Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая элита: структура и способы рекрутированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существование политических элит в обществе обусловлено рядом объективных причин. Общество, как и все сложноорганизованные системы, нуждается в профессиональном управлении, что вызывает необходимость в политическом разделении труда. Ему необходимы люди, обладающие специальными навыками, знаниями и способностями осуществлять управленческие функции. Кроме того, политическая стратификация общества является следствием неравенства психологических, социальных и иных условий, которые создают неравный доступ к политической сфере для различных групп. Наконец, существование политической элиты обусловлено политической пассивностью основной массы населения, которая, занимаясь решением повседневных проблем, достаточно индифферентна к политическим вопросам. Структура элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, достаточно сложна. При анализе элиты исследователи используют два близких, но не идентичных термина: политическая элита и властвующая элита. Властвующая элита представляет собой совокупность всех групп, которые обладают реальным влиянием в обществе и контролируют основные социальные ресурсы. В ее состав входят следующие элементы: 1) экономическая элита (или бизнес-элита) – крупные собственники, руководители крупнейших корпораций и банков, т.е. те, в чьих руках сосредоточены основные материальные ресурсы общества; 2) военная элита – генералитет и высшее офицерство, контролирующие силовые ресурсы власти; 3) бюрократическая элита – высшие чиновники государственного аппарата, в чью компетенцию входит подготовка и реализация политических решений; 4) культурная и научная элита – наиболее авторитетные представители духовенства, творческой и научной интеллигенции, ответственные за производство идеологических и информационных ресурсов; 5) собственно политическая элита, включающая в себя высших представителей всех ветвей государственной власти, руководителей крупнейших партий и общественно-политических организаций, т. е. всех тех, кто непосредственно принимает важнейшие политические решения. Политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии общезначимых решений. Внутри самой политической элиты можно выделить группы, различающиеся объемом своих полномочий и уровнем компетенции: · высшая элита – ключевые политические руководители (президент, глава правительства, министры, спикер парламента, главы крупнейших партий) и их ближайшее окружение. Именно этот небольшой круг людей (100 – 200 человек) принимает основные политические решения; · средняя элита – люди, занимающие выборные должности на национальном, региональном и местном уровнях (парламентарии, депутаты местных органов представительной власти, губернаторы, мэры и т. д.); · административная элита – высший слой государственных служащих (к примеру, на начало 2002 г. общая численность государственных служащих всех уровней власти (включая муниципальные) составляла в РФ 1,05 млн. чел.). Под рекрутированием в политологии понимают процесс вовлечения в активную политическую жизнь. Рекрутирование политической элиты осуществляется через ряд каналов, которые универсальны для всех современных обществ: это политические партии, бюрократический аппарат, профсоюзы, сфера бизнеса, армия, религиозные организации. Роль своеобразного социального фильтра в процессе рекрутирования элиты играет система образования. Привилегированные учебные заведения (Оксфорд и Кембридж в Англии, Эколь нормаль во Франции и т. д.) обеспечивают их выпускникам дополнительные шансы стать членами правящего класса. Универсальными являются и способы рекрутирования элиты. В самом общем виде они были описаны еще Г. Моской, различавшим демократическую и аристократическую формы обновления элиты. Современная политология соответственно трактует их как антрепренерскую (предпринимательскую) систему и систему гильдий. Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидата по лестнице власти. Отбор осуществляется из определенных (весьма ограниченных) социальных групп или партий. Само рекрутирование носит закрытый и неконкурентный характер и осуществляется достаточно узким кругом лиц. По отношению к кандидатам выдвигается множество формальных требований, призванных подтвердить не столько их компетентность, сколько лояльность. Подобный тип формирования элиты характерен для традиционных обществ и авторитарных режимов. Длительное использование системы гильдий обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, но, вместе с тем, превращает элиту в замкнутую касту и обрекает ее на вырождение. Антрепренерская система характеризуется демократизмом, ограниченным числом фильтров, ориентированностью на личные качества кандидата. Она предполагает острую конкурентную борьбу между кандидатами на руководящие посты. Подобный способ рекрутирования элиты, характерный для демократий, также не лишен недостатков. К ним следует отнести возможность попадания в элиту случайных людей, непредсказуемость политического курса, возможность конфликтов в рядах самой правящей элиты. Особый интерес (в силу своего отечественного происхождения) представляет номенклатурная система рекрутирования, существовавшая в СССР и других социалистических странах. Ее можно рассматривать как частный случай системы гильдий. Сам термин «номенклатура» первоначально имел технический смысл и означал список руководящих должностей, назначение на которые утверждалось соответствующим комитетом КПСС (так, существовала номенклатура обкома КПСС, ЦК, Политбюро ЦК). Впоследствии этим термином стали обозначать советский правящий класс. Попадание в номенклатурный список означало, по сути, пожизненный элитный статус. Все номенклатурные должности были разделены на 14 рангов. Смысл иерархического построения номенклатуры состоял в том, что кандидат последовательно поднимался по ступенькам социальной лестницы. Номенклатурная иерархия обеспечивала преемственность курса и была по-своему эффективной системой подготовки управленческих кадров. Общая численность номенклатурного класса СССР составляла приблизительно 500 – 700 тыс. человек, а вместе с членами семей – около 3 млн. (1,5 % всего населения страны). Политическое лидерство Важнейшим элементом правящей элиты является политический лидер. Лидерство является универсальным и неотъемлемым механизмом функционирования любой человеческой общности. Что касается политического лидерства, то в нем наиболее полно проявляется интегративная функция политики – способность согласовать и объединить различные группы интересов на основе общей программы действий. Помимо политологии, проблема лидерства является предметом изучения целого ряда дисциплин – психологии, социологии, менеджмента. Междисциплинарная проработка данной проблематики привела к появлению ряда конвенциональных положений, позволивших прояснить природу лидерства и его отличие от других социальных феноменов и процессов. Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных форм власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Специфика политического лидерства определяется, прежде всего, масштабом намеченных целей: оно, в отличие от группового или корпоративного лидерства, осуществляет свои функции в масштабах всего общества. Природа лидерства может быть лучше понята, если сравнить его с собственно управлением (администрированием, менеджментом). В отличие от управления, лидерство предполагает наличие последователей, а не подчиненных. Соответственно, отношения «начальник – подчиненный» заменяются отношениями «лидер – последователи». Управленец (менеджер) – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего. Управленцы ориентируются в своих действиях на кем-то установленные цели, лидеры, напротив, сами их формулируют. Менеджеры сконцентрированы на процессе принятия решений, как правило, на основе прежнего опыта, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем и поиска нестандартных способов их разрешений. Выделяют два типа лидерства – формальное и неформальное. Формальное лидерство – это процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности. Неформальное лидерство – это влияние через способности, умения или другие ресурсы, необходимые людям. Идеальным для лидерства является эффективное сочетание обеих основ власти. Анализ проблемы лидерства осуществляется в социогуманитарных науках по трем направлениям: анализ лидерских качеств, лидерского стиля и ситуационных переменных. Наибольший интерес для политической науки представляет проблема стиля политического руководства. Политический стиль – это характер взаимодействия лидера с окружением, способ реагирования на возникающие проблемы, методы осуществления политического курса. Среди концепций лидерского стиля следует выделить теорию трех типов руководства американского ученого-бихевиориста К. Левина. Их содержание приведено в табл. 1. Исследование К. Левина продемонстрировало, что не существует универсального для всех ситуаций метода руководства. Эффективность того или иного стиля зависит от конкретных обстоятельств времени и места.
Таблица 1 Содержание трех стилей руководства
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.007 с.) |