Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.



Познание в науке — всегда сложный, протяженный во времени и внутренне противоречивый процесс.

Вначале исследователем формулируется на основе ране сложившего научного знания определенная теоретическая гипотеза. Следующий шаг в познании операционализация: а) выделение, уточнение ключевых понятий для описания изучаемых процессов; б) соотнесение понятий с реалиями полит. жизни, идет поиск устойчивых форм деятельности. Затем наступает фаза эмпирического подтверждения,идет поиск фактов, подтверждающих высказанную на основе теоретического метода гипотезу. Эмпирические методы: контент-анализ, наблюдение, опросы, которые помогают раскрытию теоретической задачи. Теоретическое обобщение - заключительный этап первого цикла познания полит. явления, итог деятельности ученого. Оно может дать отрицательный результат: эмпирические факты могут разрушить теоретическую гипотезу, будут строиться новые теоретические гипотезы, обеспечивая прогресс самой науки. Наука должна быть свободна от идеологического влияния. Полит.исследования затрагивают болезненные для властвующей элиты проблемы. Правящие круги пытаются влиять на процессы в полит науке, поддерживать одни проекты и отказывать в финансировании другим. В политологии при изучении политических систем, режимов, политических культур, дистанцироваться от мировоззренческих установок трудно. Методы - способы, средства приобретения знаний о политике.

Методы теоретического познания в ходе эмпирического исследования дан ных:
1. общелогические методы: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия; моделирование; классификация; абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; сочетание исторического и логического анализов; мысленный эксперимент.

2.методы эмпирических исследований, получения первичной информации о фактах: использование статистики (электоральной); анализ документов (количеств. и качественный); опрос (анкетный и экспертная оценка); интервьюирование; лабораторные эксперименты; теория игр.
3. методологии -практико-теоретические подходы к исследованию:
Социологическая методология - предполагает выяснение зависимости политики от общества, влияния на полит. систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Марксизм - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
Бихевиоралистская -.методы естественных наук, изучение политики через поведение личностей и групп (но не институтов)1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей восходят к поведению личностей- объектов исследования; 2) гл. мотивы поведения людей - психологические; 3) политические явления измеряются количественно; возможность использования математики.
Нормативно-ценностная - выяснение значения полит. явлений для общества и личности, их оценку для блага и справедливости, свободы, разработка идеала полит.устройства и путей его воплощения.

Функциональная - изучает зависимости между полит.явлениями - между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
Системная - рассматривает политику как целый, сложный организм в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
Антропологический подход - изучение политики через природу человека как родового существа.

Психологический подход – изучает конкретного индивидуума, особенности индивидуального развития- 3игмунд Фрейд.
Социально-психологический подход -исследуется психологический характер групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
Критико-диалектический подход - анализ политических явлений посредством выявления противоречий как источника самодвижения политики. Сравнительная методология -сравнительная политология (мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная)- сопоставление однотипных полит. явлений, полит.систем, способов выполнения функций, нахождение эффективных форм полит.организации.

Развитие науки осуществляется в результате внутренней борьбы между течениями и школами, пока среди них не выделится главное направление- парадигмой. Парадигма в науке — это общепризнанное научное направление, «лицо» науки. Другие теоретико-методологические школы продолжают существовать, совершенствоваться, но не оказывают влияния на развитие науки в целом. В начале ХХ в. в американской политической науке доминировал институциональный подход, в центре внимания ученых были проблемы политических и гос. институтов. Затем в качестве ведущей утверждается бихевиаристская парадигма- ученые занимаются изучением политического поведения, электоральных предпочтений. Смена парадигм в науке - естественный процесс. Теоретические методы обладают ограничениями. Парадигмы меняются в кризисные периоды, активизируется борьба концепций, преодоление кризиса означает утверждение в науке новой парадигмы.

Политология - многопарадигматическая наука, много теоретико-методологических подходов, сложившихся и складывающихся.

Есть мировоззренческие парадигмы, определяющие обобщенный взгляд на политику, условия и источники возникновения, формирования и развития. К мировоззренческим парадигмам относятся: теологическая - убеждение в том, что творцом социальной жизни, власти, политики является бог, определяет порядок осуществления власти в обществе. Человек должен подчиняться высшей воле, принимать предписанный богом порядок. Познание власти носит ограниченный характер, сущность политики доступна человеку. Натуралистическая - убеждение, что человек -дитя природы, сам и система власти зависят от природы и определяются ею. Исследователи изучают, как на полит.жизнь влияют природные факторы: климат, рельеф местности, биологическая сущность самого человека, формирующая его потребности, задатки, особенности. Познание политики осуществляется на основе основных законов природы. С оциоцентристская - уверенность в том, что социальное, политическое- результат деятельности людей. Социальная жизнь имеет свои особенности, собственную логику развития. Познание социальной и политической реальности должно осуществляться методами, отличными от методов, используемых в познании природы.

 

 

41.Межнациональные конфликты и способы их уре­гулирования.

Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до военных действий. МК могут происходить на двух уровнях отношений. 1 связан с межличностными и семейно-бытовыми отношениями, 2 реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

Причины конфликтов 1. национальный состав региона конфликта (в смешанных регионах); 2. тип поселения (в большом городе);
3. возраст («старшие-молодые»); 4. социальное положение (при наличии маргиналов); 5. уровень образования (в массе невысокого уровня образования, однако, где идеологи- представители интеллигенции); 6. политические взгляды (конфликты выше у радикалов).
Конфликты приводят к массовому нарушению законов и прав граждан:
- последствия деформаций нац.политики за десятилетия, неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;
-результат ухудшения экономического положения в стране, порождает недовольство и вражду у слоёв населения

- следствие закостеневшей структуры гос.устройства, ослабления основ, на которых создавалась свободная федерация народов.
Причиной МК могут стать необдуманные или провокационные заявления политиков, нац. лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи. МК входят в число наиболее сложно разрешаемых. Источником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.
Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:
а) локальные войны (гражданские, сепаратистские); б) массовые беспорядки, с насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности; в) религиозный фундаментализм.
В зависимости от причин, особенностей состава, МК могут быть:
1) национально-территориальные конфликты- попытки решения проблем «исторической родины»;
2) конфликты со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;
3) конфликты из-за стремления депортированных народов восстановить свои права;
4) конфликты на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;
5) конфликты с дискриминацией нации, этноса, нарушением её прав, свобод и законных интересов;
6) конфликты из-за принадлежности (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям.
7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.)1.
Пути решений межнациональных конфликтов Межнациональные конфликты - виды конфликтов, для которых нет стандартного пути решения, для каждого существует своя особенность. Мировой опыт показывает, что ситуации лучше урегулировать мирными способами:
1. деконсолидация (разъединение) сил, участвующих в конфликте, достигается с помощью мер, которые позволяют отсечь (путем дискредитации в глазах общественности) радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.
2. прерывание конфликта - способ, в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.
3. переговорный процесс - стороны готовы заключить договор по жизненно важным потребностям и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись так, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворение для себя и для партнера. Надо сменить модель «выигрыш - проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорах -закреплять документально.
4. участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях -участие представителей международных организаций.
Последствия. Межнациональный конфликт - явление нежелательное и крайне разрушительное в жизни общества, тормоз в решении проблем людей разных национальностей. В основе МК лежат объективные и субъективные противоречия. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия МК не исчерпываются потерями, возникают массовые перемещения мигрантов, что изменяет количественный состав населения. Безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения. В составе каждой нации есть группы, заинтересованные в утверждении своей нации и грубо нарушающие принципы справедливости, равенства прав, суверенитета других. Политики ведут поиск путей выхода из современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам - в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, в последовательном развитии демократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.006 с.)