Рождение Моисея в Египте, он - под защитой дочери фараона (2:1-10) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рождение Моисея в Египте, он - под защитой дочери фараона (2:1-10)



Исх. 2:1-2. Обратите внимание на то, что рождение Моисея комментируется весьма кратко. Ясно, что указ фараона (1:16,22) грозил опасностью жизни Моисея. Имена его родителей здесь не приводятся, но из 6:20 мы узнаем, что отца его звали Амрамом, а мать Иохаведой, и что она была теткой Амрама. У этой пары из колена Левиина было еще двое детей: Мариамь (15:20) и Аарон (6:20). Аарон был на три года старше Моисея (7:7).

Если допустить, что исход совершился в 1446 году, и поскольку Моисею было к тому времени 80 лет (7:7), то он родился в 1526 г. до Р. Х., в начале царствования Тутмоса 1 (1526-1512) или в конце царствования Аменхотепа I (1545-1526). Вопреки указу фараона, родители Моисея спрятали новорожденного (сравните Деян. 7:17-20). Имя свое ребенок получил не от них, а от египетской принцессы (Исх. 2:10).

Он (сын) был очень красив (стих 2), т. е. привлекателен внешне и здоров. По словам Стефана, Моисей "был прекрасен пред Богом" (Деян. 7:20); о том же свидетельствует и автор Послания к Евреям (Евр. 11:23).

Движимые верой в то, что Бог силен решить их проблему, родители Моисея скрывали его, вопреки царскому указу. Но по прошествии трех месяцев оставлять его в доме сделалось небезопасно.

Исх. 2:3-4. И тогда мать Моисея - Иохаведа решила перепрятать дитя в корзинку и оставить ее в зарослях тростника на Ниле. Она сплела корзинку из стеблей папируса и осмолила ее асфальтом (сравните с Быт. 6:14, где Бог приказывает Ною "осмолить смолою" ковчег) прежде, чем поставить ее в болотистые заросли. По иронии судьбы Иохаведа, опуская своего сына в Нил в осмоленной корзине, в каком-то смысле исполнила указ фараона - "выбрасывать" новорожденных мальчиков в реку! (Исх. 1:22).

Сестре новорожденного младенца - Мариами Иохаведа велела стоять в некотором отдалении. Было ли это продуманным замыслом со стороны Иохаведы, которая надеялась, что кто-нибудь подберет и защитит ее дитя? Возможно - судя по тому, что мать велела Мариами наблюдать издали, что с ним будет, и по предложению Мариам дочери фараона (2:7) привлечь к делу мать младенца.

Исх. 2:5-9. Промысел Божий отчетливо виден из Его заботы о ребенке, из того, каким чудесным образом дитя вернулось к своим родителям. Кто была эта дочь фараонова? Если дело происходило в царствование фараона Тутмоса I, то, возможно, речь идет о царевне Хатшепсут. Может быть, корзинка-лодочка не вовсе была скрыта в зарослях, потому что царевна увидела ее.

Когда же дочь фараонова… открыла корзинку, то плач младенца вызвал у нее жалость (она сжалилась над ним). В этот самый момент Мариамь и предложила ей привести кормилицу из еврейских женщин. Не говорит ли со всей очевидностью о Божием контроле над событиями то обстоятельство, что мать Моисея вновь получила свое дитя, которое теперь было водворено в родительском доме на законных основаниях, несмотря на указ фараона (1:22)? И ведь Иохаведа была даже вознаграждена за свои услуги! (2:9).

Любопытно, что несколько женщин оказались вовлеченными в обстоятельства, связанные с рождением Моисея: повивальные бабки, которые боялись Бога и потому ослушались царского указа; мать Моисея, оказавшая фараону открытое неповиновение; египетская принцесса, дочь фараона, проникшаяся состраданием к ребенку; и, наконец, сыгравшая определенную роль в этой истории сестра Моисея. В стихах 1-10 не названы имена ни одной из этих женщин.

Исх. 2:10. Когда Моисею было несколько лет отроду, его привели к дочери фараоновой в качестве члена царской семьи (сравните Деян. 7:21-22). Моисей был усыновлен ею; она дала ему имя и воспитала его. "И научен был Моисей всей мудрости египетской" (Деян. 7:22). Но впоследствии он отрекся от принадлежности к египетскому царскому дому и "отказался называться сыном дочери фараоновой" (Евр. 11:24-25).

Некоторые полагают, что имя Моисей (Моша) - еврейское и что египтяне понимали язык хибру. Другие говорят, что это - египетское имя, что "Мозез" созвучно частице "мосе" в таких именах как Тутмос или Яхмос. Кассуто ("Комментарии на книгу Исхода "предполагает, что это египетское слово, означающее "сын" или "рожденный", хотя евр. Моше созвучно еврейскому же слову машах, которое означает "вытаскивать" ("я из воды вынула его").

Снова, таким образом, усилия фараона искоренить мужское население Израиля не увенчались успехом. Вначале защитой младенцу Моисею послужила жалкая тростниковая корзинка, а затем - мгновенно вспыхнувшее нежное чувство в сердце дочери фараона. Бог, обладающий высшей и неограниченной властью, спас дитя от действия царского указа и даже сделал его членом царской семьи!

БЕГСТВО МОИСЕЯ В ЗЕМЛЮ МАДИАМСКУЮ (2:11 - 4:17)

А. Причина бегства Моисея (2:11-14)

Исх. 2:11-14. События, описанные в этих стихах, произошли через сорок лет после рождения Моисея (Деян. 7:23); то есть около 1485 г. до Р. Х. ("Историческую обстановку" во Вступлении). К тому времени Моисей уже был высокообразованным человеком и, по-видимому, бегло говорил как по-египетски, так и на иврите.

Вступившись за одного из своих угнетенных братьев, Моисей убил египтянина и спрятал тело его в песке. Моисей полагал, что, защищая своего собрата, даст понять своему народу что является его избавителем (Деян. 7:25). Еще он думал, что, как он убивал, никто не видел, но, вероятно, израильтянин, которого Моисей защитил, рассказал о том, что произошло. Потому что уже на следующий день, когда Моисей вмешался в ссору между двумя евреями, один из них заметил Моисею, что он, мол. убил Египтянина (Деян. 7:24-28). Моисей испугался тогда, что весть об убийстве уже распространилась и дойдет до фараона.

б. Куда бежал Моисей (2:15а)

Исх. 2:15а. Когда фараон услышал об убийстве, совершенном Моисеем, то пришел в гнев (Евр. 11:27) и хотел убить Моисея. Возможно, фараоном этим был Тутмос III, соправительницей которого долгое время была Хатшепсут. Моисей убежал от египтян и стал жить среди кочевников-мадианитян. Начало этому народу положил Мадиан, сын Хеттуры, жены Авраама, который отослал их в "землю восточную" (Быт. 25:1-16). Мадианитяне жили в юго-восточной части Синая и на северо-западе Аравийского полуострова, по обе стороны Акабского залива. Эта пустыня по своему характеру значительно отличалась от пустыни Гесем в Египте.

В. Женитьба Моисея (2:15б-22)

Исх. 2:15б-22. Однажды, сидя в земле Мадиамской у колодца, Моисей увидел семь дочерей Рагуила (в других местах называемого Иофором: 3:1; 18:1), священника Мадиамского. Благородный, поступок Моисея, защитившего девушек, которые пришли за водой, был третьим примером того, что Моисей искал возможности помочь другим, избавить их от беды (сравните 2:12-13). Все эти случаи как бы предвещали его будущую роль народного освободителя.

Смелый поступок его побудил отца девушек пригласить Моисея (которого дочери назвали Египтянином, возможно, потому, что он был одет как египтянин) пообедать с ними. В конце-концов Моисей женился на дочери Рагуила - Сепфоре (это имя означает "малая птичка"), и у них родился сын Гирсам, что значит "изгнание" или "пришелец в чужой земле".

На протяжении 40 лет (Деян. 7:30) Моисей вел нелегкую пастушью жизнь в Синайской пустыне, но это дало ему возможность обрести ценные познания относительно рельефа Синайского полуострова, которые позднее, когда он вел израильтян по пустынной этой местности, сослужили ему важную службу.

Г. Призыв, обращенный к Моисею (2:23 - 4:17)

1) Что послужило причиной этого призыва (2:23 - 4:17).

Исх. 2:23-25. Царь, который умер (стих 23), вероятно, Тутмос III, "фараон угнетения" (1504-1450 гг. до Р. Х.), которому наследовал Аменхотеп II (1450-1425). Пока Моисей 40 лет находился у мадианитян, израильтяне продолжали страдать под рабским ярмом, наложенным на них египтянами (1:11). Слыша их горестные вопли, вспомнил Бог завет Свой с обетованиями, данный Им Аврааму (Быт. 12:1-3; 15:18-21; 17:3-8), Исааку (Быт. 17:21) и Иакову (Быт. 35:10-12).

Проникшись состраданием, Бог стал думать о бедственном положении израильтян. Он увидел (Исх. 3:7,9) и услышал и решил вмешаться. Исх. 2:24-25 являются стержневыми стихами для всего повествования. Угнетение, рабство и смерть были превалирующими темами в 1:1 - 2:23. Теперь главное ударение будет поставлено на темах избавления и победы. Бог в своем непревзойденном могуществе вознамерился действовать согласно Своим обетованиям, чтобы освободить и сохранить Свой народ.

Глава 3

2) Призыв, обращенный к Моисею (3:1 - 4:17). Эти стихи, в которых запечатлен призыв Бога к Моисею на горе Хорив, могут быть поделены на пять частей: обстоятельства (3:1-3), непосредственная встреча (3:4-10), сильный испуг (3:11-15), наставления (3:16-22) и сетования, жалобы (4:1-17).

Исх. 3:1-3. В этих стихах показаны: обстоятельства, в которых Бог призвал Моисея. После 40 лет обучения и совершенствования при дворе фараона Моисей приближался теперь к окончанию другого сорокалетнего периода в своей жизни, на протяжении которого был пастухом. Ведя стадо тестя своего на поиск тучных пастбищ, Моисей приблизился однажды к горе Хорив (одно из названий горы Синай; сравните 19:10-11 с Втор. 4:10). Не вполне ясно, почему его тесть назван здесь Иофором, вместо Рагуила.

Может быть, Рагуил полагал, что удостоился особой чести, выдав дочь замуж за египтянина, воспитанного при царском дворе, и поэтому изменил свое имя на Иофор, что означает "изобилие" или "превосходство". То, что Моисей называет Хорив горой Божией (сравните 4:27; 18:5; 24:13), вероятно, объясняется его особо уважительным отношением к этой горе по причине событий, которые имели там место.

Интересно, что явление Бога Моисею (3:1-3) произошло на той же самой горе, где позднее Бог дал ему закон (19:20; 24:13-18; сравните 3:12). Именно там любопытство Моисея было привлечено кустом, который горел, но не сгорал. Огонь символизировал присутствие Божие; он был виден и позднее, когда Бог сошел на гору Синай (Исх. 19:18).

Исх. 3:4-10. При этой встрече с Моисеем Всевышний поручил ему освободить Его народ из Египта (стих 10). Сознавая, что это Бог взывал к нему, Моисей ответил: вот я. Такой же ответ был дан Богу Авраамом (Быт. 22:11), Иаковом (Быт. 46:2) и Самуилом (1-Цар. 3:4). Бог повелел Моисею снять обувь (сравните Иис. Н. 5:15) в знак преклонения перед Ним. Земля эта была святой не сама по себе, а из-за присутствия Бога. Когда Господь открыл Себя Моисею как Бога его предков (Авраама, Исаака и Иакова; сравните Исх. 3:15-16; 4:5), Моисей закрыл лице свое, боясь взглянуть на Бога (сравните с комментариями на 33:11,20; Иоан. 1:18).

Затем Бог сказал Моисею, что Ему известно о тяжелом положении Его народа (Исх. 3:7,9; сравните 2:24) и что Он намерен освободить их из Египта. Его обеспокоенность судьбой народа выражена в словах: иду избавить его (3:8). Бог решил а) вывести их из Египта и б) ввести в землю хорошую и пространную, совсем иную, чем Мадиамская пустыня.

Фраза где течет молоко означает, что Ханаан был отличным местом для кормежки скота - коз и коров. У коз, овец и коров, питаемых на тучных пастбищах, вымя будет переполнено молоком; земля, где течет мед, значит, что в этой земле - множество пчел, производящих мед. А от обилия молока и меда зависит процветание сельских жителей. В этом месте впервые встречаем ссылку, которых много в Ветхом Завете, на "землю, текущую молоком и медом" (сравните стих 17; 33:3; Лев. 20:24; Чис. 13:27; 14:8; 16:13-14; Втор. 6:3; 11:9; 26:9,15; 27:3; 31:20; Иис. Н. 5:6; Иер. 11:5; 32:22; Иез. 20:6,15).

Земля же эта была заселена Хананеями, Хеттеями, Аморреями, Ферезеями, Евеями и Иевусеями (Исх. 3:17; 13:5; 23:23; 33:2; 34:11).

В книге Бытия 10:15-18 перечислены все эти народы, за исключением Ферезеев, наряду с другими семью народами, которые вели начало от Ханаана, сына Хама и внука Ноя. Заключая завет с Авраамом (Быт. 15:18-21), Бог упомянул пять из шести этнических групп, упомянутых в Исх. 3:8, наряду с пятью другими группами (сравните с семью народами, перечисленными во Втор. 7:1).

Хананеи - более широкоохватываюшее определение. Хеттеи, вероятно, соответствовали объединениям людей, пришедших с севера. Аморреи, о которых здесь говорится, - те же самые, что Аморреи из северной части Месопотамии (сравните с комментариями на Быт. 14:13-16). Ферезеи были, возможно, земледельцами или кочевниками. Евеи могли жить в северной Палестине и за пределами ее (Иис. Н. 11:3; Суд. 3:3). Иевусеи жили в гористой стране (Чис. 13:29), которая называлась Иевус, и на подступах к ней; Иевус позднее стал известен как Иерусалим (Иис. Н. 15:8).

Затем Бог сказал Моисею, каким образом освободит Он Свой народ. Он воспользуется им, Моисеем, но не собственной силой станет действовать он, а, будучи уполномочен на то Богом. Бог сказал: Итак, пойди: Я пошлю тебя… Любопытно, что, обещая народу две вещи (освобождение из Египта и новую землю), Он поручил Моисею осуществление лишь первой задачи. Бог знал, что Моисей не войдет в Обетованную землю (Втор. 32:48-52).

Исх. 3:11-15. Моисей был потрясен словами Бога (стихи 7-10), это видно из того, как он испугался. Ему трудно было поверить в реальность этого распоряжения. И потому он тут же стал возражать Богу, ссылаясь на свои недостаточные способности (стих 11) и недостаточный авторитет (стих 13). Моисей сомневался в том, что в состоянии одержать победу в столкновении с новым фараоном (Аменхотепом II) и вывести народ… из Египта. Отвечая на это его возражение, Бог дал ему два обетования: Он заверил его в своем личном присутствии (Я буду с тобою, стих 12; сравните с комментариями на стих 14: Сущий послал меня к вам) и обещал Моисею, что вы (он сам и народ) совершите служение Богу на этой горе, т. с. на горе Хорив.

Целью освобождения было дать Израилю возможность "служить Богу". Об этой цели неоднократно говорится в книге Исхода (4:23; 7:16; 8:1,20; 9:1,13; 10:3,7-8,11,24,26; 12:31). Еврейское слово, означающее "служить Богу", "поклоняться Богу", имеет и другое значение - "быть рабом". Израильтяне были рабами в Египте ("стране рабства", буквально "доме рабства", 13:3,14; 20:2). Бывшие рабами у египтян, теперь сыны Израиля должны были служить Господу, поклоняясь Ему в качестве Его подвластных.

Второе возражение Моисея касалось того, что, как он полагал, израильтяне воспротивятся его утверждению, что Бог послал его, чтобы освободить их. И тогда Бог велел Моисею сказать им, что Он есть Сущий и что Сущий послал меня к вам. (стих 14). Он-то и сказал, что будет со Своим народом в трудное для него время.

Слово еще (Исх. 3:15) указывает на ответ, данный на второе возражение Моисея (первый ответ содержался в стихе 14). Бог, Который был и есть всегда, в прошлом открыл Свой характер отцам (патриархам; сравните стихи 6, 16; 4:5) и явил им, что готовность от всего сердца прощать Свой народ неизменно присуща Ему. Вот имя Мое (Сущий) на веки. Помнить о Нем под этим именем следует всегда, вечно. Возможно, в представлении Моисея Господь был некиим далеким Властелином, а не таким вот неизменным в Своем характере Богом, Который заботится о Своих избранных и любит их.

Итак, на оба возражения Моисея (3:11,13) было отвечено через преподанный ему урок относительно природы и характера Бога (стихи 12, 14-15).

Исх. 3:16-22. После того, как Моисей был поставлен в известность о характере как порученной ему миссии (3:7-10), так и его Бога (3:11-15), он получил подробные разъяснения, каким образом надлежит исполнить ему поручение. Разъяснения эти касались старейшин (3:16-17), царя (3:18-20) и израильтян (3:21-22).

Бог повелел Моисею пойти к старейшинам (начальникам и советникам) Израилевым и сказать им об имевшей место теофании, т. е. о явлении Бога в горящем кусте, о Его словах, проникнутых заботой и сочувствием (Я… увидел, что делается с вами; сравните 2:24; 3:7) и о Его намерении вывести их от угнетения Египетского и землю Хананеев (сравните со стих 8 и комментарием на него). Вместе со старейшинами Моисею надлежало явиться к Аменхотепу II. Словами Господь, Бог Евреев Моисей воспользуется впоследствии, когда станет говорить с фараоном; они понятны были людям, исповедывавшим многобожие (сравните 5:3; 7. 16; 9:1,13; 10:3).

Моисей и старейшины должны были просто обратиться за разрешением выйти из Египта в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву Богу. Он намеренно ничего не сказал об их возвращении назад.

Бог дал знать Моисею (3:19-20), что фараон не исполнит их просьбы, если не произойдет вмешательства свыше. (Божия крепкая рука, под которой понимаются твердость Его и сила, являемые на деле, упоминается также в 6:1 (дважды); 13:14,16; 32:11; Втор. 4:34; 5:15; 6:21; 7:8,19; 9:26; 11:2; 26:8). Но, чтобы убедить фараона позволить Израилю выйти, Бог прибегает к чудесам (10 "казням").

Казни, которые обрушатся на Египет, побудят египтян "любезно" обойтись с израильтянами, так что, когда те попросят, египтяне дадут вещей серебряных и вещей золотых, и одежд (сравните Быт. 15:14б; Исх. 12:35-36) израильским женщинам (и мужчинам, о чем упоминается в 11:2). Не с пустыми руками предстояло уйти Божиему народу; возможно, это явилось частичной компенсацией за 400 лет рабства. Впоследствии эти золотые и серебряные вещи будут использованы Израилем при возведении скинии (35:5,22).

Глава 4

Исх. 4:1-17. И вновь (сравните 3:11-15) вознес Моисей жалобы по поводу данного ему поручения, потому что не чувствовал себя способным исполнить его. Подробные инструкции, излагаемые в 3:16-22, по-видимому, лишь усилили беспокойство Моисея по поводу предстоявшей ему роли, и он выдвинул еще два возражения: страх, что соплеменники не признают его авторитета (4:1), и свое косноязычие (стих 10). Поначалу терпеливо и мягко реагирует Бог на опасения Моисея.

Страх, что израильтяне могут не поверить, будто Бог явился ему, был обоснованным, потому что Бог не являлся израильтянам на протяжении 430 лет, т. е. все время, пока они пребывали в Египте. Ответом Господа избавителю, исполненному сомнений, было дарование ему способности совершить три сверхъестественных дела, два - одно за другим (стихи 3-5, 6-8) и еще одно - позднее (стих 9).

Первым знаком Моисею было превращение его жезла (пастушеского посоха) в змея и обратное превращение змея в жезл. Обычно это опасное дело - хватать змею за хвост! И чтобы последовать указанию Господа, требовались мужество и вера. В глазах египтян змеи символизировали силу и жизнь, и Бог показывал таким образом Моисею, что он в состоянии будет одолеть силу египетскую. Это чудо, сказал Господь, заставит израильтян поверить, что Он, Бог патриархов, (отцов их) (сравните 2:24; 3:6,15-16), действительно, говорил с Моисеем.

Вторым знаком было то, что рука Моисея покрылась проказой, а затем очистилась. Эта болезнь, хотя, возможно, и не та, которую мы называем проказой сегодня, была очень распространена на древнем Востоке и считалась неизлечимой.

Моисей в страхе побежал от змея (4:3). Теперь он должен был ужаснуться, когда, вытащив из-за пазухи руку, увидел, что она поражена болезнью. Но затем, каким, вероятно, благоговейным страхом преисполнился он, когда рука внезапно очистилась! Этот знак, сказал Бог, может явиться в глазах народа более убедительным, чем первый (стих 8). Итак, страх, что никто не поверит ему, будто он послан Богом, оставил Моисея.

Третьим знаком должна была стать чудесная способность Моисея превращать воду из Нила в кровь (стих 9). Реку Нил египтяне почитали как источник жизни и процветания. Продемонстрировав народу, что ему дана сила над Нилом, Моисей доказал бы, что Бог дал ему и способность одолеть египтян. Позднее Моисей совершит все эти чудеса в присутствии израильтян (стихи 29-30), и как предсказывал Бог (стихи 5, 8), народ поверит ему (стих 31). Любопытно, что первая "казнь" египетская перекликалась по своему характеру с третьим знаком: когда Аарон ударил своим жезлом по воде Нила, вода обратилась в кровь (7:17-21).

Четвертая жалоба Моисея касалась несвойственных ему, якобы, красноречия и ораторских способностей (4:10-17; сравните 6:12,30). Человек я не речистый-… и косноязычен означает неспособность быстро и гладко говорить. По-видимому, Моисей преуменьшал свои способности - ведь, по словам Стефана, он "был силен в словах" (Деян. 7:22). Первоначальная реакция Бога на возражения Моисея выразилась в напоминании ему - через поставленные ему вопросы - что Господь определяет способности человека и отсутствие у него таковых.

Затем Бог кратко повторил Моисею Свое поручение (итак пойди; сравните Исх. 3:10). Но несмотря на заверения Бога, что даст ему соответствующую силу (Я… научу тебя; сравните 4:15), величие и трудность стоявшей перед ним задачи все еще вызывало у Моисея чувство неуверенности. Но когда он предложил Богу найти ему замену (стих 13), Бог пришел в гнев. (Сравните с пятью другими упоминаниями Божьего гнева: 15:7; 22:24; 32:10-12).

Почему разгневался Он? Вероятно, потому, что ощутил: Моисей возражал больше из чувства неповиновения, чем страха. И тогда Он сказал Моисею, что даст его брату говорить, вместо него (4:14-16; сравните с 7. 1). Наступит день, когда этот-то оратор, представитель Моисея, сделает золотого тельца (32:15) и станет "лжепредставителем" своего брата (33:22-24).

Затем Бог сказал, что будет помогать им обоим говорить перед фараоном и народом (4:15-16; сравните стих 12; 7:1-2). Моисею было сказано взять жезл, который превратился в змею (4:2-4) как орудие совершения предстоявших чудес (сравните 7:9-10). В 4:20 этот жезл или посох назван "жезлом Божиим".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.026 с.)