Политическая деятельность и политическое участие. Политическое поведение и его типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая деятельность и политическое участие. Политическое поведение и его типы.



Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.
Характерные черты политической деятельности: концентрация усилий на общих проблемах, потребностях социальной целостности;
рассмотрение государства, его институтов как основного средства решения проблем; использование власти как гл. средства достижения целей.
Состояния политической деятельности:
Политическое отчуждение - состояние отношений человека и полит власти- сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика - род деятельности, не касающийся реальных проблем, чел. интересов, контакт с властью - дело нежелательное, устанавливается принудительный контакт с властью, государством через обязанности, налоги, подати;
Политическая пассивность - вид ПД- индивид, группа не реализует свои интересы, находится под влиянием другой социал. группы. Пассивность в политике не бездеятельна, группа реализует не свои, а чуждые ей полит. интересы - конформизм.
Критерий полит.активности индивида или группы - стремление и возможность, воздействуя на власть или используя ее, реализовать свои цели.
Признаки полит.активности:рост стремления граждан действовать вне традиционных форм полит активности и участия, вместо партий предпочтение отдается полит. движениям без четкой структуры; объединение совершается не вокруг партии, а вокруг проблемы, ее решения;
растет количество граждан, интересующихся политикой, но падает численность партий; все больше людей склонны к независимой политизации, участие в политике они не связывают с принадлежностью к действующей полит силе, структуре, стремятся действовать независимо.

ПД включает в себя цель, средство, результат и процесс дея­тельности. Средства - это способы достижения полити­ческих целей.

Принципы ПД: единство и про­тиворечивость гос., региональ­ных и местных интересов, целей и средств дости­жения коллективного результата; принцип сдержек и противовесов властей; принципы плюрализма, толерантности, компро­мисса.

Политическое участие – это то, из чего складывается полит процесс. Индивиды и группы внутри полит системы, по-разному вовлечены в полит процесс: аполитичная группа – не участвующие в политике граждане; г олосующие на выборах члены социума; участники деятельности партий и организаций, проводимых ими кампаний; полит элита, полит лидеры. Ф ормы нелегального политического участия: демонстрации, митинги, пикеты, не санкционированные властями; формы протеста против безнравственных действий режима (голодовки, самосожжения), отказ в повиновении несправедливым законам и политическим решениям.

Полит участие – это действия граждан с целью повлиять на политику, управление делами государства или выбор лидеров на любом уровне власти. ПУ может быть организованным и хаотичным, эпизодическим и постоянным, базирующимся на законных и незаконным методах.

Д ва типа политического участия:

1) автономное – сознательная активность граждан, осведомленных в полит жизни, цель: влияние на принимаемые политиками решения. 2) мобилизованное – вынужденное действие, когда участие в политике, голосование, или на полит собрании зависит от неполитических стимулов- страх, подкуп. характерен для тоталитарных полит режимов. Гл. роль в ПУ играют выборы в органы гос власти.

Политическое поведение – процесс взаимодействия человека с полит средой, совокупность форм и способов деятельности физических, юридических лиц, социал групп. Единица ПП - конкретный поступок, личностно и общественно значимый акт- полит знания человека, убеждения, материализуется его полит культура. 1. По степени полит включенности субъекта в ПП: активное и пассивное. 2. По характеру поступков: конфликтное и бесконфликтное. Власть контролирует полит поведение граждан и групп путем законодательства, актов органов управления, с помощью правоохранительных органовФ ГБ, внутренних дел, прокуратуры, судов, следственных органов. Политическая иммобильность - низкая эффективность механизма обратной связи между гражданским обществом и системой. Полит апатия – форма непринятия полит системы. Полит бойкот- выражение полит активности в полит системе и ее институтах. В группах люди приобретают черты массы: статичность разнородность состава ситуативность аморфность (отсутствие внутренней организации) Масса может выступать как публика и толпа. В зависимости от полит поведения участники политики делятся на категории:

лидеры, возглавляющие движение, своим авторитетом, влиянием способствуют сплочению и достижению целей;
активисты -посредники между лидерами и последователями, организуют участников движения, снабжая лидеров информацией о результатах и трудностях, вносят коррективы в стратегию и тактику поведения масс;
последователи - поддерживают цели лидеров, считают их своими, что стимулирует их участие в полит деятельности;
лидеры мнения - создают “поля” напряжения вокруг проблем, делают их объектом внимания; к ним обращаются за советом.
На характер ПП оказывают влияние интерес и мотивация, внешние факторы:
роль - форма поведения участников полит действия или которая ему отводится обстоятельствами и другими участниками;
статус - совокупность моделей, типов полит поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике;
принадлежность к группе, возникающей между ее членами определенного вида;
участие в организации — группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.
Регуляция политического поведения носит властный характер, использует механизмы принуждения и авторитета. Как только контроль за полит поведением становится тотальным, инициатива, участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний. Регуляция должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, не сводиться к жестким предписаниям и давлению.

Политический конфликт - столкновение, противоборство социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении

реализовать свои цели, связанные с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего статуса, с перспективами развития общества. Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

Политическое насилие- осуществляемое в полит.целях преднамеренное действие, направленное науничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба иосуществляемое вопреки его воли.

 

29. Политическая власть: основные черты, структура, функции, источники, проблема лично­сти.

Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия полит субъектов, государства на поведение людей, организаций с целью управления, координации, подчинения интересов всех членов социума единой полит воле путем убеждения и принуждения. Формы существования полит власти: тоталитарная, авторитарная, демократическая.

Политическая власть делится на политико-государственную и политико-негосударственную (власть партий, общ-полит движений). Гос власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

В истории три разновидности полит власти: анонимная - среди членов первобытного общества; индивидуализированная –возник. с процессом разделения труда и новых видов деятельности; институализированная- деятельность общ институтов.

Суть полит власти обосновал Макиавелли. Политическая власть – реальная способность правительства управлять подданными, цель гос-ва, политики – увеличение власти любыми средствами. Идея полит власти как господства общей воли, с опорой на принуждение- марксизм, где субъект общей воли - господствующий класс. Политическая власть заменяется властью капитала.

Вебер ввел определение власти- возможность для одного деятеля в определенных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне. Властью определяются территории государств, обеспечивается реализация интересов населения. Власть -вид общ.отношений на всех этапах развития человечества. Властные отношения - механизм регуляции общ жизни, гарант целостности различных обществ, древнейшая форма их организации. Гос власть - разновидность социальной власти, более узкая категория, чем полит власть, полит власть осуществляется не только государством, но и другими звеньями полит системы общества: партиями, общ организациями и т.п.

Есть точка зрения:“полит власть” = “гос власть”, так как первая исходит от государства и реализуется при его участии.
Гос власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос принуждение.
Характерные черты гос власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на гос принуждение;
осуществляется чиновниками, политиками; имеет систему налогов; делит население по территориальному признаку.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации гос власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на разделении функций: законотворчество, гос управление, правосудие, гос контроль. Цель -распределить и сбалансировать властные полномочия между гос органами, исключить сосредоточение всех полномочий в ведении единого органа власти или должностного лица и предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов- «система сдержек и противовесов». В государствах с тоталитарным и авторитарным режимом не признаётся принцип разделения властей. Легитимность - признание обществом законности институтов власти и правомерности принимаемых решений, гарантия стабильности общества. Общ порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Легитимность может проявляться в добровольном принятии большинством формы правления, власти класса, в борьбе за господство полит сил без принуждения.
Делегитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита-из-за противоречий между ценностями в обществе и интересами правящей элиты. 3 типа легитимности:1) традиционное -на убежденности в святости традиций, справедливости и законности прав власти. Так было – так есть – так будет, так должно быть.-характерно для монархии, князей, вождей племен, чья власть освящена поколениями.
2) харизматическое - в личной преданности человеку – носителю власти, основано на вере в исключительные качества, способности и, талант лидера. Лидер и члены партии верят в харизму. 3) рациональное (легальное) -основано на убежденности в том, что установленный порядок – законный, а органы власти - полномочны. Люди подчиняются не правителю, а закону, они – не подданные, а граждане. Правление не личностное, становится институциональным. Главное действующее лицо – бюрократия, воплощение законности и рациональности. Легитимность обеспечивает нормальность правления, снижает уровень власти-силы, власти-могущества, «голой власти». Возможны кризисы легитимности, поэтому власть, уважая мнение общественности, обязана делами поддерживать свою легитимность, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризиса

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.012 с.)