Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития политической мысли

Поиск

 

Символической датой рождения политологии как самостоятельной академической дисциплины принято считать 1857 г., когда в Колумбийском колледже в США была создана кафедра истории и политической науки. Там же в 1880 г. была открыта Школа политических наук. Позднее аналогичные центры появляются в европейских странах – во Франции, Германии, Англии. В 1903 г. создается первое профессиональное объединение политологов – Американская ассоциация политической науки (APSA), объединившая в своих рядах более 200 специалистов. Все это позволило говорить об институционализации политологии в качестве особой отрасли научного знания.

Хотя институциональное оформление политической науки и ее теоретическое размежевание с родственными областями гуманитаристики (прежде всего, с философией и конституционным правом) происходит в к. ХIX–н. ХХ вв., сама традиция политической мысли насчитывает уже несколько тысячелетий. Можно выделить три основных этапа ее эволюции.

Первый этап включает в себя протонаучное осмысление мира политики, которое осуществлялось преимущественно в религиозно-мифологической и в философской формах. Основу мифологического понимания политики составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Позднее, примерно в середине I тысячелетия до н. э., одновременно на Западе и на Востоке проявляется тенденция к большей рационализации политических представлений, создаются первые систематизированные учения.

В Китае Конфуций (551–479 до н.э.) разрабатывает учение о «гуманном управлении». Государственная власть истолковывалась им в семейно-родственных категориях: государь – «сын неба» и одновременно «отец и мать народа». Государство отождествлялось с обществом, а социальные связи – с межличностными отношениями, основа которых усматривалась в семейной структуре, особенно в отношениях между отцом и сыном. В Древней Греции Платон (427–347 до н. э.) создает первую социальную утопию. Идеальное государство Платона представляло собой иерархию трех классов людей, ранжированных в соответствии со своими умственными и морально-волевыми качествами – правители (философы), управляющие (стражи) и производители (ремесленники и землевладельцы). Ученик Платона Аристотель (384–322 до н.э.) в отличие от своего учителя демонстрировал большую гибкость и реалистичность в отношении сложившихся социально-политических форм. Он выступал против платоновского проекта радикального переустройства государственной жизни и отвергал идею упразднения семьи и частной собственности как идущую вразрез с человеческим естеством. Аристотелю принадлежит анализ форм государственного правления и создание концепции человека как «политического животного», несущего в себе инстинктивное стремление к совместному жительству. Свойственные Аристотелю энциклопедизм и системность в охвате проблем позволяют назвать его родоначальником европейской политической мысли.

В Средние века разработка политической проблематики осуществлялась в Европе в рамках теологической парадигмы. Тем не менее, усложнение политических процессов привело в XIII веке к созданию на основе схоластики своеобразной христианской политической науки, ставшей непременной составной частью гуманитарного образования того времени.

Качественный прорыв в теоретическом осмыслении мира политики происходит в новоевропейскую эпоху (XVI–XIX вв.), с которой начинается второй этап развития политической мысли. Выдающуюся роль в этом процессе сыграло творчество итальянского мыслителя и общественного деятеля Н. Макиавелли (1469–1527). Макиавелли впервые концептуально разводит понятия «общество» и «государство», обозначая термином «stato» не конкретное государственное образование или страну, но особым образом организованную форму власти. Он резко выступает против средневековой концепции божественной обусловленности государства и политики, обосновывая тем самым идею онтологической самостоятельности политической сферы, которая обладает собственной логикой развития. Наконец, в своей знаменитой работе «Государь» (1513) он описывает способы создания сильного государства и конкретные политические технологии управления им. Считая государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему – смыслом человеческой жизни, Макиавелли приходит к мысли о допустимости использования всех средств для достижения политических целей. Позднее термином «макиавеллизм» стали обозначать определенный тип политики, описываемый формулой «цель оправдывает средства». Однако отождествление макиавеллизма с политической беспринципностью и цинизмом является значительным упрощением, поскольку неадекватно отображает достаточно сложную систему этико-политических взглядов самого Макиавелли.

В Новое время значительный вклад в европейскую традицию политического мышления внесли Ж. Боден (теория суверенитета как важнейшего признака государства), Т. Гоббс (теория «естественного состояния» и «общественного договора»), Дж. Локк (идея неотчуждаемых прав личности), Ж. Ж. Руссо (идея «народного суверенитета»), Ш. Л. Монтескье (концепция разделения властей), Дж. Ст. Милль (либеральная концепция свободы), И. Бентам (утилитаризм), А. Токвиль (теория демократии), К. Маркс (теория классовой борьбы) и ряд других мыслителей.

В конце XIX–начале XX вв. появляется целый ряд концепций, составивших теоретико-методологический фундамент современной политической науки. Новые исследования отличались от теории эпохи Просвещения большей специализированностью и были нацелены на анализ конкретных политических институтов, явлений и процессов. Среди авторов этого периода следует выделить немецкого ученого М. Вебера, разработавшего типологию форм политического господства и осуществившего анализ феномена бюрократии, итальянцев Г. Моску и В. Парето, авторов теории элитизма, французских социальных психологов Г. Лебона и Г. Тарда, исследовавших психологию масс и т. д.

С первой четверти ХХ в. начинается третий, современный этап развития политической науки. Значительную роль в становлении современной теории политики сыграла Чикагская школа политологии (1920–40-е гг.), крупнейшими представителями которой являлись Ч. Мерриам, Г. Госнелл и Г. Лассуэлл. Именно Чикагской школой были разработаны программы эмпирических исследований, в которых существенное внимание уделялось психологической и социологической интерпретациям политики, а также подчеркивалось значение количественных факторов. С этого периода начинается процесс нарастающей математизации политологического знания.

После Второй Мировой войны социальные науки, включая политологию, переживают период т. н. «бихевиористской» («поведенческой») революции. Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) переместил фокус исследовательских интересов с анализа политических структур и институтов на анализ поведения отдельных индивидов. Предполагалось, что политическая материя представляет собой арену борьбы индивидуальных «воль к власти», а политические институты суть производное от этой борьбы. Несмотря на то, что пик популярности бихевиористских идей пришелся на 50–60-е гг., они наложили глубокий отпечаток на политические исследования и продолжают оставаться влиятельным теоретическим направлением в современной политологии. Реакцией на «бихевиористскую революцию» стало появление в последние десятилетия ряда теорий, объединенных общим названием неоинституционализм. Представители этого течения, критически переосмыслив под влиянием бихевиористов традиционные воззрения на политические институты и, в первую очередь, на государство как основной политический институт общества, вновь переместили в центр научных исследований институциональные основы политики.

В настоящее время политология представляет собой совокупность различных теоретических направлений, многие из которых находятся в состоянии полемического напряжения. Тем не менее, несмотря на неизбежные теоретические разногласия, политология является сформировавшейся научной традицией, объединенной общим понятийным аппаратом, предметом и методологией исследования. Наряду с традиционной и восходящей еще к античности морально-философской проблематикой, современная политическая наука вбирает в себя богатый арсенал эмпирических методов исследования. В ней широко используются методы математического и статистического анализа, а также разработанные на их базе и специально адаптированные к сфере социальных наук информационные технологии (статпакеты SPSS и SAS; электронные базы данных и т.д.). Развитие интернет-технологий открывает перед политологией новые возможности и перспективы.

Современная политология – это авторитетная и масштабная академическая дисциплина, в рамках которой успешно развиваются многие отрасли знания. Соответствующие курсы читаются во всех крупных высших учебных заведениях мира. Политологическое сообщество организационно оформлено рамками ряда международных организаций, крупнейшей из которых является Международная ассоциация политической науки (IPSA).

Традиция научной политической мысли в нашей стране восходит к XIX в. и представлена такими именами мирового уровня как Б. Н. Чичерин, П. А. Новгородцев, М. М. Ковалевский, М. Я. Острогорский и рядом других. После Октябрьской революции 1917 г. эта традиция прерывается, уступая место монопольной марксистско-ленинской идеологии. Началом современной отечественной политологии можно считать 1988 г., когда постановлением Госкомитета СССР по науке и технике в номенклатуру научных дисциплин были внесены 6 специальностей по политическим наукам. Политология как учебная дисциплина преподается в отечественных вузах с 1990 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.100 (0.008 с.)