в полях.

Исх. 10:16-20. И опять покаялся фараон в своем согрешении (сравните 9:27) и взмолился об облегчении, но поведение его изобличало в нем нераскаянность сердца. По просьбе Моисея Бог избавил фараона и от этой кары, но он, далекий от истинного почитания Бога, опять нарушил свое обещание.

И. Казнь 9: тьма (10:21-29)

Исх. 10:21-23. Подобно третьей и шестой, девятая казнь совершилась над Египтом без предупреждения. Когда Моисей простер руку свою (сравните 9:22; 10:12-13), землю окутала густая тьма, продолжавшаяся три дня, и свет был лишь в земле Гесем. В точности неизвестно, посредством какого природного явления вызвал Господь эту тьму, но поскольку Гесем был избавлен от нее, она не могла произойти от солнечного затмения.

По мнению некоторых богословов, осязаемая тьма (10:21) соответствовала сильнейшей песчаной буре, которая затмила солнце: от возникших таким образом мглы и раскаленного воздуха люди прятались кто куда мог. Раз земля обнажилась, - ведь все, что росло на ней и покрывало ее, было побито градом или поедено саранчой, - мартовская песчаная буря, шедшая с юга, могла быть необычайно свирепой.

Объектом этой казни было одно из главных божеств Египта - бог солнца Ра, представителем которого на земле считался фараон. Солнечный свет и тепло, воспроизводство жизни - все это относилось к компетенции Ра. Другие боги, включая Гора, тоже так или иначе ассоциировались с солнцем. Не могла не быть посрамлена этой казнью (так же, как выпадением града и нашествием саранчи) и Нут, богиня неба.

Исх. 10:24-29. В несчастье своем фараон призвал Моисея и сказал, что хочет отпустить его с его народом, но чтоб они не брали с собой мелкого и крупного скота своего. Это было четвертой попыткой фараона пойти на компромисс (сравните 8:25,28; 10:11). Домашний скот евреев, если бы удержать его, помог бы египтянам восполнить их потери (в скоте) от 5-ой и 7-ой казней. Но Моисей не пошел ни на малейший компромисс не останется ни копыта). Он настаивал на том, что поскольку народ призывается совершить поклонение Богу, им нельзя оставить в Египте ничего из тех животных, которые могут понадобиться для жертвоприношения.

Пришедший в агрессивное состояние фараон приказал Моисею уйти с его глаз. Моисей спокойно отвечал: я не увижу более лица твоего. Это, на первый взгляд, противоречит факту встречи между фараоном, Моисеем и Аароном, которая состоялась позднее (12:31). Но сказанное Моисеем в 10:29 можно объяснить в свете того, что он не намерен был возвращаться к фараону мирно, неся ему слово от Бога. Иначе говоря, если бы Моисей и увидел фараона снова, то лишь затем, чтобы возвестить ему о неизбежной казни, либо - по просьбе фараона, который захотел бы предоставить Моисею и израильтянам разрешение покинуть его землю.

Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.018 с.)