Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура властеотношения и процесс властвованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Власть – это асимметричное субъект-объектное отношение, в основе которого лежит взаимодействие по типу господство – подчинение (субъект – это носитель активного целенаправленного действия, объект – это то, на что действие направлено). Субъектами и объектами власти могут являться индивиды, группы, партии, государства, межгосударственные союзы, но, кроме того, объектом властного воздействия может быть и сама система политических, экономических, правовых и иных социальных отношений. В зависимости от ситуации субъект и объект власти могут меняться местами. Помимо субъекта и объекта структура властеотношения включает в себя ресурсы власти. Ресурсы власти суть «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других» (Р. Даль). По мнению американского социолога О. Тоффлера (р. 1928), в истории человечества власть опиралась на три основных ресурса – силу, богатство и знания. Существуют и более детальные типологизации властеобразующих ресурсов, включающие в себя такие атрибуты, обстоятельства и блага как привлекательность, здоровье, возможность повышать или понижать статус индивида в социальной иерархии, связи, высокий социальный статус родителей и т.д. Следует отметить, что не существует универсального ресурса власти, который обеспечивал бы ее всегда, везде и при любых обстоятельствах. Властные отношения могут разворачиваться на различных уровнях политического пространства. Выделяют 4 уровня политической власти: · микроуровень – нижний и всеохватывающий уровень взаимодействия власти и общества, а также – если речь идет о социальной власти - властные отношения между индивидами и внутри малых групп; · мезоуровень – отношения между подчиненными институтами и органами политической власти (к примеру, региональными и муниципальными); · макроуровень – взаимодействия национального масштаба, составляющие компетенцию центральных органов власти; · мегауровень – отношения между государствами и их блоками. В политическом анализе различают потенциальную и реальную власть. Потенциальная власть определяется как совокупность ресурсов, и в этом смысле она совпадает с понятиями «мощь» или «могущество». Так, к примеру, мощь государства (его потенциал) определяется такими факторами как величина территории, количество и качество населения, тип границ, финансовые и экономические параметры, военная сила и т. д. В свою очередь, реальная власть описывается в терминах изменения поведения другого, что, собственно, и является целью властвования. Это аналитическое различение двух разновидностей власти помогает понять очень важный для политики факт: недостаточно лишь обладать ресурсами, необходимо уметь переводить их в эффективное влияние. Для описания этого процесса в политологии используют понятие «конверсия власти». Конверсия власти – это способность перевести (конвертировать) потенциальную власть, измеряемую ресурсами, в реальную власть, которая представляет собой изменение поведения объекта в нужном для субъекта власти направлении. «Некоторые страны, – пишет Дж. Най, – лучше, чем другие, конвертируют свои ресурсы в эффективное влияние, подобно тому, как умелые карточные игроки выигрывают даже несмотря на плохие карты». Конверсия власти является предметом политической стратегии, т. е. умения добиться оптимального результата исходя из имеющихся ресурсов, которые всегда ограничены. Именно в этом ключе надо понимать смысл известной формулы «политика есть искусство возможного». В методологическом отношении знания о потенциале субъектов политики и их умении конвертировать ресурсы позволяют, во-первых, сделать политический процесс более измеряемым и, во-вторых, более прогнозируемым. Итак, процесс властвования представляет собой способность достигать определенных целей, контролируя и изменяя поведение других. Власть может принимать различные формы, варьируясь от очень жестких своих проявлений до почти неосязаемых. Формы властного поведения образуют определенный континиум (пространство) власти, включающий в себя насилие, принуждение, стимулирование, «установление правил игры», манипулирование и аттрактивность (привлекательность). Первые три формы властвования составляют т. н. жесткую власть, основанную на известном принципе «кнута и пряника», т. е. на угрозе и стимуле. Насилие является самой грубой формой власти, предполагающей непосредственное физическое воздействие на объект, в т. ч. и вооруженное. Принуждение не предполагаетнепосредственного физического контакта, а выступает в форме угрозы применения негативных санкций. Стимулирование фактически означает покупку субъектом необходимого ему поведения объекта власти. Более сложны проявления мягкой власти. Установление правил игры предполагает способность субъекта достичь широкого согласия относительно принципов, обеспечивающих его превосходство, и в то же время, предложить перспективы, удовлетворяющие менее влиятельных участников политической игры. Примером может служить олицетворяемый рядом международных организаций мировой экономический порядок, в котором установлены правила, выгодные в первую очередь для небольшой группы наиболее развитых стран, но которые, тем не менее, оставляют для аутсайдеров шанс (или иллюзию шанса) прорваться со временем в эту «золотую группу». Другими словами, есть те, кто играют по правилам, и те, кто эти правила устанавливают. В случае с манипуляцией имеет место скрытое влияние субъекта на объект: “когда Б не осознает намерения А оказать на него влияние, а А способен заставить Б действовать в соответствии со своими желаниями, то мы можем сказать, что имеем дело с манипуляцией” (Д. Истон). Манипуляция может присутствовать даже тогда, когда объект вообще не знает о существовании субъекта. Аттрактивность (от англ. attractive – «привлекательный», «притягательный») предполагает умение направлять политическое развитие на основе привлекательности идей и формировать предпочтения других. К примеру, американская универсалистская поп-культура является одним из факторов геополитической мощи США. Различие между жесткой и мягкой властью хорошо иллюстрируют следующие формулы: жесткая власть – это способность заставить других делать то, чего хочешь ты, тогда как мягкая власть – это умение заставить других хотеть того же, чего хочешь ты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.006 с.) |