Марксистское учение об обществе и политике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистское учение об обществе и политике.



В 30-е и 40-е годы XIX в. социалистами называли себя ученики Фурье и Сен-Симона, а коммунистами – последователи Бабефа. В 70 - 80-е годы Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим. К.Маркс выдвигал идею о влиянии способа производства на государство и политику, абсолютизировал классовую природу политических отношений. Государство - продукт отчуждения труда, результат господства частной собственности. В основе марксизма представление о временности бюрократии, подлежащей немедленному устранению после завоевания пролетариатом политической власти в ходе социалистической революции. На смену буржуазной демократии должна прийти демократия пролетарская. Полное народовластие и развитие самоуправления должно привести к постепенному отмиранию государства и политики. Основоположники марксизма рассматривали общество как эксплуататорское, несправедливое, провозгласили неизбежность гибели существующего общественного строя и замену его новым коммунистическим, основанном на общественной собственности на средства производства и бестоварной экономике. Смена будет осуществлена в виде пролетарской революции. Пролетариат, или класс наемных рабочих, был объявлен самым революционным, сознательным классом, могильщиком капитализма и создателем коммунистического общества. Возглавить борьбу пролетариата должна была коммунистическая партия. Пролетариат во главе с партией должен был захватить политическую власть, установить диктатуру, экспроприировать экспроприаторов и создать новые общественные отношения.

Надежды Маркса и Энгельса на успешную пролетарскую революцию не оправдались в 19в, в 70 – 80-е годы в результате экономического развития, забастовочной борьбы и деятельности профсоюзов повысился жизненный уровень наемных рабочих, завоеваны демократические права и свободы. В этих условиях в рамках марксизма возникло течение- ревизионизм и реформизм, давшее начало социал-демократии, которое отказалось от идеи насильственной революции и диктатуры пролетариата.
Ортодоксальное марксистское течение, ориентировавшееся на пролетарскую революцию, с конца ХIХ в. развивалось в рамках российского рабочего движения, а в начале ХХ в. – в рамках большевизма, идеологом и руководителем которого был В.И. Ленин. Ленинизм базировался на положениях марксизма, по ряду вопросов он внес коррективы. Маркс и Энгельс считали, что пролетарская революция должна победить в высокоразвитых странах, где полностью созрели экономические предпосылки, Ленин сделал вывод, что революция может победить в одной стране, не самой развитой, где остры социальные противоречия и где легче взять власть. В ленинизме разработаны технология завоевания и осуществления власти в условиях диктатуры пролетариата. Ленин с 1921г.был вынужден внести коррективы в экономическую политику, разрешив товарно-денежные отношения и частную собственность, но сохранив тоталитарный политический режим, основанный на уничтожении и подавлении всякой оппозиции. Сталин вернул принципы жестко централизованной административно-командной экономики. В области политики сталинизм стал воплощением марксистской идеи диктатуры пролетариата, для которой характерны подавление не только оппозиции, но и любого инакомыслия, применение массовых репрессий. Сталин внес в теорию диктатуры пролетариата свой вклад – идею об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма, явившуюся теоретическим обоснованием массовых репрессий.
В 1919 г. коммунистические и социал-демократические партии размежевались. Коммунистические партии, признававшие диктатуру пролетариата, объединились в Коммунистический Интернационал. В 50-х – начале 60-х годов руководители СССР попытались либерализовать политический режим в стране, не затрагивая его основ - монополии Коммунистической партии. В 50-х годах руководители Югославии предприняли попытку создать «рыночный социализм». В 1968г. коммунистические лидеры Чехословакии попытались провести демократические реформы в рамках концепции «социализма с человеческим лицом». В 1970-е годы в ряде компартий Западной Европы оформляется концепция еврокоммунизма с попыткой соединить верность социализму со смешанной экономикой, многопартийной системой, неидеологическим государством. Все попытки реформ коммунистической системы и идеологии не смогли предотвратить их кризиса.
После неудавшегося гос. переворота 19-21 августа 1991г. господство КПСС и коммунистической идеологии было ликвидировано. Началась декоммунизация России. В 1989 – 1990гг. прекратили существование коммунистические режимы в Восточной Европе.

Политическая мысль ХХ века.

В 20в. политология как наука стала самостоятельной, устойчивой, перестала быть делом отдельных мыслителей. В начале ХХ в создана Американская ассоциация политической науки, в Европе – с середины века появляются институты полит.исследований.В 1949 г. при ЮНЕСКО создана Международная ассоциация политической науки. В 1960-е годы в СССР создана Ассоциация политических наук, но в вузах политология не преподавалась. Отечественная политология развивалась в рамках истории, теории государства и права, философии, «научного коммунизма». В перестройку политологию признали как самостоятельную науку и предмет.

Современная политическая наука сложна и многогранна, в ней различные теоретико-методологические направления и научные школы.

Первым направлением стало направление «политической теории». Политологи убеждены, рассматривать политику, полит. структуры нужно с осмысления принципов, с уточнения смысла, сущности понятий: демократия, справедливость, свобода, равенство, ответственность, суверенитет. Это направление называют нормативным, его главной задачей является описание и объяснение нормативных, идеальных принципов устройства общества и политической сферы. Дж. Роулз в книге стремится объяснить, что такое справедливость как идеал, будет ли социально-политическое устройство соответствовать принципам справедливости, может ли быть стабильным и эффективным.

Чикагская школа (1930-е годы) разработала новые методы познания политики, применила междисциплинарный подход к политике с применением эмпирических методов. Было проведено пёрвое в истории политической науки исследование электоральных предпочтений американцев, проведен первый эксперимент по выявлению воздействия на исход голосования агитации. Представители школы разработали программы эмпирических исследований политического поведения, политических процессов, перешли от рассуждений к исследованию реальных политических явлений. Бихевиоризм(поведение)- направление в политологии утверждает: а) политика как объективная реальность существует благодаря многообразным, взаимосвязанным взаимодействиям людей; политические институты, структуры существуют благодаря взаимодействиям людей; б) чтобы понять политику, надо изучать поведение людей не только теоретическими, но и эмпирическими методами, чтобы получить объективное знание. Во 2 половине ХХ в. возникают теории обмена и политического рынка, политической психологии, коммуникативного действия, политической идентификации. Популярны концепции «рационального выбора».Они объясняют поведение человека: а) все люди ставят определенные цели по личным интересам б) человек владеет информацией оразных средствах достижения цели; в) человек выбирает оптимальные пути достижения цели, стремится к минимизации издержек, к максимальной выгоде. Человек действует рационально, отдает отчет в действиях. Развитие компьютерных технологий позволяет использовать для изучения политических процессов методики многомерного статистического анализа, математического моделирования.

В школе «системно-функционального анализа» социолог Парсонс создал новую теорию -объясняет взаимосвязи между обществом и политикой, между культурой и институтами, между личностью и обществом. К 80-м годам ХХ в. стали очевидными недостатки бихевиоризма и системно-функционального подхода. Первый сводил политику к индивидуальному поведению, второй создавал абстрактные схемы, которые не проверялись фактами. Складывается новый теоретико-методологический подход - «нeoинcтитуционализм»- необходимо изучать не только индивида, но и институты, политические нормы, ценности, чтобы понять и объяснить важные стороны поведения людей. В мировой политологии растет интерес к методам феноменологии, герменевтики, семантики- к методам, которые объясняют явления социальной и политической жизни, определяют смысл и значение. Тоффлер- американский социолог и футуролог, автор идеологии «сверхин­дустриальной революции», пришел к выводу, что в современном мире смысление инно­ваций затруднено, человечеству необходимо изменить традиционное ми­ровоззрение, приспособить его к скорости и содер­жанию потока реформ постиндустриаль­ного общества. Кроме информационного бума Тоффлер приходит к выводу, что знание превращает­ся в эффективный источник политического и социального могущества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.005 с.)