Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема противоречий элементов политической системы в кризисных ситуациях.

Поиск

2. Основные элементы политической системы.Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цеди (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регулятивы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни; стилем политической деятельности.Некоторые зарубежные политологи считают основными элементами политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и обществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности и взаимоотношения с государством и обществом.Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепций современной политической науки. К. Маркс, как известно, подчеркивал, что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами».Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляют политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются и воспроизводятся в форме живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные институты, системные и внесистемные организации, политические, властные и общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они и в структурно-организационном и в функциональном планах выступают как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует о постоянном соперничестве субъектов законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ии взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.Политические отношения властвования выступают в определённом аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть - это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.Политическая система демократического типа характеризуется такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения сотрудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.Первенство господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов. Кризис политический - состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).Правительственный кризис - особенно частое явление, характеризующееся утратой правительством поддержки большинства в парламенте или той его палате, перед которой правительство несет ответственность. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ей в поддержке, выразив вотум недоверия, и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров форм правления и т.д. Парламентский кризис - это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решение парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и эти препятствует принятию решений и реализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента назначение новых выборов. Конституционный кризис связан фактическим прекращением действий Основного Закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.
К.п. характеризуется делигитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием властных парламентских структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.). В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления К.п. в политологии выделяют такие его формы, как:
1) кризис легитимности;
2) кризис идентичности;
3) кризис политического участия;
4) кризис проникновения;
5)кризис распределения.
Кризис легитимности развивается в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д. Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой. Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями. Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

65. Проблема определения перспективных форм правления и государственного устройства РФ.

Конституционный строй — это целостная совокупность взаимосвязанных норм, регламентирующих главные принципы устройства госуд арства и общества, взаимоотношений челове-ка, общества и государства, обеспечение под чинения их праву

Основы конституционного строя представляют собой целостную совокупность главных принципов устройства го-сударства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, обеспечения подчинения их праву и характеризующее их как конституционное государство

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации».

Глава 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет исходные принципы конституционного регулиро-вания основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, закрепляет форму Российской Фед ерации как государства, устанавливает источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяет пространственные пределы действия суверенитета РФ, определяет правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресур-сами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений, закрепляет принцип разделения властей и устанавливает круг органов, осуществляющих государственную власть в РФ.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей систе-мы действующего законодательства и иных нормативно- правовых актов РФ. Это означает, что другие главы Конституции РФ содержат нормы, которые направлены на дальI. Форма правления в РФ.

Форма правления — это элемент устройства государства, который характеризует порядок формирования высших органов государственной власти, государственного управления и их функционирования.

По Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое го-сударство с республиканской формой правления (ст. 1). Согласно Основному закону страны носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонацио-нальный народ (ст. 3).

Российская Федерация может быть охарактеризована как смешанная республика (полупрезидентская), т. е. сочетает черты президентской и парламентской республик с преобладанием первой.

Основные черты полупрезидентской республики:

а) сильная президентская власть;

б) наличие парламента — высшего законодательного и представительного органа государственной власти;

в) наличие правительства как высшего органа исполнительной власти;

г) возможность отставки правительства парламентом;

ЩЯШШ достоверностью определить результаты волеизъ- явления избирателей, — о признании итогов го-лосования, результатов выборов недействитель-ными.

Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства, составляющие более 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом,

б) кандидат, признанный избранным, осуществлял подкуп избирателей, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, нарушил правила проведения предвыборной агитации, что не позволяет вы-явить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, использовал преимущества должностного или служебного положения

После опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение 1 года со дня опубликования результатов выборов.

Решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должнц быть принято не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Лица, осуществляющие фальсификацию итогов голосо-вания, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

ЩЯШШШ а) в них приняло участие менее?0% от числа из- ЕіЖІ бирателей, внесенных в списки избирателей; б) в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее про-центов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов, д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования и др.

Выборы признаются недействительными в случае, если:

а) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; б) они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки из-бирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; в) по решению суда.

Повторные выборы. Если в бюллетень было включено более 2 кандидатов и ни один из них не получил необход имое для избрания число голосов избирателей, организующая выборы избирательная комиссия назначает повторное голосование по 2 или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, предусмотренные законом. 9ЯЯР!| Д) возможность роспуска президентом ¦¦¦¦l нижней палаты парламента;

е) президент избирается всеобщим го-лосованием;

ж) президент действует независимо от правительства и парламента.

Смешанная республика в России обусловлена следующими признаками:

тоталитарные привычки, отсутствие демократических традиций;

слабо развитая партийная система (в Государственной Думе РФ депутаты зачастую не контролируются своими партиями).

II. Форма государственного устройства РФ.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует разграничение власти между центром и местами. По форме государственного устройства различают унитарные государства, федеративные государства, империи, конфедерации, содружества, сообще-ства.

Федерация — это разновидность формы государственного устройства, когда властные полномочия разделены между центром и другими частями государства (соединенное, союзное государство).

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. В настоящее время Россия включает субъекты Федерации, образованные по национальному (национальШЩЩШЩ нейшее развитие, конкретизацию основ конститу- каЗЗ ционного строя. В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена — в Конституции РФ, законах РФ, указах Президента РФ или постановлениях Правительства РФ, не может противоречить основам конституционного строя В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу.

ПРИНЦИПЫ, составляющие конституционный строй РФ. можно подразделить на две группы:

Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность и другие принципы, определяющие правовое положение индивида в обществе и государстве.

а) принцип правового государства (ч. 1 ст. 1);

б) принцип социального государства (ч. 1 ст. 7);

в) единство экономического пространства и сас&ода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8);

г) равная защита форм собственности (ч. 2 ст. 8);

д) идеологический и политический плюрализм (ч 1,3 ст. 13),

е) гражданство РФ (ст. 6);

Принципы, определяющие организацию государственной власти:

а) демократия и народный суверенитет (ч 1 ст 3);

б) государственный суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4),

в) федерализм (ч. 1 ст. 1; ч. 3 ст. 5);

г) республиканская форма правления (ч.,1 ст. 1);

д) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

е) светское государство (ч. 1 ст. 14),

ж) разграничение государственной власти и местного самоуправления (ст 12).

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности констатируют демократическое правовое социальное государство. Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, путем пересмотра и принятия новой Конституции РФ (ч. 1 ст. 16 Конституции РФ).г:

но-территориальному) принципу (респуб- ВЯ№1 лики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). Из этих двух принципов вытекает, что Россия в соответствии с действующей Конституцией (ст. 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа (терри-ториальной и национальной), поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения вопро-сов ведения между центральными и региональны-ми органами государственной власти могут ре-шаться на основании Федеративного и иных дого-воров.

Федеративное УСТРОЙСТВО России базируется на следующих принципах, закрепленных Конституцией РФ (ст. 5. ч. 3) в числе основ конституционного строя:

1) Государственная целостность.

Этот принцип означает, что Российская Федерация — цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В России единая право-вая система, в ней гарантируется единство эконо-мического пространства, свободное перемещение

ХІ

I Разграничение предметов ведения и ШШЛ полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией РФ, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.

Принципы равноправия и самоопределения народов в РФ.

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.

Что касается права наций на самоопределение, то оно может осуществляться в различных нацио-нально-государственных и национально-культур-ных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суве-ренного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объе-динение с другим государством, установление лю-бого другого политического статуса.

Равноправие субъектов в РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами го-сударственной власти.

Это равноправие, прежде всего, проявляется:

— в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.014 с.)