Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие власти и основные кратологические теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Власть» – это центральная категория политической науки. Существуют десятки определений власти, которые варьируются от метафорических образов (к примеру, «власть – это то, что может сказать «нет») до громоздких и насыщенных специальной терминологией конструкций. По образному выражению американского политолога Дж. Ная, власть, как и любовь, легче испытать, чем определить, а тем более измерить. В качестве базовых дефиниций этого сложного явления используем определения М. Вебера и Р. Даля. М. Вебер: власть – это любая возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основана. Р. Даль: власть – это способность заставить других делать то, что при других обстоятельствах они бы не сделали. Эти определения хорошо иллюстрируют сущность власти: она представляет собой асимметричное отношение господства и подчинения. Даже в самых мягких своих формах власть сохраняет эту сущностную характеристику, отличаясь тем самым от таких форм межчеловеческих отношений как дружба, партнерство или сотрудничество. По своей природе власть – это социальное явление. Ее основной функцией является упорядочение общественных отношений. Отношения власти видоизменяются вместе с развитием общества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции. Власть возникает до появления государства и политической сферы. В своей дополитической форме она выступала в качестве способа поддержания баланса внутриплеменных отношений в виде господства вождей, жрецов и других лидеров первобытных обществ. С момента образования первых государств, т.е. в течение последних 5 тыс. лет, власть приобретает политический, публичный характер. В настоящее время выделяют социальную власть – власть в общественных институтах и организациях (семье, социальных группах, корпорациях и т. д.) и политическую власть, т.е. власть в обществе. Основным институтом политической власти является государство, опосредующее силой своего принуждения все другие формы власти в обществе. Анализ власти осуществляется в политологии в рамках трех основных теоретических подходов. Представленные выше трактовки власти М. Вебера и Р. Даля являются классическим проявлением реляционистского направления в кратологии (учении о власти). Реляционизм (от лат. relatio – отношение) понимает власть как социальное отношение, позволяющее одной стороне этого взаимодействия изменить поведение другой в нужном для себя направлении. Эта традиция, которую называют веберовской, является одной из самых влиятельных в современном учении о власти. Тем не менее, крупнейший американский социолог Т. Парсонс (1902 – 1979) подвергает эту традицию критике с позиций структурно-функционального анализа. С его точки зрения, М. Вебер «теряет» социальное измерение власти. Власть есть не столько отношение между двумя или более участниками, сколько надперсональное и безличное свойство социальной системы, ее атрибут. Т. Парсонс понимал власть в качестве «обобщенного посредника» в политическом процессе, аналогом которого могут служить деньги в экономике. Теории, в которых власть объявляется имманентным свойством любых социальных систем, составляют системный подход в изучении власти. Особую группу теорий представляют собой кратологические воззрения, трактующие власть как особую сущность (субстанцию), носителем которой выступает отдельная личность и которая проявляется в виде специфической энергии, заставляющей других людей повиноваться. В рамках этого подхода, который называют субстанциональным, можно выделить биологическую, бихевиористскую и психоаналитическую концепции власти. В биологической концепции, также как и в бихевиористской, которая во многом представляет собой ее модернизацию, власть рассматривается как свойство всего живого: власть – это проявление естественной агрессивности, т.е. установки на присвоение («деревья тянутся к свету, а люди стремятся к власти» – Ф. Ницше). Ф. Ницше (1844 – 1900) утверждал, что «воля к власти» является первоначальным импульсом и основным мотивом человеческой деятельности. Эта ницшеанская идея впоследствии была подхвачена бихевиористами. Г. Лассуэлл (1902 – 1978), крупнейший представитель этого течения, писал: «Люди могут и не воспринимать свою или чужую деятельность как прямое и явное стремление к власти, а просто хотят чего-либо – выиграть схватку, сделать карьеру, приобрести авторитет, принять и осуществить решение, но за этим стоит все же стремление к власти». Психоаналитические теории рассматривают стремление к власти не столько как проявление «жизненной энергии», сколько как следствие бессознательных деструктивных импульсов садомазохистского типа, форму психологической компенсации психотравм, полученных в детстве. Используя понятие невроза, представители данного направления объясняют мотивы политического поведения чувством страха, порожденным враждебной человеку социальной средой. Такие формы социального поведения как конформизм, нонконформизм, эскейпизм (от англ. escape – «бегство»; термин, означающий бегство от реальности), также как и стремление к власти, объясняются проекцией невротических комплексов на социальную жизнь. Подводя итог обзору основных кратологических концепций, отметим, что власть остается одной из самых дискутируемых тем в политической науке. Все попытки рационально прояснить сущность власти не могут окончательно развеять ореол таинственности, который окружает это многоликое явление. По образному выражению, тайна власти – это тайна бытия человека как такового.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.005 с.) |