Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Казнь 10: смерть перворожденных (11:1 - 12:36)

Поиск

После трех циклов казней по три в каждой земля египетская лежала в разорении. Бог продемонстрировал Свое безмерное могущество, явив бессилие богов Египта. А нанеся чувствительный удар по экономике этой сильной страны, Он поразил страхом сердца людей, населявших ее. Он побудил египтян возжелать ухода израильтян, хотя самого фараона еще предстояло смирить. После 10-ой казни великая печаль войдет в каждый египетский дом, где были дети. И эта-то казнь повлечет за собой освобождение Божиего народа.

1) Объявление последней казни (глава 11).

Исх. 11:1-3. Еще одну казнь Я наведу на фараона, сказал Бог, и после того он отпустит своих рабов, не ставя им более никаких условий (сравните 8:25,28; 10:11,24). До этого момента Моисей не знал, скольким казням предстоит поразить Египет. В связи с предстоявшим им скорым освобождением израильтяне должны были выпросить серебра и золота у Египтян, которые, по-видимому, были более расположены к ним, чем фараон (сравните 3:21-22; 12:35-36). Даже сам Моисей пользовался немалым уважением среди фараонова окружения (скорее всего, по причине чудес, которые он творил) и у египетского народа. Это помогает понять, почему египтяне отдали часть своих драгоценностей евреям.

Исх. 11:4-8. Как и кары третья, шестая и девятая, десятая наступила, по-видимому, без предупреждения - так что фараону не представилась возможность раскаяться прежде чем она поразила Египет. Возможно, эти стихи служат продолжением спора между фараоном и Моисеем, о котором читаем в 10:24-29.

Десятая казнь была совершенно особой: в полночь в каждой египетской семье должен был умереть перворожденный сын - от царского дома (первенца фараона) до беднейшей из семей (первенца рабыни). Перворожденный сын был у египтян в особой чести, а сын фараона, наследник престола, и сам почитался богом. Так что не было еще в Египте подобных плача и стенаний из-за погибших сыновей.

Почему же Бог навлек такое бедствие на египтян? Следует помнить, что Он является Владыкой, стоящим над всеми делами человеческими. Но благополучие и процветание людей, либо их осуждение и наказание проистекают не из особой любви Бога к одним или отсутствия ее к другим, а из того, что Ему угодно осуществить свою волю в отношении земли в целом.

Поскольку же Он один - свят, то имеет право пользоваться человечеством и располагать людьми по Своей воле. Что бы ни делал Бог, - Он прав, потому что Он - Бог! (Пс. 113:11). Нельзя забывать и того, что египтяне исповеды-вали многобожие, поклоняясь многочисленным идолам и лжебогам. И поскольку они отказывались поклониться истинному Богу, то и сделались объектом Его осуждения (сравните Рим. 1:18-23).

Богиня Изида, жена и сестра Озириса, по-видимому, считалась покровительницей детей. И вот 10-ая казнь показала полное ее бессилие в той сфере, в которой египтяне полагались на нее!

При совершении этой грандиозной казни евреям не грозила потеря ни одной живой души - будь-то из людей или из скота. И собака не залает на них в ту полночь (буквально не пошевелит пес языком своим). Этим образом - не залает пес и не укусит никого - подтверждалась мысль, что Божий народ не потерпит никакого вреда.

А египтянам это особое отношение Бога к евреям скажет, что Он покровительствует Израилю (сравните Исх. 8:23; 8:4). Так-то и случилось, что официальные лица из окружения фараонова, которые после совершения восьми казней начали просить царя отпустить израильтян (сравните 10:7), теперь впрямую стали торопить Моисея вывести его народ из Египта.

При нескольких других встречах с фараоном Моисей предоставлял ему возможность освободить еврейский народ - как средство избежать назначенной кары. Но на этот раз так не было. Сначала предстояло совершиться казни, и лишь затем фараон отпустит народ. Гневное заявление Моисея было последним. Никогда более при встрече с фараоном не предложит он ему выбирать между казнью и раскаянием (сравните толкование на 10:28-29). В предыдущих казнях сыграли свою роль Моисей и Аарон; не так было при последней, которую Бог совершил единолично.

Исх. 11:9-10. В этих стихах как бы подводится черта под непокорством фараонова духа (И сказал Господь… не послушал вас фараон; сравните 7 22). Именно это его нежелание слушаться побудило Бога к совершению чудес в земле идолопоклонников; побудило Господа к еще большему ожесточению сердца правителя (сравните толкование на 4:21).

Глава 12

2) Празднование первой Пасхи (12:1-28). От споров Моисея с фараоном центр повествования смещается теперь к Моисею и израильскому народу. Этот текст делится на две части: наставления Господа Моисею относительно праздника (стихи 1-20) и соблюдение празднования Пасхи (стихи 21-28)

Исх. 12:1-2. Вначале Бог сказал… Моисею и Аарону о времени празднования Пасхи, которой надлежало отметить наступление новой эры в истории Израиля. (Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым между месяцами года). Хотя события, описываемые в этой главе, происходили в седьмом месяце установленного гражданского года (который начинался в сентябре-октябре), месяц Пасхи делался первым месяцем в израильском религиозном календаре. Название его - Абиб (буквально "новые молодые колосья", того же, к примеру ячменя). Именно в это время собирали урожай ячменя (март-апрель). С введением нового календаря евреи получали и новое удостоверение - как избранный народ истинного Бога.

После того, как Израиль будет уведен в плен, названия 4-х месяцев из 12 будут изменены на вавилонские, и апрель станет называться месяцем "нисаном" (сравните Неем. 2:1; Иез. 3:7), что означает "ранний" или "начало" (табл. "Календарь в Израиле").

Исх. 12:3-6. Словосочетание "все общество Израильтян" (сравните стих 6) употребляется здесь в Ветхом Завете впервые - по отношению к народу. Оно знаменует начало нового.

Празднование Пасхи производилось по домам. В десятый день сего месяца (март-апрель) каждая еврейская семья должна была отобрать себе агнца или козленка (Шех - слово это, переводимое как "агнец", могло означать как ягненка, так и козленка; сравните стих 5). Если семья, будучи небольшой, не в состоянии была съесть все животное целиком, то ей надо было разделить эту пасхальную пищу с другим семейством.

Животное должно было быть однолетним, (мужеского пола), без порока. Через четыре дня (14-го числа) каждое такое животное следовало заколоть с наступлением вечера. Это означало - или между заходом солнца и наступлением темноты, или между 3 и 5 часами пополудни. Скорее всего между 3 и 5 пополудни, потому что в этом случае оставалось бы больше времени для заклания и приготовления животного, которое понадобилось бы позднее в числе многих других жертв, приносимых к алтарю.

Исх. 12:7-11. В этих стихах даются наставления, как именно соблюдать Пасху. Хотя этот праздник справлялся в каждом израильском доме, ритуал поклонения, совершаемый одновременно и сообща, должен был способствовать сплочению евреев в единое общество (сравните стих 3). Кровь животных следовало нанести на дверные косяки и перекладины, а мясо их - испечь, и люди должны были есть его с пресным хлебом и с горькими травами.

Заклание животных (вместо убийства в домах израильтян перворожденных сыновей, стих 13) и кропление дверей кровью служили прообразом заместительной смерти Христа. Он - "наш Пасхальный Агнец" (1-Кор. 5:7), "непорочный и чистый Агнец" (1-Пет. 19:19; сравните Иоан. 1:29). Принесение Им Себя в жертву есть то средство, прибегая к которому, верующие в Иисуса Христа спасаются от ужаса духовной смерти.

Горькие травы (вероятно, эндивий, цикорий, одуванчики) символизировали печаль и горе (сравните Плач. 3:15) по причине прошлой греховности, либо горькие воспоминания о пребывании израильтян в египетском рабстве. Хлеб, испеченный без закваски, символизировал их поспешный уход (Исх. 2:11, 39; Втор. 16:3). Мясо следовало печь, а не есть его сырым, как делали некоторые язычники.

Всю пасхальную пищу люди должны были есть поспешно, будучи одеты в дорогу (пусть будут чресла ваши препоясаны, толкование на "препояшь ныне чресла твои, как муж", Иов. 38:3; 40:2).

Таким образом под защитой пролитой крови все общество должно было вспоминать об очищении от греха (сравните Евр. 9:22) и о том, что они были пришельцами в чужой земле. То есть Пасха Господня означает, что Пасхальный агнец предназначался для Господа (сравните с "праздником Господу", Исх. 12:14).

Исх. 12:12-14. Бог сказал, что в ту самую ночь (в полночь, 11:4; 12:29), после того, как израильтяне съедят Пасхальных агнцев с травами и хлебом, Он поразит всякого первенца (сыновей и животных) в каждой египетской семье (сравните 11:5; 12:29-30). Эта последняя казнь преследовала ту же цель, что и все предыдущие: совершить суд… над всеми богами Египетскими (сравните Чис. 33:4), продемонстрировав таким образом, что Бог есть Господь. Старшему сыну фараона и его наследнику, по-видимому, приписывались свойства божества.

Мин, египетский бог воспроизведения рода, и Изида, богиня любви, посещавшая женщин во время родов, были в процессе этой завершающей казни, обернувшейся катастрофой, - разоблачены и осуждены как бессильные боги.

Окропление кровью израильских домов давало защиту от смерти, когда Бог губил египетских первенцев. От "проходить мимо" (евр. пасах происходит существительное, сделавшееся названием праздника - Песах (русская "Пасха" происходит от этого еврейского слова).

Как кровь животного служила средством избежать смерти, так кровь, пролитая Иисусом Христом, сделалась средством оправдания и искупления верующих (Рим. 5:9; Еф. 1:7).

Пасху надлежало отмечать ежегодно (день сей …празднуйте …во все роды ваши; как установление вечное… сравните Исх. 12:17,24; 13:10). Другие ежегодные праздники по случаю тех или иных событий, а также левитские правила и положения тоже назывались "уставами вечными" (например, 27:21; 28:43; 29:9; 30:21; Лев. 16:29,31,34; 23:14,21,41). Пасха была праздником Господу (сравните Исх. 5:1; 10:9).

Календарь в Израиле:

Григорианский календарь Еврейский календарь Земледельческий год Особые дни
Март-апрель Месяц 1: Нисан (первоначальное название Авив) Последние дожди. Сбор ячменя. Сбор льна. Нисан 14: Пасха (Исх. 12:1-11; Лев. 23:5) Нисан 15-21: Опресноки (Лев. 23:6-8) Нисан 21: Первый сноп жатвы (Лев. 23:19-14)
Апрель-май Месяц 2: Лийяр (первоначальное название Зив) Начало сухого сезона  
Май-июль Месяц 3: Сиван Первые фиги (инжир); наливается виноградная лоза Сиван 6: Пятидесятница (через 50 дней после дня Первого снопа) (Лев. 23:15-22)
Июнь-нюль Месяц 4: Таммуз Сбор пшеницы Первый виноград  
Июль-август Месяц 5: Аб Сбор винограда  
Август-сентябрь Месяц 6: Элул Поспевают финики и летние фиги (инжир)  
Сентябрь-октябрь Месяц 7: Тишри (первоначальное назв. Этаним) Первые дожди Тишри 1: Праздник труб (Лев. 23:23-25) Тишри 10: День очищения (Лев. 16; 23:26-32) Тишри 15-21: Праздник кушей (Лев. 23:33-36)
Октябрь-ноябрь Месяц 8: Марчесван (первоначальное название Бал) Вспашка земли. Сбор оливок (маслин)  
Ноябрь-декабрь Месяц 9: Кислев Сеяние зерновых Кислев 25: Праздник обновления (Ханука) (Иоан. 10:22)
Декабрь-январь Месяц 10: Гебет Последние дожди  
Январь-февраль Месяц 11: Шебат Цветение миндаля  
Февраль-март Месяц 12: Адар Сбор цитрусовых Адар 13-14: Пурим (Есф. 9:26-28)

Исх. 12:15-20. Затем Бог дал Израильтянам наставления относительно праздника опресноков как торжества всего народа по поводу избавления Израиля из Египта. Праздники Пасхи и опресноков были так тесно связаны между собой, что зачастую их воспринимали как один праздник (сравните Лук. 2:41; 22:1; Деян. 21:3-4). Праздник опресноков должен был продолжаться семь дней (Исх. 13:6-7), от 14 до 21 числа месяца (Лев. 23:6; Чис. 28:17). Квасной (дрожжевой) хлеб, конечно, нельзя было есть и на Пасху (Исх. 12:8).

В домах квасное (закваска) - стихи 15-16 - как символ греха (1-Кор. 5:8) подлежало уничтожению. Отсутствие закваски означало, что те, кто пребывали под защитой пролитой крови, не развращались грехом перед лицом Божиим. А кто стал бы есть квасное в те праздничные дни, душа та была бы истреблена …из общества Израильтян (Исх. 12:19), другими словами, исключена из сообщества, лишена прав и привилегий, предусмотренных Заветом, а, возможно, и умерщвлена.

Кроме того, на первый и на седьмой день празднества народу следовало собираться для проведения особой религиозной службы. И ничего нельзя было делать всю неделю, кроме как приготовлять пищу. Как и Пасхе, празднику опресноков надлежало стать установлением вечным (стих 17; сравните стих 14) во благо грядущим поколениям.

Оба эти праздника вместе объявлялись "установлением ", которое следовало "хранить", т. е. держаться его (стихи 14,17,24) и "церемонией" (служением), которую следовало соблюдать (стихи 25-26). Служение это Израилю завещено было рассматривать как пасхальную жертву Господу (стих 27). Наставления, высказанные в стихах 15-16, повторяются в стихах 19-20, возможно, чтобы подчеркнуть их значение.

Исх. 12:21-28. В этих стихах Моисей дает старейшинам наставления (стихи 21-23) относительно Пасхи, идентичные тем, которые Господь дал ему (стихи 3-11). Кровь должна быть нанесена на перекладины и… косяки… дверей (стих 7), и нанести ее надо было пучком иссопа (кусты, повсеместно растущие на склонах гор). Израильтяне обычно пользовались этим растением для совершения ритуалов очищения (сравните Лев. 14:4,6,49,51-52; Чис. 19:6,18).

Губитель (сравните с "истребителем" в Евр. 11:28), уничтоживший первенцев, мог быть Ангелом Господним (воплощением, предшествовавшим воплощению Христа; сравните толкование на Быт. 16:9), либо просто одним из ангелов.

Затем Божиему народу было сказано, чтоб он обязательно отмечал Пасху в земле, которую Бог обещал дать ему. А также объяснял значение ее своим детям (Исх. 12:26-27; сравните 13:14-15). Народ, благодарный за свое наступавшее освобождение из рабства, которое длилось веками, совершил поклонение Господу. А затем выполнил Его распоряжение.

3) Поражение казнью (12:29-36). Подробные наставления относительно праздников Пасхи и опресноков следуют за выражением томительной тревоги, которая достигает высшей точки, когда совершается казнь над египетскими первенцами мужского пола (стихи 29-30), вслед за чем израильтяне получают освобождение (стихи 31-36).

Исх. 12:29-30. Указывается время совершения 10-ой казни (полночь), масштабы ее (поражен был каждый перворожденный; сравните 4:22-23) и впечатление, произведенное ею (и сделался великий вопль; сравните 11:6). Страшное горе охватило народ Египта, когда Бог уничтожил возлюбленных сыновей его в каждой семье, к какому бы слою общества она ни принадлежала: от семьи фараона до семьи узника, сидевшего в темнице (сравните 11:5). Это служит живым напоминанием о гневе Божием, обращаемом против грешников и об ужасной плате за грех. Совершенно очевидно, что "могучая мышца" Божия принудила фараона отпустить Его народ! (3:19).

Исх. 12:31-33. Фараон отпустил израильтян той же самой ночью и без всяких условий; это было ответом на разыгравшуюся трагедию. Он даже потребовал, чтоб евреи ушли. Бог предсказал это: "он отпустит вас" (3:20; 6:1). Не удивительно ли, что фараон, которого почитали как бога, унизился теперь до того, что просил Моисея и Аарона: благословите меня (сравните 8:28). Да и народ египетский побуждал израильтян поскорее уйти - из страха, что в противном случае весь он вымрет.

Исх. 12:34-36. Исход совершился столь стремительно, что народ понес с собой невскисшее тесто: у них не было времени испечь из него хлеб (стих 39).

Казни, свидетельствовавшие о Божием могуществе, пробудили в египтянах уважение к евреям, но и желание посодействовать их скорейшему уходу, - потому они и отдали им драгоценности и одежду (сравните 3:21-22; 11:3). Так исполнилось обещание, данное Богом Аврааму, относительно пленения его потомков (Быт. 15:13-14) Евреи получили от египтян своего рода "компенсацию" за 400 лет рабского труда на них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.48.1 (0.011 с.)