Идейно-теоретические основы партийной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идейно-теоретические основы партийной деятельности



В период формирования реальной многопартийности перед обществоведами вплотную встали вопросы типологии партий. Ее трудности связаны не только с различными методиками исследования, но и с реальными трансформациями российской многопартийности: в стране идут активные процессы становления все новых и новых партий, их переименования, смены лидеров, изменения политических позиций.

Только в начале ХХI вв. партийные лидеры стали принципиально подчеркивать свой либеральный (Союз правых сил) или консервативный («Единая Россия») характер.

Другим понятием в идеологической ориентации партии является т.н. «центризм». Под ним понимают сочетание положительных моментов в программах как правых, так и левых и отрицание как левого, так и правого экстремизма. Вместе с тем некоторые политические силы рассматривают центризм как оппортунизм, предательство, «политический гермафродитизм».

Так, центристами любят себя называть представители «Единой России». Реально их политические решения носят как ярко выраженный правый (консервативный), так и левый (популистский) характер.

Как представляется, определяющим в отнесении партии к тому или иному лагерю является идеология, т. е. создание проектов общественного развития.

Доктринальные позиции партии проявляются, как правило, в ее программных документах, отражающих основные идеологические предпочтения.

По определению одного из основателей партийного строительства в России В. Ленина,
!
программа — это «короткое, ясное и точное заявление всего, чего партия добивается и за что она борется»[90]. По мнению Марка Раца, политическая программа — своеобразный тетраптих: 1) ценностей; 2) оценки сегодняшней ситуации; 3) представления об идеальном будущем; 4) системы методов, средств и организации борьбы за реализацию своих планов[91].

Подобное определение сходно со структурным определением самого понятия «идеология», включающего и аксиологический, и онтологический, и праксиологический контексты.

Любая идеология выполняет две главные функции, решает две основные задачи. Прежде всего идеология в более или менее систематизированном и теоретизированном виде формулирует представления о наиболее фундаментальных интересах данного социального субъекта, о его наиболее важных и долговременных целях. Другая, не менее важная задача,— придать, по выражению К. Маркса, сформулированным идеологическим целям и ценностям характер всеобщих или общезначимых целей и ценностей. Другими словами, идеология всегда стремится скрыть, замаскировать, закамуфлировать свою привязанность к эгоистическим интересам определенной социальной группы либо доказать, что реализация данных интересов обеспечит прогресс для всего общества в целом.

XX в. характеризуется исчезновением четких, структурированных идеологий. По сравнению с учениями основоположников идеологические концепции современного мира значительно изменили свое содержание. Размываются границы между либерализмом и консерватизмом, консерватизмом и социализмом, социализмом и либерализмом.

Появляются и становятся массовыми синкретические направления идеологии —
!
социал-демократия, вобравшая элементы либерализма и социализма, национал-социа­лизм как синтез социалистических, традиционалистских и консервативных идей. Появляются терминологические модификации и классических доктрин: «неолиберализм», «неоконсерватизм», «фундаментализм»; различные новации в социалистической идеологии (неомарксизм, фрейдомарксизм и т. п.). Один из теоретиков современного коммунизма Роже Гароди в 60-х гг. ХХ в. пытался синтезировать марксизм и католицизм.

Анализ идеологических школ начнем с либеральной доктрины, исходя из наиболее раннего ее происхождения и того, что консерватизм и социализм возникли во многом как ответ на исторический вызов либерализма,
!
как критика его принципов и достижений слева и справа.

þ Первыми провозвестниками либеральных идей в России были так называемые западники, приложившие немалые усилия для разработки и реализации реформ второй половины XIX в. В начале XX в. появляются новые организационные структуры, прежде всего кадеты. После Октября 1917 г. кадетская партия сохраняет лидирующее влияние в органах власти на территории, свободной от Советов. Кадеты входят в состав правительства гетмана Скоропадского на Украине, Крымского правительства, «делового кабинета» генерала Хорвата, возглавляют так называемое Временное правительство Урала, занимают посты в органах власти при Колчаке, Деникине, Юдениче. Крах Белого движения привел к длительному перерыву в либеральной традиции в России.

Возобновление либеральной традиции становится возможным лишь в конце 80-х гг., когда возникают указанные нами предпосылки для создания реального партийно-политического плюрализма. Именно тогда зарождаются первые политические партии и организации (Демократический Союз, Конституционно-демократическая партия — Партия народной свободы, Демократическая партия России), в той или иной степени подчеркивающие свою приверженность либеральным ценностям.

Наиболее массовой организацией либералов того времени стал избирательный блок, а позднее движение «Демократическая Россия». В 1993—1998 гг. крупнейшей либеральной партией страны была партия «Демократический выбор России» (ДВР). К 1999 г. либералы России сформировали Союз правых сил (СПС), успешно выступивший на парламентских выборах.

Другой партией либерального толка, стоявшей немного левее СПС, является Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», созданная в качестве предвыборного блока еще в 1993 г. В 1990-е партия являлась одним из активных участников политического процесса, имея свою фракцию в Государственных Думах первых трех созывов (1993-2003), своих представителей в Совете Федерации, правительственных кабинетах, структурах региональной власти, на постах мэров полутора десятков городов России. Один из основателей партии Владимир Лукин избран Уполномоченным по правам человека РФ, член руководства партии Игорь Артемьев занял пост руководителя Федеральной антимонопольной службы, Алексей Арбатов — представителем России в Комиссии по проблемам оружия массового уничтожения.

Однако в новых политических условиях партия в значительной степени утратила свои позиции, дважды проиграв парламентские выборы (в 2003 и 2007 гг.) и не преодолев процентного барьера ни на одних региональных выборах. Причину этого эксперты видят в частности, в высокой амбициозности лидера партии, приведшей к уходу из состава «Яблока» таких знаковых политиков как Юрий Болдырев, Вячеслав Игрунов, Елена Мизулина, а также препятствующей солидарному блокированию «Яблока» с дружественными партиями. В июне 2008 XV съезд партии принял отставку Явлинского и избрал председателем партии Сергея Митрохина.

Поражение либеральных партий СПС и «Яблоко» на думских выборах 2003 и 2007 гг. привело к изменению партийной конфигурации. Часть либералов (представители партий СПС, «Гражданская сила», Демократической) объединились в партию «Правое дело», стоящую на позициях лояльности к политике Кремля. Другие либеральные объединения («Яблоко», незарегистрированная Партия народной свободы (ПАРНАС), коалиция «Другая Россия», Объединенное демократическое движение «Солидарность», Объединенный гражданский фронт и некоторые другие) являются радикальной оппозицией правящему реиму.

!
Консерватизм как более или менее целостное политическое мировоззрение появляется в первой половине XIX в. во многом как ответ и реакция на «либеральный вызов». Возражая принципам утилитаризма, доминировавшим в воззрениях тогдашних носителей либеральных идей, противники такого подхода искали ценности в «старом добром времени», романтизируя его. В политической сфере консерватизм реализовал себя прежде всего как апологет монархизма — овеянной вековыми традициями формы правления.

К началу XX столетия выковался тот набор консервативных ценностей, который определяет сущность данной идеологии: опора на традицию, вера в моральный порядок, отрицание революционных потрясений. Для консерватизма характерен пессимистичный взгляд на природу человека, из чего следовал умеренный элитизм[92].

В отличие от либерализма с его индивидуализмом консерваторы выступают за приоритетность национальных интересов. Основным механизмом осуществления порядка считается сильное государство, но не менее важными институтами выступают такие носители общественной морали, порядка и преемственности поколений (традиции), как церковь и семья.

Особенностью России во все времена было то, что в разные исторические эпохи консерватизм занимал разные политические позиции, а консервативная идеология выражалась не столько общественными слоями, сколько правящей верхушкой государства.

«Консерватизм,— писал в этой связи П. Б. Струве,— отвлеченно рассуждая, есть чисто формальное понятие, могущее вмещать в себя какое угодно содержание. В советской России консерватизм означал бы направление мысли, утверждающее неприкосновенность коммунистически-партийного властвования». Применительно к сегодняшнему времени можно сказать, что консерватизм выражает удовлетворенность его сторонников нынешним положением вещей.

К. Эпштайн выделяет среди консерваторов три группы: «сторонников status quo», умеренных реформаторов и реакционеров. Крайней формой консерватизма (фактически консерватизмом, доведенным до абсолютного предела) можно считать фундаментализм религиозного или национального толка.

В 1990-х гг. в России складывается такие неоконсервативные организации, как Партия российского единства и согласия (ПРЕС) Сергея Шахрая, движение «Наш дом — Россия», возглавляемое председателем правительства В. Черномырдиным и движение «Единство», объявившее своей основной целью поддержку премьер-министра (в дальнейшем — президента Российской Федерации) В. Путина.

«Единство», оправдывая свое название, прежде всего, по отношению к неоконсервативному лагерю, в течение 2000—2002 гг. сформировало партию «Единая Россия», в которую вошли движения и организации «Наш дом — Россия», «Вся Россия», «Отечество», ПРЕС и близкие им силы. Съезд новой партии определил ее роль и место как «центристской социальной партии с либеральными экономическими взглядами», «право-консервативной партии». На парламентских выборах 2003 г. «Единая Россия» уверенно победила, собрав более 37% голосов, а в 2007 г. – 64% голосов, получив в Государственной Думе (а несколько позднее и в Совете Федерации) квалифицированное большинство. Сегодня партия имеет большинство во всех региональных парламентах, в партии состоят 75 из 83 российских губернаторов, 46,3% депутатов муниципальных представительных органов по стране и 66 мэров столичных центров (84%).

Численность партии составляет 2,1 млн членов.

Председателем партии с апреля 2008 г. является глава правительства Владимир Путин, который, тем не менее, членом партии не является.

Бурный рост «партии власти» привел к появлению в ней людей самых разных идейных позиций, что заставило руководство партии в апреле 2008 г. перейти к т.н. клубной программе развития партии. Сегодня партии официально действуют 3 политических клуба:

  • Центр социально-консервативной политики, отражающий позиции левого крыла партии;
  • Либерально-консервативный клуб «4 ноября»
  • Государственно-патриотический клуб
  • Либеральный клуб (создан в марте 2010 г)

Идейная всеядность партии негативно оценивается экспертами, видящими в этом процессе прежде всего стремление к тотальному политическому монополизму. Именно этой цели, по их мнению, подчинена и последняя инициатива В.Путина по созданию Общероссийского народного фронта, в рамках которого партия намерена объединить максимально возможное число общественных ассоциаций в свою поддержку на парламентских выборах 2011 г.

По оценке Г. Явлинского, социальной базой правящего консерватизма является 10—15 % населения, «которым в нынешних условиях живется достаточно комфортно, и они готовы поддержать любое правительство и любой режим, которые не будут, что называется, «раскачивать лодку», ставя под угрозу их относительное, пусть даже во многом призрачное благополучие»[93]. Однако мощный административный ресурс, используемый партией, приводит к несравненно большим результатам электоральных акций.

Не отрицая коренные постулаты консервативной идеологии, но критикуя методы правящего режима с левых или правых позиций, группа «государственнических» («державных», «имперских», «патриотических») партий составляет следующий отряд консервативных сил.

Наиболее весомое место в этом лагере занимает Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Сегодня это старейшая партия страны[94], которая, несмотря на сохранение своего первоначального названия[95], уже с 1993 отошла от либеральной доктрины и стоит на консервативно-националистических позициях. Партия объявила себя «правоцентристской общественно-политической организацией, стоящей на бескомпромиссных патриотических позициях.., считающей своей главной задачей... защиту национальных интересов России, защиту интересов русского народа, а также прав не отделяющих свою историческую судьбу от судьбы России национальных меньшинств в инонациональных регионах»[96]. Свое влияние партия базирует, прежде всего на харизматичексой фигуре своего лидера Владимира Жириновского, участвовавшего в президентских выборах в России с 1991 года, на небольших, но постоянно присутствовавших в Государственной думе РФ и региональных ассамблеях фракциях, наконец, на восприятии ряда партийных проектов действующей властью (например, идея укрупнения субъектов РФ, ряд внешнеполитических инициатив и т.п.).

Другое течение консерватизма объединяет сторонников доктрины «консервативной революции» (новые правые).

Националистические и фундаменталистские движения в России лишь частично институированы в легальные политические движения (например, Конгресс русских общин), большинство же носят нелегальный или полулегальный характер (партия «Великая Россия», Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), Славянский союз (СС), Русские, Русское национальное единство (РНЕ), скинхеды и другие нацистские группировки, организации исламского фундаментализма, сторонники установления националистической или расистской диктатуры в стране.

Несомненно, к отряду консервативных политических сил относятся и монархические организации, созданными сегодняшней России (Всероссийский Монархический Центр Николая Лукьянова, Российский Имперский Союз-Орден Георгия Фёдорова, движение «За Веру и Отечество», Российское Монархическое общественное Движение, Российское Дворянское Собрание).

Партии, исповедующие социалистическую идеологию, имеют давние корни в истории России. Уже с 90-х гг. ХIХ в. процесс образования политических организаций социалистической ориентации в России превратился в устойчивую тенденцию. Две наиболее крупные партии этого лагеря — Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры) — были главными организаторами революции 1917 г. в России и установления общественного строя, который официально именовался социализмом. Естественно, что за 73 года своего государственного существования социализм приобрел широкое число сторонников, которые составили мощную социальную базу левых партий в России в 90-е гг.

Наиболее крупная партия этого лагеря (свыше 150 тыс. членов) — Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Ее бессменным председателем является Геннадий Зюганов.

Анализ программных документов этой партии показывает, что ее социалистическая идеология имеет во многом консервативный характер. Совсем не случайно один из лидеров сегодняшней консервативной мысли Александр Солженицын, указывая на реальный консерватизм Г. Зюганова, в одной из статей пишет, что к источникам марксизма-ленинизма относится формула «Самодержавие. Православие. Народность».

Среди аксиологических ценностей КПРФ — общегосударственная (корпоративная) собственность; плановое распределение производственных фондов и трудовых ресурсов, потребительских товаров и услуг, безналичность расчетов, плановое ценообразование и планируемый фонд заработной платы, силовые структуры как гарант порядка. Преобладающе консервативный характер политики руководства КПРФ заставляет достаточно большую группу сторонников коммунистической идеологии дистанцироваться от него и формировать собственные партийные структуры, что, в частности, привело к ее расколу летом 2004 г. и образованию самостоятельной партии Патриоты России (лидер Геннадий Семигин). «Патриоты России» декларируют себя как умеренно левую народно-патриотическую партию. Она активно выступала на региональных выборах в 2006-2011 гг., но смогла провести своих кандидатов через процентный барьер и создала фракции только в шести региональных парламентах и нескольких городских представительных органах.

Оттеснить КПРФ с поля социально-ориентированного электората с правых позиций пытается партия «Справедливая Россия», о социал-демократическом характере которой неоднократно заявлял ее лидер Сергей Миронов. Партия была создана 28 октября 2006 года в результате объединения ряда партий: «Родина», Жизни, Пенсионеров, «Развитие предпринимательства», Конституционных демократов, Социалистическая единая (СЕПР), Народная, Экологическая партия «Зелёные». С.Миронов в течение почти десяти лет возглавлял верхнюю палату российского парламента, членами партии являются 6 сенаторов, партия имеет фракцию в Государственной думе (ее руководитель Николай Левичев в апреля 2011 г. также сменивший Миронова на посту председателя партии) и в 12 региональных представительных органах.

Умеренная оппозиционность «Справедливой России», к тому же заключившей в феврале 2010 года политическое соглашение с партией «Единая Россия» о коалиционных действиях, заставляет экспертов оценивать ее как несамостотельную, «партию-спойлера»[97], созданную по заказу Кремля лишь для отбирания голосов у партий левого лагеря. В то же время в рядах партии кроме соглашательской ее части набирает авторитет и активная оппозиция, представленная прежде всего депутатами Государственной Думы Оксаной Дмитриевой, Еленой Мизулиной и Геннадием Гудковым. Смещение Миронова с поста спикера Совета Федерации повлияло на рост и его оппозиционности.

Подводя итоги рассмотрению идейно-политических позиций современных российских партий, мы можем констатировать, что идеологическая дихотомия конца 80 — начала 90-х гг. («коммунисты» и «демократы») весьма изменилась. С политической арены ушли или маргинализировались многие радикальные партии и течения как правого, так и левого толка, выросло число системных партий. Вместе с тем демократические параметры общества требуют организации возможности различных социальных групп реализовывать свои политические интересы через партийную деятельность.

10.5. Законодательные рамки деятельности
российских партий

В 1990-е годы отсутствие общефедерального законодательства, определяющего критерии организаций, имеющих право на участие в электоральных процессах, приводило к появлению квазипартий (как, например, Партия любителей пива, Партия любви, Союз автолюбителей и т. п.), которые не выражали интересы сколько-нибудь значимой группы населения, были ориентированы исключительно на личные амбиции своих лидеров, не имели опыта созидательной политической деятельности. Кроме того, практически отсутствовал механизм ответственности подобных образований перед избирателями, отдавшими им свои голоса. Между тем показатели их участия в электоральных процессах постоянно росли.

Ситуация была сбалансирована принятием в 2001 г. федерального закона «О политических партиях». В 2004 г. в него были внесены важные поправки.

Закон дает зарегистрированным политическим партиям очень важные политические права: исключительное право на выдвижение кандидатов на выборные посты в государственной службе и в органах местного самоуправления.

Одновременно государство задает ряд параметров для признания созданной организации политической партией.
!
Прежде всего, это закрепленное в уставе положение о политическом характере деятельности. Таким образом, из сферы политических процессов выведены профсоюзные, конфессиональные, корпоративные и общественные организации. Законодательство устанавливает численные параметры, предлагая в качестве минимальной численности для общефедеральной партии 40 тыс. членов, при условии существования отделений партии в не менее половины субъектов Российской Федерации, причем не менее половины региональных организаций должны иметь численность не менее 400 членов партии, а в остальных должны состоять не менее 150 человек.[98]

Закон подчеркивает обязанность партий создавать свои организации только по территориальному (а не по производственному, как было в КПСС) признаку, специально оговаривая невозможность создания партийных организаций в органах государственной власти, местного самоуправления и в силовых структурах. Исключение составляют законодательные (представительные) органы власти и местного самоуправления.

Партии может быть отказано в регистрации, если в ее уставе присутствуют призывы к насильственному свержению государственной власти, к разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также если она имеет военизированные формирования.

Подчеркивая принципы добровольности, равноправия, самоуправления и гласности в политических партиях, законодательство дает лишь несколько ограничений на членство в партиях[99]: минимальный возраст 18 лет и иностранное гражданство. Иностранным организациям и гражданам также запрещено оказывать партиям финансовую поддержку. В 2004 г. членам правительства разрешили занимать руководящие посты в политических партиях и этим правом, в частности, воспользовались премьер-министр В.Путин и министр С.Шойгу.

Финансирование партий разрешается из вступительных и членских взносов, пожертвований, доходов от мероприятий и иной предпринимательской деятельности партии (например, издания газет), а также из государственного бюджета.

Последний источник требует пояснения. В целях компенсации своих избирательных расходов партии получают дотации из государственного бюджета в тех случаях, если федеральный список партии в Государственную думу или кандидат партии на пост президента Российской Федерацииполучили не менее 3 % голосов. В этом случае компенсация выплачивается из расчета двадцати рублей за 1 полученный голос: по итогам выборов в Думу ежегодно, а по итогам выборов президента — единовременно.

Закон предусматривает и случаи приостановления деятельности или ликвидации партии. Такие меры возможны в случае нарушений тех или иных положений закона либо в том случае, если партия в течение пяти лет подряд не принимала участия в выборах, т. е. не реализовывала свою основную функцию.

Многие положения данного закона вызывают серьезную дискуссию между политиками. В частности, критике подвергаются ужесточение требований к регистрации и увеличение минимальной численности, что сужает возможность возникновения и легитимации так называемых миноритарных партий.

Резюме

1. Партии являются объединениями идейных единомышленников, ставящих своей задачей получение политической власти.

2. Партии, отражая ту или иную идеологию, стремятся не только объяснить мир, но и переустроить его исходя из своих идейно-ценностных приоритетов.

3. Любая партийная идеология изначально социально и политически ограничена, но всегда стремится объявить себя всеобщей и универсальной.

4. Партии являются имманентным атрибутом современного демократического общества, обеспечивающим политико-идеологическую конкуренцию различных социальных страт.

Вопросы и задания

1. В чем особенность партий в сравнении с другими добровольными объединениями граждан?

2. Какие идеологические доктрины партийной деятельности вы знаете?

3. Какие исключительные (в сравнении с другими объединениями граждан) права имеют политические партии в Российской Федерации?

4. Какова должна быть минимальная численность партии для ее регистрации?

5. Какое минимальное количество региональных отделений должна иметь зарегистрированная политическая партия?

6. По каким причинам партия может быть ликвидирована?

7. Кто имеет право участвовать в финансировании партийной деятельности?

8. Что означает понятие «радикальный»?

9. Какие партии представляют в современной России либеральные ценности?

10. Какая модель социалистической идеологии кажется вам наиболее популярной в России?

11. Объясните, что означает «социальная база партии».

12. Подумайте, почему авторитет современных политических партий в России невелик?

13. Как вы считаете, нужны ли нашей стране политические партии.

Библиографический список

1. Белявский, Ю.А. Идеологии политических партий в современной России / Ю. А. Белявский// Социология власти. - 2011. - № 1. - С. 68-74.

2. Буюк, Т.Р. Становление системы с доминирующей партией в современной России / Т. Р. Буюк // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2009. - № 4. - С. 213-215.

  1. Васильев, Л.С. Становление политических партий и партии "нового типа" / Л. С. Васильев // Обществ. науки и современность. - 2010. - № 2. - С. 114-125.
  2. Исмаилов, Р.Р. Правовые основы взаимодействия политических партий, государственной власти и общества / Р. Р. Исмаилов// Социология власти. - 2009. - № 6. - С. 194-198.
  3. Князева, М. Политологический анализ роли российских политических партий в современных условиях / М. Князева// Власть. - 2010. - № 7. - С. 31-34.
  4. Макаркин, А. Партийная система современной России и начало кризиса / А. Макаркин// Неприкоснов. запас: дебаты о политике и культуре. - 2009. - № 1. - С. 125-136.
  5. Степанченко, В. Вектор трансформации политической системы России: феномен малопартийности / В. Степанченко// Власть. - 2009. - № 9. - С. 21-23.
  6. Устинкин, С. Оценка влияния политических партий на процесс принятия решений в Государственной Думе Росийской Федерации I-V созывов / С. Устинкин, С. Царевский// Власть. - 2010. - № 8. - С. 106-109.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы закончили знакомиться с текстом пособия и имеете некоторое представление о том, что представляет собой современная политическая система Российской Федерации.

Несмотря на то, что настоящее учебное пособие является интегрированным и наиболее полным обучающим изданием, основной учебной книгой по дисциплине, нужно понимать, что политика – явлением динамичное, постоянно меняющееся и ее изучение требует постоянного пополнения информации, обращения к специальной литературе, мониторинг текущих политических событий.

Целью пособия является не только расширение объема теоретических знаний, полученных студентами при изучении политологии, социологии, экономики, права и даже не столько знакомство со спецификой проявления основных политических закономерностей в современных российских условиях, сколько формирование системного подхода к изучению всей совокупности социально-политических, политико-правовых, политико-экономических реалий российской действительности. Надеемся, что данная цель была в основном достигнута.

Находиться в какой-либо системе, в том числе и политической, и не понимать механизмы ее функционирования, не знать закономерностей ее развития невозможно. Государственные служащие — важная часть политической системы, и они обязаны знать ее устройство. Только понимание закономерностей политических процессов делает человека свободным организатором общества, в котором он живет.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.99 (0.061 с.)