Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как общественное явление: сущность, структура, направления и категории.

Поиск

Политика как общественное явление: сущность, структура, направления и категории.

Политика - это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), отношения между государствами на международной арене (внешняя политика). Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает влияние на экономику и другие сферы общества.
Термин "политика" в науке ввел греческий философ Аристотель в IV в. до н.э. как искусство управления государством.
Политика связана с властью и государством. Власть- главный инструмент политики и основной объект политической борьбы.
Характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Политика связана с организованной деятельностью людей, функционированием гос. и политических институтов, с взаимоотношениями между участниками общественной жизни.

Политика формируется в политической сфере общества, перерастает ее рамки и пронизывает все области жизни.
• политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам общества.
• у политики регулирующая функция - присутствует во всех общественных сферах -экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.
Политической может стать любая проблема в общественной сфере. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с политизацией- усилением влияния на другие сферы жизни. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы. Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике.
Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.
Политическая система оказывает воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им.

Развитие политических идей в Древнем Востоке.

Первые классовые государства возникли в странах Древнего Востока в 4 тысячелетии до н.э. и родились первые политические идеи, связанные с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей. Политическое знание существовало в форме политической философии.
Одними из первых полит. доктрин являются взгляды древнекитайского мыслителя Конфуция (V-IV вв. до н.э.) и представителей школы легистов. Со времен спора легистов и Конфуция в Китае сложились два принципа правления: правление закона и правление людей. Они были едины по вопросу о приоритете общества над отдельным индивидом. По Конфуцию, каждый член общества с рождения и до кончины должен в жизни руководствоваться этикетом. Для него ритуал «ли» является организующим началом и основой государства. «Когда утрачен ритуал, - говорил Конфуций, - то наступает беспорядок» Он разработал концепцию идеального человека -Благородного мужа, у которого во взаимоотношениях между людьми должна быть собственная моральная требовательность. Он сформулировал закон идеальных отношений между людьми: «Чего не желаешь себе, того не делай другим», предложил концепцию гуманного управления государством на основе законов нравственности. Правитель всегда должен быть бескомпромиссным, заботиться о людях и их благе, должен знать, что люди ненавидят бедность. Государство – это средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Опорой государства должен быть не закон, а мудрость и добродетель правителя.

В Древнем Китае существовала и другая концепция - Легисты (школа законников) считали человека завистливым, склонным к взаимной вражде, отсюда предназначение государства и законов они видели в ужесточении нравов, в жестокости правовой системы, в воле императора. Легистам была чужда мысль о защите прав и свобод членов общества по закону. У них закон выступал как запрет, за нарушение- жестокое наказание. Считалось необходимым скрывать от подданных тайны управления, что открывало возможности для произвола.

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине и других странах Востока. Основную массу населения составляли крестьяне. Привилегированное положение в обществе занимали рабовладельцы. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая в рамках обычаев. Политическая мысль развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения. С мифами связаны традиции обожествления власти. Цари, жрецы, судьи считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

Правовые запреты были религиозными заповедями и моральными предписаниями- в законах царя Хаммурапи, в Талмуде, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические учения еще не сформировались в самостоятельную сферу общественного сознания, были прикладными, не отделялись от морали. Гос.власть отождествлялась с властью царя или императора - восточная деспотия. Искусство управления сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера.

Религиозные учения созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии)- освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть верхушки. Народу внушали страх перед божественной властью государя, прививали смирение и покорность. Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали религиозные догмы, выступали против гнета и произвола, требовали справедливости. Правящие круги были вынуждены учитывать в идеологии их требования. Призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала используется в политической идеологии до сих пор.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Преемственность политико-правовой мысли сохранилась лишь в Индии и Китае.

Политическая мысль ХХ века.

В 20в. политология как наука стала самостоятельной, устойчивой, перестала быть делом отдельных мыслителей. В начале ХХ в создана Американская ассоциация политической науки, в Европе – с середины века появляются институты полит.исследований.В 1949 г. при ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. В 1960-е годы в СССР создана Ассоциация политических наук, но в вузах политология не преподавалась. Отечественная политология развивалась в рамках истории, теории государства и права, философии, «научного коммунизма». В перестройку политологию признали как самостоятельную науку и предмет.

Современная политическая наука сложна и многогранна, в ней различные теоретико-методологические направления и научные школы.

Первым направлением стало направление «политической теории». Политологи убеждены, рассматривать политику, полит. структуры нужно с осмысления принципов, с уточнения смысла, сущности понятий: демократия, справедливость, свобода, равенство, ответственность, суверенитет. Это направление называют нормативным, его главной задачей является описание и объяснение нормативных, идеальных принципов устройства общества и политической сферы. Дж. Роулз в книге стремится объяснить, что такое справедливость как идеал, будет ли социально-политическое устройство соответствовать принципам справедливости, может ли быть стабильным и эффективным.

Чикагская школа (1930-е годы) разработала новые методы познания политики, применила междисциплинарный подход к политике с применением эмпирических методов. Было проведено пёрвое в истории политической науки исследование электоральных предпочтений американцев, проведен первый эксперимент по выявлению воздействия на исход голосования агитации. Представители школы разработали программы эмпирических исследований политического поведения, политических процессов, перешли от рассуждений к исследованию реальных политических явлений. Бихевиоризм(поведение)- направление в политологии утверждает: а) политика как объективная реальность существует благодаря многообразным, взаимосвязанным взаимодействиям людей; политические институты, структуры существуют благодаря взаимодействиям людей; б) чтобы понять политику, надо изучать поведение людей не только теоретическими, но и эмпирическими методами, чтобы получить объективное знание. Во 2 половине ХХ в. возникают теории обмена и политического рынка, политической психологии, коммуникативного действия, политической идентификации. Популярны концепции «рационального выбора».Они объясняют поведение человека: а) все люди ставят определенные цели по личным интересам б) человек владеет информацией оразных средствах достижения цели; в) человек выбирает оптимальные пути достижения цели, стремится к минимизации издержек, к максимальной выгоде. Человек действует рационально, отдает отчет в действиях. Развитие компьютерных технологий позволяет использовать для изучения политических процессов методики многомерного статистического анализа, математического моделирования.

В школе «системно-функционального анализа» социолог Парсонс создал новую теорию -объясняет взаимосвязи между обществом и политикой, между культурой и институтами, между личностью и обществом. К 80-м годам ХХ в. стали очевидными недостатки бихевиоризма и системно-функционального подхода. Первый сводил политику к индивидуальному поведению, второй создавал абстрактные схемы, которые не проверялись фактами. Складывается новый теоретико-методологический подход - «нeoинcтитуционализм»- необходимо изучать не только индивида, но и институты, политические нормы, ценности, чтобы понять и объяснить важные стороны поведения людей. В мировой политологии растет интерес к методам феноменологии, герменевтики, семантики- к методам, которые объясняют явления социальной и политической жизни, определяют смысл и значение. Тоффлер- американский социолог и футуролог, автор идеологии «сверхин­дустриальной революции», пришел к выводу, что в современном мире смысление инно­ваций затруднено, человечеству необходимо изменить традиционное ми­ровоззрение, приспособить его к скорости и содер­жанию потока реформ постиндустриаль­ного общества. Кроме информационного бума Тоффлер приходит к выводу, что знание превращает­ся в эффективный источник политического и социального могущества.

 

 

Избирательные системы.

Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос. представительных органов власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, конституции страны.

Типы избирательных систем. Существуют два типа: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная система имеет в своей основе принцип абсолютного большинства(50% +1 голос и более), при котором избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.(США, Канаде, Англии, Новой Зеландии). Данная система часто нерезультативна, так как нередко ни один кандидат не получает абсолютного большинства голосов. Во второй тур голосования проходят только двое из ранее баллотировавшихся кандидатов, которые набрали больше голосов, чем все остальные.

Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам, т.е. избиратели голосуют не за определенного кандидата, а за партию или политическую программу. Пропорциональная система имеет достоинства и недостатки. Существуют два вида пропорционал систем:

1.пропорциональная система на общегос.уровне- избиратели голосуют за полит партии в масштабах всей страны,изб. округа не выделяются; 2.система, основывающаяся на многомандатных округах- депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в изб округах.

Смешанные избирательные системы строятся на основе сочетания элементов мажоритарной и пропорциональной систем, цель: соединить положительные стороны той и другой. Выделяются параллельные смешанные и связанные смешанные. В параллельных смешанных системах часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая часть депутатских мест распределяется по системе пропорционального представительства политических партий. В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах, а часть - в одномандатных округах

Политические технологии.

Политические Технологии - область деятельности политиков, связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение способов манипуляции общественным мнением. Технологии - это процесс при­менения техник, направленных на достижение конкретной цели субъектом и на результат деятельности. ПТ упорядочивают средства достижения цели, закрепляют очередность действий, выработку алгоритмов поведения. Формирование технологий выстраивается по цепочке «анализ - диагностирование и оценка ситуации - прогнозно-проектные операции — выработка целей — определение последовательности действий — формулировка рекомендаций».

Избирательные технологии - комплекс мер по привлечению на сторону кандидата или политической партии наибольшего количества голосов избирателей, вырабатывает стратегию и тактику избирательной кампании, создает имидж кандидата, планирует и прогнозирует ход предвыбор. кампании. Потребность в формировании ПТ проявляется при проведении выборов, принятии решений, урегулировании конфликтов.

Причины появления политических технологий:

■ необходимость эффективного способа реализации практических целей, при­менения власти и осуществления управления;

■ снижение непредсказуемости и неопределенности ситуации при перераспределении гос.ресурсов, регулирования кризисных обстоятельств;

■ потребность в применении экономичных и ресурсосберегающих способов управления гос. (корпоративным) иму­ществом, кадрами;

■ необходимость придания устойчивости взаимоотношениям уча­стников политического процесса для достижения общей цели;

■ возможность определения критических, порого­вых значений политического процесса для качественного управления ситуацией.

Характерные черты политических технологий

ПТ могут действовать в режиме полного цикла процесса и быть связаны с его отдельным этапом, распространяются на всю власть и управление. Они включа­ются в легальные процессы, так и в нелегальные с использованием приемов, запрещенных законом (технологии подрывных акций, терроризма, манипулиро­вания общественным мнением). Технологии ограничены по месту и времени их применения.

Структура политических технологий: специфиче­ские (техно­логические) знания;конкретные приемы и методики действий; технико-ресурсные компоненты. Со­держание технологии формируется на основе позиций того, ктоотражает событие (эксперт, аналитик);задает цели решения проблемы (заказ­чик),действует на стадии решения задачи (исполнитель).

Технология занимается политическим проектированием (прогнозированием, планированием и программиро­ванием) и организацией практической деятельности институтов влас­ти. Поэтому ценностью для технологий является не знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а умение, навыки свершения действий и достижения целей.

Типы политических технологий: уни­версальные и типические.

Функциональные- распространены, предполагают рационализацию и алгоритм ролевых нагрузок субъектов управления и власти (принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров) и направ­лены на управление и контроль за процессами.

Инструменталь­ные технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию деятельности, а сами имеют иные цели.

В области применения различают предметные технологии (электоральных техниках лоббирования, ком­пьютерных и информационных технологиях, переговорных процессах в дипломатической или военной сфере).

Уровневые технологии: глобальные - решение общемировых проблем (охрана природы, поддержани­е международной безопасности);

континентально-региональные - решению проблем в каком-либо регионе мира;

национально-госу­дарственные -процесс осуществления власти в масштабах одной страны;

корпоративные - властно-управленческие отношения в организации,

локальные - специфика деятельности отно­шений субъектов в ограниченных точках политического пространства, межличностные.

По продолжительности использования: стратегические, тактические, цик­лические, спорадические, применяемые единовременно.

С целью расширить круг субъек­тов: тиражируемые -на повсеместное применении. уникальные - в определенных условиях.

В зависимости от условий деятельности: жесткие и мягкие.

Жесткие обеспечивают правовой порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти.

Мягкие - осуществляют гибкую адаптацию целей и ресур­сов к изменяющимся условиям.

Нормативные - это способы деятельности строго по за­конам, нормам, традициям или обычаям.

Девиантные техноло­гии противоположны им, отклоняются от стандартных способов деятельности. К ним относятся противоречащие закону и нормам морали «серые» и «черные» технологии -«слив ком­промата», шантаж, утечка информации, клевета, террор, заговор, путч.

Явные проявляются в формах диалога власти с общественностью, имеют публич­ный характер власти, но часто имеют демонстрационный, «показной» харак­тер и создают образ активной и эффективной власти, но связь с процессом выработки ре­шений у них слабая или отсутствует.

Теневые применяются для распределения гос.ресурсов, отличаются слабым уровнем технологичности, спонтанные, ситуационные.

Одни технологии могут устаревать, утра­чивать эффективность; другие - со­вершенствоваться, увеличивать «управленческие» способности.

Политика как общественное явление: сущность, структура, направления и категории.

Политика - это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), отношения между государствами на международной арене (внешняя политика). Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает влияние на экономику и другие сферы общества.
Термин "политика" в науке ввел греческий философ Аристотель в IV в. до н.э. как искусство управления государством.
Политика связана с властью и государством. Власть- главный инструмент политики и основной объект политической борьбы.
Характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Политика связана с организованной деятельностью людей, функционированием гос. и политических институтов, с взаимоотношениями между участниками общественной жизни.

Политика формируется в политической сфере общества, перерастает ее рамки и пронизывает все области жизни.
• политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам общества.
• у политики регулирующая функция - присутствует во всех общественных сферах -экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.
Политической может стать любая проблема в общественной сфере. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с политизацией- усилением влияния на другие сферы жизни. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы. Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике.
Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.
Политическая система оказывает воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.013 с.)