Проблема правоприменения в условиях экономической, политической и правовой неустойчивости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема правоприменения в условиях экономической, политической и правовой неустойчивости.



ВОПРОСЫ ПО ПРОБЛЕМАМ ТГП(С 36 ПО 71)

36. Методы борьбы с терроризмом: проблема опасности государственного терроризма. Даже при желании с террористами невозможно договориться. Во-первых, современный международный терроризм не имеет единого центра. ("Аль-Каида" - это не единая централизованная организация, а, скорее, совокупность многочисленных террористических группировок, чьи участники объявляют себя приверженцами исламского фундаментализма.)

Требования террористов практически не выполнимы, поскольку они не сформулированы. Теоретически, ни одно уважающее себя государство на это и не может позволить себе пойти. Современный международный терроризм не выдвигает никаких требований: он объявил западной цивилизации войну на уничтожение. Америке и Израилю террористы напрямую обещают «сладкую жизнь» и ни о каких переговорах с этими странами даже слышать не желают, хотя часть денег держат в Американских банках, именно там были заморожены счета нескольких, наиболее отличившихся у нас террористов. Различные аспекты борьбы с терроризмом находятся в прямой взаимосвязи с основными принципами международного права, в числе которых принцип уважения прав человека, принцип равноправия и самоопределения наций и народов и т.д. С моей точки зрения, чрезмерное уделение внимания этим принципам как раз и снижает эффективность мер борьбы со злополучным явлением, и террористы на это уповают, для них ведь таких принципов не существует, а по сему они находятся в более выигрышном положении по сравнению с «развитыми» государствами, которым писан закон. В преамбуле Конвенции Организации Американских Государств по борьбе с терроризмом указано, что «соблюдение норм международного права, полное уважение прав человека и основных свобод, уважение суверенитета государств, соблюдение принципа невмешательства и неукоснительное соблюдение прав и обязанностей государств, воплощённых в уставе ОАГ, образуют глобальную основу для предотвращения и ликвидации терроризма и борьбы с ним». Такое же требование содержится в Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, принятой в 1994 году Генеральной Ассамблеей ООН, ссылающейся на Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. К слову сказать, Америка сейчас поступает не совсем так, как указано в ОАГ. Россию же постоянно попрекают несоблюдением прав человека, не давая шанса развернуться, ведь Чечня для нас своеобразный сдерживающий фактор. Америка выросла на идее Холодной войны, и весь её патриотизм основан в первую очередь на противостоянии, стремлении превзойти и, в конечном счёте, победить «врага» демократии, что потом никто никогда не думал. Долгое время у американцев была Россия – достойный соперник. Россия поступила очень хитро: быстро переродилась в «союзника» да ещё и денег заняла, а другу в беде ведь не откажешь, тем более, что демократию строить вместо коммунизма начали. Лет 10 Америка была в полном замешательстве от такой наглости, а почва для развития и поддержания патриотизма стала потихоньку обрушаться. Мне кажется, американцы просто не обладают способностью к быстрой адаптации к новым ситуациям. Им трудно всё поменять в корне, отсюда и подобное поведение. Может быть, что, в придачу ко всему, сказывается своеобразный «национальный комплекс неполноценности». Америка ведь раньше сама колонией была, туда весь сброд и ехал, а в настоящий момент она окрепла настолько, чтобы всем доказать, что на самом деле она не совокупность потомков сброда, а порождение сильной духом, лишь бедной в прошлом почти интеллигенции. Вернёмся к теме.Недавно, в Брюсселе, на саммите глав стран-членов Евросоюза был утвержден целый ряд мер по обеспечению европейской безопасности. В частности, был учрежден пост координатора антитеррористической деятельности. Им назначен голландский политик Жиз де Ври.

Представители 25 нынешних и будущих членов ЕС приняли ряд мер, направленных на объединение усилий по борьбе с террором. Среди них - введение уже утвержденных, вроде единого ордера на арест, унификации наказаний за связанные с терроризмом преступления и блокировки счетов, принадлежащих преступным группировкам. Также принято решение о сохранении всей телекоммуникационной информации, включая записи разговоров владельцев сотовых телефонов, в течение определенного периода времени - с тем, чтобы позволить разведслужбам при необходимости отслеживать подозрительные звонки. Помимо этого будет усилена охрана европейских портов.

Тем не менее, полной интеграции в борьбе с террором мешает ряд моментов. По мнению наблюдателей, больших усилий будет стоить убедить европейские страны делиться секретной информацией. Также есть разница в подходе разных стран к ответу на терракты, совершенные исламскими террористами. Нет определенного решения и по вопросу о взаимодействии с растущей европейской мусульманской диаспорой. Ответственный за международную политику ЕС Хавьер Солана еще перед саммитом заявлял, что большего внимания требуют факторы, ведущие к терроризму.В общем, никаких конкретных предложений по способам самой борьбы, лишь меры защиты и предупреждения новых террактов.

 

Если сфокусировать внимание (для упрощения задачи) только на России, то можно выдвинуть несколько вариантов решений проблемы законодательным путём.

-можно вернуть смертную казнь.

-можно бороться с террористами путём возобновления коллективной ответственности (угрожать убить их бабушек, мам и т.д.)

-предоставить сотрудникам спецслужб право тайно ликвидировать террористов без суда и следствия, как в Израиле.

В принципе, все эти варианты заведомо проигрышные. В первом случае – террористы и так постоянно подвергают свою жизнь опасности, причём умышленно. Наказание в виде смертной казни заставит их бороться ещё с большей яростью – для них будет лучше умереть в борьбе, чем от руки палача.Второй случай тоже абсурден, так как смертникам шахидам в принципе всё равно, что будет с их родственниками, часто именно они же их и продают тысячи за две (Сразу трёх зайцев убивают: избавляются от лишнего «рта», деньги получают, возможно и Аллаху угодное дело совершают). Им главное задачу выполнить, чтобы побыстрее к Аллаху попасть.Ну а о третьем варианте в нашей великой державе лучше и не говорить. Все вокруг коррумпированы – дай им власть распоряжаться судьбами на своё усмотрение – в стране никого вовсе не останется. Ни в одной стране, нет такого, чтобы, среднестатистические, не обладающие особой гениальностью, подростки мечтали работать в ГАИ, стоять с палкой у дороги и собирать с проезжающих деньги. В стране слишком велик процент подобно мыслящего населения. И, если уж, им посчастливилось получить форму и работать где-нибудь в ЧОПе, эти люди, непременно пытаются использовать ту малую толику «власти» во вред тем, кто слаб и не защищён, самоутверждаться и зарабатывать на этом дополнительные к зарплате по сути дела копейки.Рассматривать особенности правового регулирования борьбы с терроризмом можно очень долго. Намного проще будет сразу отметить, что как такового единого или общепринятого законодательного подхода нет. Существующие законодательные подходы весьма противоречивы, именно из-за того, что ещё не решён вопрос о том, как именно определять в законодательстве терроризм, конкретно или обобщённо. Эта неопределённость приводит к тому, что некоторые криминальные преступления могут быть отнесены к преступлениям террористической направленности, а большая часть преступных деяний, имеющих чёткую террористическую направленность (которые принято именовать проявлениями криминального терроризма) не попадают под признаки терроризма и квалифицируются как иные составы преступления. Основными из них являются следующие:

1) Активность террористов. Террористы не могут действовать изолированно. Они неминуемо поддерживают контакты с соратниками и единомышленниками. Отслеживание таких контактов с помощью специальной техники позволяет понять схемы действий, разведать планы террористов, а также обнаружить и обезвредить их.

2) Возможность ареста или уничтожения лидеров террористических групп. Лидеры террористических структур оказывают значительное влияние на деятельность возглавляемых ими организаций. Их роль снижается в случае, если террористы ориентируются на другие цели, например, определенное мировоззрение, или если за ними стоят спецслужбы какого-либо государства. Однако, в большинстве случаев активность террористических ячеек зависит от деятельности их руководителей. Террористические акции требуют планирования и тщательной подготовки. Поэтому захват или ликвидация лидера способны разрушить планы террористов. В последние годы, благодаря этой тактике, спецслужбам удалось предотвратить многие теракты.

3) Борьба за власть внутри террористических групп. Между террористическими группами существует конкуренция за известность, влияние, деньги и последователей. Например, в Ираке террористические группы воюют между собой в большей степени, чем с властями и частями коалиции. Состояние такой вражды является постоянным.Во многих случаях подобная конкуренция приводила к ослаблению и даже разрушению мощных организаций. Из-за внутренних разногласий 1970-1980-е годы исчезли «Японская Красная армия» и палестинский «Черный июнь». По этим же причинам резко снизили активность колумбийский ФАРК и филиппинская «Новая Народная армия». Таким образом, при планировании антитеррористических операций нужно выявлять и использовать подобные разногласия. Следует разжигать борьбу террористических лидеров и группировок между собой,тем самым мешая им проводить акции против государства.

4)Террористические организации состоят из людей, которых можно уничтожить или вернуть к нормальной жизни путем убеждения и демонстрации доброй воли. Государство должно проводить ряд мер по завоеванию умов членов террористических организаций, убеждая их в бессмысленности дальнейшей борьбы. К таким мерам относятся:

-искоренение коррупции во власти;

- улучшение жизни населения в районах, поддерживающих террористов;

- подрыв финансовой и продовольственной базы террористов;

- склонение их лидеров к отказу от вооруженной борьбы;

- объявление амнистий для членов террористических групп;

-разъяснение бессмысленности террористической деятельности.

5)Лишение террористов базиса в виде поддержки населения. Террористические группы могут действовать долгое время лишь при поддержке населения или некоторой его части. Это позволяет им вербовать новых бойцов, получать необходимые ресурсы, успешно скрываться и вести разведку. Однако такая помощь может быть ими утрачена. Это происходит, например, если страх перед наказанием со стороны государства оказывается сильнее желания помочь террористам. Также можно лишить их поддержки, предоставив местным жителям более выгодные для них альтернативы. Это может быть создание новых рабочих мест, устранение дискриминации национального или религиозного меньшинства и т.д.

6) Применение современных информационных технологий. Современные террористы активно используют информационные технологии для координации действий и пропаганды. Сотовая связь, электронная почта, другие программы для общения через Интернет обусловили создание «кибертеррористических» организаций. Поэтому необходимо отслеживать и пресекать использование террористами информационных технологий.

Международный терроризм представляет серьезную угрозу для безопасности мирового сообщества и отдельных государств. Помимо того, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще направлены против населения.Терроризм и экстремизм все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей вследствие огромного и все возрастающего количества жертв.Но опасность международного терроризма заключается не только в его непосредственных жертвах; акты насилия дестабилизируют международную обстановку, создают очаги напряженности, провоцируют вооруженные конфликты. В связи с этим борьба с международным терроризмом становится одной из острейших глобальных проблем современности.Глобализация и все более широкая интернационализация терроризма — это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказалось мировое сообщество. Этот феномен обусловлен расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия стран и народов в различных областях. Наряду с государствами, транснациональными корпорациями, нациями, лишенными своей государственности, активными действующими лицами мировой политики являются террористические организации.Понятно, что только силовыми методами обеспечить безусловную защиту от терактов нельзя. Состояние социальной сферы, экономики, идеологические аспекты являются немаловажными факторами в возникновении террористических угроз. Вот почему важно уничтожить условия их зарождения. Поэтому силовые структуры всех стран все больше уделяют внимания взаимодействию в той части, где раньше присутствие силовой составляющей не наблюдалось. Такой комплексный подход предполагает многоуровневую систему противодействия террористам. Он обеспечивается тесным межведомственным и межгосударственным взаимодействием путем выработки и реализации механизмов, направленных против криминальных проявлений.Не принижая значимости силовых мер борьбы с терроризмом, важной задачей антитеррористических мероприятий является его предупреждение. Поэтому в основу борьбы с терроризмом необходимо заложить глубоко продуманную превентивную работу.В настоящее время представляется крайне необходимым создание комплексной межгосударственной системы борьбы России и других стран СНГ с международным терроризмом. Она должна основываться прежде всего на результатах научных исследований в области истории, политологии, международных отношений, права, а также тщательном анализе подобного рода концепций других государств.Совершенствование всей системы отношений в обществе невозможно без ориентации граждан на социально-полезное поведение, повышения эффективности системы предупреждения преступного поведения, в том числе основанного на почве национальной, расовой или религиозной неприязни.

Задачей первостепенной важности должно стать создание комплексной системы предупреждения преступности в России в целом, и проявлений терроризма, экстремизма, в частности. Причем данную систему необходимо создавать практически заново, с учетом специфики каждого региона (края, области, города, района). Такая система должна формироваться на основе научных рекомендаций, отличаться гибкостью, адаптивностью, высокой эффективностью и результативностью.В современном обществе значительно возрастает роль и значение правосознания в жизни человека и общества, что требует выработки продуманной, научно обеспеченной концепции предупреждения девиантного поведения, прежде всего, молодежи.Ликвидировать новые вызовы и угрозы XXI века только силой правоохранительных органов не возможно. Нужны скоординированные усилия всех органов государственной власти, общественных и правозащитных организаций и средств массовой информации.Информационно - пропагандистская работа является одним из важнейших и полноценных направлений в профилактической и оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел.Для достижения цели ликвидации терроризма необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:

- формирование (совершенствование) механизмов защиты информационного пространства и населения РФ от идеологии терроризма и экстремизма;

- совершенствование системы информационного противодействия терроризму, предусматривающей задействование органов государственной власти, возможностей правоохранительных органов и спецслужб, общественных организаций, ученых, специалистов в области религиозных отношений, образования, культуры и искусства, СМИ, бизнес-сообщества в осуществлении деятельности на данном направлении;

- формирование социально-политических, правовых и иных основ для эффективного противодействия, идеологии терроризма и экстремизма.

Государственный терроризм — термин, используемый для обозначения государственного насилия против гражданских лиц. Под актами государственного терроризма обычно понимают незаконные задержания, убийства, похищения, пытки и казнь граждан без суда и следствия, выполняемые сотрудниками силовых структур (полицией и иными органами правопорядка). Государственным терроризмом также называют террористические акты, совершаемые сотрудниками специальных органов государства. Отличают также терроризм поддерживаемый государством — тот случай когда государство само не участвуя в терроризме финансирует и поддерживает террористические группировки.

С самого начала следует отметить, что в российской политической науке нет согласия в отношении определения и разграничения таких понятий, как государственный терроризм, государственный террор и политический террор. При анализе некоторых имеющихся статей и публикаций на эту тему наблюдается довольно свободное использование данных понятий, без учета специфики каждого из них. Одновременно с этим, тенденция к их разграничению все же наблюдается, однако на практике она так же принимает различные вариации.Таким образом, анализируя понятие государственного терроризма, необходимо для начала рассмотреть различные трактовки данного явления.

Государственный терроризм. Форма терроризма, используемая некоторыми правительствами в качестве одного из видов их внутренней и внешней политики Например, в странах, подобных бывшему Советскому Союзу, Китаю и фашистской Германии, государственный террор принимал форму сфабрикованных показательных судебных процессов, произвольных арестов и задержаний, запретов, резни, пыток и казни членов оппозиционных политических групп. 2. Финансовая или "моральная" поддержка, оказываемая некоторыми государствами международным террористическим.Таким образом, традиционно государственный терроризм приобретает две формы проявления – внутреннюю и внешнюю.На внутреннем уровне государственный терроризм часто (как уже видно из вышеприведенного определения) отождествляется с понятием государственный террор.На внешнем уровне в российской политической науке ряд авторов так же проводит связь между международным терроризмом и терроризмом государственным.Для начала остановимся на понятии внутреннего государственного терроризма.

Объектом государственного террора является собственный народ (или политическая оппозиция) или народ на захваченной, оккупированной территории. Субъектом является государство, политическая власть. Государственный террор подразумевает основательную идеологическую подготовку, так же, как и война, фашизм или революционное насилие и опирается на политику репрессий. Репрессия (от латыни repressio – подавление) – обозначает принудительные меры, применяемые государственными органами в отношении отдельных граждан, групп населения, наций, народностей, этнических групп. Говоря о репрессивной политике государства, с понятием «террор» логично ассоциируются близкие понятия, такие как «политика террора», «массовый террор», «тотальный террор», «сталинский террор», «фашистский террор». Репрессии могут проводиться как в отношении граждан своей страны, так и в отношении граждан на оккупированной территории, например, карательные меры без суда и следствия, жесткая политическая диктатура и систематическое насилие, сопровождаемое репрессиями и террористической практикой.

Что касается внешней сферы государственного терроризма, стоит сказать, что в научной литературе мы часто видим смешение понятий «международный терроризм» и «государственный терроризм». Смешение государственного и международного терроризма говорит о внутренней слабости политической мысли, которая склонна рассматривать данные понятия в единой системе. Следует учитывать, что международный терроризм относится к форме политического терроризма интернационального (международного) уровня, а государственный терроризм – это терроризм, проводимый с участием государственных органов – боевые операции на территории другой страны без объявления войны, обычно под лозунгом борьбы с терроризмом. Если определенная страна предоставляет оружие, взрывчатые вещества, информационную и финансовую поддержку субъектам, участвующим в актах международного терроризма и/или другое содействие лицам, группам или организациям, планирующим акты международного терроризма, или предоставление дипломатической защиты, отказ выдачи лиц, совершивших или подозреваемых в актах терроризма, то речь идет о международном терроризме, поддерживаемом государством.Государственный терроризм принято так же разделять не только на внутренний и внешний, но и на скрытый и выраженный.

Цели государственного террора:

1. Упрочнение действующей власти посредством устранения оппозиции.

2. Повышение стабильности политического режима (как правило, тоталитарного) посредством устрашения народа.

3. Консолидация народных масс перед лицом искусственно созданного «общего врага».

4. Оправдание внешнеполитических действий (как правило, военного вмешательства в другое государство).

5. Попытка решить ряд внутренних острых социальных проблем (национальный сепаратизм), как правило, впоследствии силовыми методами.

6. Установление политического влияния в другом государстве (применительно к внешнему государственному терроризму) и т.д.

7. В зависимости от политической тактики главы тоталитарного государства – устранение или ослабление определенного социального класса, оказывающего действующей власти наименьшую поддержку, либо вступающего с ней в противоречия. (Ленин, пользуясь голодом, раздавил оппозицию в лице Русской Православной Церкви, а Сталин, используя то же средство, уничтожил крестьянство).

Причины:

1. Личная неприязнь главы тоталитарного государства к определенным меньшинствам.

2. Слабость реализации или отсутствие соответствующего законодательства, запрещающего подобный род деятельности.

3. Произвол власти либо отсутствие конституционных механизмов ограничения власти.

4. Слабая легитимность власти.

5. Наличие ряда острых социальных конфликтов (на национальной, сепаратисткой или религиозной почве).

6. Наличие сильной оппозиции действующей власти или широко распространенного «инакомыслия», не соответствующего принятой идеологии.

7. Борьба за сферы влияния во внешней политике (для внешнего государственного терроризма) и т.д.

37. Теоретические проблемы структуры нормы права. В регулировании общественных отношений норма права выполняет три функции:

- выражает волю правотворческого органа в виде властного решения, общеобязательного правила;

- выступает критерием оценки поведения людей. С помощью норм права разрешаются конфликты, правовые споры;

- устанавливает меру ответственности за не несоблюдение или неисполнение.

Соответственно, в классическом виде норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов:

- гипотезы;

- диспозиции;

- санкции.

Гипотеза - часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придаст им значение юридического факта.

Диспозиция - часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителю этой нормы.

Следует отметить, что норма права и статья нормативного правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще — наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех трех се элементов, приходится анализировать несколько статей нормативного правового акта.

Достоинством трехэлементной схемы является то, что эта схема побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права — диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположением, т. е не следует ограничиваться анализом отдельных статей и параграфов нормативных актов.

Критика трехчленной структуры.Во-первых, в действующих нормативных актах трудно найти статью, которая соединила бы все три элемента правовой нормы.Во-вторых, в повседневной практике, как правило, логическое толкование нормы права встречается редко. Надобность в этом возникает лишь при решении юридических споров или при подготовке и принятии новых нормативных актов.

Двухзвенная структура нормы права.Среди юристов, занимающихся проблемами структуры правовых норм, существует и другая (вторая) позиция: норма права состоит из двух частей. Эту позицию поддерживали еще некоторые представители дореволюционной науки. Так, Н.М. Коркунов считал, что «каждая юридическая норма состоит естественно из двух элементов: из определения условий применения правила и изложения самого правила» В этом случае первый элемент называется гипотезой или предположением, второй — диспозицией или распоряжением. Каждая юридическая норма, пояснял ученый, может быть выражена в форме: «если — то». Например, если у умершего несколько сыновей, то имущество между ними делится поровну.

Однако Н.М. Коркунов не только не исключал, но и предполагал необходимость наличия санкции. Юридические нормы, отмечал он, как веления, обращенные к сознательной воле человека, «могут быть им не соблюдаемы и потому для своей силы нуждаются в особых обеспечениях их действительного соблюдения». «Средства понуждения к исполнению юридических норм называются их санкцией».

При этом Н.М. Коркунов не считал санкцию составной частью структуры нормы права. Она рассматривалась им как относительно самостоятельная величина (явление) по отношению к структуре нормы права, как самостоятельно существующее «средство понуждения».Следуя этой позиции, ряд современных авторов считают, например, что норма права состоит из двух частей:

- гипотезы и диспозиции или

-диспозиции и санкции.

Критика двухэлементного строения правовой нормы

Если норму права представить состоящей из диспозиции и санкции, то она не может применяться без учета «элементов» других статей закона (например, определяющих правоспособность). Если же норма права представлена в виде двух элементов — гипотезы и диспозиции, то в таком случае в правовой норме не отражено такое специфическое качество права, что каждая его норма обеспечивается государственным принуждением.

Если предположение о двухчленном строении правовых норм и соответствует структуре ряда статей нормативных актов, то содержание многих других статей тех же актов такой структуры не имеет, и потому названному предположению нельзя придавать общетеоретическое значение.Следует отметить, что в юридической науке наметилось сближение противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Сторонники «трехэлементной структуры» ввели в категориальный аппарат теории права и государства понятие «нормативное предписание», или норма-предписание.Норма-предписание (или нормативное предписание) — это элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление), непосредственно выраженное в тексте статьи нормативного правового акта.

Нормы предписания делятся:

- на охранительные нормы: диспозиция, санкция;

- регулятивные нормы: гипотеза, диспозиция.

38.Проблема классификации республик на "президентскую", "смешанную" и "суперпрезидентскую".

Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти.

Президентская республика - разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председательствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов.Характерными чертами президентской республики являются:

v-президент возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства;

v-правительство несет политическую ответственность перед президентом;

v-в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии).

В президентских республиках глава государства - президент избирается на определенный срок: путем прямых выборов гражданами государства (в России, Бразилии, Египте и др.); косвенными выборами (в США, Аргентине граждане выбирают выборщиков, а последние - президента). Президентом может быть только гражданин данного государства, достигший определенного возраста (например, в России - 35 лет) и обладающий гражданскими и политическими правами.

Смешанная республика (полупрезидентская) — сильная президентская власть с сильным влиянием правительства. В разных странах разные полупрезидентские республики отличаются друг от друга. Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Республика, как форма правления, определяется опосредованной властью народа страны. Это обозначает, что все высшие органы государственной власти (Парламент и Президент) избираются гражданами страны. Однако в зависимости от того, кто формирует правительство, зависит и тип республики. Среди них выделяется смешанная республика.Данная категория наиболее характерна для государств переходного политического режима, но может встречаться и в странах с устойчивыми демократическими традициями. Наиболее характерными признаками смешанной республики являются:

-Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента.

-Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной.

-Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа.

-Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.

-Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства - в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом.

-Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд.

В зависимости от того, как распределены полномочия президента и парламента, различают два вида смешанных республик – полупрезидентская и полупарламентская. Полупрезидентская смешанная республика, примерами классического функционирования которой служат Франция и Польша, базируется на усиленной роли президента в управлении государством. По мнению некоторых авторов, данный вид наиболее характерен для стран, в которых велика роль главы государства как лидера нации и в которых заметны процессы перехода от парламентской республики к классической президентской. Стоит отметить, что данная форма правления присуща и странам СНГ, например, Российской Федерации, Республике Белорусь, Украине.Полупарламентская смешанная республика наиболее характерна для стран, в которых проходят процессы «продвижения сильного парламента» и формирования парламентской республики. В данном случае законодательный орган наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер–министру с указанием возможного преемника (Германия). Таким образом, смешанная республика представляет собой особую переходную форму правления, характеризующуюся постепенным усилением парламента или президента. Иногда такую форму правления ошибочно относят к смешанным (или нетипичным) формам управления государством.

Суперпрезидентское государство (в некоторых источниках сверхпрезидентское, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма. ачастую президент в суперпрезидентском государстве возглавляет правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентском государстве предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах. Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.

3. Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.

4. Президент без согласования с парламентом может по своей инициативе объявить о проведении референдума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.056 с.)