ТОП 10:

Сущность политики: теоретические подходы



 

Известно часто цитируемое определение политики М. Вебера (18641920), классика западной социальной мысли: политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике управляющего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем". Далее он уточняет: "Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает".

Итак, Вебер в своих определениях фиксирует как минимум 2 аспекта политического: политика как управление (англ. policy) и политика как стремление к власти (politics).

То, что у М. Вебера выступает как семантические оттенки одного слова, у другого крупнейшего немецкого политического мыслителя, К. Шмитта (18881987), приобретает принципиальное значение для определения природы политического начала. Свою концепцию К. Шмитт изложил в знаменитой работе «Понятие политического» (1927). Он ставит своей целью обнаружить специфику политического отношения, которая отличает его от других форм межчеловеческих взаимодействий. По мнению К. Шмитта, специфика политического отношения определяется оппозицией «друг/враг». К. Шмитт выдвигает парадоксальный тезис: у политики вообще нет своей предметной области. "Политическое" означает лишь максимальную степень конфронтации, т. е. разъединения людей на группы друзей и врагов. Любое отношение между людьми (экономическое, религиозное, этническое и т. д.), которое достигает наивысшей остроты противостояния вражды, автоматически становится политическим. Политика, констатирует Шмитт, – это эффективное разделение людей на группы друзей и врагов.

Развивая это положение, Шмитт проводит различие между собственно политикой и тем, что он называет "партийно-политическим" (или, другими словами, "политическим отчасти"). Так, конкуренция между партиями во время выборов является квази-политикой, поскольку партии соревнуются между собой в рамках уже установленного порядка (конституции), т.е. играют по правилам. По тем же причинам не является собственно политикой и процесс управления. Политика в точном смысле этого слова представляет собой не игру по правилам или администрирование, а жестокую борьбу за само право устанавливать обязательные для всех нормы. Неслучайно, что одним из ключевых понятий в политической философии К. Шмитта является понятие "войны", традиционное для политической мысли, которая первоначально и возникает как рефлексия над проблемами войны и мира.

Война это не цель и не содержание политики. Война это то, что задает перспективу политическому стилю мышления. Известное римское выражение "хочешь мира готовься к войне" не означает, что все государства обязательно стремятся к войне, однако каждое из них выстраивает свое поведение на международной арене из перспективы ее возможного возникновения. Действовать политически значит действовать из перспективы возможного конфликта. Политика вырастает из конфликта и питается им. Без конфликта нет необходимости в политике.

К. Шмитт является классическим представителем европейско-континентальной школы политической науки, работавшим в рамках т. н. конфликтологической парадигмы. Для англо-американской политологии в силу ряда исторических особенностей развития англосаксонских стран характерно иное понимание сущности политики. Ведущий американский политолог Р. Даль (р. 1915) строит свое определение политики через понятие политической системы: политическая система – это любая постоянная модель человеческих отношений, в которой присутствуют власть, контроль, влияние, доминирование или авторитет. В лаконичной форме эта теоретическая позиция выражена формулой «в политике все есть власть и всякая власть есть политика» (Г. Лассуэлл).

Тезис о том, что ядро политики составляют отношения власти, является общим для всех школ политической мысли. Шмиттовская концепция «друзей и врагов» также укладывается в эту логику. Противоречия начинаются по вопросу о соотношении политического и социального: любое ли общественное властеотношение является политикой? Так, К. Шмитт сужает понятие «политического» до сферы борьбы за право быть сувереном, т. е. носителем высшей власти в обществе; политика для него – это взаимодействие организованных групп людей, борющихся за власть над определенной территорией. Он подчеркивает, что «политический друг/враг» это именно организованные группы, стремящиеся установить правила, обязательные для всех членов данного общества. Поэтому в частной жизни политических друзей и врагов не бывает; в ней могут присутствовать лишь личные враги и друзья. Со своей стороны, Р. Даль и другие американские политологи фактически «растворяют» политикув социальной сфере, поскольку для них любые властные взаимодействия – и конфликт в семье, и война между государствами – одинаково оказываются политическими событиями. Политика лишается своего территориального аспекта и децентрализуется. Кроме того, понятие «властеотношения» не несет у Р. Даля того милитаристского оттенка, который можно усмотреть у К. Шмитта. Тем не менее, эти и другие теоретические разногласия можно опосредовать следующим конвенциональным определением:

Политика – это сфера человеческой деятельности, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования власти в обществе.

Данное определение позволяет охватить все основные трактовки сущности политики: политика как любые отношения по поводу власти; политика как деятельность по управлению обществом; политика как сфера борьбы за высшую власть над определенной территорией.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.004 с.)