Избирательная система пропорционального представительства: преимущества, недостатки, разновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательная система пропорционального представительства: преимущества, недостатки, разновидности



Общество, как и народ, из которого оно вырастает, по своей структуре крайне неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых имеет свои особые политические взгляды и интересы. Мозаику взглядов и мнений наиболее концентрированно отражают в своих идеологиях и программах политические партии. Поэтому, определяя порядок формирования органов народного представительства, необходимо стремиться, чтобы в них были представлены все основные политические силы общества. Такое, пропорциональное голосам избирателей, представительство и есть основополагающий принцип современной политической демократии.

Среди первых, кто озвучил в 1789г. эту идею, был видный деятель Великой французской революции Оноре Мирабо, который сравнил парламент с географической картой государства. Как на карте, отражающей все особенности рельефа страны, в парламенте должны быть представлены неодинаковые взгляды и интересы различных слоев населения в соответствии с масштабами их распространённости и поддержки в народе.

Практически же эту идею начали воплощать в жизнь столетием позже, когда в некоторых европейских странах появились прообразы современных политических партий и разработаны соответствующие правила проведения парламентских выборов на основе новой избирательной системы пропорционального представительства.

Справочно

В 1891 и 1892 г система пропорционального представительства была введена в ряде кантонов Швейцарии; в 1893 г. она принята в Бельгии, в 1906 г. – в Финляндии (входившей в то время в состав Российской Империи), в 1809 г. – в Швеции. К началу ХХ века насчитывалось более 100 её разновидностей. Ныне она существует в более чем 60 странах мира, включая все континентальные западноевропейские (кроме Франции и Великобритании). С 1993 по 2004 г. на основе этой системы проводились выборы половины, а с 2007 г. – всего состава (450 депутатов) Государственной Думы России. В настоящее время (2009-2010 г.) остро обсуждается вопрос о повсеместном введении этой избирательной системы на выборах представительных органов власти и во всех субъектах Российской Федерации.

Основополагающие принципы

Пропорциональная избирательная система, в сравнении с мажоритарной, в целом более демократична и справедлива. В её основу положен принцип пропорционального представительства в законодательном органе всех существующих в обществе легальных партий, выражающих интересы различных (больших и относительно малочисленных) социальных групп и слоёв населения. Этот общий принцип конкретизируется в следующих общих требованиях (частных принципах) пропорционального метода:

1. Голосование проводится исключительно по партийным спискам, выставляемых на выборы соответствующими партиями или их объединениями, коалициями, блоками. Голосование за отдельных кандидатов, не важно – партийных или беспартийных, не предусматривается.

Справочно

В России любой гражданин вправе участвовать в пропорциональных выборах Государственной Думы, но только в составе списка любой партии. При этом партия обязана рассматривать беспартийного самовыдвиженца для включения в свой федеральный список. Тем самым, хотя и частично, преодолевается слабое место пропорциональной системы, отстраняющей от участия в выборах беспартийных кандидатов.

 

2. При распределении мандатов учитываются голоса всех участвовавших в выборах избирателей, в том числе и тех, которые отдали их партиям, не собравшим большинства голосов. Тем самым в идеале исключается наличие «пропавших голосов», обеспечивается 100%-я представительность избирателей во власти. В некоторых случаях количество таких «пропавших» голосов сознательно сводится к установленному законом уровню от 1 до 8 и более процентов в разных странах. В России этот уровень составляет 7%. Он же является и заградительным барьером для прохождения партий в Государственную Думу. Однако это не меняет сути данного принципа.

Справочно

В Государственной Думе РФ пятого созыва, впервые избранной в 2007 г. по пропорциональной системе, самая высокая в истории России представительность – 93% голосов избирателей реализованы в депутатские мандаты четырёх разных политических партий. И только 7% «пропавших» голосов, отданных семи партиям, не преодолевших заградительного барьера.

 

3. Не только большинство, но и меньшинство избирателей получает возможность иметь своих представителей в парламенте в лице политических партий.

4. Каждая партия должна получать такую долю депутатских мандатов, которая соответствует (пропорциональна) доле поданных за нее голосов. Если партию А поддержали, к примеру, каждый из пяти проголосовавших избирателей, т.е. 20% их общей численности, то и 20% (1 из 5) депутатских мандатов должны быть отданы этой партии.

5. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между кандидатами, включёнными в её партийный список.

Преимущества и недостатки

Основные и бесспорные преимущества пропорциональной системы заключены в её базовых принципах (см. выше, пункты 2, 3 и 4). Это отсутствие (или незначительное число) выпадающих голосов и представительство в парламенте всех избирателей – не только большинства, но и меньшинства. Другие достоинства этой избирательной системы, свидетельствующие о её значительно более демократическом и справедливом, чем у мажоритарной характере, состоят в следующем:

1. Пропорциональная система способствует развитию многопартийности, отражающей в идеале весь спектр общественных интересов, без чего полная демократия невозможна. Открывая реальную возможность результативного участия в выборах даже малым партиям, она наполняет политическим смыслом их существование. Более того, она вынуждает людей не замыкаться в рамках «кабинетных» партий, а стремиться к созданию новых самостоятельных и мощных политических организаций граждан. Именно «вынуждает», потому что реализовать свои идеи во власти иначе как через партию ни политическим деятелям, ни рядовым гражданам при этой системе практически невозможно.

2. Обеспечивает систему обратной связи между государством и институтами гражданского общества, содействуя политическому плюрализму. Крупные партии обладают собственным мощным потенциалом политического влияния. Они, если и заинтересованы взаимодействовать с различного рода общественными организациями (предпринимательскими, творческими, правозащитными и т.д.), то устанавливают связи преимущественно с их центральными органами. Малые же партии вынуждены завоёвывать доверие «низового» слоя гражданского общества и более заинтересованы в его всестороннем развитии и общественно-политической дифференциации.

Система пропорционального представительства, преодолевая явную несправедливость мажоритарной системы по отношению к меньшинству избирателей и малым партиям, имеет и свои недостатки:

1. Пропорциональная система не гарантирует формирования стабильной, дееспособной власти. При определённых условиях онанесёт с собой угрозу перманентных парламентских и правительственных кризисов, негативно сказывающихся на всех сферах жизни государства, общества и личности. Её главное противоречие в том, что, основываясь на высоких принципах демократии и справедливости, она может дать народу власть, «беременную» кризисами, что чревато возвратом страны к авторитаризму или же погружением в пучину безвластия, анархии и распада.

Какие политические условия способствуют подобной угрозе? В каждой отдельно взятой стране они своеобразны. Однако есть и нечто общее – это господство в обществе множества мелких, слабоструктурированных партий при отсутствии одной или двух доминирующих или хотя бы относительно крупных партий. Выборы по пропорциональной избирательной системе отобразят точно такой же «партийный рельеф» и в парламенте. Карликовые партии создадут в нём столь же карликовые, противостоящие друг другу парламентские фракции.

Справочно

В польском Сейме (парламенте) 460 депутатских мест. В 1989 – 1993 гг. одна из крупных фракций Сейма насчитывала менее полутора десятков депутатов. Положение удалось исправить введением на выборах следующего состава парламента высокого заградительного барьера для партий.

 

Такой «квазидемократический» парламент будет неспособен сформировать дееспособное правительство и плодотворно с ним взаимодействовать, конструктивно обсуждать и консолидировано принимать общественно-важные решения и законы. Объединение же разнородных по своим целям карликовых фракций в искусственное парламентское большинство часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей малых партий, используется заградительный барьер (или, одно и то же – пункт, оговорка). Он представляет собой минимальный процент голосов, который должна собрать партия для того, чтобы получить право участия в распределении депутатских мандатов.

 

Справочно

Одной из первых заградительный барьер в виде 5% оговорки установила Федеративная Республика Германия. В дальнейшем он стал применяться довольно широко, включая постсоциалистические страны, и обычно колеблется от 3 до 5%. В Польше же с 1993 г. для выборов по территориальным избирательным округам он составляет от 5 до 8%, а по всепольскому округу – 7%.

Таким способом малые партии, не пользующиеся доверием необходимого числа избирателей, отсекаются от парламента. Мандаты же, которые могли бы им достаться, фактически распределяются между другими партиями. Так разрешается противоречие между справедливостью и целесообразностью. Хотя справедливость при этом оказывается весьма условной.

В странах со сложившейся партийной системой ущерб для демократии от заградительного барьера незначителен. Там же, где стабильной партийной системы ещё нет, он может быть весьма серьёзным, «работая» против формальной парламентской демократии, механически оценивающей себя по принципу «больше фракций – больше демократии».

2. Ещё одна слабость пропорциональной системы в том, что она лишает избирателей возможности определять персональный состав корпуса народных избранников. Поскольку прямое самовыдвижение кандидатов пропорциональная система не допускает, избиратель вынужден выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе, а исключительно между партиями (блоками, объединениями), их партийными списками. Между тем в партийных списках избирателю известны, в лучшем случае, несколько лидеров. Голосуя за список, он «пропускает» в парламент и таких личностей, которых не знает, а то и не доверяет им. А люди в списке, по различным причинам, могут оказаться самые разные. Например, нужные партийным функционерам, но далёкие от нужд страны и простых граждан.

3. С голосованием за список связана ещё одна проблема – фактическое лишение избирателя возможности прямого контакта с избранным им депутатом. Между ними встаёт партия, к которой голосовавшему за неё гражданину теперь нужно обращаться со своими проблемами и предложениями. Существуют, правда, местные отделения, через которые можно связаться и с партией. Однако прямые человеческие контакты с депутатом, несомненно, были бы желательнее и, как обычно полагает рядовой избиратель, – эффективнее. И хотя подобное мнение не бесспорно (независимый, «политически одинокий» депутат по сравнению с партийным, обладает незначительными возможностями в решении крупных общественно значимых проблем), психологически понять это рядовому избирателю не всегда легко.

4. Списочное голосование и самих депутатов отрывает от избирателей, ставя их в прямую зависимость от своих партий. Высокая зависимость от своей партии лишает депутата личной свободы при голосовании в парламенте. В случае «плохого» с точки зрения партийных руководителей поведения, партийный депутат может и не обнаружить в списке родной партии свою фамилию накануне следующих выборов.

Таковы самые общие базовые принципы, а также основные сильные и слабые стороны пропорциональной избирательной системы.

О разновидностях

На принципах и с учётом плюсов и минусов пропорциональной системы основываются и выстраиваются её многочисленные разновидности. К началу XX века их насчитывалось более сотни. Сегодня, по некоторым данным – их более 150 [13]. Каждая из разновидностей в большей или меньшей степени соответствует общему идеалу строго пропорционального представительства избирателей в выборных органах власти. Отклонения от идеала объясняются многими причинами: от специфики общественно-политического устройства, конкретно-исторических условий, традиций и решаемых страной (регионом) задач своего политического развития, до чисто технологических (математических) проблем, связанных с невозможностью достичь распределения мандатов между партиями абсолютно пропорционально числу полученных ими голосов избирателей.

Некоторые основания для классификации разновидностей пропорциональной избирательной системы внимательный читатель должен был уже заметить, знакомясь с лежащими в её основе принципами, равно как с её достоинствами и недостатками. В числе таких оснований – наличие или отсутствие заградительного барьера, количество избирательных округов, различия в способах распределения мандатов между партиями, в формировании партийных списков и персональном распределении мандатов между кандидатами внутри партий и многие другие. Несколько подробнее рассмотрим лишь отдельные из них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.067 с.)