Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в РФ.

Поиск

В разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.
В зависимости от положения партий в полит.системе общества, взаимодействия между ними, типов партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Взаимоотношения раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.
Воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, конституция и избирательные законы.
В странах (Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия) политические партии официально запрещены.

Типы партийных систем: -по характеру политического режима: демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы;
-по количеству партий, борющихся за власть: однопартийные, двухпартийные и многопартийные (правительства коалиционные);
-с различным полит.статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные; стабильные и переходные; конкурентные и неконкурентные.

В любой стране партии и их союзы образуют совокупность стабильных связей между собой и политической системой в целом. Партийная система -одна из важнейших структур политической системы общества.
Системы с единственной партией являются несоревновательными. Они формировались, когда у власти были коммунистические партии, в развивающихся государствах - партии национального фронта. В соревновательных партийных системах на 1 место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические) функции партий, в несоревновательных - правящая партия берёт на себя все обязанности, выполняя гос. функции, выступает стержнем всей политической системы общества -тоталитарный, авторитарный режим. В СССР – ВКПб, КПСС.
Двухпартийные системы –Великобритания (виги-либералы--тори-консерваторы), США(республиканцы-консерваторы) - эти системы стабильны, в их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как следствие итогов выборов и не зависит от межпартийных соглашений. Двухпартийная система стабилизирует правительство, партия, стоящая у власти, обладает парламентским большинством. Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой.
Многопартийные системы. Обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными формами собственности, традициями демократии соответствует много- или двухпартийная система. Возникновение сильных националистических партий, выражающих интересы крупных нац. меньшинств внутри страны, способствует формированию многопартийной системы. Франция, Россия
Различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией - "полуторапартийные" (Япония, Мексика, Швеция)

Многопартийные системы имеют достоинства (плюрализм) и недостатки. Если имеется множество мелких партии, и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована противоречивыми действиями субъектов политики. Многопартийность может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.
Влияние на характер деятельности политических партий оказывают СМИ. Партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодёжи, воспитывать кадры, понимать требования и нужды людей, оценивать изменения в политике и принимать решения.

Политические партии России.Возникла первая партия РСДРП (1898г) Деятельность первых партий была незаконной(до 1905г) Все первые партии были оппозиционными власти -основаны на соц.рев. идеологии (в Европе первыми появились либеральные и консервативные партии). Решающую роль сыграла интеллигенция.В 1982 г. В Минске - съезд РСДРП. В 1902-03 г в составе партии 2 фракции: большевики (Ульянов) и меньшевики (Мартов). В 1917 году- раскол. 1902г.-создание партии социал-революционеров, эсеры (Чернов) -террор, убийство гос.деятелей.

1905-1917г. -период буржуазной (легальной) многопартийности. 17 октября 1905г Николай II издал манифест «Об усовершенствовании гос.порядка»: учреждалась законодательная Госдума, появляются либеральные партии (1905 -конституционно-демократическая партия - кадеты – Милюков. 1905«союз 17 октября» – Гучков. Союз Русского народа (1905г) -Пуришкевич. К 1917 г 260 партий, 60 общероссийские.1917-1925 г переход от многопартийности к советской однопартийности. Февраль 1917 г – революция, свергнуто самодержавие и распалась монархическая партия, прекратилась деятельность октябристов. С февраля1917 правящей партией стали кадеты, не сумели реализовать свою программу. В октябре 1917 г стала правящей партией РСДРП(б). Истребление других партий. В 1925г система стала однопартийной.

РСДРП (1898) - РСДРП(б)(1917) - РКП(б)(1918) - ВКП(б)(1925) – КПСС – 1952-1991 г. В Конституциях 1936 и 1977 закрепилось монопольное положение партии у власти. В конституции 1977 г. статья №6: «КПСС – руководящая и направляющая сила советского общества».

1988г.политическая реформа, лозунг «Перестройка, демократизация, гласность». С 1990г.период демократической многопартийности.

В июне 1990г появилась КПРСФСР – лидер Иван Полозков, 2 лидер – Зюганов. 1990г – ЛДПСС 1990 г – социал-демократическая партия СССР, республиканская партия и др. После путча, осенью 1991 г КПСС была запрещена и Ельцин приостановил деятельность РКП.

1992-93 г российские партии стали самостоятельными.1993 – аграрная партия России,возобновление деятельности партии КПРФ, ПРЕС (партия российского единства и согласия)(Шахрай), избирательные блоки «Выбор России», «Яблоко». – 13 партий на выборах, установлен 5% барьер, 8 партий его преодолели Партии РФ: Аграрная партия России Демократический выбор России Демократический союз России
Коммунистическая партия РФ Либерально-демократическая партия России Партия "Демократическая Инициатива"
Партия любителей пива Партия "Народный союз" Русская Социалистическая Партия Партия Пенсионеров Гринпис в России
Народная социалистическая рабочая партия Партия духовного возрождения России
Российская консервативная партия предпринимателей Русская национальная социалистическая партия
Союз коммунистической молодежи РФ Межрегиональное движение "Единство" - "Медведь" Молодежное "ЯБЛОКО"

Политические технологии.

Политические Технологии - область деятельности политиков, связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение способов манипуляции общественным мнением. Технологии - это процесс при­менения техник, направленных на достижение конкретной цели субъектом и на результат деятельности. ПТ упорядочивают средства достижения цели, закрепляют очередность действий, выработку алгоритмов поведения. Формирование технологий выстраивается по цепочке «анализ - диагностирование и оценка ситуации - прогнозно-проектные операции — выработка целей — определение последовательности действий — формулировка рекомендаций».

Избирательные технологии - комплекс мер по привлечению на сторону кандидата или политической партии наибольшего количества голосов избирателей, вырабатывает стратегию и тактику избирательной кампании, создает имидж кандидата, планирует и прогнозирует ход предвыбор. кампании. Потребность в формировании ПТ проявляется при проведении выборов, принятии решений, урегулировании конфликтов.

Причины появления политических технологий:

■ необходимость эффективного способа реализации практических целей, при­менения власти и осуществления управления;

■ снижение непредсказуемости и неопределенности ситуации при перераспределении гос.ресурсов, регулирования кризисных обстоятельств;

■ потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих способов управления гос. (корпоративным) иму­ществом, кадрами;

■ необходимость придания устойчивости взаимоотношениям уча­стников политического процесса для достижения общей цели;

■ возможность определения критических, порого­вых значений политического процесса для качественного управления ситуацией.

Характерные черты политических технологий

ПТ могут действовать в режиме полного цикла процесса и быть связаны с его отдельным этапом, распространяются на всю власть и управление. Они включа­ются в легальные процессы, так и в нелегальные с использованием приемов, запрещенных законом (технологии подрывных акций, терроризма, манипулиро­вания общественным мнением). Технологии ограничены по месту и времени их применения.

Структура политических технологий: специфиче­ские (техно­логические) знания;конкретные приемы и методики действий; технико-ресурсные компоненты. Со­держание технологии формируется на основе позиций того, ктоотражает событие (эксперт, аналитик);задает цели решения проблемы (заказ­чик),действует на стадии решения задачи (исполнитель).

Технология занимается политическим проектированием (прогнозированием, планированием и программиро­ванием) и организацией практической деятельности институтов влас­ти. Поэтому ценностью для технологий является не знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а умение, навыки свершения действий и достижения целей.

Типы политических технологий: уни­версальные и типические.

Функциональные- распространены, предполагают рационализацию и алгоритм ролевых нагрузок субъектов управления и власти (принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров) и направ­лены на управление и контроль за процессами.

Инструменталь­ные технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию деятельности, а сами имеют иные цели.

В области применения различают предметные технологии (электоральных техниках лоббирования, ком­пьютерных и информационных технологиях, переговорных процессах в дипломатической или военной сфере).

Уровневые технологии: глобальные - решение общемировых проблем (охрана природы, поддержани­е международной безопасности);

континентально-региональные - решению проблем в каком-либо регионе мира;

национально-госу­дарственные -процесс осуществления власти в масштабах одной страны;

корпоративные - властно-управленческие отношения в организации,

локальные - специфика деятельности отно­шений субъектов в ограниченных точках политического пространства, межличностные.

По продолжительности использования: стратегические, тактические, цик­лические, спорадические, применяемые единовременно.

С целью расширить круг субъек­тов: тиражируемые -на повсеместное применении. уникальные - в определенных условиях.

В зависимости от условий деятельности: жесткие и мягкие.

Жесткие обеспечивают правовой порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти.

Мягкие - осуществляют гибкую адаптацию целей и ресур­сов к изменяющимся условиям.

Нормативные - это способы деятельности строго по за­конам, нормам, традициям или обычаям.

Девиантные техноло­гии противоположны им, отклоняются от стандартных способов деятельности. К ним относятся противоречащие закону и нормам морали «серые» и «черные» технологии -«слив ком­промата», шантаж, утечка информации, клевета, террор, заговор, путч.

Явные проявляются в формах диалога власти с общественностью, имеют публич­ный характер власти, но часто имеют демонстрационный, «показной» харак­тер и создают образ активной и эффективной власти, но связь с процессом выработки ре­шений у них слабая или отсутствует.

Теневые применяются для распределения гос.ресурсов, отличаются слабым уровнем технологичности, спонтанные, ситуационные.

Одни технологии могут устаревать, утра­чивать эффективность; другие - со­вершенствоваться, увеличивать «управленческие» способности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.009 с.)