Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества: сущность, структура, функции, типология. Полит. стабильность и полит. риск.

Поиск

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и социальных норм совокупность институтов (гос органов, партий, движений, общ организаций), в рамках которой проходит полит жизнь общества и осуществляется полит власть. Понятие ПС показывает, как регулируются полит процессы, формируется и функционирует полит власть. Структура ПС: В составе ПС функционируют крупные подсистемы:
Институциональная подсистема включает полит институты, формы полит правления (республика, монархия), полит режимы (демокр, тоталитар, авторитарный), органы законодат, исполн. и судебной власти, партии и движения, общ организации, избирательную систему. Создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и границы функционирования полит системы.
Регулирующая подсистема регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой являются политико-правовые нормы, нац обычаи и традиции, полит взгляды, убеждения, принципы.
Коммуникативная подсистема представляет управление обществом. Субъекты- полит институты и организации, полит лидеры, полит элита, граждане, отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды по созданию и развитию общ-полит институтов, политико-правовых норм, полит отношений и всей полит системы. Власть характеризует процесс функционирования политической системы.

Функции ПС:1) полит системой устанавливаются формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные; 2) управление сферами жизнедеятельности людей в интересах групп или большинства населения (ПС включает постановку целей, задач, путей развития общества, программ деятельности полит институтов); 3) мобилизация средств и ресурсов для достижения целей и задач (организаторская работа); 5) удовлетворение интересов субъектов полит отношений путем распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с идеалами общества (в сфере распределения сталкиваются интересы общностей людей); 6) интеграция общества, создание условий для взаимодействия элементов структуры (объединяя полит силы, ПС сглаживает, снимает противоречия, преодолевает конфликты); 7) полит социализация (формирует полит сознание индивида, включает его в работу полит механизмов, обучает новых членов для полит участия); 8) легитимация полит власти (достижение высокой степени соответствия полит жизни официальным правовым нормам).
По характеру полит режима - бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.
Черты ПС демократического типа: правление большинства; свобода критики и оппозиции правительству; защита меньшинства и, лояльность полит сообществу; право народа на участие в решении гос дел;уважение и охрана права человека.
Черты авторитарной ПС: использование сильных, жестких средств решения проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;ограничение полит свобод граждан, подавление оппозиции; централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; сосредоточение функций управления в одном лице или узком социальном слое.
Ч ерты тоталитарной ПС: отрицание или ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля гос-ва над всеми сторонами жизни стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью; ломка всесильным полит механизмом автономии всех общ отношений;ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от гос власти в решении всех проблем.

Типы политических систем:1. Марксистско-ленинская концепция: Рабовладельческая; Феодальная; Капиталистическая; Социалистическая
2.Типы по полит режимам: Демократический; Авторитарный; Тоталитарный.
3.Типы по полит культуре: Англо–американский; Европейско–континентальный; Доиндустриальный.
4.Типы по способу управления обществом: Административный; Командный; Соревновательный.
5 Типы по степени полит изменений:- традиционная - модернизированная. Бывают открытые и закрытые политические системы.

Политическая стабильность - устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя структуру и способность контролировать процесс общественных перемен. Термин ПСт используется для анализа изменений полит системы, поисков оптимальных механизмов ее функционирования. ПС -результат постоянного процесса обновления внутри системы, способность субъектов соц-эконом и полит жизни противостоять дезорганизующим систему действиям и нейтрализовать их.

ПСт достигается двумя способами: диктатурой или развитием демократии. Стабильность, достигаемая путем насилия, подавления, репрессий исторически недолговечна, достигается “сверху” без участия народа и оппозиции. Иное дело стабильность на основе демократии, социальной базе, развитом гражд обществе. Различают абсолютную, статическую и динамическую политическую стабильность.
Абсолютная (полная) стабильность полит систем не имеет реальности -предполагает полную неподвижность полит системы, изоляцию от воздействий извне. Возможна при высоком уровне благосостояния, огромной силе традиций, нивелировке неравенства.
Статическая стабильность характеризуется созданием и сохранением неподвижности, постоянства структур, связей, отношений, покоится на незыблемости общ устоев, замедленном темпе развития, консервативной идеологии. Жизнеспособность ее ограничена, усовершенствовать состояние -путем проведения активной внешней (милитаризацией, экспансией, агрессией) и внутренней политики, но в результате происходит разрушение полит системы и трансформация закрытого общества в подвижное социальное образование, способное меняться.

Динамические системы имеют степень устойчивости, стабильности для самосохранение, готовы для изменений в условиях демократии, режим самокорректировки полит системы. Субъекты ПСт- государство и полит ячейки общества.

Два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную,
Мобилизационная стабильность
возникает в общественных структурах, где развитие инициируется “сверху”, общество мобилизуется для реализации цели на определенный срок - функционирует как следствие кризисов, конфликтов, гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. Главетствует интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих ответственность обеспечить прорыв общества. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Тип недолговечен. Недовольство масс политикой элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество. Противоречие между властью и обществом является причиной нестабильности общества.
Факторы нестабильности - борьба за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостности гос-ва, преобладание в гос политике корпоративных интересов элит, наличие межрегиональных противоречий, внешнеполитический авантюризм, изменение полит режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящим режимом, активизация оппозиционных сил.

Методы для обеспечения полит стабильности: социально-полит маневрирование, ослабление противодействия “ущемленной” части общества (сепаратные сделки, временные полит блоки, провозглашение популистских лозунгов, чтоб отвлечь общ внимание); политическое манипулирование - массированное воздействие СМИ в целях формирования общественного мнения нужной направленности; применение силы.
Термин “политический риск”- в прогнозировании полит стабильности вероятность ограничений в реализации событий и их нежелательных последствий, связанных с потерями, ущербом. Классификация полит риска проводится на основе действий правительственных структур в ходе проведения политики, сил, находящихся вне контроля правительства. Полит риск делится на экстралегальный и легально-правительственный. Экстралегальный риск означает событие, источник которого находится вне легитимных структур страны -терроризм, саботаж, военный переворот, революция. Легально-правительственный риск - следствие полит процесса - демократические выборы нового правительства и изменение законодательства о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.01 с.)