Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные типы политического участия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует большое количество подходов и схем выделения и описания различных типов политического участия. Мы затронем лишь некоторые основания для классификации форм политического участия. 1. По критерию законностиразличают конвенциональное (законное) и не конвенциональное (незаконное) политическое участие. Конвенциональное участие может осуществляться как «за», так и «против» решений и действий власти, но обязательно – легально, открыто в ненасильственных формах. Формы конвенционального участия: законные выборы и референдумы, членство в легальных политических партиях и общественных организациях, санкционированные законом митинги, демонстрации, забастовки, марши поддержки или протеста и мн. др. Не конвенциональное – незаконноеили осуждаемое обществом по моральным, религиозным или иным соображениям политическое участие. Оно может осуществляться как в ненасильственных, так и в насильственных формах. Среди них: незаконные выборы, митинги, демонстрации, марши, а также бунты, восстания, революции, террор и др. Каждая из этих форм политического участия представляет отдельную научную проблему. Здесь затронем лишь одну из таких форм – политический терроризм, ставший одной из международных проблем современности. Политический терроризм – оппозиционная деятельность экстремистских организаций или личностей, нацеленная на систематическое или единичное применение насилия (или угроз насилия) для запугивания правительств и населения. Методы терроризма весьма многообразны. Среди них – убийства политических деятелей, взрывы транспорта, зданий, захват заложников, угрозы и шантаж, провоцирование вооруженных столкновений и др. Подобные действия чаще всего оправдываются некими «высшими идеями» (нация, суверенитет, религия, свобода, справедливость…) или невозможностью иным образом повлиять на власть. Статистика свидетельствует: руководят террористическими организациями матерые взрослые политики, а их боевое ядро (смертники) составляют, как правило, молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет – сознательные, а чаще – зомбированные идеологические, религиозные или политические фанатики. 2. По движущим силам различают автономное и мобилизационное политическое участие. Автономное – это добровольная, свободная деятельность, преследующая личные или групповые интересы. Оно может быть направлено как на поддержку, так и против существующей власти, ее отдельных решений или действий. Мобилизационное – это принудительное участие в политике. В его основе страх наказания, административного преследования или подчинение традиции, идеологии, партийной дисциплине и т.д. Организуется и направляется, как правило, самой властью в поддержку своих решений, планов или намерений. Мобилизующей силой может быть и партийная, профсоюзная, религиозная и иные виды общественной власти, поддерживающие существующий политический режим или противостоящие ему. Участие в выборах может быть как автономным, так и мобилизационным. 3. По степени активности различают активное и пассивное политическое участие. Активное участие, в свою очередь, подразделяют на постоянное, систематическое или периодическое (что в полной мере относится и к характеристике участия в выборах). Пассивное политической участие называют абсентеизмом. Абсентеизмвыражается вотсутствии, утрате интереса (политический нигилизм, апатия, равнодушие) или уклонении от участия в политической жизни, в том числе и в выборах. Таковы наиболее часто встречающиеся типы политического участия и их основное содержание. Какие и почему типы и формы политического участия характерны для различных политических режимов (тоталитарного, авторитарного, демократического)? Как следует оценивать и относиться к политическому участию:необходимо, полезно оно для общества, народа, государства или вредно; возможно и доступно оно для всех, или только для части граждан; нужно его поддерживать или отвергать? Кто (общество, государство, народ) и в каких типах и формах участия заинтересован, а кто не заинтересован? Две крайние точки зрения на политическое участие: Первая – необходимо а, в конечном счете, неизбежно поголовное участие граждан в политике. Авторы: последователи Ж.Ж.Руссо (руссоисты), марксисты и некоторые другие теоретики. Аргументы сторонников этой позиции сводятся к следующему: политика это управление общественными делами, управление обществом, т.е. делами всех и каждого человека в отдельности. А интересы и потребности народа не может знать лучше никто, кроме самого народа, т.е. всех и каждого взятых вместе. Значит, все должны участвовать в политике, не доверять ее никому. Вторая точка зрения – массовое политическое участие это зло для общества и государства, а для большинства людей оно вообще неинтересно, невозможно и недоступно. А если и доступно, то лишь в отдельных формах, например, только в выборах. Аргументы: масса тупа, эмоциональна и некомпетентна и потому заведет политику в тупик. Массовая политическая активность приведёт общество к охлократии – господству толпы. Слава богу, что для многих политика непостижима и не интересна. Это дело сложное, требующее специальных профессиональных знаний, опыта, навыков и умений, а потому далеко не всем доступно. Известный политолог США Липманн иронически замечает: «Ожидать от среднего американца интереса к делам государства, значит предполагать у него едва ли не патологическую потребность в политических знаниях и действиях». Единственное, что доступно простым обычным гражданам – это участие в выборах и дискуссиях, да и то на добровольной основе, т.е. без какого бы то ни было принуждения. Какая точка зрения правильная? Видимо, ни одна из них, потому что они крайние. На самом деле интенсивность и формы участия граждан в политике, их политическая активность – исторически конкретная величина. Она зависит не от умозаключений и советов «умников», а от многих объективных обстоятельств: от исторических условий и сложившейся ситуации, от масштаба решаемых обществом проблем, от уровня политической культуры и традиций, национальных особенностей страны и т.д. Но общая тенденция такова: чем лучше и стабильнее жизнь, чем крепче уверенность в будущем, чем незначительнее затрагивающие общество проблемы, тем ниже политическая активность граждан, в том числе и их участие в выборах. Активизирует политическое участие кризис. При этом чем шире и глубже кризис или грядущие преобразования, чем туманнее перспективы, чем слабее вера в правительство и в будущее, тем масштабнее и активнее сознательное политическое участие граждан. Народ вовсе не глуп, но политически ленив. «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» – гласит известная русская поговорка. Особая роль среди форм политического участия принадлежит референдумам и выборам. Выборы – это одновременно и общедоступная ненасильственная и наиболее массовая форма политического участия. Участие в выборах не требует от граждан специального образования, особых умений, навыков и способностей, риска быть убитым, раненым, сесть в тюрьму, затрат времени, отрыва от своей работы, семьи, друзей. Между тем посредством выборов решается главный вопрос политики – вопрос о власти. Вот почему, в частности, политология относит выборы к числу основных, ведущих форм политического участия граждан. Важно, однако, иметь в виду, что и в случае с выборами не всё так просто и очевидно, как может показаться на первый взгляд.Перефразируя известную оценку У. Черчиллем демократии, можно сказать: выборы – наихудший способ смены правительства, не считая всех остальных.Наихудший потому, что выборы – также весьма противоречивый и сложный процесс, часто с непредсказуемыми конечными результатами для всех: для избирателей и избираемых, для государства и общества в целом. Так, например, общепринято считать, что без выборов демократия невозможна. Однако механическое толкование зависимости демократии от «выборов вообще», от выборов как таковых, независимо от их характера и принципов организации, неправомерно, потому что не всякие выборы и не всегда ведут к демократии и осуществляются в ее интересах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.009 с.) |