Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические технологии, их роль в борьбе за власть и воздействие на политическое сознание общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мир политики в XX в. продемонстрировал отчетливую тенденцию к профессионализации. Для всех политических лидеров, а также немалого количества их помощников, аналитиков, консультантов и пр. занятия политической деятельностью давно превратились в профессию, являющуюся основным источником дохода и требующую весьма специфичных навыков и умений. Общий перечень такого рода умений достаточно велик. Профессиональный политик должен прежде всего уметь: анализировать массу разнообразной информации; добиваться поддержки избирателей; организовывать взаимодействие политических персон, групп, фракций; «продавливать» представляющиеся ему нужными решения через стену сопротивления оппозиционеров, чиновников, равнодушных и т.д. Все эти направления деятельности политика достаточно технологичны, т.е. допускают известную стандартизацию и выработку четких правил и порядка действий. Совокупности таких правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и называются политическими технологиями. К наиболее разработанным из них относят следующие: избирательные технологии; информационно-аналитические; рекламно-имиджевые; политический маркетинг; лоббирование; политическое консультирование и т.д. Избирательные технологии. Под ними, например, понимают комплекс организационных, пропагандистских, рекламно-информационных и прочих мероприятий, которые должны привести политическую партию или отдельного кандидата в депутаты к победе на выборах. Их практическое осуществление начинается с формирования «команды» или «штаба» организаторов избирательной кампании. В структуре «команды», как правило, существует три уровня иерархии: (1) организационное ядро, включающее в себя руководителей-координаторов, финансовых директоров и агентов, доверенных лиц, пресс-секретарей, начальников технических служб (безопасности, транспорта) и т.д.; (2) «узкие специалисты», работающие в рамках определенных направлений (аналитики, создатели имиджа, ответственные за контакты со СМИ, составители речей (спичрайтеры), юристы и т.п.; (3) «подносчики патронов» — сборщики подписей в поддержку выдвижения какого-либо кандидата, расклейщики плакатов, распространители агитационных листовок и пр. Деятельность большинства работников «команды» оплачивается, хотя в третьей, самой многочисленной ее группе бывает немало и волонтеров (в странах Запада — до половины их общего числа). «Мозговой центр» такой команды разрабатывает общую стратегию избирательной кампании в зависимости от круга доступных ресурсов: финансовых, организационных, рекламно-информационных и др. Важнейшими из них ныне признаются, конечно, финансовые ресурсы, складывающиеся из средств, выделенных государством, а также добровольных взносов организаций и частных лиц. Однако в ряде случаев решающими вполне могут оказаться и другие источники ресурсов — наличие разветвленного и отлаженного партийного аппарата, использование возможностей структур госадминистрации (что хотя и запрещено законом, но на практике неизбежно: если переизбирающийся президент отправляется в поездку по стране, как отделить его текущую деятельность от предвыборной), поддержка СМИ, наличие ярко выраженной «харизмы» у баллотирующегося кандидата. Инвентаризация основных источников ресурсов очерчивает реальные возможности избирательной команды. Далее в дело вступают аналитики и прогнозисты, задача которых заключается в изучении социально-экономической и политической ситуации в избирательных округах, определении политических настроений и ожиданий электората, «болевых точек» повседневной жизни, которых можно поэксплуатировать для создания образов «борцов за справедливость», и т.п. В компетенцию этих специалистов также входит определение тех конкретных групп электората, прямое обращение к которым сулит наибольший успех и поддержку. Тут же подключаются к работе и специалисты по опросам общественного мнения, призванные не только отслеживать предвыборные рейтинги кандидатов, но и в известной мере их формировать. По результатам проведенного анализа уже окончательно формулируются основные лозунги избирательной кампании, определяются наиболее эффективные «зоны влияния», составляется расписанный по дням «бизнес-план» конкретных мероприятий по проведению встреч с избирателями, выступлений в СМИ, распространению агитационных материалов, проведению благотворительных акций и пр. Важной составной частью избирательной кампании является и формирование привлекательного в глазах избирателей политического имиджа кандидата. Считается, что многие избиратели делают свой выбор не столько на рациональном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Иначе говоря, оценивается не программа или «идейная платформа» кандидата, а его внешний облик, манеры, черты характера вроде силы воли, мужественности, властности и т.п. Учитывая эту особенность восприятия политической реальности, многие политики не считают зазорным «играть на психологии» избирателя, сознательно культивируя наиболее выигрышные в психологическом плане стороны своей персоны. Конечно, создать пользующийся успехом политический имидж на пустом месте нельзя. Но довести определенные реальные черты личности политика до безусловно впечатляющей величины, фокусируя на них внимание с помощью СМИ, вполне возможно. Общественное мнение всегда приветствует такие черты политиков, как интуицию, хозяйственную рачительность и компетентность, острое чувство справедливости, решительность, бескомпромиссность и др. И в зависимости от конкретной политической ситуации начинают эксплуатироваться такие виды политического имиджа, как «крепкий хозяин», «борец с коррупцией», «профессионал-прагматик», «отец нации» и пр. Авторитет и влияние носителя такого имиджа — важный ресурс избирательного процесса. Поэтому неудивительно, что специалисты-имиджмейкеры - непременные члены любой сколько-нибудь солидной избирательной «команды». Принципы деятельности такого рода команды профессионалов, организующей и связывающей воедино все процедуры предвыборного и собственно выборного процессов, и охватывается понятием «избирательная технология». Практически во всем цивилизованном мире данная сфера деятельности является полем приложения усилий не только официальных партийно-политических структур, но и мощного частного бизнеса. Именно он поставляет на своеобразный «политический рынок» многочисленных специалистов по политической рекламе, имиджмейкеров, аналитиков, консультантов и т.д. Примерно такая же выборная инфраструктура начинает сегодня складываться и в России. Но как и в любом новом деле, здесь есть свои издержки. Недостаточная законодательная проработка избирательной процедуры способствует появлению приемов, которые никак нельзя отнести к честной политической конкуренции: это и непрозрачность источников финансирования партий и отдельных политиков, и разнообразные предвыборные «фокусы» типа выдвижения в одном округе однофамильцев известных политиков или использования механизма досрочного голосования для контроля волеизъявления избирателей и пр. Однако, несмотря на все издержки, главное достижение российского избирательного процесса 90-х годов — конкурентность, состязательность избирательной процедуры, реальность политического выбора — отрицать невозможно. Лоббирование. Эта политическая технология скопирована у нас с западного образца. Английское слово «lobby» означает «коридор», «вестибюль», а в отношении к парламенту — его кулуары. В политической же лексике термином «лоббизм» обозначают особый механизм воздействия на властные структуры, целью которого является принятие того или иного законопроекта, выгодного определенным социальным группам. Первоначально лоббизм понимался как вид теневой, закулисной политики и считался чем-то предосудительным, вроде коррупции. Однако, осознав, что извести эту форму давления на законодателей все равно не удастся, ее решили легализовать, ограничив законом приемлемые формы и условия воздействия на депутатов. В США, например, лоббирование считается легальным видом профессиональной деятельности с 1946 г. А в 1995 г. там был принят специальный закон об открытости лоббирования (Lobbying Disclosure Act), в соответствии с которым от лоббистов требуется указывать своих клиентов и раскрывать финансовую сторону взаимодействия с ними. Закон также ограничивает лоббирование в пользу иностранных государств, предусматривает наказания за возможные фальсификации и т.д. Законодательно урегулирован этот вопрос и в Германии. В соответствии с немецким законодательством, например, любое объединение или его представитель, если они желают получить доступ к парламенту и правительству, обязаны опубликовать сведения о себе в специальном «лоббистском списке», а депутаты бундестага в свою очередь должны в специальном порядке регистрировать все данные о своих прежних и нынешних контактах с лоббирующими организациями. Такой подход позволяет в определенной мере контролировать лоббизм. Закон о лоббизме прорабатывается и в российской Государственной Думе. Лоббисты как представители различных групп интересов (экспортеров-импортеров, ВПК, АПК и др.) действуют, как правило, изнутри властных структур. Они обрабатывают парламентариев или чиновников исполнительной власти как обычными рациональными аргументами, так и манипулированием финансовыми средствами различных фондов, обещаниями поддержки в избирательных кампаниях или при проведении других законопроектов. В арсенале средств современных лоббистов -продвижение нужных лиц на ответственные должности в системе законодательной и исполнительной власти, воздействие на общественное мнение через СМИ, членство во влиятельных организациях различного профиля, активное участие в престижных мероприятиях и т.д. Несмотря на то что далеко не во всех странах лоббизм официально признан и легализован, его все же следует признать важным элементом функционирования демократической политической системы. Эта политическая технология создает возможность цивилизованного выражения интересов различных социальных групп, обеспечивает представителей власти ценной информацией социально-экономического толка, служит каналом связи групп интересов и государственных структур. 29. Политическая культура: сущность, содержание, типология, пути формирования.
Культура политическая, будучи фрагментом культуры общей, должна включать в себя как определенные политические ценности, так и способность людей к их созданию, усвоению и использованию. Феномен политической культуры не сводится только к духовным проявлениям политической жизни, но обязательно включает в себя по меньшей мере три компонента: - культуру политического сознания (знания, представления, убеждения, идеологии, установки, ценности и т.д.); - культуру политического поведения (обычаи, традиции, нормы, конвенциональные формы политического участия, стандарты профессиональной политической деятельности); - культуру функционирования политических институтов (эффективность и стабильность избирательной, партийной, государственной систем, способов разрешения политических конфликтов, практика принятия важных политических решений и пр.). Три выделенные подсистемы политической культуры состоят из множества разнообразных элементов. К наиболее важным из них, определяющим структуру и характер конкретной политической культуры, обычно относят следующие: • знание политической реальности на теоретическом и обыденном уровнях; • политические ценности, ценностные ориентации и общепринятые оценки состояния и перспектив развития политической системы и ее отдельных элементов; • накопленный политический опыт, воплощенный в определенных умениях, навыках, привычках, обычаях, традициях, ритуалах и т.д.; • политическую веру, убежденность в истинности своих знаний и обоснованности ценностей; • определенные модели, общепринятые образцы политического поведения; • нормы, регулирующие политическое поведение как в профессиональной политической среде, так и вне ее; • используемые средства политической коммуникации; • практику функционирования политических институтов (государства, партий, групп интересов); • определенное соотношение гражданского общества и политической системы и др. Данный набор элементов представляет собой формальную структуру политической культуры. Специфику же ее в каждом конкретном случае определяют степень сложности каждого из этих элементов, их различная системная конфигурация, соответствие другим, неполитическим сторонам общей культуры. Таким образом, политическую культуру можно определить как исторически сложившуюся систему политических знаний и убеждений, норм и ценностей, воплощающихся в политическом поведении людей и практике функционирования политических институтов. Главное назначение политической культуры -культуры обеспечение воспроизводства политической жизни на основе преемственности, передача политических норм и ценностей от одного поколения к другому. (При этом распространение таких ценностей вовне, на другие социальные общности, тоже приветствуется.) Во исполнение этой основной задачи политическая культура выполняет ряд важнейших функций, среди которых обычно выделяют следующие: (1) интеграцию - политическая культура сплачивает общество, делает его единым целым, обеспечивает соразмерность гражданского общества и государства; осуществляется все это главным образом на основе ценностного консенсуса, т.е. признания большей частью общества консолидированного набора политических ценностей, а также через стандартизацию норм политического поведения; (2) социализацию - процесс усвоения индивидом норм и ценностей политической культуры, в результате чего человек адаптируется к политической жизни, получает возможность реализовывать свои интересы и цели внутри политической системы, действуя по принятым в ней правилам и образцам; (3) идентификацию - имеется в виду обретение индивидом ощущения принадлежности к какой-либо политической общности, чувства единения с другими на основе общности положения, интересов и целей; определение своего места в политической «системе координат» позволяет человеку рационально просчитывать свои политические возможности; кроме этого, осознание своей идентичности, общности с группой является удовлетворением базовых потребностей человека не только в групповой принадлежности, но и в предполагаемой социально-политической защищенности; (4) коммуникацию — циркулирование информации по каналам политической культуры с использованием особой лексики, символики, ритуалов и других средств общения; развитость каналов и средств политической коммуникации позволяет политической культуре функционировать более эффективно; основные способы коммуникации: через СМИ, общественно-политические организации, неформальные контакты и другие коммуникативные ситуации (встречи политических лидеров с народом, голосование, письма поддержки или протеста и т.д.); (5) политическую ориентацию — политическая культура снабжает человека этакой политической навигационной картой, объясняя смысл существования политических институтов, действий политических лидеров, возможных последствий политического участия или неучастия самого индивида, т.е. расставляя некие ориентиры на извилистом политическом пути каждого гражданина. Объем и соотношение данных функций в политической культуре более или менее стабильны, а их эффективность взаимозависима. Так, если не развиты каналы политической коммуникации, возникают затруднения и с интеграцией - противоборствующим политическим группам труднее достигать взаимопонимания и согласия относительно политических ценностей, устройства политических институтов или целесообразности тех или иных действий. В политической культуре выражены как статический, так и динамический аспекты функционирования политической системы. Ибо культура — это в первую очередь сохранение ценностей, формирование традиций. Однако политическая культура существенно зависима от общей культуры. И если последняя приобретает инновационный характер (как, скажем, в Новое время в европейском регионе), то соответствующий настрой возникает и в политической культуре. Так что она может быть как нейтрализатором, так и катализатором политических изменений. Политическая культура является результатом жизнедеятельности какой-либо социальной общности, в современных условиях - в основном национальной. Однако любая нация в свою очередь дифференцируется на множество разнообразных социальных групп - классовых, региональных, поколенческих и т.д. Особенности консолидации и функционирования данных групп, появление у них собственных, не совпадающих с общими интересов обязательно сказывается на их ценностных ориентациях, нормах и образцах поведения. Это делает правомерным выделение в общенациональной политической культуре групповых субкультур. Данное понятие призвано подчеркнуть особенности субкультуры политических убеждений, ориентации и моделей поведения, обусловленных положением той или иной группы в общей социальной структуре. Так, в политологических исследованиях принято выделять следующие политические субкультуры: • социально-классовые (буржуазная, пролетарская, крестьянская); • этнические (в многонациональных государствах); • региональные (городские, сельские, регионов промышлен-но развитых и не очень); • религиозные (христианские, мусульманские); • поколенческие (молодежные, лиц среднего и старшего поколений); • элитарные и т.д. Наличие в общей политической культуре множества субкультур, с одной стороны, свидетельствует о ее развитости, зрелости, а с другой — является дополнительным источником конфликтов, требующих значительных усилий по их разрешению. При этом в разных странах весомость и влияние различных политических субкультур могут сильно отличаться. Например, в Северной Ирландии, странах Ближнего Востока наибольшим политическим влиянием обладают религиозные субкультуры, во множестве африканских стран - этнические или даже трайбалистские (родовые). В большинстве же наиболее развитых стран на первый план выходят субкультуры политических элит, определяющих основные параметры функционирования стабильных демократических систем. Различия между политическими субкультурами, равно как и между общенациональными политическими культурами, имеют множество оснований. Но все же главными из них считаются расхождения в базовом элементе всякой культуры - системе ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.149 (0.015 с.) |