Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Партийные и избирательные системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Партийная система представляют собой совокупность партий и устойчивых отношений между ними. Среди факторов, влияющих на формирование партийных систем, следует выделить характер социальной структуры общества и действующее законодательство – в первую очередь, особенности избирательного права. Наиболее популярным основанием классификации партийных систем является количественный критерий. В соответствии с ним выделяют следующие виды партийных конфигураций: беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две разновидности возможны в традиционных обществах (апартийность) и при недемократических режимах (однопартийность) и могут быть названы партийными системами лишь условно, поскольку взаимодействие между партиями здесь отсутствует. При однопартийной системе возможно существование и других партий, однако функционирование таких организаций зависит от признания ими господствующей роли партии-монополиста. Примером могут служить политические системы ряда стран советского блока (ГДР, Болгария), где наряду с правящими коммунистическими партиями (СЕПГ и БКП соответственно) существовали подчиненные им квазипартии. По мнению американского политолога Дж. Ла Паломбары, говорить о реальной партийной системе можно только при такой ситуации, «когда имеются две или более конкурирующие партии, которые ведут между собой борьбу на открытых и свободных выборах». В демократиях основными структурными разновидностями партийных систем являются двухпартийность (бипартизм) и многопартийность. Конкретные проявления этих систем носят название партийного уклада, который варьируется в зависимости от особенностей той или иной страны. Так, в рамках многопартийности выделяют уклад многопартийной раздробленности, характеризующийся сосуществованием ряда самодостаточных партий (Дания, Бельгия, Нидерланды), и блоковую многопартийность, при которой партии объединяются в противостоящие друг другу блоки (Франция). В качестве особого уклада выступает многопартийная система с одной доминирующей партией (уклад доминации), для которой характерно длительное пребывание у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. К примеру, в Японии с 1955 по 1993 г. у власти непрерывно находилась Либерально-демократическая партия (ЛДП), в Швеции на протяжении 40 лет доминировала Социал-демократическая рабочая партия (СДРПШ), в Индии аналогичную роль в послевоенный период играл Индийский Национальный Конгресс (ИНК), возглавляемый политическим кланом Ганди. Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Бипартизм не исключает существования в стране других, менее влиятельных партий, однако они не в состоянии реально претендовать на победу. Классическими примерами двухпартийности являются Великобритания с чередованием у власти Консервативной и Лейбористской партий, и США, где доминируют Демократическая и Республиканская партии. Наряду с классической двухпартийной системой выделяют модифицированный вариант бипартизма – систему «двух с половиной партий». Здесь также конкурируют между собой две крупные партии, но ни одна из них не набирает абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна вступать в коалицию с третьей партией. Эта третья сила играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий. Такой уклад сложился в ФРГ, где роль регулятора между Социал-демократической партией Германии (СДПГ) и консервативным блоком христианских демократов ХДС/ХСС играет либеральная Свободная демократическая партия (СвДП). Конфигурация партийной системы в значительной степени определяется способом голосования. Юридически оформленный способ голосования, т. е. система организации выборов и подсчета голосов, получил название избирательной (электоральной) системы. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную и смешанную. Пропорциональная избирательная система предполагает проведение выборов в многомандатных общегосударственных округах (мандат в данном случае означает полномочие на занятие места в законодательном органе). Каждое избирательное объединение или партия накануне выборов составляет список кандидатов. Распределение мест в соответствующем органе представительной власти (парламенте) осуществляется пропорционально голосам, полученным партией по всей стране. Избиратель при такой системе голосует не за отдельных кандидатов, а за список выбранной им партии или объединения. Кто из списка кандидатов в конечном итоге войдет в парламент, решается на основе одного из двух принципов: принципа очередности, согласно которому мандат вручается кандидатам, стоящим на первых местах в списке, или принципа преференциальности (от слова «преференция» – предпочтение), по которому самому избирателю предоставляется право отдать предпочтение какой-либо кандидатуре из списка (ввиду технической сложности этот принцип используется достаточно редко). Пропорциональная система применяется только при выборах коллегиальных органов, прежде всего, парламентов. Недостатком пропорциональной системы является возможность попадания в парламент карликовых партий, что может привести к дроблению политических сил и параличу парламентской деятельности. Для предотвращения такой возможности в большинстве избирательных систем введен т.н. «процентный барьер», то есть законодательно оговоренный процентный минимум голосов, который должен быть преодолен для получения права на представительство в парламенте. В российской избирательной системе установлен барьер в 5 %. В 1999 г. в выборах в Государственную Думу третьего созыва принимали участие 26 партий и избирательных объединений, однако только 6 из них преодолели пятипроцентный барьер. Позиции победителей представлены в табл. 2. Таблица 2 Результаты выборов 19 декабря 1999 года в Государственную Думу Федерального Собрания РФ по партийным спискам (общефедеральному избирательному округу)
20 партий и избирательных объединений, не преодолевших пятипроцентный барьер, в общей сложности набрали 18,63% голосов избирателей, которые впоследствии были распределены между 6 победившими объединениями пропорционально собранным им голосам. В основе мажоритарной системы (фр. majorite – большинство) которая преобладает в Англии, США и бывших британских доминионах, лежит, как явствует из названия, принцип большинства. Территория государства разбивается на одномандатные округа, а победившим считается тот кандидат или партия, которые получают большинство голосов в своем округе. Голоса, поданные за проигравших, не учитываются. Эта особенность мажоритарной системы нередко приводит к тому, что партия, набравшая в масштабах страны менее половины голосов избирателей, получает большинство мест в парламенте. Мажоритарная система делится на два типа: относительного и абсолютного большинства. В первом случае кандидату для получения мандата достаточно собрать больше голосов, чем его соперникам. Во втором случае необходимо получить более 50 % голосов (формула «50 % плюс один голос»). Если ни один из кандидатов не набирает нужного числа голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата или две партии, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации недостатков каждой их них. Такой тип избирательной системы используется при выборах в нижнюю палату Федерального Собрания РФ – Государственную Думу. Из 450 депутатов ГД 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе, а другие 225 – по партийным спискам по общефедеральному избирательному округу (см. табл. 2). Существует определенная корреляция между типом избирательной и партийной систем. М. Дюверже вывел три закономерности влияния способа голосования на структуру партийной системы: · выборы по мажоритарной системе в один тур помогают утверждению двухпартийной системы, состоящей из партий с сильной структурой (избиратель знает, что голосует только один раз, поэтому он стремится проголосовать полезно, т. е. за партию, имеющую, по его мнению, шансы на успех, а не за мелкие организации, даже если они отвечают его политическим вкусам); · мажоритарные выборы в два тура помогают рождению многопартийной системы, образованной из партий со слабой структурой и зависящих друг от друга; · пропорциональные выборы благоприятствуют многопартийной системе из самодостаточных партий с сильной структурой (здесь полностью используются голоса максимально возможного числа избирателей, и те партии, которые прошли установленный минимальный порог голосов, посылают своих представителей в органы власти). Избирательную систему нельзя рассматривать только как технический инструмент организации выборов. Контроль над процедурными механизмами является важным источником власти и эффективным орудием политической борьбы. Такая форма властвования как «установление правил игры» (см. п. 3.2) позволяет субъекту власти направлять ход политических событий в выгодное для себя русло. В качестве исторического примера можно привести английскую практику создания т. н. «гнилых местечек» – крайне малочисленных (несколько сотен человек) избирательных округов, которые, тем не менее, отправляли своих представителей в парламент наравне с округами, насчитывавшими десятки тысяч избирателей. Процедурный механизм выборов постоянно является ареной борьбы различных политических сил (к примеру, дискуссия о возможной отмене голосования по партийным спискам в российской политике, за которой стоит борьба «либеральных» и «центристских» партий за лучшие исходные позиции в электоральном процессе).
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.009 с.) |