Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система голосования в два тураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Голосование в два тура обычно осуществляется по одномандатным округам или по единому (общенациональному) округу. Такой способ голосования предусматривается законом на тот случай, если в первом туре никто из кандидатов не наберет необходимого абсолютного большинства. А это происходит, как правило, очень часто. В этом случае проводится второй тур голосования. Отсюда и название рассматриваемой разновидности системы абсолютного большинства – «двухтуровая система» или «система голосования в два тура».
Справочно По двухтуровой мажоритарной системе абсолютного большинства избирались, например, все президенты Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шарлю де Голлю удалось в первом же туре собрать 78,5% голосов. Все остальные президентские выборы во Франции (за исключением выборов 1996 г.), проводились в два тура. Новая Россия является известным исключением из этого правила. За всю её историю, с 1991 по 2008 г., по двухтуровой мажоритарной системе абсолютного большинства прошло 5 выборов президента. В 4-х из них победитель определялся уже в первом туре (Б. Ельцин в 1991 г., В. Путин в 2000 и 2004 г. и Д. Медведев в 2008 г.).
Схема 5
Второй тур может проводиться в двух вариантах. Вариант первый – на повторное голосование выносятся две кандидатуры, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Избранной во втором туре становится та из них, которая получит большее число голосов. А оно, что очевидно, будет составлять более 50% от общего их количества. Так прошли выборы президента, в частности, в Российской Федерации в 1996г., когда во втором туре за голоса российских избирателей боролись Б. Ельцин и Г. Зюганов. Второй вариант – во втором туре участвуют все кандидаты, преодолевшие в первом туреустановленный законом минимальный процент голосов (например, как уже отмечалось, 12,5% на выборах в нижнюю палату парламента Франции).Избранным становится кандидат, который во втором туре получит относительное большинство голосов. Данная модель применялась и в нашей стране на первых частично демократических выборах Съездов Народных Депутатов СССР и России в 1989 и 1990 годах. Несомненным достоинством двухтуровой системы считается простота и понятность процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный кандидат «формально представляет абсолютное большинство избирателей». Очевидный недостаток выборов в два тура заключён в значительном увеличении затрат на их проведение как со стороны государства, так и со стороны кандидатов. Однако в чём состоит «формальность» абсолютного большинства, на которую обращают внимание политологи? Видимо, прежде всего, в том, что минимальный порог в 50% + 1 голос, достаточный для победы на выборах, сомнительно считать «абсолютным» большинством в строгом смысле этого слова. Ведь и при этой системе число потерянных голосов избирателей может приближаться к 50%, оказаться весьма внушительным. Иными словами, дискриминационный характер плюральной системы (простого большинства) не в полной мере преодолевается системой абсолютного большинства. Воля значительной части граждан может серьезно искажаться и этой избирательной системой. Справочно Один из возможных выходов из этой коллизии предлагает специфическая разновидность мажоритарной системы абсолютного большинства – система квалифицированного большинства. Она ужесточает требование к величине необходимого для победы большинства голосов. Избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов. Это число превышает большинство в 50% + 1 голос (например, 65%), принятое считать абсолютным. Однако такая система используется чрезвычайно редко, поскольку она еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Политическая драма двухтуровой системы абсолютного большинства (и для избирателей, и для кандидатов) разыгрывается в промежутке между 1 и 2 турами выборов. В этот ответственный краткосрочный период производится так называемая перебаллотировка кандидатов. Два кандидата, занявшие по числу собранных в первом туре голосов первое и второе места, готовятся к следующему решающему туру. Остальные кандидаты де-юре отстраняются от дальнейшего участия в выборах. Что же касается граждан, отдавших свои голоса этим кандидатам, то они де-юре и де-факто остаются в избирательном поле. Однако при голосовании во втором туре им приходится изменять своим первоначальным предпочтениям, выбирая среди тех двух кандидатов, против которых они фактически проголосовали в первом туре. Поэтому д вухтуровая система голосования не гарантирует, что логика предпочтений корпуса избирателей, демонстрируемая ими в первом туре, подтвердится и во втором – решающем туре выборов. Результаты двухтуровых выборов подчас получаются неожиданными и даже парадоксальными. На президентских выборах 1986 г. в Португалии социалист Соареш собрал в первом туре 25,4% голосов, тогда как его конкурент консерватор Амарал – почти в два раза больше – 46,3%. Однако последний оказался неприемлем для кандидатов, выбывших из предвыборной гонки в первом туре и, главное – для их сторонников-избирателей. И во втором туре Соареш одерживает сенсационную победу, получив 51,4% против 46,8% у его оппонента, и становится президентом страны. Подобные более или менее «неожиданные» итоги двухтуровых выборов не редки. Почему так получается? Для того чтобы найти правильный ключ к поиску предсказуемого исхода второго тура, важно знать специфику той политической задачи, которую призваны решать двухтуровые выборы в системе демократии. По мнению Р. Таагеперы и М. С. Шугарта, цель двухтуровой системы, при которой к участию во втором туре допускаются два и более кандидата, «состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами». В этих «сделках-торгах» между партиями, которые выдвинули своих кандидатов, а также в электоральном поведении избирателей – сторонников кандидатов, оставшихся за бортом второго тура предвыборной гонки, и следует прежде прочего искать ключ к ответу и на более широкий вопрос. Он заключается в уяснении специфики участия в двухтуровых выборах: а) партий, выдвинувших своих кандидатов, и б) избирателей, а также возможных политических последствий таких выборов для их участников, демократических институтов общества и государства в целом. а) Политические партии в первом туре ведут борьбу за голоса избирателей и друг с другом за власть. Во втором туре они, как правило, занимаются «торгами» между собой с целью договориться (заключить «сделку»), какому из оставшихся партийных кандидатовперейдут голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса “чужому” кандидату. “Торги” между партиями зачастую принимают форму заключения соглашений о взаимной поддержке кандидатур. В таких соглашениях закладываются основы парламентских блоков и коалиций, что считается одним из важнейших политических следствий и преимуществ двухтуровой системы по сравнению с плюральной. Хрестоматийным примером в этом отношении является Франция, где «торги» партий между турами стали политической традицией. Французские социологи сходятся на том, что в условиях Пятой республики сосуществование двух основных политических блоков – правого и левого, – является прямым результатом мажоритарной системы голосования в два тура, когда во втором туре на выбор избирателю остается лишь два кандидата, набравшие в первом туре большинство голосов. Именно эта, казалось бы, сугубо техническая процедура подачи голосов объединяет партии в два блока: правящее большинство, победившее на выборах, и мощная оппозиция, потерпевшая временное поражение.При этом обеспечивается завышенное представительство победившей на выборах коалиции партий, а внутри этой коалиции – партии, собравшей больше голосов, чем её партнёры по коалиции. Возможность межпартийных соглашений, в свою очередь, является стимулом для сравнительно небольших партий. Для них открывается перспектива отстаивания интересов своих сторонников путём вхождения через предвыборные «торги» в состав правящего или оппозиционного блока крупных партий. Тем самым двухтуровая избирательная система препятствует жёсткой двухпартийности политической жизни, порождаемой плюральной системой, и разрушает её. б) Избиратели. Положительное значение второго тура для избирателей в том, что он заставляет их основательнее подумать перед окончательным выбором. Однако этот процесс у разных групп протекает неодинаково. Те избиратели, партии которых вышли во второй тур, обычно голосуют за них и во второй раз, не изменяя, а укрепляясь в своих первоначальных предпочтениях. Избиратели же, кандидаты которых не прошли во второй тур, оказываются в затруднительном положении. Во втором туре им приходится выбирать из двух партий, против которых они фактически проголосовали в первом туре. Иными словами – выбирать из «двух зол меньшее». Для этих избирателей, количество которых может оказаться весьма значительным, второй тур становится разрушителем их политических идеалов. Одних он вынуждает изменить своим первоначальным предпочтениям, другие – вообще отказываются голосовать во втором туре. Всё это снижает репрезентативность двухтуровых выборов, искажает действительные предпочтения граждан. В целом двухтуровая мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, в сравнении с плюральной, обладает рядом преимуществ: 1.Точнее, адекватнее и полнее, чем плюральная система отражает политические интересы и предпочтения граждан во власти. 2. Сохраняя многопартийность, стимулирует (хотя и весьма своеобразно) развитие демократических институтов в стране. Это приоткрывает дорогу представительству интересов меньшинства во власть. 3. Второй тур заставляет избирателей основательнее подумать перед окончательным выбором, что также немаловажно. Однако и эта система имеет свои недостатки (хотя они здесь проявляются в менее грубой, чем у плюральной модели форме): 1. Она не обеспечивает полного соответствия избранного органа власти действительным предпочтениям всего корпуса избирателей. Даже если по итогам второго тура выборов, где кандидат А получил абсолютное большинство поданных голосов, нельзя быть полностью уверенным, что наилучший, а, следовательно, предпочтительный в глазах народа из всех претендентов именно А, а не Б, Г и т. д. Справочно Справедливости ради отметим, что абсолютно полного соответствия народного избранника действительным предпочтениям всех без исключения избирателей, практически достичь невозможно. Каждый из кандидатов может считаться избранным, и в то же время ни одного нельзя объявить с полным основанием “истинно” народным избранником – таков парадокс всех известных избирательных систем, имеющий название«парадокс Кондорсе – Эрроу».
2. В повторном голосовании обычно участвует меньше избирателей, что может привести к срыву всей избирательной кампании. 3. Необходимость (в подавляющем большинстве случаев) организовывать второй тур, что накладывает дополнительные финансовые расходы на бюджет. Более адекватно отразить выборные предпочтения избирателей в парламенте и одновременно избавиться от второго тура выборов позволяет метод альтернативного голосования. Он лежит в основе особой разновидности системы абсолютного большинства – мажоритарно-преференциальной (иное её название: – «система альтернативного голосования).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.011 с.) |