Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология партий и партийные системы, тенденции их развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В зависимости от признака, положенного в основу классификации (социальный, идеологический, организационный и т.д.), выделяют различные виды партий. Социальный признак какие социальные слои (страты) представляет данная партия. При этом может быть четко выраженная ориентация на определенный социальный слой (класс). Встречаются также межклассовые и смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии: буржуазные (в том числе, мелко- и среднебуржуазные), крестьянские, рабочие, служащих и др. Как правило, политические партии декларируют свои особые интересы как благоприятные для всего общества и его различных слоев. Идейный (идеологический) признак — консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, (религиозные) и другие партии. Организационная структура — классификация французского социолога Мориса Дюверже: (1) кадровые партии — характеризуются отсутствием фиксированного членства, значительной внутрипартийной свободой. Местные комитеты, состоящие из активистов, не стремятся к расширению собственных рядов. Их деятельность направлена главным образом на выяснение мнений и ожиданий избирателей, подбор кандидатов во власть. Как правило, активность таких партий ограничена периодом предвыборной борьбы; (2) массовые партии имеют жесткое фиксированное членство, уплату членских взносов. Они проводят постоянную организационную и идеологическую работу. Им свойственна строгая партийная дисциплина. Фракции таких партий в парламентах весьма зависимы от решений высших партийных органов. Организационная основа массовых партий - первичные организации (ячейки). Во многом внутренняя организация и работа таких партий отражает их понимание необходимости устройства жизни общества. Ориентация и методы достижения целей - «левые» и «правые» партии. Согласно классической терминологии, левые партии, как правило, исповедуют социалистические, коммунистические ценности социального равенства и часто предлагают радикально-революционные методы их достижения. Правые партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, неприкосновенность частной собственности, стабильность политической системы, признание естественного неравенства членов общества, отрицание идеалов социального равенства и революционных методов переустройства общества. Между этими двумя полюсами политических сил находится весьма обширный и разнородный по своему составу так называемый политический центр. Как правило, это умеренные политические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе, предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях постепенного улучшения благосостояния общества и его членов. Компромисс, сотрудничество, попытка максимального учета различных общественных интересов — стержень их повседневной политики. Отношение к существующему режиму — партии правящие и оппозиционные: (1) правящими считаются партии, которые победили на выборах и сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалиция нескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственный политический курс через «своего» президента, премьер-министра и членов правительства. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики, в то время как президентской республикой может руководить президент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случае даже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статуса правящей (так, например, успех ЛДПР в 1993 г. или КПРФ в 1995 г. на выборах в Государственную Думу РФ не дал им возможности сформировать «свое» правительство России в условиях президентской республики). Поэтому главный признак правящей партии - возможность самостоятельного формирования правительства; (2) оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальной возможности влиять на формирование правительства и находятся в очевидной оппозиции к политике действующего правительства, критикуя его. Их сверхзадача — завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства. Для этого ими активно используются критика существующего правительства за его ошибки, предпринимается попытка жесткого контроля за действиями властей, предложения обществу альтернативных проектов развития страны. С ростом дифференциации, неоднородности общества, как правило, пропорционально увеличивается и количество существующих партии, отражающих интересы определенных социальных общностей. Совокупность существующих в обществе политических партий и их взаимосвязь объединяют понятием «партийная система». Традиционно выделяют три разновидности партийных систем: монопартийную, двухпартийную и многопартийную. При монопартийной системе власть в обществе контролирует одна партия (КПСС — в СССР, КПК — в Китае). Как правило, такая система характерна для тоталитарного общества. Преимущества однопартийности - в концентрации сил и средств общества на решении конкретных экономических и социальных задач. Однако такая «экономия» очень часто нивелируется и перекрывается негативными моментами, например невозможностью предложить и реализовать альтернативные пути развития. «Любая монополия ведет к загниванию» - этот классический тезис в полной мере относится к политической сфере жизни общества. Монополия и застой в политической и как следствие — в экономической и социальной сферах, бюрократизация управления неизбежно приводят к ухудшению важнейших социальных и экономических показателей. Об этом красноречиво свидетельствует опыт ряда социалистических стран и других однопартийных режимов. Двухпартийная система характерна в основном для стран, в которых существует устойчивая однородная социальная и культурная среда с традиционными ценностями, поддерживаемыми большинством членов данного общества. В этом случае лишь две ведущие партии (даже при формальном наличии других) составляют реальные конкурирующие политические структуры. Они различаются в основном подходами к решению практически одних и тех же задач (республиканцы и демократы - в США, лейбористы и консерваторы — в Великобритании). В Западной Европе двухпартийная система часто представлена, с одной стороны, партиями либерального курса (минимальное вмешательство государства в дела общества, стабильность заданных условий, саморазвитие рынка), а с другой — сторонниками социал-демократического развития (высокая социальная защищенность членов общества, усиление влияния государства на экономику в виде увеличения налогового давления в первую очередь на большой капитал). Такие политические качели (партии последовательно сменяют друг друга у власти) позволяют достаточно эффективно сочетать как развитие экономики, так и интересы различных слоев населения. Многопартийная система предполагает реальную борьбу за власть более чем двух партий. В конечном счете раздробленность политических сил приводит партии со сходной политической ориентацией к необходимости поиска компромисса и объединения для создания межпартийной коалиции на выборах или в парламенте в целях завоевания большинства и возможности формирования коалиционного кабинета министров. Недостатки данной системы частые правительственные кризисы при обычном расхождении интересов внутри правительственной коалиции или при невозможности ее создания. Несмотря на объективно благоприятные правовые и политические условия для формирования в стране политических партий (экономический кризис, идеологическая, социальная, национальная неоднородность общества), говорить о наличии в России сформировавшейся устойчивой многопартийной системы можно лишь с большой долей условности. Возникновению в обществе политических партий традиционно предшествует желание конкретных социальных групп и слоев выразить свои интересы и претензии к власти через определенные организационные формы. В результате этого и возникают политические партии и движения. Особенности же российской действительности заключаются в том, что в России отсутствуют устойчивые демократические традиции. Российский народ в своем большинстве не видит пока в конкретных политических партиях реальных выразителей своих интересов. Не случайно, что новые партии возникали, заявляли о себе и в большинстве случаев очень скоро распадались. Процесс развития «партизации» политической системы происходит в России не снизу, как в большинстве стран с устойчивой демократией, а сверху. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и лишь затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам. Абсолютное большинство возникших подобным образом партий не выходит из стадии карликовых, насчитывающих в своих рядах от нескольких человек до (в лучшем случае) нескольких сотен членов. Неизбежный в исторической перспективе процесс объединения карликовых партий до последнего времени проходил в России достаточно вяло и не приводил к выявлению хотя бы нескольких доминирующих в политической системе партий. Пока в России не происходит заметной кристаллизации четких политических интересов и ориентиров, кроме, пожалуй, традиционного общего недовольства правящим режимом части населения. Поэтому делегирование и представительство своих интересов через партии не представляет для большинства населения России сколько-нибудь значимой цели. Экономические трудности, невысокий уровень жизни, коррумпированность власти, влияние на власть олигархии — питательная среда для озлобленности и недоверия населения к властным и партийным структурам. При устойчивости и длительности указанных выше процессов весьма вероятно сползание власти к авторитарной системе правления, приходу «сильной личности». При этом неизбежным станет если не формальное, то фактическое ущемление прав оппозиционных партий. Лишь при постепенной стабилизации ситуации в экономике, в социальной сфере, развитии и численном увеличении среднего класса возможны иные, более благоприятные варианты развития в России многопартийности. В Федеральном законе «О политических партиях» № 95-ФЗ (2001 г.) признаются политическое многообразие, многопартийность. Государство гарантирует равенство политических партий перед законом и обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий. В нем предусматриваются жесткие условия для официального существования и регистрации политических партий (наличие количества членов — не менее 10 тыс.). Стимулом к развитию многопартийности в обществе будет служить государственная финансовая поддержка партий, прошедших в парламент. В этом случае речь может вестись о создании в ближайшей перспективе нескольких относительно крупных партий и многопартийной системы западно-европейского типа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.122 (0.013 с.) |