Тема 12. Россия в 90-е гг. XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Россия в 90-е гг. XX В.



ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Беловежские соглашения. Образование СНГ. Изменения экономического и политического строя в России.

Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. Октябрьские события 1993 г.: конституционный кризис и демонтаж системы Советов.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Социальная цена и первые результаты реформ. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Особенность преподавания «Отечественной истории» по специальности

«Правоведение» обусловлена тем, что студенты кроме нее изучают и другие исторические дисциплины, такие, как «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». В этой связи, формирование исторических знаний в ходе преподавания данного курса направлено на совершенствование методологической основы для изучения истории государства и права.

Отечественная история способствует воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию нашей страны и народов ее населяющих. Она дает возможность лучше увидеть общее и особенное в развитии России и мира, их взаимосвязь и взаимовлияние. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Основной формой преподавания исторической науки в высшем учебном заведении по специальности «Правоведение» являются лекции. Основная задача лекции состоит в том, чтобы дать студенту максимально свежий материал по той или иной теме, осветить научный спор. Вузовская наука находится в постоянном движении, развитии, которые невозможны без борьбы мнений, дискуссии. Студенту следует быть готовым к разнообразию мнений, ему придется встретиться с различным изложением того или иного вопроса в учебных пособиях, монографиях, статьях. Иногда студенты негодуют по поводу того, почему ученые не могут договориться между собой. Все дело в том, что именно в спорах содержится вся суть, в них рождается истина.

Лектор обычно излагает ту точку зрения, которую считает наиболее правильной. Главная задача лектора научить студента думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Лекционные занятия не могут и не должны охватывать весь материал дисциплины. Они проводятся, как правило, по наиболее сложным темам и вопросам. Отдельные темы рассматриваются студентом самостоятельно, с помощью учебной литературы. Лекции следует научиться конспектировать. Нужно стремиться фиксировать лекцию тезисно, записывая главные мысли, а не отдельные слова и предложения. Впоследствии, при подготовке к зачету, именно такая запись будет удобна для повторения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучение дисциплины «Отечественная история» предполагает самостоятельную работу, на которую отводиться 16 часов.

Самостоятельная работа подразумевает самостоятельность мышления, которое проявляется при рассмотрении существа явлений (событий, процессов) и ведет к формированию убеждений. Ведя самостоятельную работу, человек сам без посторонней прямой помощи разбирается в явлениях общественной жизни, раскрывает их сущность.

Явление это исходный пункт нашего познания, это то, что мы узнаем о вещах, людях, событиях, процессах с помощью наших органов чувств. Мы воспринимаем явления такими они нам кажутся, при этом со всеми их признаками - важными и неважными, необходимыми и случайными, устойчивыми и мимолетными и т.д. При этом восприятие явления далеко не всегда позволяет правильно познать действительность. Чтобы правильно разобраться в явлении, отделить кажущиеся от действительного, необходимо проникнуть в сущность явления. Самостоятельное раскрытие сущности явлений органически связано с применением знаний, поэтому самостоятельная работа имеет большое практическое значение.

Самостоятельность – развивающиеся качество. Изучение любого исторического явления, в первую очередь, следует начать с изучения его терминологии. Терминология-это «совокупность терминов, употребляемая в какой-либо области знания, искусства, общественной жизни. Термины позволяют ориентироваться в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства.

Во вторую очередь, самостоятельное изучение необходимо направить на изучение личностей в истории. Известный русский историк Н.И. Кареев писал: «История есть, между прочим, и история деятельности людей…». Без знания личностей знание истории не может быть полным. Личности в истории условно составляют три основные группы:

§ князья, монархи и др. наследственные правители;

§ деятели, внесшие положительный вклад в развитие исторических процессов (первооткрыватели, ученые, реформаторы, полководцы и т.п.);

§ деятели, оказавшие негативное влияние на развитие исторических процессов (гонители просвещения, контрреформаторы, террористы и т.п.).

При изучении личности главное - всесторонняя оценка ее жизни и деятельности. Не должно быть восхваления или уничижения кого бы то ни было. Приведенная в пособии памятка характеристики исторической личности поможет в работе.

В третью очередь, самостоятельное изучение необходимо направить на изучение исторических фактов и событий. «История человечества,- отмечал В.О. Ключевский, - есть бесконечный ряд фактов, совершающихся независимо от личной воли, независимо даже, по-видимому, от какого-либо индивидуального сознания». Обработка факто-событийного материала на классическом уровне включает четыре основных этапа:

1. Уяснение сущности факта.

2. Выяснение причин его происхождения.

3. Уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью.

4. Определение значения факта для времени его происхождения и для современности.

Значительное место в самостоятельной работе отводиться изучению исторических источников. Под источником подразумевается:

§ в узком смысле - «письменный памятник, документ, на основе которого строиться научное исследование»;

§ в широком смысле - то, что «дает, сообщает какие-либо сведения.

Таким образом, в круг источниковых интересов входят первоисточники, мемуары, монографии, статьи, учебные пособия и т.п. Вычленение и обработка основных идей источника предполагает: выделение основных идей и положений, формулирование продуктивно-познавательных вопросов для уяснения их сущности, составление и запись ответов.

 

Примеры тестовых заданий

Вариант №1

1. По преданию, основателем «матери городов русских» города ……. стал князь ……..., а место для города, согласно библейской легенде, выбрал святой ………

 

2. Первую налоговую реформу в Древней Руси провел(а):

а) Владимир I Святой

б) Ярослав Мудрый

в) Ольга

 

3. Любечский княжеский съезд был посвящен

а) христианизации Руси

б) переделу княжеских земель

в) организации совместной борьбы с кочевниками

 

4. Для обоснования имперских притязаний России и защиты православия Московское государство было объявлено ………………

5.Судебник Ивана III, устанавливающий единые судебно-административные порядки в России, был принят в

а) 1471 г.

б) 1480 г.

в) 1497 г.

 

6. Украина вошла в состав России в ……..г.

 

7. Как назывался высший орган государственного управления в России ХV—ХVII вв.?

а) Боярская дума;

б) Сенат;

в) Государственный совет.

 

8. Соборное уложение – это

а) документ, юридически оформивший крепостное право;

в) свод таможенных правил;

б) церковная реформа.

 

9. Пётр укрепился на престоле после т.н. «заговора ……..» в ………году.

 

10. Российский военный флот начал создаваться в городе………..

 

11. Как назывался основной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале XVIII века:

а) оброк

б) пожилое

в) подушная подать

 

12. Основой новой регулярной армии России стали:

а) дворянское ополчение

б) потешные полки Петра

в) стрелецкое войско

 

13. «Бунтовщиком хуже Пугачёва» назвала Екатерина II ………. за его книгу………..

 

14. После Петра I закон о престолонаследии изменил (а):

а) ЕкатеринаII

б) Пётр Ш

в) Павел I

 

15. «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда», - так писал А.С. Пушкин об …..

 

16. Кто из указанных военачальников участвовал в Отечественной войне 1812 года:

а) П.И.Багратион;

б) П.С.Нахимов;

в) А.А.Брусилов;

 

17. «Лихим капитаном» Пушкин назвал……….

 

18. Первая железная дорога в России была построена в:

а) 1825 г.

б) 1837 г.

в) 1851 г.

 

19. Понятие «вечный мир» связало отношения России в ХVII в. с:

а) Польшей;

б) Турцией;

в) Швецией;

 

20. Имя архитектора Аристотеля Фиораванти связано со строительством:

а) Троице-Сергиевского монастыря;

б) храма Василия Блаженного;

в) Московского Кремля.

 

21. После отмены крепостного права земля крестьян стала собственностью …

 

22. «Гласность» в политическую и литературную лексику XIX в. ввели …

 

23. Крупнейшим адвокатом во второй половине XIX в. в России был:

а) Кавелин

б) Кони

в) Милютин

 

24. Российский золотой рубль появился в результате финансовой реформы Витте в ….. г.

 

25. Первым предложил перейти от общинного к хуторскому землевладению такой российский реформатор, как …………

 

26. Первый заявил о необходимости создания самостоятельной политической партии рабочего класса

а) Ленин

б) Плеханов

в) Плеве

 

27. В I мировой войне Россия была членом военно-политического блока ……… и союзницей таких держав, как……………..

 

28. Самой знаменитой операцией русских войск на Юго-Западном фронте в 1916 г. стал т.н. «………………».

 

29. Николай II отрекся от престола в 1917 г.:

а) 27 февраля

б) 2 марта

в) 3 апреля

 

30. Главной причиной гражданской войны явилось стремление свергнутой элиты России вернуть утраченные в 1917 г. …………. и ………………….

 

31. «Демократическую контрреволюцию» представляли:

а) правые социалисты

б) анархисты

в) кадеты

 

32. Политика «военного коммунизма» - это:

а) развитие рыночной экономики

б) ограничение рыночной экономики

в) огосударствление экономики и ее жесткое регулирование

 

33. Размеры продналога объявлялись крестьянину до………….

 

34. Впервые должность Генерального секретаря ЦК РКП (б) была введена на (месяц, год) ……..Пленуме ЦК и Генеральным секретарем был избран…

 

35. XIV съезд ВКП (б) вошел в историю как съезд ……………

 

36. Председателем Совнаркома СССР в ноябре 1929 г. стал:

а) Ворошилов

б) Куйбышев

в) Молотов

 

37. Марионеточное прояпонское государство…., граничащее с СССР, возглавил император ……

 

38. СССР стал членом Лиги наций в:

а) 1931 г.

б) 1934 г.

в) 1939 г.

 

39. План нападения фашисткой Германии на СССР назывался …………… по имени…………

 

40. Военная разведка Германии называлась……………

 

41. Советская гвардия родилась в:

а) Смоленском сражении

б) Сталинградской битве

в) при обороне Ленинграда

 

42. Реформа органов государственного управления была осуществлена в ……..г.

 

43. Трудности восстановления народного хозяйства усугублялись «холодной войной» и затратами на создание……………..

 

44. Блок НАТО создан в:

а) 1949 г.;

б) 1950 г.;

в) 1953 г.

 

45. В 1946 г. Главком сухопутных сил маршал………..стал командующим Одесским военным округом.

 

46. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС в…………. (месяц, год), а подал в отставку ………….. (месяц, год).

 

47. Курс на освоение целинных земель проводился, когда руководителем СССР был:

а) Н.С. Хрущев;

б) Ю.В. Андропов;

в) Л.И. Брежнев;

 

48. Автором последней попытки экономической реформы после Н.С. Хрущева был …, который занимал должность …

 

49. Правозащитник-диссидент:

а) Суслов

б) Шолохов

в) Солженицын

 

50. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны был:

а) Гагарин

б) Армстронг

в) Леонов

 

51. Первой альтернативной КПСС партией в СССР в конце 80-х годов стала………..партия во главе с ……………..

 

52. В 1989 г. в СССР был учреждён новый орган власти:

а) Съезд народных депутатов

б) Верховный Совет СССР

в) ВЦСПС

 

53. Сторонником сохранения значительного государственного сектора и государственного регулирования экономики в конце 80-начале 90-х годов были:

а) Е.Т. Гайдар

б) А.Б. Чубайс

в) Н.И. Рыжков

 

54. Советскими войсками в Афганистане командовал:

а) Сергеев

б) Громов

в) Грачев

 

55. Первым лауреатом Нобелевской премии в России стал русский учёный……….

 

56. Первым композитором в России и мире, применившим цветомузыку, был ….

 

57. Автор проекта Оружейной палаты в Кремле, храма Христа-Спасителя

а) Баженов

б) Бове

в) Тон

 

58. В Хабаровском художественном музее хранится подлинник исторического полотна художника Томашевского «…………..»

 

59. Первый поезд прибыл в Хабаровск из …………… в …………..(число, месяц, год).

 

60. В 1920 г. два пролета моста через Амур взорвали:

а) американские интервенты

б) японские интервенты

в) бойцы НРА и партизаны

Вариант №2

1. Согласно «Повести временных лет», три брата-варяга……………. были призваны на княжения в …. г. новгородским посадником ……………

 

2. Тиуном в Древней Руси называли:

а) оруженосца и телохранителя

б) княжеского управляющего

в) крестьянина-общинника

 

3. Знаменитый правовой кодекс Древней Руси «Русская Правда» первым выработал

а) Владимир I Святой

б) Святослав

в) Ярослав Мудрый.

 

4. В качестве герба России Иван III избрал герб …………. империи с изображением…….………..

5. Для обоснования преемственности политики Москвы с политикой Константинополя Иван III женился на …………

 

6. Окончательное падение татаро-монгольского ига произошло в…….. г., во время «великого стояния» на реке…

 

7. В 1549 г. в России впервые был(а) создан(а):

а) Боярская Дума

б) Земский Собор

в) Избранная Рада.

 

8. Первый царь из династии Романовых по имени …… был избран на Земском соборе в ……. г.

 

9. Финансовая реформа и усиление налогового гнета привели к т.н. «………….» бунту в ……. г.

 

10. Церковную реформу в ХVII в. провел

а) Б. Годунов

б) Ф. Ртищев

в) Никон

 

11.Санкт – Петербург был заложен в……году, а столицей России официально стал в ……..году.

 

12. В ходе какой войны произошли сражение у деревни Лесной, морские сражения у мыса Гангут и острова Гренгам?

а) Семилетней

б) Крымской

в) Северной

 

13. «Верховный тайный совет» выработал т.н. «Кондиции», которые разорвала……….. в …….году.

 

14. Московский университет был основан в……….. г. во время правления…….…

 

15. Сатирические журналы «Трутень» и «Живописец» издавал просветитель:

а)Фонвизин б) б) Новиков

в) Ломоносов

16. Последним дворцовым переворотом в России было убийство царя …………. (число, месяц, год).

 

17. «Указ о вольных хлебопашцах» был принят в ………… г.

 

18. Автором реформы государственного управления, в которой намечалось разделение властей был:

а) Кочубей

б) Новосильцев

в) Сперанский

 

19. Тарутинский маневр был сделан Кутузовым

а) сдачи Москвы

б) после битвы под Малоярославцем

в) после Смоленского сражения

 

20. Предателем декабристов был:

а) Трубецкой

б) Шервуд

в) Якушкин

 

21. Изобретателями паровоза в России были………

22. «Крепостное право – это пороховой погреб под государством», - говорил …………

 

23. Автором охранительной идеологической концепции «православия, самодержавия, народность» был:

а) Огарев

б) Погодин

в) Уваров

 

24. Личную свободу крестьянам предоставил Манифест 19 февраля ………г.

 

25. Адвокат во второй половине XIX в. назывался

а) стряпчий

б) присяжный поверенный

в) герольдмейстер

 

26. Военная реформа 1874 г. прошла проверку в:

а) Русско-японской войне

б) Кавказской войне

в) Русско-турецкой войне

 

27. Средства, полученные в результате «русского железнодорожного займа» позволили России построить такие крупные железные дороги, как……

 

28. Реформатором – «разрушителем общины» стал

а) Распутин

б) Столыпин

в) Гапон

 

29. Главнокомандующим русской армией в 1914-1915 гг. был …………..

 

30. Временное правительство первого состава возглавил:

а) Родзянко

б) Керенский

в) Львов

 

31. Красная армия официально была создана Декретом от ……….. 1918 г., а официальный ее праздник отмечается …………

 

32. «Верховным правителем России» в 1918 г. стал:

а) Колчак

б) Корнилов

в) Деникин

 

33. Хронологическими рамками НЭПа являются…………годы.

 

34. Продналог в натуральной форме был заменён единым денежным налогом в ………….г.

 

35. Что из перечисленного относится к понятию «НЭП»?

а) укрепление государственного сектора экономики

б) укрепление командно-административной системы

в) развитие элементов рыночной экономики

 

36. XV съезд ВКП (б) вошел в историю как съезд ……………

 

37. Главным сторонником продолжения НЭПа в 1929 г. был:

а) Троцкий

б) Бухарин

в) Рыков

 

38. Конец первой пятилетки совпал с приходом к власти фашистов в Германии в ……… (месяц, год).

 

39. Антикоминтерновский пакт» был создан в…………..г., а Мюнхенский договор был подписан в …………….г.

 

40. По Мюнхенскому договору к Германии отходила:

а) Силезия

б) Судетская область

в) Эльзас и Лотарингия

 

41. В первые дни войны Ставку Советского Главного командования возглавил ……………

 

42. Первый в мире ночной таран вражеского самолета совершил под Москвой

а) Покрышкин

б) Кожедуб

в) Талалихин

 

43. США вступили во вторую мировую войну сразу же после

а) присоединения Прибалтики к СССР

б) нападения Японии на Перл-Харбор

в) первой бомбардировки немцами Лондона

 

44. Восстановление промышленности в нашей стране в основном было завершено в ……………г.

 

45. «Отцом» советской атомной бомбы стал

а) Курчатов

б) Сахаров

в) Королев

 

46. Первым, кто после смерти Сталина поставил вопрос о росте промышленности группы «Б», был …

 

47. Первая амнистия после смерти И.В. Сталина была объявлена ………….. (месяц, год).

 

48. Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ) был запущен в ………..(страна):

а) 4 октября 1957 г.

б)12 апреля 1961 г.

в) 5 марта 1953 г

 

49. Массовой реабилитацией жертв сталинских репрессий занималась специальная комиссия, которую возглавлял:

а) Хрущев

б) Поспелов

в) Маленков

 

50. На ХХIII съезде КПСС был восстановлен пост ……………., который занял ……

 

51. Демократические процессы в Чехословакии были прерваны вводом войск 5 государств ОВД в ….. году.

 

52. Самой популярной стройкой 70-х годов был:

а) КАТЭК

б) БАМ

в) АвтоВАЗ

 

53. Программу «500 дней» разработали учёные-экономисты…………….

 

54. В 1989 г. в СССР был учреждён новый орган власти:

а) Съезд народных депутатов

б) Верховный Совет СССР

в) ВЦСПС

 

55. Советскими войсками в Афганистане командовал:

а) Сергеев

б) Громов

в) Грачев

 

56. Первым композитором в России и мире, применившим цветомузыку, был ………………….

 

57. Русский скульптор А.М. Опекушин, кроме памятника А.С. Пушкину в Москве, возвёл в Хабаровске памятник……(имя).

 

58. Великий русский актёр, впервые сыгравший роль Городничего в «Ревизоре»:

а) Волков

б) Щепкин

в) Мочалов

 

59. Основатель журнала «Современник»:

а) Пушкин

б) Некрасов

в) Белинский

 

60. Мост через Амур в районе Хабаровска был открыт в…………..(число, месяц, год) и назван в честь ……………

ЛИТЕРАТУРа

Основная литература:

  1. Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков. – 11-е изд., стер. _ М.: Издательский центр «Академия», 2007.*[1]

2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М., 2001*.

3. Россия в мировой истории: Учебник для вузов. /Под ред. В.С. Порохни. – М., 2003.

  1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебное пособие. – М., 2000*.

5. История России. XX век / Под ред. В.П. Дмитриенко. – М., 1997.

6. Хрестоматия по истории СССР. 1861-1817. – М., 1990.

7. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. – М., 1990.

 

Дополнительная литература:

  1. Анатомия революции. 1917 год в России: масса, партии, власть. СПб., 1994.
  2. Афанасьев Ю. Опасная Россия. М., 2001.
  3. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». – М., 1999.
  4. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.

12. Боффа Д. История Советского Союза: В 2 т. – М., 1990.

  1. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 1964-1994 гг. – М., 1996.
  2. Великие реформы в России: 1856-1874. – М., 1991.
  3. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – М., 1997.

16. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – М., 1992.

  1. Геллер М. Российские заметки (1969-1979). – М., 1999.

18. Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995: В 4 т. – М., 1996.

  1. Голанд Ю.М. Кризисы, разрушение. НЭП. – М., 1991.

20. Горинов М. М. История России. От Древней Руси к императорской России IX-XIII вв. – М., 1994.

  1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
  2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
  3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. – М., 1991.
  4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Россия с древнейших времен до конца ХХ в. – М., 2001.
  5. Жуковский С.Г., ЖуковскаяИ.Г. Россия в истории мировой цивилизации IХ-ХХ вв. Учебное пособие. – М., 2000.
  6. Зарпия И.Ю., Зотова М.В. Становление и подъем Российской державы ХV-ХVIII вв. Учебное пособие. – М., 1994.
  7. Зимин А.А. Опричнина. – М., 2001.
  8. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы (1945-1964). – М., 1993.
  9. Иваницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. Начало 30-х г. – М., 1994.
  10. Ионов И.Н. Российская цивилизация: IХ – начало ХХ вв. – М., 1995.

31. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX -начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. – М., 1991.

32. История России с древнейших времен до второй половины XIX века /Под ред. Б. В. Личмана: В 2 ч. – Екатеринбург, 1995.

33. История России с древнейших времен до конца XVII в. /Под ред. А. Н. Сахарова, А. П. Новосельцева. – M., 1997.

34. История России с начала XVIII до конца XIX века / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 1997.

35. История России. XIX-XX вв. / Под ред. Б. В. Личмана. – Екатеринбург, 1995.

36. История России: народ и власть / Сост. Ю.А. Сандулов. – М., 1997.

  1. История русской культуры IX-XX вв. – М., 2002.

38. История СССР с древнейших времен до 1961 года / Под ред. В. В. Мавродина. – М., 1983.

39. История СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции: В 6 т. – М., 1966-1972.

40. Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 12 т. – М., 1989.

41. Карр Э. История Советской России: В 2 кн. – М., 1997.

42. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. – М., 1991.

43. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1991.

  1. Кривошеин А.В. Судьба российского реформаторства. – М., 1993.
  2. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. – М., 2001.
  3. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986.
  4. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки русской культуры IX-XVII вв. – М.,1984
  5. Октябрь 1917 г. Величайшее событие века и социальная катастрофа? /Под ред. П.В. Волобуева. – М., 1991.
  6. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. – М., 1998.

50. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: В 2 ч. – М., 1996.

  1. Плимак Е.Г., Патин И.К. Драма российских реформ и революций. (Сравнительно-политический анализ). – М., 2000.

52. Поляков Ю.А. Гражданская война: взгляд сквозь годы. – Уфа, 1994.

53. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – Ставрополь, 1993.

54. Россия и мир: Учебная книга по истории: В 2 ч. / Под ред. А.А. Данилова. – М., 1994.

  1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества Х11-Х111 вв. – М., 1982.
  2. Самсонов А.М. Вторая мировая война 1939-1945. Очерки важнейших событий. – СПб., 1994.

57. Семенникова Л.И.. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1994.

  1. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал / Под ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1997.

59. Соловьев С.М. История России с древнего времени до 1861 года. – М.,1996.

60. Станкевич З. История крушения СССР. – М., 2001.

61. Фроянов И.Я. Древняя Русь: опыт социальной и политической борьбы. – М., 1995.

  1. Шамбаров В. Государство и революции. – М., 2001.
  2. Шапиро А.Л. Проблемы социально-экономической истории Руси ХIV-ХV вв. СПб., 1997.
  3. Янов А. У истоков трагедии 1462-1584. Заметки о природе и происхождении государственности. – М., 2001.

Вопросы ДЛЯ подготовки к зачету

1. Предмет исторической науки. Методы и источники изучения отечественной истории.

2. Развитие исторической науки в России.

3. Древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия).

4. Особенности социально-политического развития Киевской Руси.

5. Принятие христианства и его влияние на историческую судьбу страны.

6. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности.

7. Монголо-татарское нашествие на Русь

8. Наступление немецких рыцарей. Борьба русского народа с немецкой и шведской агрессией в XIII в.

9. Начало собирания русских земель вокруг Москвы. Княжение Ивана Калиты (1325-1340 гг.).

10. Государственная деятельность Ивана III (1462-1505гг.). Свержение ига татаро-монгольских ханов.

11. Становление государственных институтов Московского государства. Боярская Дума. Приказы.

12. Внутренняя политика Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.).

13. Опричнина: социальная направленность, цели, итоги.

14. Внешняя политика царя Ивана Грозного.

15. Русское государство в конце XVI в. Конец династии Рюриковичей. Борис Годунов.

16. Предпосылки и причины Смуты в России. Самозванство. Польско-шведская интервенция.

17. Национально-патриотический подъем. Земское ополчение: социальный состав, руководители.

18. Восстановление российской государственности. Начало династии Романовых. Царь Михаил Федорович Романов (1613-1645 гг.).

19. Внутренняя политика России при Алексее Михайловиче Романове (1645-1676 гг.).

20. Народные восстания середины XVII в.: «хлебный», «соляной», «медный» бунты.

21. Крестьянская война под предводительством С. Разина.

22. Реформа церкви. Раскол. Социальная база старообрядчества.

23. Присоединение Украины к России. Переяславская рада 1654 г. Б. Хмельницкий.

24. Реформы Петра I (1682-1725 гг.) как догоняющий тип модернизации. Становление абсолютизма в России.

25. Внешняя политика Петра I. Северная война (1700-1721 гг.)

26. Реформы органов управления и суда в Петровскую эпоху.

27. Россия при преемниках Петра Великого (1725-1762 гг.).

28. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II (1762-1796 гг.).

29. Усиление крепостного гнета. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.).

30. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

31. Развитие общественно-политической мысли в России XVIII в. А. Н. Радищев.

32. Особенности внутренней и внешней политики при Павле I (1796-180I гг.).

33. 33 Внутренняя политика и попытки реформ Александра I (180I- I825 гг.). М.М. Сперанский.

34. Отечественная война 1812 г.

35. Декабристы и их программы переустройства России. П.И. Пестель и Н.М. Муравьев.

36. Самодержавие Николая I (1825-1855 гг.). Политика репрессий и келейно- бюрократического реформаторства.

37. Внешняя политика Николая I (1825-1855 гг.). Крымская война.

38. Буржуазно-либеральные реформы второй половины XIX в.

39. Причины и предпосылки отмены крепостного права. «Положение 19 февраля 1861 г.» Освобождение крестьян.

40. Внутренняя политика правительства в 80-90-е гг. XIX в. Контрреформы Александра III (1881-1894 гг.).

41. Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX в. Реформы С.Ю. Витте.

42. Первая российская революция. Изменения в политической системе в 1905-1907 гг.

43. Русско-японская война 1904-1905 гг.

44. Участие России в первой мировой войне.

45. Февральская революция в России. Социально-экономическая политика новой власти.

46. Октябрьская революция 1917 г. Большевистская стратегия: причины победы.

47. Установление Советской власти на местах, ее первые декреты.

48. Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир: итоги и последствия.

49. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, формы, основные этапы.

50. Новая экономическая политика: цели, содержание, результаты.

51. Образование СССР: предпосылки, значение и последствия.

52. Индустриализация и коллективизация страны. Итоги социально-экономического развития к концу 30-х гг.

53. Внешняя политика СССР в 30-е- начале 40-х годов XX в. Советско-германские договоры 1939 г.

54. Великая Отечественная война. Начальный этап.

55. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

56. Боевые операции советских войск в 1944-1945 гг.

57. Антигитлеровская коалиция: взаимодействие и противоречия.

58. Источники и значение победы СССР в Великой Отечественной войне.

59. Трудности послевоенного переустройства. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса.

60. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Н.С. Хрущев.

61. Изменение политического курса: поворот к неосталинизму. Л.И. Брежнев.

62. Основные направления советской внешней политики во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг.XX в.

63. Политика перестройки в СССР. М.С. Горбачев (1985-1991).

64. События августа 1991 г. Распад СССР.


[1] Здесь и далее * отмечена литература, имеющаяся в наличии в библиотечном фонде филиала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.53.34 (0.275 с.)