Функции исполнительной власти. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции исполнительной власти.



  • подзаконное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти.

Правоприменение-особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.Признаки правоприменения

-осуществляется компетентными органами и должностынми лицами.

- это влатстно-императивная формат.е данная форма сваязана с императивными предписаниями государственно властныз органов или уполномоченных должностных лиц

-носит государственно-властный характер. решения принимаемые и формируемые в актах применения реализуются от имени государства.

- содержание формируется в актах применения

- осущ-ся в установленном законом порядке

-связана с принятием решения

- имеет свои стадии

- возникает при наличии конкретных ситуации

- осущ-ня на основе собственных принципов (Законность, обоснованность, оперативность Соц справедливость, целесообразность гласность)

Таким образом, данная форма реализации права предусматривает участие государства

Правоприменение необходимо, когда:

- возникает спор о праве и стороны не могут самостоятельно прийти к согласованному решению;

- некоторые отношения (в силу особой важности) должны пройти контроль со стороны государства;

- требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридическое значение;

- ненадлежащим образом осуществляются нрава и выполняются обязанности;

- совершено правонарушение и необходимо определить меру ответственности и

-регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;

-наличие пробелов в законодательстве, что требует их восполнения;

-реализация поощрительных норм в отношении конкретных субъектов и др.

Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.). Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Правоприменение, как особая государственная деятельность, основывается на ряде принципов:

- законность, которая предполагает четкое и безусловное соблюдение закона в процессе правоприменения;

- целесообразность правоприменения означает учет конкретных условий и факторов, правовой ситуации для разрешения конкретного дела;

- обоснованность правоприменения означает тщательное изучение оснований для правоприменения, исследование всех фактов, обстоятельств, выявление соразмерности акта его основе;

- социальная справедливость при применении права подразумевает обеспечение интересов всего общества и его отдельных элементов, а не каких-либо социальных групп и коллективов;

- гласность правоприменительной деятельности, обнародование содержания и результатов правоприменения для обеспечения права на получение достоверной информации о деятельности государства, открытости решений и действий властных органов.

46. Проблемы толкования как вид государственной деятельности.Толкование - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.Различают два аспекта толкования:

-уяснительный (норма права толкуется субъектом для себя);

-разъяснительный (толкование не только для себя, но и для других; имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц).

Толкования-разъяснения бывают двух видов: официальное и неофициальное. Некоторые ученые называют и третий способ толкования – по объему. Оно применяется при несовершенстве закона, при недостатках в юридическом оформлении воли законодателя.

Выделяют следующие способы толкования права:

1. Грамматический способ толкования права (иначе его называют «филологический, текстовой») основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.

2.Логический способ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношение между ними.

3.Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Особенной частью. Это также дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы права.

4. Историко-политический способ состоит в установлении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, социальных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений.,

5.Телеологическое (целевое) толкование позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Оно направлено на выявление целей издания акта,

6.Специально-юридическийспособ базируется на правилах юридической техники. Специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы: а) нормативное толкование, т. е. установление нормативности правила поведения; б) уяснение особенностей юридических конструкций; в) определение отраслевой принадлежности нормы; г) терминологическое толкование, д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другими приемами.

1.Виды по юр силе:

-Официальное толкование-разъяснение права: а) дается уполномоченными на это государственными органами или должностными лицами; данное полномочие закрепляется в специальных актах; б) имеет обязательное значение для других субъектов; в) является юридически значимым, так как вызывает юридические последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

-Неофициальное толкование права дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально толковать нормы права. Оно дается в форме рекомендаций, советов и не вызывает юридических последствий, т. е. лишено властной силы.

2. по характеру действий .Официальное толкование подразделяется нанормативное и казуальное.

1Нормативное – это разъяснение общего характера, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения нормы права.имеет целью дать общий ориентир для правоприменения и относится к неограниченному числу случаев

Нормативное толкование делится нааутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

А, Аутентичное официальное толкование исходит от органа, издавшего данныйактаутентичное толкование вправе давать все правотворческие органы, но в отношении только своих актов. Например, законодатель может давать толкование всех законодательных актов, Правительство – толковать лишь свои акты и т. д.

Б. Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт, или когда этому органу дается соответствующее полномочие законодателем. Примером официального нормативного легального толкования служат постановления Конституционного Суда РФ, в частности толкования Конституции РФ.

2 .Казуальное толкование дается компетентным органом по конкретному случаю, по поводу конкретного дела и обязательно лишь для него. Нормативное и казуальное толкование права на два подвида: судебное и административное.

Судебное толкование нормы права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них.

Административное толкование нормы права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.

По уровню

- Обыденное может даваться любым гражданином в повседневной жизни. Это также толкование, даваемое при обсуждении законопроектов.

-Профессиональное (или компетентное) толкование исходит от лиц, имеющих специальное образование (адвокаты, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты и др.).

Доктринальное толкование осуществляется специальными научно-исследовательскими институтами, учеными или группами ученых в статьях, научной литературе, в комментариях, при юридической экспертизе законопроектов и т. д.

по объему

-Расширительное толкование нормы права, , имеет место тогда, когда словесное выражение нормы у́же действительного смысла, т. е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.

-Ограничительное толкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей.

- Буквальное–точно соответствует тексту нормы, поскольку смысл правового предписания не вызывает разночтений. Буквальное толкование является распространенным примеры1)«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» или 2)«Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны»

47. Проблема уровней профессионального правосознания правоприменителя.Под профессиональным правосознанием- правосознание представителей юридических профессий, которое требует наличия высокого уровня правовых знаний, отличающихся системным и формализованным характером, глубокого понимания действия принципов права, взаимосвязей правовых норм, механизмов воз-действия права на общественные отношения. Профессиональное правосознание правоприменителя является важнейшим регулятором его профессионально-правового поведения. Существенную роль в правосознании профессионального уровня играет умение юриста при решении определённых профессиональных задач, правовыми знаниями, выбирать конкретные правовые средства для решения этих задач.Правосознание сотрудников органов внутренних дел является одной из разновидностей профессионального правосознания. Профессионализм сотрудника профессиональный уровень его правосознания находятся в тесной взаимосвязи, они определяют друг друга. С одной стороны, правовое сознание сотрудника оказывает влияние на формирование его профессиональных качеств, от которых во многом зависит эффективность правоприменительной деятельности. С другой стороны, развитие и совершенствование профессиональных качеств сотрудника способствуют формированию у него профессионального правосознания Основной вид деятельности сотрудников органов внутренних дел – это правоприменение, именно оно формирует профессиональное правосознание правоприменителя. Важнейшим элементом профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел являются правовые знания –сведения о которые приобретаются работниками органов внутренних дел как до поступления в эти органы, так и в процессе профессиональной подготовки и деятельности. Для сотрудника органов внутренних дел важное значение имеют не столько сами правовые знания, сколько умение их применять.

Правовые чувства – психологическая составляющая в структуре профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел. Чувства законности, гуманности, справедливости, уважения к праву,

предпосылки для эффективной работы в соответствии с правовыми принципами и нормами. В правоприменительной практике у сотрудников органов внутренних дел вырабатываются определённые правовые привычки, которые входят в содержание профессионального правосознания. Они выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в соответствии с требованиями закона на основе правовых знаний и профессионально-правовых навыков. Привычка соблюдать нормы права везде и всегда, привычка добросовестно исполнять служебные обязанности – это проявления надлежащей профессионально-правовой культуры сотрудника. Правовые привычки, имея позитивный характер, добавляют положительные черты образу сотрудника органов внутренних дел, укрепляют его авторитет и профессиональное признание.Проблема:К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д. ).





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.009 с.)