Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
№ п/п урока
| Тема урока
(название раздела)
| Кол-во часов
| Дом. зад.
| Форма контроля
| Знания, умения, навыки
| Дата
|
по плану
| фактич.
|
| Вводный урок. История в системе гуманитарных наук.
|
|
|
| Знать хронологические рамки исторических периодов; современные научные концепции происхождения человека, общества.
|
|
|
| Древнейшая история человечества. Современ-ные научные концепции происхождения человека и общества.
|
| Учебник - Н.В.Загладин
§ 1-2
|
|
|
|
| 1. Цивилизации Древнего мира и
Средневековья
1.1. Архаичные цивилизации. Возникновение письменности и накопление знаний.
|
|
§ 4-5
|
| Объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.»
Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основа-телей мировых религий; в) пред-ставителей и памятники культуры древнего мира, средневековья,
Показывать на исторической карте местоположение древнейших и средневековых цивилизаций.
Называть характерные, сущест-венные черты: политического строя в государствах древности и средневековья; положения основных групп населения в древневосточных, античных и средневековых обществах (правители и подданные, свободные и рабы, феодалы и крестьяне); религиозных верований людей.
Объяснять значение понятий: республика, рабство, закон, миф, религия, феодализм.
|
|
|
| 1.2. Цивилизации Древнего Востока.
| § 6 – 8
|
|
|
|
| 1.3. Античные цивилизации Средиземноморья
| § 9 – 11
|
|
|
|
| 1.4. Становление иудео-христианской духов-ной традиции, ее региозно-мировоззренческие особенности.
|
§ 12
|
|
|
|
| 1.5. Возникновение исламской цивилизации. Экспансия ислама.
| § 15
|
|
|
|
| 1.6. Христианская средневековая цивилизация в Европе в V – X вв.
| § 14,
§16-17
|
|
|
|
| 1.7. Западная Европа в XI – XV вв.
| § 19,
§ 20-21
|
|
|
|
| 1.8. Духовная жизнь европейского общества в эпоху Средневековья
| § 25
| Защита реферата
|
|
|
| 2. Начало Руси.
2.1. Появление славян. Славяне в V – VII вв. Религия древних славян.
|
| Учебник – А.Н. сахаров, В.И. Буганов
§ 3-4
|
| Указывать: а) хронологические рамки существования Древне-русского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей,
Называть: князей, политических, общественных и военных деятелей;
Называть, показывать на исторической карте: а) территории расселения восточнославянских племен; б) основные древне-русские города;
Описывать занятия, образ жизни населения Древней Руси.
Объяснять значение понятие Древнерусское государство, политическая раздробленность, Русская правда.
|
|
|
| 2.2. Образование Древнерусского государства.
| § 5-6
|
|
|
|
| 2.3. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава.
| § 7
|
|
|
|
| 2.4. Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства на Руси.
| § 8
|
|
|
|
| 3. Русь в XI – XII вв.
3.1. Правление Ярослава Мудрого
|
|
§ 9
|
|
|
|
| 3.2. Русского общество в XI в.
| § 10-11
|
|
|
|
| 3.3. Политическая раздробленность Руси.
| § 12-14
|
|
|
|
| 3.4. Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII веках.
| § 16
|
|
|
|
| 3.5. Культура Руси X – начала XIII в.
| § 17-18
|
|
|
|
| 3.6. Повторительно-обобщающий урок «Начало Руси. Русь в XI – XII вв.»
|
| Контр. тестир.
|
|
|
| 4. Русь в XIII – XVвв.
4.1. Монголо-татарское нашествие на Русь. Александр Невский.
|
|
§ 19-20
|
| Называть, показывать на истори-ческой карте: а) основные центры собирания русских земель; д) территорию Русского государства в XV-XVI вв.
Описывать занятия, образ жизни населения России.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные черты развития русских земель под властью Орды; Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
Объяснять значение понятий: монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина, Смута, церковный раскол.
Излагать суждения о причинах и последствиях: зависимости Руси от Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений, Смутного времени.
|
|
|
| 4.2. Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV – XV вв.
| § 21
|
|
|
|
| 4.3. Москва – центр объединения русских земель.
| § 22
|
|
|
|
| 4.4. Образование единого государства – России.
| § 23
|
|
|
|
| 4.5. Культура и быт XIV – XV вв.
| § 24
|
|
|
|
| 4.6. Урок повторения «Русь в XIII – XV вв.»
|
| Контр. работа
|
|
|
| 5. Россия в XVI в.
5.1. Реформы Ивана Грозного.
|
|
§ 25
|
|
|
|
| 5.2. Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство.
| § 26
|
|
|
|
| 5.3. В преддверии Смуты.
| § 27
|
|
|
|
| 5.4. Культура и быт конца XV – XVI в.
| § 28-29
| Тестир.
|
|
|
| 6. Россия в XVII в.
6.1. Смутное время.
|
|
§30-31
|
|
|
|
| 6.2. Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых.
| § 32-33, 35
|
|
|
|
| 6.3. Хозяйство и сословия
| § 34
|
|
|
|
| 6.4. Внешняя политика России в XVII в.
| § 36-37
|
|
|
|
| 6.5. Культура и быт XVII в.
| § 39-40
|
|
|
|
| 6.6. Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVI – XVII вв.»
|
| Контр. тестир.
|
|
|
| 7. Новое время: эпоха модернизации.
7.1. Переход от общества традиционного к индустриальному обществу.
|
| Учебник – Н.В..Загладин
§ 26
|
| Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий XVI-XIX вв.
Называть: правителей, государст-венных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом; в) представителей общественной мысли, науки и культуры.
Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просве-щение, промышленный переворот, индустриальное общество, импе-риализм, монополия, колониализм, модернизация.
Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.
|
|
|
| 7.2. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
| § 27
|
|
|
|
39 - 40
| 7.3. – 7.4. Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации
|
§ 28-29
|
|
|
|
| 7.5. Буржуазные революции XVII – XVIII вв.
| § 32,
§ 35-36
|
|
|
|
| 7.6. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм
| § 33
| Защита реферата
|
|
|
| 7.7. Технический прогресс в Новое время. Промышленный переворот.
| § 37-38
|
|
|
|
| 7.8. Культурное наследие Нового времени.
| § 40
|
|
|
|
| 7.9. Международные отношения в конце XV – середине XIX в.
| § 43
|
|
|
|
46 – 47
| 8. Россия в XVIII в.
8.1. – 8.2. Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования.
|
|
§ 41-43,
§ 45
|
| Называть даты: важнейших собы-тий, связанных с изменением поли-тического устройства, социально-экономическими преобразова-ниями в России XVIII вв.
Называть: военные кампании и выдающихся военачальников; известных деятелей и достижения российской науки и культуры XVIII вв.
Показывать на исторической карте: рост территории России в XVIII вв. Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма.
Объяснять значение понятий: дворцовые перевороты, просве-щенный абсолютизм, крепостничество.
Излагать суждения о причинах и последствиях: реформ Петра I; дворцовых переворотов; военных кампаний России в XVIII в.
Приводить оценки деятельности ПетраI и Екатерины II.
|
|
|
| 8.3. Реформы Петра Великого.
| § 44
|
|
|
|
| 8.4. Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война.
| § 46
|
|
|
|
| 8.5. «Золотой век» Екатерины II.
| § 47
|
|
|
|
| 8.6. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.
| § 48-49
|
|
|
|
| 8.7. Хозяйственное развитие России в XVIII в.
| § 51
|
|
|
|
| 8.8. Народные движения XVIII в.
| § 52
|
|
|
|
| 8.9. Культура, духовная жизнь и быт XVIII в.
| § 53-54
|
|
|
|
| 8.10. Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVIII в.»
|
| Контр. работа
|
|
|
| 9. Россия в первой половине XIX в.
9.1. Россия в начале XIX в.
|
|
§ 55-56
|
| Называть даты: а) важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально-экономическими преобразованиями в России XIX в.; б) социальных выступлений в XIX в.; в) военных кампаний.
Называть: крупнейших государ-ственных деятелей России XIX в.; достижения российской науки и культуры первой половины XIX в.
Называть характерные, существенные черты: политического развития страны, общественного движения в России; развития духовной культуры России в XIX в.
Объяснять значение понятий: Отечественная война, декабризм.
Излагать суждения о причинах и последствиях: военных кампаний России в первой половине XIX в.
Приводить оценки: деятельности Александра I, Николая I.
|
|
|
| 9.2. Отечественная война 1812 г. Освободительный поход русской армии.
| § 57-58
|
|
|
|
| 9.3. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов.
| § 59
|
|
|
|
| 9.4. Николай I. Попытки укрепить империю.
| § 60-61
|
|
|
|
| 9.5. Общественная жизнь России при
Николае I.
| § 62
|
|
|
|
| 9.6. Крымская война. Внешняя политика.
|
| § 63
|
|
|
|
| 9.7. Образование и наука в первой половине XIX в.
| § 64
|
|
|
|
| 9.8. Золотой век русской культуры.
| § 65-66
|
|
|
|
| 9.9. Русская православная церковь в XVIII – первой половине XIX в.
| § 50, 67
|
|
|
|
| 9.10. Повторительно-обобщающий урок «Россия в XIX в.»
|
| Контр.
работа
|
|
|
66 -68
| Уроки итогового повторения
|
|
| Защита проекта
|
|
|