Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (10 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в XVIII – середине XIX вв. (20 ч.)

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Итоговое повторение – 3 часа.

Требования к уровню подготовки
учащихся 10 кл.

В ходе изучения истории учащийся должен

 

Знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;
  • периодизацию отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ

(интегрированный курс)

№ п/п урока Тема урока (название раздела) Кол-во часов Дом. зад. Форма контроля Знания, умения, навыки Дата
по плану фактич.
  Вводный урок. История в системе гуманитарных наук.       Знать хронологические рамки исторических периодов; современные научные концепции происхождения человека, общества.    
  Древнейшая история человечества. Современ-ные научные концепции происхождения человека и общества.   Учебник - Н.В.Загладин § 1-2      
    1. Цивилизации Древнего мира и Средневековья 1.1. Архаичные цивилизации. Возникновение письменности и накопление знаний.     § 4-5   Объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.» Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основа-телей мировых религий; в) пред-ставителей и памятники культуры древнего мира, средневековья, Показывать на исторической карте местоположение древнейших и средневековых цивилизаций. Называть характерные, сущест-венные черты: политического строя в государствах древности и средневековья; положения основных групп населения в древневосточных, античных и средневековых обществах (правители и подданные, свободные и рабы, феодалы и крестьяне); религиозных верований людей. Объяснять значение понятий: республика, рабство, закон, миф, религия, феодализм.    
  1.2. Цивилизации Древнего Востока. § 6 – 8      
  1.3. Античные цивилизации Средиземноморья § 9 – 11      
  1.4. Становление иудео-христианской духов-ной традиции, ее региозно-мировоззренческие особенности.   § 12      
  1.5. Возникновение исламской цивилизации. Экспансия ислама. § 15      
  1.6. Христианская средневековая цивилизация в Европе в V – X вв. § 14, §16-17      
  1.7. Западная Европа в XI – XV вв. § 19, § 20-21      
  1.8. Духовная жизнь европейского общества в эпоху Средневековья § 25 Защита реферата    
  2. Начало Руси. 2.1. Появление славян. Славяне в V – VII вв. Религия древних славян.   Учебник – А.Н. сахаров, В.И. Буганов § 3-4   Указывать: а) хронологические рамки существования Древне-русского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, Называть: князей, политических, общественных и военных деятелей; Называть, показывать на исторической карте: а) территории расселения восточнославянских племен; б) основные древне-русские города; Описывать занятия, образ жизни населения Древней Руси. Объяснять значение понятие Древнерусское государство, политическая раздробленность, Русская правда.    
  2.2. Образование Древнерусского государства. § 5-6      
  2.3. Русь в правление Игоря, Ольги и Святослава. § 7      
  2.4. Русь во времена Владимира Святославича. Принятие христианства на Руси.   § 8      
  3. Русь в XI – XII вв. 3.1. Правление Ярослава Мудрого     § 9      
  3.2. Русского общество в XI в. § 10-11      
  3.3. Политическая раздробленность Руси. § 12-14      
  3.4. Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII веках. § 16      
  3.5. Культура Руси X – начала XIII в. § 17-18      
  3.6. Повторительно-обобщающий урок «Начало Руси. Русь в XI – XII вв.»   Контр. тестир.    
  4. Русь в XIII – XVвв. 4.1. Монголо-татарское нашествие на Русь. Александр Невский.     § 19-20   Называть, показывать на истори-ческой карте: а) основные центры собирания русских земель; д) территорию Русского государства в XV-XVI вв. Описывать занятия, образ жизни населения России. Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства; закрепощения крестьян. Называть характерные, существенные черты развития русских земель под властью Орды; Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев. Объяснять значение понятий: монголо-татарское иго, политическое объединение русских земель, централизованное государство, сословно-представительная монархия, самодержавие, поместная система, закрепощение крестьян, опричнина, Смута, церковный раскол. Излагать суждения о причинах и последствиях: зависимости Руси от Орды; объединения русских земель вокруг Москвы; социальных движений, Смутного времени.    
  4.2. Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV – XV вв. § 21      
  4.3. Москва – центр объединения русских земель. § 22      
  4.4. Образование единого государства – России. § 23      
  4.5. Культура и быт XIV – XV вв. § 24      
  4.6. Урок повторения «Русь в XIII – XV вв.»   Контр. работа    
  5. Россия в XVI в. 5.1. Реформы Ивана Грозного.     § 25      
  5.2. Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство. § 26      
  5.3. В преддверии Смуты. § 27      
  5.4. Культура и быт конца XV – XVI в. § 28-29 Тестир.    
  6. Россия в XVII в. 6.1. Смутное время.     §30-31      
  6.2. Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. § 32-33, 35      
  6.3. Хозяйство и сословия § 34      
  6.4. Внешняя политика России в XVII в. § 36-37      
  6.5. Культура и быт XVII в. § 39-40      
  6.6. Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVI – XVII вв.»     Контр. тестир.    
  7. Новое время: эпоха модернизации. 7.1. Переход от общества традиционного к индустриальному обществу.   Учебник – Н.В..Загладин § 26   Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий XVI-XIX вв. Называть: правителей, государст-венных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом; в) представителей общественной мысли, науки и культуры. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просве-щение, промышленный переворот, индустриальное общество, импе-риализм, монополия, колониализм, модернизация. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн нового времени.    
  7.2. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. § 27      
39 - 40 7.3. – 7.4. Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации   § 28-29      
  7.5. Буржуазные революции XVII – XVIII вв. § 32, § 35-36      
  7.6. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм § 33 Защита реферата    
  7.7. Технический прогресс в Новое время. Промышленный переворот. § 37-38      
  7.8. Культурное наследие Нового времени. § 40      
  7.9. Международные отношения в конце XV – середине XIX в. § 43      
  46 – 47 8. Россия в XVIII в. 8.1. – 8.2. Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования.     § 41-43, § 45   Называть даты: важнейших собы-тий, связанных с изменением поли-тического устройства, социально-экономическими преобразова-ниями в России XVIII вв. Называть: военные кампании и выдающихся военачальников; известных деятелей и достижения российской науки и культуры XVIII вв. Показывать на исторической карте: рост территории России в XVIII вв. Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма. Объяснять значение понятий: дворцовые перевороты, просве-щенный абсолютизм, крепостничество. Излагать суждения о причинах и последствиях: реформ Петра I; дворцовых переворотов; военных кампаний России в XVIII в. Приводить оценки деятельности ПетраI и Екатерины II.    
  8.3. Реформы Петра Великого. § 44      
  8.4. Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война. § 46      
  8.5. «Золотой век» Екатерины II. § 47      
  8.6. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. § 48-49      
  8.7. Хозяйственное развитие России в XVIII в. § 51      
  8.8. Народные движения XVIII в. § 52      
  8.9. Культура, духовная жизнь и быт XVIII в. § 53-54      
  8.10. Повторительно-обобщающий урок «Россия в XVIII в.»   Контр. работа    
  9. Россия в первой половине XIX в. 9.1. Россия в начале XIX в.     § 55-56   Называть даты: а) важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально-экономическими преобразованиями в России XIX в.; б) социальных выступлений в XIX в.; в) военных кампаний. Называть: крупнейших государ-ственных деятелей России XIX в.; достижения российской науки и культуры первой половины XIX в. Называть характерные, существенные черты: политического развития страны, общественного движения в России; развития духовной культуры России в XIX в. Объяснять значение понятий: Отечественная война, декабризм. Излагать суждения о причинах и последствиях: военных кампаний России в первой половине XIX в. Приводить оценки: деятельности Александра I, Николая I.      
  9.2. Отечественная война 1812 г. Освободительный поход русской армии. § 57-58      
  9.3. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов. § 59      
  9.4. Николай I. Попытки укрепить империю. § 60-61      
  9.5. Общественная жизнь России при Николае I. § 62      
  9.6. Крымская война. Внешняя политика.   § 63      
  9.7. Образование и наука в первой половине XIX в. § 64      
  9.8. Золотой век русской культуры. § 65-66      
  9.9. Русская православная церковь в XVIII – первой половине XIX в. § 50, 67      
  9.10. Повторительно-обобщающий урок «Россия в XIX в.»   Контр. работа    
66 -68 Уроки итогового повторения     Защита проекта    

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.013 с.)