А. Притеснение Израиля в Египте (глава 1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Притеснение Израиля в Египте (глава 1)



Книга Исход

Введение

На древнееврейском языке название этой книги звучит как "Елле-Шемот" ("Вот имена"), будучи идентичным первым двум ее словам. Встречается это название и в сокращенном виде "Шемот" ("Имена"). Русское название "Исход" соответствует Септуагинте. Исход из Египта описывается в книге в 13:17 - 15:21.

Автор

Исход был написан Моисеем в какой-то период времени пребывания его у горы Синай, либо вскоре после этого. В пользу этого факта недвусмысленно свидетельствует сама Библия. Так, из Библии видно, что Моисей способен был исполнить подобное дело ("И научен был Моисей всей мудрости Египетской", Деян. 7:22). Книга Исход не оставляет сомнений в авторстве Моисея. Бог приказал Моисею записать, как происходило военное столкновение Израиля под командованием Иисуса Навина с амаликитянами ("Напиши сие для памяти в книгу"; Исх. 17:14).

Кроме того, Моисей записал все, что говорил ему Господь на Синае (И написал Моисей все слова Господни; Исх. 24:4). Эти его записи получили название "Книги Завета" (24:7). На горе Синай Господь сказал Моисею: "Напиши себе слова сии" (34:27), и Моисей "написал на скрижалях слова завета, десятисловие" (34:28).

Об авторстве Моисея свидетельствует и то, что мы читаем в других частях Пятикнижия. Во Второзаконии 31:9 говорится, что "написал Моисей закон сей и отдал его священникам". Столь же убедительно звучат и слова из Второзакония 31:24 "Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца".

В других книгах Ветхого Завета также находим подтверждения тому, что автором Исхода был Моисей. Так, Давид завещал Соломону слушаться Божиих определений и постановлений, "как написано в законе Моисеевом" (3-Цар. 2:3). Ездра читал из "книги закона Моисеева" (Неем. 8:1). Кроме того, Пятикнижие называли "книгой Моисеевой" (Неем. 13:1).

Наш Господь Иисус считал Моисея автором Исхода. Цитируя стихи из этой книги, 20:12 и 21:17, Он перед этим сказал: "Ибо Моисей сказал" (Мар. 7:10), а перед цитатой из Исхода 3:6 "Разве вы не читали в книге Моисея" (Мар. 12:26).

Время написания

В 1-Цар. 6:1 промежуток времени между исходом евреев и началом строительства храма Соломоном (он начал строить его в четвертый год своего царствования) определяется в 480 лет. Поскольку четвертый год царствования Соломона приходится на 966 год до Р. Х., то исход должен был произойти в 1446 году. Кроме того, ко времени Иеффая (приблизительно 1100 г. до Р. Х.) Израиль уже находился в земле обетованной 300 лет (Суд. 11:26). Если к 300 годам прибавить 40 лет пребывания в пустыне и какое-то время, потребовавшееся для завоевания Есевона, то получится, что исход имел место в середине 15 столетия до Р. Х.

Данные археологических раскопок в Египте, относящиеся к этому периоду, соответствуют тому, что записано в книге Исход. К примеру, Тутмос IV стал наследником своего отца Аменхотепу II, хотя и не был его старшим сыном ("первенец" Аменхотепа II был убит Господом в ночь первой Пасхи, Исх. 12:29). Известно, что в начале своего правления Аменхотеп II (1450-1425 гг. до Р. Х.) подавлял восстания недовольных в своем царстве; что семитов заставляли изготовлять кирпичи (сравните 5:7-18); что несколько египетских фараонов из 18-ой династии (примерно 1567-1379 гг.) много и активно строили на севере страны. Поскольку фараоны из 18-ой династии очень часто вели войны в Палестине, становится понятным, для чего размещали они военные гарнизоны и строили "города для запасов" (1:11) в районе Дельты: им это было надо для облегчения передвижения между сиро-палестинскими населенными пунктами и Египтом.

Кроме того, события, происходившие в Палестине около 1400 года до Р. Х., соответствуют завоеваниям, которые возглавил Иисус Навин. Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон, Аин и Асор были разрушены примерно в 1400 году. Один из ученых приходит к такому выводу: "Все обнаруживаемые на территории Палестины остатки материальной культуры говорят о том же, что и данные, известные из литературы: упомянутые завоевания происходили именно в то время, о котором определенно свидетельствуют библейские историки" (Брюс К. Вольтке).

Для перехода из Египта в Синайскую пустыню израильтянам понадобилось ровно три месяца (Исх. 19:1-2). Логично думать, что Моисей составил свою книгу в то время, как они расположились там лагерем или вскоре после того (1446 г. до Р. Х.). Логично и то, что описанное в ней, начинается в какой-то промежуток времени до рождения Моисея в 1526 году (глава 2) и продолжается до событий, происходивших в окрестностях горы Синай.

Цель написания.

Центральными событиями книги Исход являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея. Правление это осуществлялось посредством новой "конституции" Моисеева завета (19:3-19). Юнгер замечает:

"Книга Исхода направлена на то, чтобы сосредоточить внимание на великом акте избавления потомков Иакова и учреждения из них теократического государства, располагавшегося у горы Синай. Бог, Который до той поры был связан с Израилем лишь посредством Своего завета с Авраамом, который Он подтвердил Исааку и Иакову, теперь привлекает Израиль к Себе как народ посредством избавления его из рабства. Поступая с ним как с избранным народом, через который предстоит явиться Искупителю, Иегова, кроме того, связывает его с Собой узами Моисеева завета и поселяется среди него под покровом облака славы"

Таким образом, исход является связующим звеном между источником происхождения народа, который есть обетование, данное Богом Аврааму (Быт. 12:2), и началом теократической государственности этого народа под управлением Моисея. Народ, который получил обетование, был чудесным образом освобожден из рабства и "помещен" под сень Моисеева завета, чтобы он мог стать "народом святым" (Исх. 19:6) и проложить путь для благословения язычников (Быт. 12:3; сравните "поставлю Тебя… во свет для язычников", Ис. 42:6). Итак, два момента выделены в книге Исхода: искупление и посвящение.

Историческая обстановка.

1. История Египта до исхода евреев. Древний Египет простирался на расстояние примерно 900 км. от Ассуана (древняя Сиена), первого порога на реке Нил, к северу, в направлении Средиземного моря. Его территория включала в себя узкую долину Нила (от Ассуана до Мемфиса) и Дельту, обширный треугольник, простиравшийся от Мемфиса до моря.

К югу от Асссуана лежала древняя земля Куш. Название "Египет" греческого и латинского происхождения, но корнями своими оно уходит к древнему слову Хакуптаа, первоначальному названию Мемфиса, столичного города, расположенного сразу на север от Каира. В те времена, когда Мемфис был столицей, иностранцы называли его именем называли всю страну. А местное население называло ее иначе "Тамери", что значит "возлюбленная земля", или "Кемет" - "черная страна", отдавая дань плодородной почве по берегам Нила.

История древнего Египта делится учеными на три периода: додинастический (примерно 3500-3100 гг. до Р. Х.), период первых династий (примерно 3100-2686 гг. до Р. Х.) и династический (2686-332 гг. до Р. Х.).

В додинастический период сельское население, жившее по берегам Нила, становилось все более оседлым. Возникавшие цивилизации Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта были объединены Нармером, первым фараоном верхнего Египта. Объединение это положило начало периоду первых династий. Их входило в него две.

Династический период продолжался от 2686 года до завоевания Египта Александром Македонским в 332 году. 29 династий правило страной на протяжении этого периода.

Время 3-6 династий (около 2686-2181 гг. до Р. Х.) характеризовалось быстрым прогрессом в области культуры и техники. В эти столетия, получившие название периода Древнего царства, сооружались великие пирамиды, и фараоны, абсолютные монархи, правили из Мемфиса железной рукой.

Первый переходный период (династии 7-11; 2181-1991 гг.) соответствовал времени упадка. Затем наступил период Среднего царства (династия 12; примерно 1991-1786 гг.), когда страна расширила свои границы и перенесла столицу в город Фивы. Централизованное правление было вновь восстановлено при Аменемфете I, основателе процветавшей 12 династии. Это был "золотой век" Египта, когда опять достигли расцвета искусство и ремесла, повысилось благосостояние населения. И в эту-то счастливую эру появился в Египте Иосиф, ставший премьер-министром фараона, а вслед за ним пришли туда Иаков и его сыновья (1876 год до Р. Х.; Быт. 46:6).

Второй переходный период (около 1786-1567 гг.) соответствовал правлению 13-17 династий. В период 13 и 14 династий Египет вновь стал клониться к упадку. А при 15 и 16 династиях страну покорили гиксосы, народ семитско-азиатского происхождения. Благодаря своей военной технике, превосходившей египетскую, (гиксосы имели на вооружении железные колесницы и азиатские луки) они владели египетской землей на протяжении полутора столетий и правили ею из Авериса, расположенного в дельте Нила. Но постепенно гиксосов стали оттеснять, и началось это около 1600 года, когда восстал Секенеир II, принц Фивский. Что происходило с потомками Иакова при гиксосах, не совсем ясно.

При Яхмосе I, правившем в Фивах, начался период Нового царства (около 1567-1220 гг.; 18-19 династии), которому суждено было стать одним из самых блестящих периодов в истории Египта. Египет сделался великой державой, чье влияние простиралось за пределы реки Евфрат. В годы 18-ой династии и происходили события, описанные в книге Исхода. Это было время, когда новой волной египетского национализма стало размывать существовавшее прежде терпимое отношение к иноплеменникам, характерное для гиксосов.

В целях обороны египтяне начали создавать империю и продвинули свои границы вглубь Палестины. Не желая, видимо, вовсе искоренять у себя семитское население, уже осевшее в Египте, фараоны превратили семитов в своих рабов и стали пользоваться их трудом при возведении оборонных объектов и царских дворцов.

2. История Египта незадолго до исхода евреев. Аменхотеп I правил в условиях вновь централизованной власти с 1546 по 1526 гг. (фактически централизация эта началась при его отце Яхмосе I). Наследником Аменхотепа стал его сын Тутмос I, правивший приблизительно с 1526 по 1512 годы. Моисей родился в его царствование (примерно в 1526 г) или в конце царствования Аменхотепа I. Знаменитая дочь Тутмоса I, Хатшепсут, возможно, и была той принцессой, которая нашла Моисея в зарослях нильских камышей. Когда умер сын Тутмоса I, Тутмос II (1512-1504), власть перешла к Тутмосу III. Так как он был слишком молод, то фактической правительницей при нем стала (в 1503 году) Хатшепсут. "Соправительницей" Тутмоса III она оставалась до 1482 года.

Во время блестящего царствования Хатшепсут Египет процветал. На это-то время и пришлись молодые годы Моисея, проведенные им при царском дворе. Но после смерти Хатшепсут в 1482 году Тутмос III правил единолично до 1450 года. Фараон, не любивший Хатшепсут, не только упразднил ее двор, но и попытался стереть ее имя с большинства памятников в Египте. Вероятно, в то время и бежал Моисей от недружелюбного теперь к нему царского окружения в Мидию. А Тутмос III сделался могучим строителем своей державы, в чьи пределы была включена и Сирия.

Наследником Тутмоса III стал Аменхотеп II (1450-1425), который и был "фараоном исхода" (1446 г.). Создается впечатление, что, в отличие от своего завоевателя-отца, Аменхотеп II даже уступил некоторые египетские земли, поскольку не в состоянии был проводить значительные военные кампании. И, может быть, его слабая боеспособность объяснялась тем, что все свои колесницы, или большую часть их, он оставил в водах Красного моря.

На так называемой "Стелле сна", относящейся ко времени Тутмоса IV, записано, что бог Харем-ахт возвестил ему, молодому царевичу, во сне, что настанет день, когда он сделается царем. Если бы Тутмос IV был старшим сыном фараона, то не нуждался бы в подтверждении своего права на престолонаследие. Логично, таким образом, допустить, что он был одним из младших сыновей Аменхотепа II. И это соответствует записанному в Исх. 12:29, что старший сын фараона умер в ночь первой Пасхи Израиля.

Итак, Тутмос III был фараоном, при котором евреев жестоко угнетали, а Аменхотеп II - фараоном, при котором они вышли из Египта.

История Египта по прошествии периода Нового царства и вплоть до завоевания страны греками распадается на периоды Позднего Нового царства (20 династия; около 1200-1085 гг.), Третий переходный (1085-663 гг.; династии 21-25) и Поздний период (663-332; династии 26-31).

3. Место исхода. По поводу того, каким путем следовал Израиль, выходя из Египта, ведется много дискуссий. Дело усложняется неточным переводом еврейского "йам суп" как Красного моря (Чермного моря), вместо "моря папирусов" или Камышового моря. Место это находится где-то между Суэцким заливом и Средиземным морем, на линии современного Суэцкого канала, где множество болотистых лагун и озер.

Имеется две точки зрения по поводу возможного места исхода. Сторонники "северной точки зрения" относят его к лагуне близ Средиземного моря, а сторонники "южной" (или центральной) точки зрения - к югу от Сокхофа, "помещая" его возле озера Балах или озера Тимсах.

Бог уводил Израиль в сторону от хорошо известного и укрепленного торгового пути, простиравшегося на север, прочь от "дороги земли Филистимской" (13:17); Он вел их в пустыню, чтоб не столкнуться им с египетскими воинами.

Сторонники "северной точки зрения" полагают, что гора Синай находилась в окрестностях Кадес-Варни. Имеющиеся данные свидетельствуют, однако, в пользу того, что речь идет о горе Синай в южной части полуострова.

Ведь израильтяне вышли из Рамзеса и отправились к Сокхофу, пройдя около 50 километров на юго-восток (Исх. 12:37; Чис. 33:5). Близ Сокхофа они были чудесным образом избавлены от армии Аменхотепа II, преследовавшей их на колесницах. В пользу "южной точки зрения" говорит и тот факт, что пустыня Сур (Исх. 15:22), где Израиль оказался, перейдя через Красное море, расположена прямо на восток от Сокхофа. И еще: на воду в озерах Балах и Тимсах сильные восточные ветры могли подействовать именно так, как это описано в 14:21.

План книги:

I. Избавление Божьего народа из Египта (главы 1-18)

А. Притеснение Израиля в Египте (глава 1)

1. Обстановка, в которой протекали события; Израиль и Египет (1:1-7)

2. Притеснения: Израиль под властью фараонов (1:8-22)

Б. Освободитель Израиля (главы 2-4)

1. Рождение Моисея в Египте; он - под защитой дочери фараона (2:1-16)

2. Бегство Моисея в землю Мадиамскую (2:11 - 4:17)

В. Возвращение Моисея в Египет (4:18-31) В. Борьба Моисея с египетским фараоном (5:1 - 12:36)

1. Столкновения Моисея с фараоном (5:1 - 7:13)

2. Десять судов Божиих над Египтом (7:14 - 12:36)

Г. Избавление Израиля из Египта (12:37 - 18:27)

1. Быстрый переход по территории Египта в сторону моря (12:37 - 13:22)

2. Переход через Чермное море (глава 14)

3. Песнь Моисея и Мариамь об избавлении (15:1-21)

4. Переход к горе Синая (15:22 - 18:27)

II. Откровение Божиему народу на Синае (главы 19-40)

А. Завет Бога с Его пародом (главы 19-31)

1. Обстановка, в которой был дан закон (глава 19)

2. Десятисловие (20:1-21)

3. Книга завета (20:22 - 24:11)

4. Ритуальные правила и установления (24:12 - 31:18)

Б. Падение и восстановление Божьего народа (главы 32-34)

1. Израиль нарушает завет (32:1 - 33:6)

2. Возобновление завета Богом (33:7 - 34:35)

В. Сооружение скинии (главы 35-40)

1. Подготовка к возведению скинии (35:1 - 36:7)

2. Возведение скинии (36:8 - 39:31)

3. Завершение строительства скинии (39:32-43)

4. Оборудование скинии изнутри и снаружи (40:1-33)

5. Пребывание Бога со Своим народом (40:34-38)

 

Глава 1

Книга Исхода делится на две части. В первой (главы 1-18) речь идет о тяжелом положении потомков Иакова и об освобождении их из-под ярма, наложенного на них Тутмосом III и Аменхотепом II; во второй части (главы 19-40) рассказывается о поклонении искупленного народа Богу. Итак, первая часть Исхода - об избавлении израильтян могущественной Божией рукой; вторая - о подготовке их к воздаянию Богу почестей в послушании и смирении.

I. Избавление Божиего народа из Египта (главы 1-18)

Моисей описал в этих главах тяжелое положение израильтян в Египте, как и откуда явился их освободитель (т. е. он сам), а также свою борьбу с фараоном, "ожесточившимся сердцем", результатом чего было чудесное избавление Израиля, который перешел Красное море и невредимым подошел к горе Синай.

Глава 2

Глава 3

2) Призыв, обращенный к Моисею (3:1 - 4:17). Эти стихи, в которых запечатлен призыв Бога к Моисею на горе Хорив, могут быть поделены на пять частей: обстоятельства (3:1-3), непосредственная встреча (3:4-10), сильный испуг (3:11-15), наставления (3:16-22) и сетования, жалобы (4:1-17).

Исх. 3:1-3. В этих стихах показаны: обстоятельства, в которых Бог призвал Моисея. После 40 лет обучения и совершенствования при дворе фараона Моисей приближался теперь к окончанию другого сорокалетнего периода в своей жизни, на протяжении которого был пастухом. Ведя стадо тестя своего на поиск тучных пастбищ, Моисей приблизился однажды к горе Хорив (одно из названий горы Синай; сравните 19:10-11 с Втор. 4:10). Не вполне ясно, почему его тесть назван здесь Иофором, вместо Рагуила.

Может быть, Рагуил полагал, что удостоился особой чести, выдав дочь замуж за египтянина, воспитанного при царском дворе, и поэтому изменил свое имя на Иофор, что означает "изобилие" или "превосходство". То, что Моисей называет Хорив горой Божией (сравните 4:27; 18:5; 24:13), вероятно, объясняется его особо уважительным отношением к этой горе по причине событий, которые имели там место.

Интересно, что явление Бога Моисею (3:1-3) произошло на той же самой горе, где позднее Бог дал ему закон (19:20; 24:13-18; сравните 3:12). Именно там любопытство Моисея было привлечено кустом, который горел, но не сгорал. Огонь символизировал присутствие Божие; он был виден и позднее, когда Бог сошел на гору Синай (Исх. 19:18).

Исх. 3:4-10. При этой встрече с Моисеем Всевышний поручил ему освободить Его народ из Египта (стих 10). Сознавая, что это Бог взывал к нему, Моисей ответил: вот я. Такой же ответ был дан Богу Авраамом (Быт. 22:11), Иаковом (Быт. 46:2) и Самуилом (1-Цар. 3:4). Бог повелел Моисею снять обувь (сравните Иис. Н. 5:15) в знак преклонения перед Ним. Земля эта была святой не сама по себе, а из-за присутствия Бога. Когда Господь открыл Себя Моисею как Бога его предков (Авраама, Исаака и Иакова; сравните Исх. 3:15-16; 4:5), Моисей закрыл лице свое, боясь взглянуть на Бога (сравните с комментариями на 33:11,20; Иоан. 1:18).

Затем Бог сказал Моисею, что Ему известно о тяжелом положении Его народа (Исх. 3:7,9; сравните 2:24) и что Он намерен освободить их из Египта. Его обеспокоенность судьбой народа выражена в словах: иду избавить его (3:8). Бог решил а) вывести их из Египта и б) ввести в землю хорошую и пространную, совсем иную, чем Мадиамская пустыня.

Фраза где течет молоко означает, что Ханаан был отличным местом для кормежки скота - коз и коров. У коз, овец и коров, питаемых на тучных пастбищах, вымя будет переполнено молоком; земля, где течет мед, значит, что в этой земле - множество пчел, производящих мед. А от обилия молока и меда зависит процветание сельских жителей. В этом месте впервые встречаем ссылку, которых много в Ветхом Завете, на "землю, текущую молоком и медом" (сравните стих 17; 33:3; Лев. 20:24; Чис. 13:27; 14:8; 16:13-14; Втор. 6:3; 11:9; 26:9,15; 27:3; 31:20; Иис. Н. 5:6; Иер. 11:5; 32:22; Иез. 20:6,15).

Земля же эта была заселена Хананеями, Хеттеями, Аморреями, Ферезеями, Евеями и Иевусеями (Исх. 3:17; 13:5; 23:23; 33:2; 34:11).

В книге Бытия 10:15-18 перечислены все эти народы, за исключением Ферезеев, наряду с другими семью народами, которые вели начало от Ханаана, сына Хама и внука Ноя. Заключая завет с Авраамом (Быт. 15:18-21), Бог упомянул пять из шести этнических групп, упомянутых в Исх. 3:8, наряду с пятью другими группами (сравните с семью народами, перечисленными во Втор. 7:1).

Хананеи - более широкоохватываюшее определение. Хеттеи, вероятно, соответствовали объединениям людей, пришедших с севера. Аморреи, о которых здесь говорится, - те же самые, что Аморреи из северной части Месопотамии (сравните с комментариями на Быт. 14:13-16). Ферезеи были, возможно, земледельцами или кочевниками. Евеи могли жить в северной Палестине и за пределами ее (Иис. Н. 11:3; Суд. 3:3). Иевусеи жили в гористой стране (Чис. 13:29), которая называлась Иевус, и на подступах к ней; Иевус позднее стал известен как Иерусалим (Иис. Н. 15:8).

Затем Бог сказал Моисею, каким образом освободит Он Свой народ. Он воспользуется им, Моисеем, но не собственной силой станет действовать он, а, будучи уполномочен на то Богом. Бог сказал: Итак, пойди: Я пошлю тебя… Любопытно, что, обещая народу две вещи (освобождение из Египта и новую землю), Он поручил Моисею осуществление лишь первой задачи. Бог знал, что Моисей не войдет в Обетованную землю (Втор. 32:48-52).

Исх. 3:11-15. Моисей был потрясен словами Бога (стихи 7-10), это видно из того, как он испугался. Ему трудно было поверить в реальность этого распоряжения. И потому он тут же стал возражать Богу, ссылаясь на свои недостаточные способности (стих 11) и недостаточный авторитет (стих 13). Моисей сомневался в том, что в состоянии одержать победу в столкновении с новым фараоном (Аменхотепом II) и вывести народ… из Египта. Отвечая на это его возражение, Бог дал ему два обетования: Он заверил его в своем личном присутствии (Я буду с тобою, стих 12; сравните с комментариями на стих 14: Сущий послал меня к вам) и обещал Моисею, что вы (он сам и народ) совершите служение Богу на этой горе, т. с. на горе Хорив.

Целью освобождения было дать Израилю возможность "служить Богу". Об этой цели неоднократно говорится в книге Исхода (4:23; 7:16; 8:1,20; 9:1,13; 10:3,7-8,11,24,26; 12:31). Еврейское слово, означающее "служить Богу", "поклоняться Богу", имеет и другое значение - "быть рабом". Израильтяне были рабами в Египте ("стране рабства", буквально "доме рабства", 13:3,14; 20:2). Бывшие рабами у египтян, теперь сыны Израиля должны были служить Господу, поклоняясь Ему в качестве Его подвластных.

Второе возражение Моисея касалось того, что, как он полагал, израильтяне воспротивятся его утверждению, что Бог послал его, чтобы освободить их. И тогда Бог велел Моисею сказать им, что Он есть Сущий и что Сущий послал меня к вам. (стих 14). Он-то и сказал, что будет со Своим народом в трудное для него время.

Слово еще (Исх. 3:15) указывает на ответ, данный на второе возражение Моисея (первый ответ содержался в стихе 14). Бог, Который был и есть всегда, в прошлом открыл Свой характер отцам (патриархам; сравните стихи 6, 16; 4:5) и явил им, что готовность от всего сердца прощать Свой народ неизменно присуща Ему. Вот имя Мое (Сущий) на веки. Помнить о Нем под этим именем следует всегда, вечно. Возможно, в представлении Моисея Господь был некиим далеким Властелином, а не таким вот неизменным в Своем характере Богом, Который заботится о Своих избранных и любит их.

Итак, на оба возражения Моисея (3:11,13) было отвечено через преподанный ему урок относительно природы и характера Бога (стихи 12, 14-15).

Исх. 3:16-22. После того, как Моисей был поставлен в известность о характере как порученной ему миссии (3:7-10), так и его Бога (3:11-15), он получил подробные разъяснения, каким образом надлежит исполнить ему поручение. Разъяснения эти касались старейшин (3:16-17), царя (3:18-20) и израильтян (3:21-22).

Бог повелел Моисею пойти к старейшинам (начальникам и советникам) Израилевым и сказать им об имевшей место теофании, т. е. о явлении Бога в горящем кусте, о Его словах, проникнутых заботой и сочувствием (Я… увидел, что делается с вами; сравните 2:24; 3:7) и о Его намерении вывести их от угнетения Египетского и землю Хананеев (сравните со стих 8 и комментарием на него). Вместе со старейшинами Моисею надлежало явиться к Аменхотепу II. Словами Господь, Бог Евреев Моисей воспользуется впоследствии, когда станет говорить с фараоном; они понятны были людям, исповедывавшим многобожие (сравните 5:3; 7. 16; 9:1,13; 10:3).

Моисей и старейшины должны были просто обратиться за разрешением выйти из Египта в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву Богу. Он намеренно ничего не сказал об их возвращении назад.

Бог дал знать Моисею (3:19-20), что фараон не исполнит их просьбы, если не произойдет вмешательства свыше. (Божия крепкая рука, под которой понимаются твердость Его и сила, являемые на деле, упоминается также в 6:1 (дважды); 13:14,16; 32:11; Втор. 4:34; 5:15; 6:21; 7:8,19; 9:26; 11:2; 26:8). Но, чтобы убедить фараона позволить Израилю выйти, Бог прибегает к чудесам (10 "казням").

Казни, которые обрушатся на Египет, побудят египтян "любезно" обойтись с израильтянами, так что, когда те попросят, египтяне дадут вещей серебряных и вещей золотых, и одежд (сравните Быт. 15:14б; Исх. 12:35-36) израильским женщинам (и мужчинам, о чем упоминается в 11:2). Не с пустыми руками предстояло уйти Божиему народу; возможно, это явилось частичной компенсацией за 400 лет рабства. Впоследствии эти золотые и серебряные вещи будут использованы Израилем при возведении скинии (35:5,22).

Глава 4

Исх. 4:1-17. И вновь (сравните 3:11-15) вознес Моисей жалобы по поводу данного ему поручения, потому что не чувствовал себя способным исполнить его. Подробные инструкции, излагаемые в 3:16-22, по-видимому, лишь усилили беспокойство Моисея по поводу предстоявшей ему роли, и он выдвинул еще два возражения: страх, что соплеменники не признают его авторитета (4:1), и свое косноязычие (стих 10). Поначалу терпеливо и мягко реагирует Бог на опасения Моисея.

Страх, что израильтяне могут не поверить, будто Бог явился ему, был обоснованным, потому что Бог не являлся израильтянам на протяжении 430 лет, т. е. все время, пока они пребывали в Египте. Ответом Господа избавителю, исполненному сомнений, было дарование ему способности совершить три сверхъестественных дела, два - одно за другим (стихи 3-5, 6-8) и еще одно - позднее (стих 9).

Первым знаком Моисею было превращение его жезла (пастушеского посоха) в змея и обратное превращение змея в жезл. Обычно это опасное дело - хватать змею за хвост! И чтобы последовать указанию Господа, требовались мужество и вера. В глазах египтян змеи символизировали силу и жизнь, и Бог показывал таким образом Моисею, что он в состоянии будет одолеть силу египетскую. Это чудо, сказал Господь, заставит израильтян поверить, что Он, Бог патриархов, (отцов их) (сравните 2:24; 3:6,15-16), действительно, говорил с Моисеем.

Вторым знаком было то, что рука Моисея покрылась проказой, а затем очистилась. Эта болезнь, хотя, возможно, и не та, которую мы называем проказой сегодня, была очень распространена на древнем Востоке и считалась неизлечимой.

Моисей в страхе побежал от змея (4:3). Теперь он должен был ужаснуться, когда, вытащив из-за пазухи руку, увидел, что она поражена болезнью. Но затем, каким, вероятно, благоговейным страхом преисполнился он, когда рука внезапно очистилась! Этот знак, сказал Бог, может явиться в глазах народа более убедительным, чем первый (стих 8). Итак, страх, что никто не поверит ему, будто он послан Богом, оставил Моисея.

Третьим знаком должна была стать чудесная способность Моисея превращать воду из Нила в кровь (стих 9). Реку Нил египтяне почитали как источник жизни и процветания. Продемонстрировав народу, что ему дана сила над Нилом, Моисей доказал бы, что Бог дал ему и способность одолеть египтян. Позднее Моисей совершит все эти чудеса в присутствии израильтян (стихи 29-30), и как предсказывал Бог (стихи 5, 8), народ поверит ему (стих 31). Любопытно, что первая "казнь" египетская перекликалась по своему характеру с третьим знаком: когда Аарон ударил своим жезлом по воде Нила, вода обратилась в кровь (7:17-21).

Четвертая жалоба Моисея касалась несвойственных ему, якобы, красноречия и ораторских способностей (4:10-17; сравните 6:12,30). Человек я не речистый-… и косноязычен означает неспособность быстро и гладко говорить. По-видимому, Моисей преуменьшал свои способности - ведь, по словам Стефана, он "был силен в словах" (Деян. 7:22). Первоначальная реакция Бога на возражения Моисея выразилась в напоминании ему - через поставленные ему вопросы - что Господь определяет способности человека и отсутствие у него таковых.

Затем Бог кратко повторил Моисею Свое поручение (итак пойди; сравните Исх. 3:10). Но несмотря на заверения Бога, что даст ему соответствующую силу (Я… научу тебя; сравните 4:15), величие и трудность стоявшей перед ним задачи все еще вызывало у Моисея чувство неуверенности. Но когда он предложил Богу найти ему замену (стих 13), Бог пришел в гнев. (Сравните с пятью другими упоминаниями Божьего гнева: 15:7; 22:24; 32:10-12).

Почему разгневался Он? Вероятно, потому, что ощутил: Моисей возражал больше из чувства неповиновения, чем страха. И тогда Он сказал Моисею, что даст его брату говорить, вместо него (4:14-16; сравните с 7. 1). Наступит день, когда этот-то оратор, представитель Моисея, сделает золотого тельца (32:15) и станет "лжепредставителем" своего брата (33:22-24).

Затем Бог сказал, что будет помогать им обоим говорить перед фараоном и народом (4:15-16; сравните стих 12; 7:1-2). Моисею было сказано взять жезл, который превратился в змею (4:2-4) как орудие совершения предстоявших чудес (сравните 7:9-10). В 4:20 этот жезл или посох назван "жезлом Божиим".

А. Подготовка к возвращению (4:18-23)

Исх. 4:18-23. Моисей попросил у Иофора разрешения вернуться к своему народу в Египет, потому что тревожился о его положении. Иофор отпустил его, благословив. Господь открыл Моисею, что за 40 лет пребывания его у мадианитян те, кто угрожали его жизни, включая и Тутмоса III, умерли, так что ему нечего бояться преследований. Моисей взял с собою жену свою (Сепфору; 2:21) и сыновей. Его первым сыном был Гирсам (2:22); сравните 18:3), а вторым сыном, чье имя упоминается позднее, был Елиезер (18:4). Возможно, Елиезер родился после явления Бога Моисею (3:1-17), когда Моисей вернулся к Иофору.

Затем Бог сказал Моисею, что ему предстоит сделать пред лицем фараона (4:21-23). Моисей станет демонстрировать Аменхотепу II Божию силу. Но, сказал Бог, это не послужит к успеху, потому что Он ожесточит сердце фараона, и тот откажет Божиему народу в разрешении выйти из Египта. В книге Исхода немало случаев и обстоятельств, по поводу которых говорится, что Бог "ожесточил сердце фараона". Некоторые полагают, что это действие Бога было направлено на то, чтобы помешать фараону осуществить его истинное намерение.

Но фараон ведь и сам ожесточал свое сердце (7:13 - "сердце фараоново ожесточилось"; 14 - "упорно сердце фараоново"; 22 - "ожесточилось сердце фараона"; 8:15,19 - "ожесточил сердце свое"; "сердце фараоново ожесточилось"; 32 - "фараон ожесточил сердце свое"; 9:7 - "сердце фараоново ожесточилось"; 34 - "фараон… отягчил сердце свое"; 35 - "ожесточилось сердце фараона"; 13:5 - "фараон упорствовал" (здесь употреблено другое еврейское слово, тоже означающее "ожесточил").

Представляется, таким образом, что первые две ссылки на ожесточение сердца фараонова Богом (4:21; 7:3) были лишь предсказаниями того, что Он сделает в будущем. Затем в последующих семи упоминаниях о фараоне говорится, что он сам ожесточал свое сердце (7:13-14,22; 8:15,19,32; 9:7), и эти места предшествуют тем, в которых говорится, что Бог ожесточил его сердце (9:12; 10:1,20,27; 11:10; 14:4,8). Первый раз Бог ожесточает сердце царя после того, как насылает на Египет шестую казнь.

Фараон же, последовательно отказывая евреям в их просьбе, шесть раз сам ожесточал свое сердце. Затем вновь "ожесточил его" - в ответ на седьмую казнь, и уже Бог все более ожесточал сердце его всякий раз после совершения 8, 9 и 10-ой казней. Таким образом Бог лишь укреплял дерзкое, сознательное упорство фараона, ожесточая сердце его со Своей стороны (сравните Втор. 2:30; Иис. Н. 11:20).

Способность к раскаянию - это дар от Бога (Деян. 5:31; 11:18; 2-Тим. 2:25), и некоторым Он дает его по милости Своей, хотя в безграничной Своей любви к людям хочет, чтобы все спаслись (1-Тим. 2:4; 2-Пет. 3:9). Бог пользуется людьми для частичного исполнения Своих планов - в свете этого и трактует Павел упрямство фараона (Рим. 9:17-18).

В своей безграничной мудрости Бог для того и "поставил" этого фараона, чтобы через свое упорное сопротивление Ему тот мог послужить к славе Его. Поскольку сердце фараона останется бесчувственным, в конце-концов на него придется воздействовать последней "казнью" - убив его первенца. Не удивительно ли, что Моисей сказал ему об этом с самого начала (Исх. 4:22-23)! Своим перворожденным сыновьям египтяне придавали особое значение и по-особому обращались с ними. Заметьте, что Бог называет Израиля Своим сыном (сравните Ос. 11:1), и, значит, Израиль особенно дорог Ему.

Еще одна причина ожесточения Богом сердца фараонова состояла в том, что это ожесточение послужило развенчанию верований египетских. Они полагали, что когда человек умирает, сердце его подвергается взвешиванию в некоем "зале суда". И если данное сердце "перегружено тяжестью греха", то человек подлежит осуждению.

В связи с этим у египтян существовал обычай класть вырезанного из камня жука-скарабея (навозный жук - Ред.), на сердце усопшего, чтобы "подавить" естественное стремление того исповедать свой грех (в значении - "выдать его"), ибо это (в понимании египтян) повлекло бы за собой осуждение его. Другими словами, египтяне полагали, что "отягощение сердца" скарабеем служило спасению усопшего.

В случае с фараоном Бог, однако, как бы полностью переставляет "акценты" в этом процессе. Вместо того, чтобы "подавить сердце фараона", дабы он умолчал о своем грехе и таким образом "спасся". Бог приводит царя ко все большему "ожесточению сердца", пока тот не исповедуется, наконец, в своем грехе, "не выдает" его (Исх. 9:27,34; 10:16-17).

Перегруженное тяжестью греха, сердце его оказывается обреченным на осуждение. Ибо, повторяем, египтяне верили, что "отягощение" сердца приводит к умолчанию о грехе и, следовательно, к спасению. Но будучи "отягощенным" (в значении "ожесточенным") в сердце своем Богом, фараон признал свой грех и тем навлек на себя осуждение.

Глава 5

Глава 6

5) Утешение Моисея (6:1-9).

Исх. 6:1. Моисей был глубоко опечален тем, что его просьба об освобождении привела лишь к усилению, не к облегчению ига, под которым страдал народ. И тогда Господь стал утешать и успокаивать Своего посланца. Судя по построению 1 и 2 стихов (И сказал Господь… И говорил Бог Моисею), Он говорил с ним дважды.

И, говоря, повторил Свои обещания, которые прежде дал патриархам (стихи 2-8). Моисея Бог заверил, что действительно освободит Свой народ. Обстоятельства по Его воле сложатся так, что фараон позволит им уйти и даже заставит их сделать это. И все это произойдет по действию Божией руки крепкой (толкование на 3:19; обратите также внимание на выражение "мышцею (рукою) простертою" в 6:6).

Исх. 6:2-5. Затем Бог напомнил Моисею о природе Своей и характере, как раскрываются они в имени Его - Иегова (сравните 3:14). Слова Я Господь четыре раза повторяются в 6:2-8. Будучи Господом, Иеговой, Он неизменно пребывает со Своими и всегда хранит верность им.

Почему Бог сказал, что под именем "Господь" Он не открыл Себя патриархам? Разве патриархи Авраам… Исаак… и Иаков не знали Бога под именем Иеговы (Вечносущего)? Да, знали (Быт. 13:4). Но, главным образом, Он являлся им как Бог всемогущий (Ель Шаддай), Тот, Который все дает и во всем помогает (сравните с толкование на Быт. 17:1).

Он не представлял Себя патриархам под именем Иеговы в первую очередь. Поэтому в Исходе 3:14 записано, что Бог именно Моисею открыл Себя тогда не только как Того, Кто поддерживает и питает, но и как Того, Кто держит данное Им слово, и лично неизменно связан со Своим народом, (сравните толкование на 3:14-15).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.088 с.)