ТОП 10:

Политические технологии, их роль в борьбе за власть и воздействие на политическое сознание общества.



Мир политики в XX в. продемонстрировал отчетливую тенденцию к профессионализации. Для всех политических ли­деров, а также немалого количества их помощников, аналити­ков, консультантов и пр. занятия политической деятельностью давно превратились в профессию, являющуюся основным ис­точником дохода и требующую весьма специфичных навыков и умений.

Общий перечень такого рода умений достаточно велик. Профессиональный политик должен прежде всего уметь: анали­зировать массу разнообразной информации; добиваться под­держки избирателей; организовывать взаимодействие политиче­ских персон, групп, фракций; «продавливать» представляющие­ся ему нужными решения через стену сопротивления оппози­ционеров, чиновников, равнодушных и т.д. Все эти направле­ния деятельности политика достаточно технологичны, т.е. до­пускают известную стандартизацию и выработку четких правил и порядка действий. Совокупности таких правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и назы­ваются политическими технологиями. К наиболее разработан­ным из них относят следующие: избирательные технологии; информационно-аналитические; рекламно-имиджевые; полити­ческий маркетинг; лоббирование; политическое консультирова­ние и т.д.

Избирательные технологии. Под ними, например, понимают комплекс организационных, пропагандистских, рекламно-информационных и прочих мероприятий, которые должны при­вести политическую партию или отдельного кандидата в депута­ты к победе на выборах. Их практическое осуществление начи­нается с формирования «команды» или «штаба» организаторов избирательной кампании. В структуре «команды», как правило, существует три уровня иерархии: (1) организационное ядро, включающее в себя руководителей-координаторов, финансовых директоров и агентов, доверенных лиц, пресс-секретарей, на­чальников технических служб (безопасности, транспорта) и т.д.; (2) «узкие специалисты», работающие в рамках определенных направлений (аналитики, создатели имиджа, ответственные за контакты со СМИ, составители речей (спичрайтеры), юристы и т.п.; (3) «подносчики патронов» — сборщики подписей в под­держку выдвижения какого-либо кандидата, расклейщики пла­катов, распространители агитационных листовок и пр. Деятель­ность большинства работников «команды» оплачивается, хотя в третьей, самой многочисленной ее группе бывает немало и во­лонтеров (в странах Запада — до половины их общего числа).

«Мозговой центр» такой команды разрабатывает общую стратегию избирательной кампании в зависимости от круга доступных ресурсов: финансовых, организационных, рекламно-информационных и др. Важнейшими из них ныне признаются, конечно, финансовые ресурсы, складывающиеся из средств, вы­деленных государством, а также добровольных взносов органи­заций и частных лиц. Однако в ряде случаев решающими впол­не могут оказаться и другие источники ресурсов — наличие раз­ветвленного и отлаженного партийного аппарата, использование возможностей структур госадминистрации (что хотя и запреще­но законом, но на практике неизбежно: если переизбирающий­ся президент отправляется в поездку по стране, как отделить его текущую деятельность от предвыборной), поддержка СМИ, нали­чие ярко выраженной «харизмы» у баллотирующегося кандидата.

Инвентаризация основных источников ресурсов очерчивает реальные возможности избирательной команды. Далее в дело вступают аналитики и прогнозисты, задача которых заключается в изучении социально-экономической и политической ситуации в избирательных округах, определении политических настрое­ний и ожиданий электората, «болевых точек» повседневной жизни, которых можно поэксплуатировать для создания образов «борцов за справедливость», и т.п. В компетенцию этих специа­листов также входит определение тех конкретных групп электо­рата, прямое обращение к которым сулит наибольший успех и поддержку. Тут же подключаются к работе и специалисты по опросам общественного мнения, призванные не только отсле­живать предвыборные рейтинги кандидатов, но и в известной мере их формировать.

По результатам проведенного анализа уже окончательно формулируются основные лозунги избирательной кампании, определяются наиболее эффективные «зоны влияния», состав­ляется расписанный по дням «бизнес-план» конкретных меро­приятий по проведению встреч с избирателями, выступлений в СМИ, распространению агитационных материалов, проведению благотворительных акций и пр.

Важной составной частью избирательной кампании является и формирование привлекательного в глазах избирателей поли­тического имиджа кандидата. Считается, что многие избиратели делают свой выбор не столько на рациональном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Иначе говоря, оценивается не программа или «идейная платформа» кандидата, а его внешний облик, манеры, черты характера вроде силы воли, мужест­венности, властности и т.п. Учитывая эту особенность воспри­ятия политической реальности, многие политики не считают зазорным «играть на психологии» избирателя, сознательно куль­тивируя наиболее выигрышные в психологическом плане сторо­ны своей персоны. Конечно, создать пользующийся успехом политический имидж на пустом месте нельзя. Но довести опре­деленные реальные черты личности политика до безусловно впечатляющей величины, фокусируя на них внимание с помо­щью СМИ, вполне возможно.

Общественное мнение всегда приветствует такие черты по­литиков, как интуицию, хозяйственную рачительность и компе­тентность, острое чувство справедливости, решительность, бес­компромиссность и др. И в зависимости от конкретной полити­ческой ситуации начинают эксплуатироваться такие виды поли­тического имиджа, как «крепкий хозяин», «борец с коррупци­ей», «профессионал-прагматик», «отец нации» и пр. Авторитет и влияние носителя такого имиджа — важный ресурс избиратель­ного процесса. Поэтому неудивительно, что специалисты-имиджмейкеры - непременные члены любой сколько-нибудь солидной избирательной «команды».

Принципы деятельности такого рода команды профессиона­лов, организующей и связывающей воедино все процедуры предвыборного и собственно выборного процессов, и охватыва­ется понятием «избирательная технология». Практически во всем цивилизованном мире данная сфера деятельности является по­лем приложения усилий не только официальных партийно-политических структур, но и мощного частного бизнеса. Имен­но он поставляет на своеобразный «политический рынок» мно­гочисленных специалистов по политической рекламе, имид­жмейкеров, аналитиков, консультантов и т.д. Примерно такая же выборная инфраструктура начинает сегодня складываться и в России. Но как и в любом новом деле, здесь есть свои издерж­ки. Недостаточная законодательная проработка избирательной процедуры способствует появлению приемов, которые никак нельзя отнести к честной политической конкуренции: это и не­прозрачность источников финансирования партий и отдельных политиков, и разнообразные предвыборные «фокусы» типа вы­движения в одном округе однофамильцев известных политиков или использования механизма досрочного голосования для кон­троля волеизъявления избирателей и пр. Однако, несмотря на все издержки, главное достижение российского избирательного процесса 90-х годов — конкурентность, состязательность изби­рательной процедуры, реальность политического выбора — от­рицать невозможно.

Лоббирование. Эта политическая технология скопирована у нас с западного образца. Английское слово «lobby» означает «коридор», «вестибюль», а в отношении к парламенту — его ку­луары. В политической же лексике термином «лоббизм» обозна­чают особый механизм воздействия на властные структуры, це­лью которого является принятие того или иного законопроекта, выгодного определенным социальным группам.

Первоначально лоббизм понимался как вид теневой, заку­лисной политики и считался чем-то предосудительным, вроде коррупции. Однако, осознав, что извести эту форму давления на законодателей все равно не удастся, ее решили легализовать, ограничив законом приемлемые формы и условия воздействия на депутатов. В США, например, лоббирование считается ле­гальным видом профессиональной деятельности с 1946 г. А в 1995 г. там был принят специальный закон об открытости лоб­бирования (Lobbying Disclosure Act), в соответствии с которым от лоббистов требуется указывать своих клиентов и раскрывать финансовую сторону взаимодействия с ними. Закон также огра­ничивает лоббирование в пользу иностранных государств, пре­дусматривает наказания за возможные фальсификации и т.д.

Законодательно урегулирован этот вопрос и в Германии. В соответствии с немецким законодательством, например, лю­бое объединение или его представитель, если они желают полу­чить доступ к парламенту и правительству, обязаны опублико­вать сведения о себе в специальном «лоббистском списке», а депутаты бундестага в свою очередь должны в специальном по­рядке регистрировать все данные о своих прежних и нынешних контактах с лоббирующими организациями. Такой подход по­зволяет в определенной мере контролировать лоббизм. Закон о лоббизме прорабатывается и в российской Государственной Думе.

Лоббисты как представители различных групп интересов (экспортеров-импортеров, ВПК, АПК и др.) действуют, как правило, изнутри властных структур. Они обрабатывают парламентариев или чиновников исполнительной власти как обыч­ными рациональными аргументами, так и манипулированием финансовыми средствами различных фондов, обещаниями под­держки в избирательных кампаниях или при проведении других законопроектов. В арсенале средств современных лоббистов -продвижение нужных лиц на ответственные должности в систе­ме законодательной и исполнительной власти, воздействие на общественное мнение через СМИ, членство во влиятельных ор­ганизациях различного профиля, активное участие в престиж­ных мероприятиях и т.д.

Несмотря на то что далеко не во всех странах лоббизм офи­циально признан и легализован, его все же следует признать важным элементом функционирования демократической поли­тической системы. Эта политическая технология создает воз­можность цивилизованного выражения интересов различных социальных групп, обеспечивает представителей власти ценной информацией социально-экономического толка, служит кана­лом связи групп интересов и государственных структур.

29. Политическая культура: сущность, содержание, типология, пути формирования.

 

Культура политическая, будучи фрагментом культуры общей, должна включать в себя как определенные по­литические ценности, так и способность людей к их созданию, усвоению и использованию.

Феномен политической культуры не сводит­ся только к духовным проявлениям политической жизни, но обязательно включает в себя по меньшей мере три компонента:

- культуру политического сознания (знания, представления, убеждения, идеологии, установки, ценности и т.д.);

- культуру политического поведения (обычаи, традиции, нор­мы, конвенциональные формы политического участия, стандарты профессиональной политической деятельности);

- культуру функционирования политических институтов (эф­фективность и стабильность избирательной, партийной, го­сударственной систем, способов разрешения политических конфликтов, практика принятия важных политических ре­шений и пр.).

Три выделенные подсистемы политической культуры состоят из множества разнообразных элементов. К наи­более важным из них, определяющим структуру и характер кон­кретной политической культуры, обычно относят следующие:

• знание политической реальности на теоретическом и обыденном уровнях;

• политические ценности, ценностные ориентации и обще­принятые оценки состояния и перспектив развития поли­тической системы и ее отдельных элементов;

• накопленный политический опыт, воплощенный в опре­деленных умениях, навыках, привычках, обычаях, тради­циях, ритуалах и т.д.;

• политическую веру, убежденность в истинности своих знаний и обоснованности ценностей;

• определенные модели, общепринятые образцы политиче­ского поведения;

• нормы, регулирующие политическое поведение как в профессиональной политической среде, так и вне ее;

• используемые средства политической коммуникации;

• практику функционирования политических институтов (государства, партий, групп интересов);

• определенное соотношение гражданского общества и по­литической системы и др.

Данный набор элементов представляет собой формальную структуру политической культуры. Специфику же ее в каждом конкретном случае определяют степень сложности каждого из этих элементов, их различная системная конфигурация, соот­ветствие другим, неполитическим сторонам общей культуры.

Таким образом, политическую культуру можно определить как исторически сложившуюся систему политических знаний и убеждений, норм и ценностей, воплощающихся в политическом поведении людей и практике функционирования политических институтов.

Главное назначение политической культуры -культуры обеспечение воспроизводства политической жизни на основе преемственности, передача политических норм и ценностей от одного поколения к друго­му. (При этом распространение таких ценностей вовне, на дру­гие социальные общности, тоже приветствуется.)

Во исполнение этой основной задачи политическая культура выполняет ряд важнейших функций, среди которых обычно вы­деляют следующие:

(1) интеграцию - политическая культура сплачивает обще­ство, делает его единым целым, обеспечивает соразмерность гражданского общества и государства; осуществляется все это главным образом на основе ценностного консенсуса, т.е. при­знания большей частью общества консолидированного набора политических ценностей, а также через стандартизацию норм политического поведения;

(2) социализацию - процесс усвоения индивидом норм и ценностей политической культуры, в результате чего человек адаптируется к политической жизни, получает возможность реа­лизовывать свои интересы и цели внутри политической систе­мы, действуя по принятым в ней правилам и образцам;

(3) идентификацию - имеется в виду обретение индивидом ощущения принадлежности к какой-либо политической общно­сти, чувства единения с другими на основе общности положе­ния, интересов и целей; определение своего места в политиче­ской «системе координат» позволяет человеку рационально про­считывать свои политические возможности; кроме этого, осоз­нание своей идентичности, общности с группой является удов­летворением базовых потребностей человека не только в груп­повой принадлежности, но и в предполагаемой социально-политической защищенности;

(4) коммуникацию — циркулирование информации по кана­лам политической культуры с использованием особой лексики, символики, ритуалов и других средств общения; развитость ка­налов и средств политической коммуникации позволяет поли­тической культуре функционировать более эффективно; основные способы коммуникации: через СМИ, общественно-политические организации, неформальные контакты и другие коммуникативные ситуации (встречи политических лидеров с народом, голосование, письма поддержки или протеста и т.д.);

(5) политическую ориентацию — политическая культура снаб­жает человека этакой политической навигационной картой, объ­ясняя смысл существования политических институтов, действий политических лидеров, возможных последствий политического участия или неучастия самого индивида, т.е. расставляя некие ори­ентиры на извилистом политическом пути каждого гражданина.

Объем и соотношение данных функций в политической культуре более или менее стабильны, а их эффективность взаи­мозависима. Так, если не развиты каналы политической комму­никации, возникают затруднения и с интеграцией - противо­борствующим политическим группам труднее достигать взаимо­понимания и согласия относительно политических ценностей, устройства политических институтов или целесообразности тех или иных действий.

В политической культуре выражены как статический, так и динамический аспекты функционирования политической систе­мы. Ибо культура — это в первую очередь сохранение ценностей, формирование традиций. Однако политическая культура сущест­венно зависима от общей культуры. И если последняя приобрета­ет инновационный характер (как, скажем, в Новое время в евро­пейском регионе), то соответствующий настрой возникает и в политической культуре. Так что она может быть как нейтрализа­тором, так и катализатором политических изменений.

Политическая культура является результатом жизнедеятельности какой-либо социальной общности, в современных условиях - в ос­новном национальной. Однако любая нация в свою очередь дифференцируется на множество разнообразных социальных групп - классовых, региональных, поколенческих и т.д. Осо­бенности консолидации и функционирования данных групп, появление у них собственных, не совпадающих с общими инте­ресов обязательно сказывается на их ценностных ориентациях, нормах и образцах поведения. Это делает правомерным выделе­ние в общенациональной политической культуре групповых субкультур. Данное понятие призвано подчеркнуть особенности субкультуры политических убеждений, ориентации и моделей поведения, обусловленных положением той или иной группы в общей со­циальной структуре.

Так, в политологических исследованиях принято выделять следующие политические субкультуры:

• социально-классовые (буржуазная, пролетарская, крестьян­ская);

• этнические (в многонациональных государствах);

• региональные (городские, сельские, регионов промышлен-но развитых и не очень);

• религиозные (христианские, мусульманские);

• поколенческие (молодежные, лиц среднего и старшего по­колений);

• элитарные и т.д.

Наличие в общей политической культуре множества субкультур, с одной стороны, свидетельствует о ее развитости, зре­лости, а с другой — является дополнительным источником кон­фликтов, требующих значительных усилий по их разрешению. При этом в разных странах весомость и влияние различных по­литических субкультур могут сильно отличаться. Например, в Северной Ирландии, странах Ближнего Востока наибольшим политическим влиянием обладают религиозные субкультуры, во множестве африканских стран - этнические или даже трайба­листские (родовые). В большинстве же наиболее развитых стран на первый план выходят субкультуры политических элит, опре­деляющих основные параметры функционирования стабильных демократических систем.

Различия между политическими субкультурами, равно как и между общенациональными политическими культурами, имеют множество оснований. Но все же главными из них считаются расхождения в базовом элементе всякой культуры - системе ценностей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.011 с.)