ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ НАУКУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ НАУКУ



Тема 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА КАК ДИСЦИПЛИНА

 

 

1. Понятия политики и политического. Классические и современные модели объяснения политики.

2. Политика как язык. Основные категории политического языка.

3. Политическая система как предмет политической науки. Становление знаний о политике.

4. Структура политической науки и методы политических исследований.

5. Политика и медицина.

 

Изучение политики следует начать с многообразия трактовок самого понятия. Изначально «политика» означает государственные и общественные дела, дословно — «то, что относится к полису». Оно основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государственностью. Античный «полис» – город-государство, представлял собой организованное человеческое сообщество, живущее по единым законам, установленным для достижения высшей цели — общего блага. Важной особенностью полиса была заинтересованность граждан в общественных делах, их активное участие в управлении полисом. Уже в то время прекрасно понимали, что апатия, невежество, зацикленность на личных проблемах, неизбежно ведут к деградации общества и торжеству примитивных, «зоологических» коллективов, основанных на «войне всех против всех». Политическое участие необходимое условие существования любого сложного сообщества. Так было в те далекие времена, так это остается и сейчас.

Современная демократия, как система принятия ключевых решений через народное волеизъявление, не только дает политические права отдельному человеку, но и возлагает на него значительные обязанности. Обязанность самому заботиться о личных и общественных интересах, обязанность принимать в силу этого компетентные решения, обязанность целиком и полностью отвечать за последствия этих решений. Образно говоря, демократия требует от всех политического совершеннолетия, как бы не было приятно обратное (перекладывание ответственности на плечи других).

Но требует ли участие в делах общества специального политического знания? Ответ на этот вопрос заключается в особенностях нашего времени, отличающих современное общество от всех предшествующих. Усложнение экономических и политических процессов в современном мире, выдвинуло новые требования к уровню политических знаний. Кругозор обывателя уже не позволяет нашему современнику, в отличие от его далекого предка, комфортно существовать в сложном и быстро меняющемся социальном окружении. То, что вчера казалось незыблемым — уровень цен и зарплат, способы социального взаимодействия, безопасность и карьера, может мгновенно рухнуть, став в одночасье историей (подобно тому, как исчез СССР, оставив миллионы людей беспомощно барахтаться на волнах рыночной экономики). Чтобы быть просто адекватным современности нужно стремиться к овладению политическим знанием.

Политическое знание и политическое образование важнейший элемент, формирующий человека и гражданина. Университетская политология, к изучению которой вы приступаете, является синтезом философского анализа «вечных проблем» политики и актуального политического знания. Политология, или как ее еще называют, политическая наука, призвана дать представление о политике как целостной системе, построить теорию политики как модель, с высокой точностью воспроизводящую реальные процессы нашей жизни. Как и другие науки, она подобна взгляду на мир с высоты птичьего полета. Только так, познав те части политической действительности, которые недоступны обыденному опыту, отдельный человек, индивид, становиться субъектом политики, способным совершить осмысленный выбор на благо свое и своего сообщества (народа, нации, государства).

Очень часто политика понимается, как синоним любой целенаправленной деятельности и стратегии поведения. Знаменитый немецкий политический мыслитель Макс Вебер писал: «Что мы понимаем под политикой? Это понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Можно говорить о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки, о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления руководящего корпорацией и даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Подобное расширительное понимание политики, не является лишь игрой слов. Многие замечательные мыслители полагали, что политика лежит в самой природе человека. Невозможно отделить политику как сферу жизни и деятельности от становления человека разумного. Такой подход к пониманию политики можно назвать философским. Философское осмысление политики предполагает наличие у политики собственной онтологии, не зависящей от многообразных элементов ее составляющих — государства, власти, общества. Известный афоризм древнегреческого мыслителя Аристотеля, «вне политики могут жить только боги и звери», прославляет политику как высшую сферу человеческого общения. С точки зрения Аристотеля политика это выход за пределы индивидуального бытия, преодоление его ограниченности и замкнутости. Только вступая в сферу политического, проявляя способность заботиться о других (начиная от семьи и заканчивая государством) и думать о целом, абстрагируясь от житейских частностей — человек становится большим, чем «одомашненный примат». Важный аспект глобального понимания политики был уже в XX веке продемонстрирован немецким мыслителем Карлом Шмиттом. Для него политика есть извечное противоборство по линии «друг» – «враг». Следовательно, конфликт как неизбежный спутник человеческого общества порождает политику. Неизбежность столкновения различных мнений и интересов — основополагающая черта политического взгляда на общество. С подачи Шмитта, политика, понимаемая как основополагающее качество присущее человеку, которое отражается в любой его деятельности, стала обозначаться категорией «политическое».

Другие определения, близкие по смыслу к философскому подходу, высвечивают новые грани политического. Так Дэвид Хелд обозначает политику, как «борьбу за организацию человеческих возможностей», а Толкотт Парсонс видит сущность политики в целеполагании, постановке стратегических задач пред обществом. Таким образом, политика понимается как сфера согласования общих и частных интересов и особая деятельность по управлению обществом. Здесь особенно важно разграничение с одной стороны государства и общества, как отдельных и взаимодействующих между собой систем, а с другой стороны политики как посреднической системы.

Наиболее популярна в политической науке точка зрения идущая от Николо Макиавелли и Макса Вебера. Эти мыслители рассматривали политику как производную от власти. Именно власть и властные отношения, существующие всегда и везде (где есть хотя бы два человека), борьба за власть, использование власти для решения общественных задач и составляют существо политики. В этом же русле лежит и определение Роберта Гудина, политика как «ограниченное применение социальной власти».

В противоположность философскому подходу, ряд политологов, преимущественно англо-американской школы, предпочитают смотреть на политику более узко и прагматично. С точки зрения технологического подхода, политика есть «властное распределение ценностей», в первую очередь материальных (Дэвид Истон). Или, согласно афоризму Гарольда Лассуэла, политика есть лишь вопрос о том «кто, что, когда и как получает». Технологическое понимание политики, характеризует ее как особую функцию общественной системы, во многом производную от экономики. Политика, в таком ракурсе, обслуживает процессы экономического обмена, распределяет и фиксирует социальные статусы. Она лишается самостоятельности, становится вторичной, но зато очищенной от любого философско-метафизического содержания и, следовательно, доступной для количественного анализа.

Необходимо отметить, что современные западные трактовки политики тяготеют именно к технологическому подходу. Произнося слово политика, западный политолог неявно подразумевает некую конкурентную среду, зону борьбы государства и гражданского общества, а так же отдельных индивидов за свои статусы. Этому соответствует и языковая практика. В современном английском существует четыре термина, разграничивающих такие явления как, политическая сфера или область политики (politics), политический строй (polity), политический курс и стратегия (policy), а так же сфера управления, контролируемая обществом (public policy). Напротив, в России под политикой исторически понималась именно сфера деятельности государства. Притом, что общество и государство с формально-политической точки зрения не разделялись. Отсутствие дифференциации отразилось и в языке. Поэтому у нас слово политика обозначает одновременно и государственное управление и множество явлений и сфер деятельности, буквально все сразу. На этом основании некоторые политологи выдвигают тезис об отсутствии в России публичной политики, как таковой, которая всегда подменяется государством. Отчасти это верно, поскольку в нашей стране сильное, централизованное государство всегда было главной опорой народа и общества, как при обеспечении безопасности, так и в ускоренном развитии. Эта особая роль государства была в значительной степени «запрограммирована» естественными причинами — огромностью пространств и слабой заселенностью, а так же непрекращающимся военным натиском извне. Разумеется, в силу этих причин формы политической активности общества в России существенно отличались от европейских, но говорить об ее отсутствии было бы абсурдом. Достаточно вспомнить 1612 год, когда русское общество в тяжелейших условиях крушения государственности, самоорганизовалось, изгнало интервентов, и восстановило государственную власть.

Выделяя из всех приведенных выше определений политики самое существенное, можно утверждать, что политика, в своих главных моментах, есть использование власти для достижения общественного блага.

В изучении политики важную роль играет система ее основных понятий — язык политики. Понятийный аппарат политической науки включает в себя целый ряд междисциплинарных категорий, используемых социологией, правовыми, историческими и другими общественными дисциплинами: общество, государство, право, правосознание. К философским понятиям политологии относятся насилие, неравенство, идентичность, общественный проект. Вместе с тем политическая наука имеет и свои собственные категории: субъект и объект политики, политический режим, форма правления, демократия и автократия, легальность и легитимность, либерализм и консерватизм, элита и власть и другие. Данное пособие посвящено преимущественно раскрытию собственно политических категорий, но там где это необходимо будут затрагиваться и междисциплинарные.

Система понятий или категорий политической науки составляет ее смысловой каркас, где все элементы взаимосвязаны. Так из понятия власть и его характеристик, выводятся типы политических режимов и особенности форм правления. А понимание природы и функций государства, дает ключ к различению политических идеологий (например, консерватизма и либерализма). Освоение студентом языка политики, одна из главных задач политологии как учебного предмета. Овладение языком политики ведет к пониманию политических процессов, и что особенно важно, позволяет адекватно выразить свою политическую позицию. Знание языка политики, таким образом, противостоит политической «немоте» характерной во все времена для низших слоев населения. Следует указать так же, что политический язык выступает коммуникативным каналом, позволяя гражданам понимать друг друга, и формулировать общие цели.

Центральную роль в изучении феномена политики и политического играет категория политическая система. Это предельно широкая категория, охватывающая всю совокупность политических явлений составляющих предмет политологии. Разработка основ концепции политической системы, связанная с использованием формализованных методов системного анализа, приходится на 50-е– 60-е годы нашего столетия — период становления общей теории систем. Система, в простейшей формулировке, понимается как совокупность элементов и связей между ними. Системный подход, как в естественных науках, так и в гуманитарных, в частности в политологии, означает следование трем принципам. Первое, отвечающий свойствам системности объект не сводим к элементам его составляющим, он представляет собой новое качество, новый самостоятельный уровень существования. Второе, элемент системы так же является системой, только более низкого уровня (подсистемой). Третье, открытая система взаимодействует с внешней средой, получает информацию и реагирует на внешние воздействия, стремясь при этом сохранить свою стабильность. Студенты изучают целый ряд обществоведческих дисциплин — историю, социологию, правоведение, связанных изучением общих с политологией тем, таких как государство, общество, право. Отличие от перечисленных дисциплин, специфика политологии, состоит в исследовании политики как системного качества, возникающего при использовании власти в обществе для руководства и принятия стратегических решений. При этом государственные и общественные институты, а так же право выступают подсистемами политической системы, смыслом которой является принятие важных общественных решений. Согласно основоположнику системных исследований в политологии Д. Истону, политическая система является открытой и возникает как средство согласования интересов граждан при помощи власти и политического участия. «Здоровая» политическая система, таким образом, обеспечивает стабильность и поступательное движение общества, через разрешение конфликтов и упрочение общественного блага. Напротив, «больная» политическая система, ведет общество и государство к усугублению противоречий и в конечном итоге насилию, деградации и краху.

Пониманию политики как системного целого, обладающего множеством подсистем и выполняющего ряд общественных функций, предшествовал длительный период становления знаний о политике. Его можно разделить на два этапа. С древности и до середины XIX века — этап существования политических знаний как элемента иных систем знаний: религиозных, идеологических, научных. Второй этап — зарождение в середине XIX века в европейских университетах современной политологии, как специфической отрасли знания, обладающей обособленным предметом и методами. Ученые древности, в первую очередь античные мыслители, такие как Платон, Аристотель, Цицерон, уже тогда сформулировали все основные вопросы политической науки: о природе власти, об организации идеального государства и путях достижения общественного блага. Средневековые теологи, Августин Блаженный и Фома Аквинский уделяли большое значение связи политического и религиозного, для них государство было средством установления христианского порядка в мире, и, следовательно, моральные цели ставились выше политической прагматики. Напротив, Николо Макиавелли, в своем знаменитом трактате «Государь», провозгласил автономность политики от морали. Он же сформулировал советы идеальному правителю, общий смысл которых сводился к необходимости укреплять и сохранять верховную власть любыми способами. Новым элементом в политическом знании стало смещение акцентов с государства, которое полагалось центом политического еще с античности, на общество как объединение граждан (гражданское общество). Мыслители XVII–XIX веков (Барух Спиноза, Джон Локк, Иммануил Кант, Георг Гегель, Карл Маркс) рассматривают политику как арену борьбы и взаимодействия государства и гражданского общества, выдвигая различные варианты оптимального распределения власти. Современная политическая наука своим возникновением обязана в первую очередь ученым-неомакиавеллистам Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Роберту Михельсу, которые ввели в научный оборот классические темы политологии: взаимоотношение элит и масс, конфликтологию и теорию лидерства.

Совокупность научных дисциплин, изучающих политику, называют «политической наукой» (political science) или политологией. Этот термин, употребляемый и в российской, и в зарубежной литературе в единственном числе, обозначает особую отрасль обществознания, специальным объектом изучения которой является политика, политическая жизнь общества. Особенностью политологии является ее теоретический и философский характер. Она сосредоточена на решении фундаментальных вопросов связанных с природой власти и политических институтов, особенностями политических систем. Наряду с политологией выделяют и совокупность политических наук (во множественном числе, термин принадлежит Г.Лассуэлу), имеющих междисциплинарный и прикладной характер.

К ним относятся:

· Политическая социология — исследует влияние политики на общество, использует социологические методики для изучения политических явлений.

· Политическая психология — исследует психологические основы политики, мотивации, ценности, убеждения; отношение людей к власти и политическим институтам, конфликты и проблемы лидерства;

· Политическая философия — во многом тождественна политологии; существует как политическая теория, большое значение уделяется нормативным (как должно быть) аспектам политики;

· Политическая антропология — сравнительное исследование политической составляющей современных и «примитивных» обществ;

· Геополитика — восходит к политической географии, изучает взаимосвязь государства и природно-географических факторов.

· Сравнительная политология (политическая компаративистика) изучает и сопоставляет национальные политические системы.

Существенное место в системе любого научного знания занимают методы исследования. Методы, применяемые в политической науке, можно условно разделить на две группы. Это общенаучные методы, заимствованные политологией из гуманитарных и естественных наук, и направленные непосредственно на изучение политических объектов, процессов и явлений. К ним относятся:

· Системный (и близкий к нему структурно-функциональный) —

связан с рассмотрением политики как системы и ориентирован на изучение макрополитических процессов; при изучении распада старых систем и зарождения новых, используются модели теории катастроф.

· Сравнительный — основанный на сравнительном изучении политических явлений в разных странах;

· Бихевиористский (поведенческий) — рассматривающий политику как результат поведенческих реакций отдельных индивидов, особое значение придается политической психологии и исследованию средств воздействия на поведение человека; ориентирован на микрополитику; в рамках политического бихевиоризма для предсказания результатов взаимодействия субъектов политики используются модели теории игр;

· Исторический — рассматривает политические институты и явления в контексте исторического развития.

Эмпирические методы, которые используются для получения и обработки первичной информации о политических фактах: статистические исследования, анализ документов, анкетный опрос. К числу наиболее популярных эмпирических методов политологии относится контент-анализ, применяемый для выявления структуры политических текстов и информационных сообщений.

Взаимосвязь политики и медицины впервые была осмыслена древнегреческим мыслителем Платоном. В платоновском диалоге «Горгий» происходит спор о природе политического между Сократом и известным софистом Горгием. Для Горгия политика, есть ни что иное, как технология власти, и главным ее инструментом выступает красноречие. Политик манипулирует людьми и тем самым добивается власти над ними, реализуя высшую цель человеческой жизни — быть первым. Сократ возражает ему: политика и красноречие (манипулирование) соотносятся так же как медицина и косметика. Политика и медицина — подлинные искусства — политика заботится о здоровье человеческой «души», а медицина о здоровье человеческого тела. «Красноречие» Горгия есть эксплуатирование недостатков человеческой души, так же как «косметология» всего лишь эксплуатация недостатков тела. И то и другое подделки. Подлинная цель искусства медицины — индивидуальное благо, а искусства политики — общественное благо.

Продолжая мысль Платона можно утверждать, что у медицины и политики единый объект — человек, но разные предметы. Медицина работает с индивидуальным человеческим организмом, тогда как политика есть область коллективного организма — надличностных ценностей и общественного поведения («душа» по Платону). Эта очевидная аналогия государства – общества – народа и человеческого организма проникла в естественный и научный языки, породив множество точных метафор. Ученые и публицисты с полным основанием писали про «общественный организм», доведенный до крайности «социальными болезнями». А хирурги-реформаторы оправдывали многочисленные жертвы своей деятельности критическим состоянием «больного». Череда революций и реформаций, которые знала человеческая история, лишь подтвердила «органический» характер государства и общества. Глобальные последствия, к которым приводили попытки произвольно менять исторически сложившиеся формы общежития, словно в насмешку над реформаторами, оказывались противоположны их замыслам. Из общества невозможно было, как из часов вытащить «шестеренку» и заменить ее на новую, без кардинальных изменений всей системы.

История народов, в свою очередь, многими мыслителями уподоблялась смене человеческих возрастов — за юностью приходила зрелость, а затем старение и смерть. Наиболее экстравагантные подсчитывали продолжительность жизни народов-этносов, так историк Л.Н. Гумилев оценивал ее в 1500 лет. Другие, подобно консервативному мыслителю К.П. Победоносцеву, предлагали остановить течение истории и «подморозить» разлагающуюся под влиянием революционного нигилизма Россию.

Психологическая связь политики и медицины, выражается в том, что фигуры врача и политика идентичны общественно-значимым характером своей деятельности. Студент медицинского вуза, выбравший профессию врача, тем самым связывает свою судьбу с общественным служением. Он становится слугой общества, точно так же как и политик. В свою очередь политик и государственный деятель подобно врачу «лечит» общественные пороки, проводит профилактику социальных болезней. Эта психологическая связь видимо повлияла на тот факт, что выпускники медицинских вузов дали немало кадров для политической элиты. В большинстве древних обществ врачевание было прерогативой жреческой касты, которая занимала высшую позицию в традиционной иерархии. В этом нет ничего удивительного, человек созданный в представлении наших предков божественными силами, только при их посредничестве и мог быть излечен. «Врачевание души» предшествовало «врачеванию тела», а те, кто владел секретами души и тела, мог управлять государством. Со временем политика, как и медицина, потеряли кастовый характер и сделались всеобщим достоянием. Политика стала ареной состязания честолюбцев, что, конечно же, не сделало ее гуманнее. А медицина превратилась в ремесло, в лучших своих проявлениях оставаясь все-таки искусством.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

 

1. Политика и этика: моральные аспекты политики.

2. Теория политического К.Шмитта.

3. Учение И.А. Ильина о правосознании.

4. Теория политики М. Вебера.

5. Политическая наука в России: история и современное состояние.

6. Прикладная политология и политическая философия.

7. Политические учения Древнего мира и Средневековья (на примере любого мыслителя).

8. Политические учения Возрождения и Нового времени (на примере любого мыслителя).

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Курс политологии: Учебное пособие / Под. ред. А.С. Фетисова. — М., 2004.

2. Ирхин Ю.В. Политология. — М., 2006.

3. Политология. Под. ред. Марченко. — М., 2003

4. Панарин А.С. Политология. — М., 2003.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 2000.

6. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. — М., 1999.

7. Голосов Г.В. Сравнительная политология. — СПб., 2001.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6.

2. Амелин В.Н., Дегтярев А.А. Опыт развития прикладной политологии в России // Полис. 1998. № 3.

3. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни // Социально-политический журнал. 1997. №2.

4. Дугин А.Г. Философия политики. — М., 2004.

5. Ильин И.А. О сущности правосознания — М., 1993.

6. Ильин М.В. Сравнительная политология // Полис. 2001. № 4.

7. Казанцев А.А. Политическая наука: проблема методологической рефлексии // Полис. 2001. № 6.

8. Краснов Б.И. Предмет и специфика прикладной политологии // Социально-политический журнал. 1997. №3.

9. Рудич Ф.М. Политология: теоретический и прикладной контекст // Социально-политический журнал. 1996. №5.

10. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992, № 1.

11. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянц. — М., 1996.

 

Тема 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

 

1. Анализ природы власти. Общественная и личная власть.

2. Элементы власти: источники, методы, виды. Понятие суверенитета.

3. Распределение власти. Классические и современные теории элит.

4. Легитимации власти. Учение М. Вебера о типах господства.

5. Врач и власть.

 

 

Власть — центральная категория политической науки. Власть и политическое настолько тесно переплетены, что, всматриваясь в то или иное явление политики, почти всегда упираешься в проблему власти. Фактически вся политическая наука может быть представлена как развернутый комментарий к тем или иным сторонам власти. Особенно важным для понимания политики является изучение видов и методов власти, ее источников, проблем связанных с распределением и ограничением власти. Но начать, разумеется, необходимо с самого главного вопроса — какова природа власти. Из знания природы власти становится ясным, как она образуется, передается, исчезает или уничтожается.

На природу власти можно смотреть с двух основных точек зрения, психологической и социальной, которые будут отражать соответственно два основных типа власти, власть личную и власть общественную. Личная власть выражает психологическое доминирование одного человека над другим и возможность использовать это доминирование для реализации собственных интересов. Многие мыслители полагали именно этот аспект, в силу его простоты и очевидности, лежащим в основании всякой власти сколь бы сложноорганизованной она ни была. Такие корифеи политической науки как Николо Макиавелли и Макс Вебер смотрели на власть как на доминирование, а на политику как борьбу за власть. Эта позиция сохраняет свое влияние и сейчас. Коротко неомакиавеллистскую позицию сформулировал Гарольд Лассуэл, по его мнению: «Властью (личной властью) называется способность одного индивида (властителя) побуждать другого (подвластного) к необходимым и желаемым им действия». Однако подчинение может быть и добровольным, в конце концов интересы властителя и подвластного могут совпадать. Будет ли в таком случае речь идти о власти? Крайние точки зрения абсолютизируют принуждение в процессе власти, власть всегда есть преодоление сопротивления, всегда игра с нулевой суммой. Политолог-бихевиорист Роберт Даль выразил эту мысль формулой: «Некто X обладает властью над неким Y, постольку, поскольку, во-первых X, тем или иным способом может заставить Y сделать нечто, что во-вторых, соответствует интересам X и что, в третьих сам Y иначе не стал бы делать».

Личная власть, ее источники и технологии — обширная и важная тема, но гораздо больший интерес для политической науки представляет социальная власть. В первую очередь нужно понять каковы функции власти в обществе. Наиболее популярна концепция Толкотта Парсонса, который называет социальную власть «символическим посредником, обеспечивающим выполнение взаимных обязательств». Следовательно с функциональной точки зрения социальная власть позволяет людям осуществлять долгосрочные взаимовыгодные проекты, не опасаясь нарушения обязательств. Личная власть (понимаемая как силовое доминирование) не может обеспечить сложных процессов обмена в развитом обществе. Принуждение и доминирование, основанные на личных качествах субъекта, обеспечивают короткие одноходовые комбинации, но их эффективность падает пропорционально количеству людей в цепочке управления и необходимости «брать в кредит» доверие у подчиненных. Личная власть вожака характерна для простых и достаточно маленьких коллективов, которые во многом подобны животным стаям. Совсем иная природа у власти в сложноорганизованных социумах. Парсонс использует очень точную аналогию функции власти с аналогичной функцией денег. Действительно власть подобно деньгам циркулирует в обществе обеспечивая взаимодействие больших групп людей и справедливый обмен между ними.

Другим важным отличием социальной власти является ее двусторонний характер, поскольку она опирается не столько на насилие или угрозу его применения, сколько на активное добровольное согласие на власть со стороны большинства населения. Итальянский теоретик Антонио Грамши называл такую власть, основанную на добровольном признании со стороны подвластных, гегемонией. Благодаря добровольности лежащей в основе подчинения социальной власти, государству нет необходимости беспрерывно применять насилие, достаточно лишь презентовать его возможность и неотвратимость. А это в свою очередь экономит ресурсы общества и позволяет направить их в развитие. Важная черта общественной власти состоит в ее опосредованности, она обращается не к каждому конкретному индивиду, а к нормативу гражданина, которому реальный человек может соответствовать в большей или меньшей степени. Таким образом успешность и стабильность власти в немалой степени зависит от степени развитости у членов общества правосознания.

Тот факт, что социальная власть не тождественна силе и голому принуждению, а представляет собой явление гораздо более сложное и гибкое был осознан уже в античности. В трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный», приговоренного к наказанию Прометея ведут к скале двое слуг Зевса — глупая Сила и хитрая Власть.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.02 с.)