ТОП 10:

Государственная власть и понятие суверенитета



 

Социальную, политическую и государственную власть можно схематично представить в виде трех концентрических окружностей, центром которых будет власть государства. Она обладает особым статусом, отличающим ее от всех других форм власти в обществе. По мнению М. Вебера, государственная власть выделяется своей монополией на легитимное физическое насилие в рамках определенной территории. Государство есть особая организация политической власти, которая существует «…если и пока принуждение ее порядка непрерывно реализуется внутри определенной территориальной области посредством применения или угрозы применения физической силы от имени административного аппарата».

Ключевым для характеристики государственной власти является понятие суверенитета. Суверенитет это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве по отношению к другим властям внутри страны и независимости от любой иностранной власти. Другими словами, это высшая власть над определенной территорией. Суверенитет проявляется в следующих конкретных признаках:

· в универсальности: только решения государственной власти распространяются на все население данной территории;

· в прерогативе, т. е. возможности отменить любые незаконные проявления другой общественной власти;

· в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

В настоящее время наблюдается изменение роли и значения традиционного государства, понимаемого как «единство суверенной власти, населения и территории». Развитие глобальных информационных связей и мировых хозяйственных отношений, приводящих к усилению влияния транснациональных корпораций и надгосударственных структур (типа Европейского союза), размывает и ослабляет роль национального государства, снижает значение его территориальной составляющей. Тем не менее, было бы большим преувеличением говорить об окончании эры национальных государств под натиском процессов глобализации или региональной интеграции. Как показывает исторической опыт и современная политическая практика, государство как форма политической организации общества является весьма эффективным средством отстаивания и защиты экономических, культурных, экологических и иных национальных интересов на международной арене.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Государство как историческое явление имеет двойственную природу: будучи организацией политической власти господствующего класса (элиты), оно одновременно является организатором «общих дел». В западной политической мысли государству традиционно противопоставляется концепт «гражданского общества» – особой негосударственной сферы самодеятельности индивидов и их объединений, преследующих свои частные цели и интересы. Отношения между государственной властью и гражданским обществом составляют проблемное ядро ряда нормативно-философских и идеологических доктрин. Их отношение к государству варьируется от признания его в качестве высшей социальной ценности (консерватизм) до тотального неприятия и призывов к его скорейшему упразднению (анархизм). Промежуточную позицию в данном вопросе занимают представители либерализма, расценивающие государство как зло, но зло необходимое.

Ряд исследователей, работающих преимущественно в рамках политической антропологии, полагают, что веберовское определение государственной власти как монополии на легитимное насилие применимо лишь к анализу западной цивилизации. Изучение незападных обществ (в частности, цивилизации на острове Бали) продемонстрировало иной характер существующей там политической системы. По мнению К. Гирца, главным инструментом социального упорядочения в обществах типа балийского выступает не сила принуждения, а сила представления: «Государство черпало свою силу, достаточно реальную, из энергии воображения и из своей способности придать очарование неравенству». Регулярные священные церемонии и символические инсценировки власти превращают политику в своеобразное театрализованное действие и воспроизводят тем самым политическую структуру общества. Политико-антропологические исследования различных обществ поднимают одну из самых проблемных тем в кратологии – тему соотношения принудительных и символических источников общественной власти.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.006 с.)