Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ссср во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3.1. Консервация политического режима в период «застоя». Пришедшая к власти после смещения Н.С.Хрущева «команда Л.И.Брежнева» не имела единой, позитивной программы деятельности. Существовала негативная установка: прекратить преобразования, нарушавшие стабильность существования бюрократии. Это означало прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, т.к. грозило подрывом всей политической системы. Новые веяния в политике начались сразу после смещения Н.С.Хрущева: в 1964 г. восстановили единство партийных и советских органов, разделенных в 1962 г; в 1966 г. из Устава КПСС изъяли указания о нормах и сменяемости партийных органов и секретарей; Л.И.Брежнев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС; начался процесс тихой ресталинизации. Вместе с тем, жизнь требовала некоторой модернизации идеологических установок: была сконструирована концепция «развитого социализма». Впервые вывод о вступлении СССР в эту стадию прозвучал в 1967 г. В основе новой концепции лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, что предполагало бесконфликтность развития. Таким образом, концепция развитого социализма опиралась на вполне реальное создание индустриального общества в СССР, что и было объявлено как факт построения развитого социализма. Одной из основных его характеристик стало «развитие социализма на его собственной основе», т.е. на фундаменте индустриального общества. Эта концепция позволила, с одной стороны, констатировать «большие успехи», достигнутые страной под руководством партии, а с другой – снять определенность в достижении конкретных целей (построение коммунизма). Брежневская команда взяла курс на подавление всякого инакомыслия. Начало реакции в 1965-1966 гг. знаменовал политический судебный процесс над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским за публикацию за границей литературных произведений. Ужесточилась цензура. Начало 1970-х гг. ознаменовалось травлей многих советских экономистов, историков, представителей других гуманитарных наук, чьи работы не вписывались в утвердившиеся каноны официальной идеологии. Появилась новая форма репрессий против инакомыслящих – внесудебное помещение в психиатрические клиники. Возобновилась высылка граждан СССР за границу. В ответ оппозиция расширила формы протеста – помимо распространения литературы через «Самиздат», появилось движение «подписантов» и правозащитное движение. Сторонники этих форм протеста требовали соблюдения законности в конкретных случаях. В движении диссидентов выделялось несколько направлений: национальные и национально-демократические (армянское, грузинское, украинское, литовское); движение репрессированных народов за возвращение на родину (крымско - татарское, месхетинское); движение за выезд (евреев в Израиль, советских немцев в ФРГ). Значительное развитие получили религиозные движения (евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.). Ужесточение внутренней политики и преследование инакомыслия получило идеологическое обоснование в виде тезиса об обострении идеологической борьбы двух систем в условиях мирного сосуществования. Итогом теоретических установок брежневской администрации стала новая Конституция СССР 1977 г. – «Конституция развитого социализма». В шестой статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе: «КПСС – руководящая и направляющая сила общества, ядро его политической системы». Изменились реальные механизмы власти, соотношение сил в партийной верхушке. Неуклонно укреплялась личная власть Л.И.Брежнева. Параллельно с этим шло моральное разложение общества. В нем как бы легализовалась двойная мораль, двойные стандарты жизни – официальные и реальные. Сформировались целые номенклатурные кланы в результате сращивания партийного аппарата с теневой экономикой и уголовными элементами. Начался конфликт «правящего сословия» с официальной идеологией. Все в более широких кругах населения СССР нарастало отчуждение от государства и ощущение, что жизнь устроена несправедливо. Данные явления были возможны лишь в системе, в которой партийно-государственный аппарат обладал всевластием и стоял над Конституцией. Политическая система оставалась прежней. Для нее было по-прежнему характерно отрицание разделения властей, парламентаризма; политический монополизм и превращение партийных структур в надгосударственные. Тезис об общенародном государстве был декларацией. Партийные органы командовали Советами. Членство в партии превратилось для граждан в необходимое условие служебной карьеры. Активно шел процесс морального разложения общества. ТАКИМ ОБРАЗОМ, главным противоречием между властью и обществом, сложившимся в эти годы, стало противоречие между существующей политической системой и новыми потребностями и запросами стремительно выросшего в интеллектуальном и культурном смысле населения страны. Серьезным фактором в эти годы стал глубокий нравственный кризис, формирующийся по мере углубления разрыва между декларациями и лозунгами официальной пропаганды, с одной стороны, и реалиями жизни – с другой. 3.2. Социально-экономические преобразования во второй половине 1960 – первой половине 1980-х гг. Реформы Н.С.Хрущева показали, что одним администрированием достичь серьезных сдвигов в народном хозяйстве невозможно. Среди экономистов все чаще высказывалась идея о необходимости экономических методов руководства. Начало экономической реформе положили решения мартовского и сентябрьского 1965 г. пленумов ЦК КПСС. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством. Его пытались реформировать на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности колхозников в росте производства. Однако главный акцент в политике на селе был сделан на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, а также на увеличении капиталовложений. Предложенные меры не предусматривали ликвидацию административных методов управления, предоставление колхозам и совхозам реальной хозяйственной самостоятельности, а потому обрекали аграрную политику на неудачу. Достичь существенных результатов не удалось. Несмотря на то, что в период уборки урожая привлекалось 20% всего активного населения страны, потери урожая ежегодно составляли от 30 до 40%. Начало радикальной экономической реформе в промышленности положил сентябрьский 1965 г. пленум ЦК КПСС. Главная цель реформы: усилить экономические рычаги и расширить самостоятельность предприятий как хозрасчетного звена. В распоряжении предприятий оставалась часть прибыли. Параллельно предусматривалось реформирование системы ценообразования. Главным критерием оценки деятельности предприятия должен был стать объем реализованной, а не валовой продукции. Внедрение рыночных механизмов при сохранении административных рычагов управления привело к обострению противоречий. Сохранение системы фондирования не позволило установить прямые связи между предприятиями и ввести систему оптовой торговли средствами производства. В итоге хозрасчет предприятий оказался без материального обеспечения. Начался постепенный возврат к более детальному планированию. Существующая система оказалась неспособной обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества. Свертывание реформы особенно ускорилось после «пражской весны» 1968 г., когда попытки обновить социализм с помощью рыночных механизмов вылились в Чехословакии в массовое движение и вызвали испуг у советского руководства. Со свертыванием реформы началось неуклонное падение темпов промышленного роста. Падала эффективность и производительность труда. Неудачное реформирование привело к резкому отставанию СССР от стран Запада в 1970-80-е гг. Национальный доход СССР в середине 1980-х гг. составлял примерно 20% от уровня США. В эти годы западные страны осуществили переход на качественно новый этап развития – от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. СССР пропустил новый научно-технический и цивилизационный виток развития. Структурные преобразования экономики не были проведены. Наиболее опасным стало технологическое отставание. Позднеиндустриальная модернизация в СССР так и не произошла. Во-первых, из-за нехватки ресурсов, которые во все возрастающих масштабах направлялись в «оборонку», добычу все более дорогого сырья и энергоносителей, распыления капиталовложений. Во-вторых, из-за того, что в СССР так и не успел сложиться социальный субъект позднеиндустриальной модернизации, Не было ни обширного слоя менеджеров-технократов, который мог бы взять на себя власть и на предприятиях, и в стране; ни боевых профсоюзов, не желающих мириться с тяжелыми условиями труда и низкими зарплатами. Экономическая ситуация ухудшилась в связи с вступлением СССР в войну с Афганистаном (1979-1989 гг.) По оценкам экспертов, не подчиненной целям обороны в СССР осталось только 20% народного хозяйства. Власть не учитывала изменений, происходящих в обществе. Между тем, они были весьма значительными. В 1960-70-е гг. изменилась демографическая ситуация в стране. Последствия войны привели к снижению рождаемости. Усилились процессы урбанизации. Число городов с числом жителей более миллиона выросло с 3 до 23. Значительно вырос образовательный уровень населения. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Улучшилось материальное положение населения. Главную роль в этом сыграл массированный экспорт нефти, газа и импорт за счет «нефтедолларов» зерна, оборудования, товаров широкого потребления. Таким путем удавалось искусственно поддерживать социальную стабильность. В 1970-80-е гг. в социально-экономическом развитии страны стали проявляться негативные тенденции: сокращение прироста трудовых ресурсов; удорожание стоимости сырья и материалов, вызванное освоением труднодоступных районов Сибири; моральный и физический износ основных производственных фондов; рост расходов на окружающую среду; прогрессирующее ухудшение состояния дел в системе образования, здравоохранения, в сфере культуры и науки; снижение темпов строительства жилья; дисбаланс между постоянно растущей денежной массой и скудным рынком потребительских товаров и услуг, который привел к появлению дефицита и инфляции. Таким образом, обострение противоречия между потребностями развития производительных сил и закостеневшей структурой экономических отношений вело страну к экономическому кризису. Возникли деформации в системе общественной собственности, в сфере распределительных отношений и отношений обмена. Это привело в итоге к отчуждению производителей от средств производства и от власти, к утрате ими чувства хозяина, к искажению принципов социальной справедливости и оплаты по труду. 3.3. СССР и мир в середине 1960 - начале 1980-х гг. В этот период перед советской внешней политикой стояла триединая задача: недопущение распада мировой социалистической системы, нормализация отношений с Западом, поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира». Главная черта политики - еще большая ее идеологизация. В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирное сосуществование социализма и капитализма не могло носить длительного характера. Мирное сосуществование было объявлено новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. Было объявлено о достижении военно-стратегического паритета между СССР и США. К концу 60-х – началу 70-х гг. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом. Период разрядки международной напряженности (начало 70-х гг.) ознаменовался заключением важных договоров: о нераспространении ядерного оружия, об ограничении систем противоракетной обороны, об ограничении стратегических наступательных вооружений, четырехстороннее соглашение по Западному Берлину. Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Стороны толковали его по-разному: СССР больше интересовали проблемы безопасности, Запад же придавал принципиальное значение статьям о соблюдении прав человека. Период разрядки оказался недолгим. США и СССР попытались использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности в ГДР и ЧСССР. Усилилось противостояние в региональных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Эфиопия и др). Окончательный крах разрядки произошел после введения советских войск в Афганистан в 1979г. По отношению к социалистическим странам СССР проводил так называемую «доктрину Л.И.Брежнева»: через заключение межгосударственных договоров и путем создания межгосударственных учреждений была обеспечена теснейшая экономическая и военная интеграция стран СЭВ и Варшавского Договора, которая значительно ограничивала суверенитет этих стран. Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под полного контроля Москвы («пражская весна» в Чехословакии; отдаление Китая, Румынии, Югославии; выход Албании из ОВД; выступления рабочих в Польше и др.) ТАКИМ ОБРАЗОМ, внешняя политика советского руководства в 1965-1985 гг. прошла путь от жесткой конфронтации с Западом (во второй половине 60-х гг.) – к разрядке международной напряженности (70-е гг.) и от нее – к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х гг.), поставившему человечество на грань новой мировой войны. В результате наметившееся вхождение СССР и стран «социалистического лагеря» в мировое содружество так и не состоялось, отодвинув перспективу их перехода к постиндустриальному обществу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.154.238 (0.012 с.) |