Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достоинства и недостатки прямой, плебисцитарной иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Представительной форм демократии Свою суверенную власть народ может осуществлять в трёх основных формах – прямой, плебисцитарной или представительной демократии. Прямая демократия Прямая демократияполностью совпадает с идеалом народовластия. Она выражается в праве и реальной возможности для всех граждан самим предлагать, разрабатывать, участвовать в обсуждении и принятии законов или иных общественно значимых решений, а также в контроле их выполнения. Такая форма демократии доминировала лишь в сравнительно небольших по площади и количеству населения самоуправляемых городах-полисах (античная демократия в Афинах), а также в средневековом Новгороде (вечевая демократия).
Справочно В древнегреческих городах-государствах насчитывалось, по некоторым оценкам, не более 8–10 тысяч жителей. При этом женщины, дети и рабы, составлявшие, что очевидно, подавляющее большинство городского населения, не считались гражданами и не имели права участвовать в управлении жизнью города. Не менее социально ограниченной была и средневековая демократия в Великом Новгороде. Право решающего голоса на общегородских Вече (собраниях, напоминающих современные митинги), на которых обсуждались и принимались решения, касающиеся всех жителей, имела незначительная часть горожан, умещавшаяся на сравнительно небольшой городской площади. Прямая демократия, как постоянно действующий институт, предполагала наличие высокого уровня материальной обеспеченности и экономической независимости граждан. Гражданином, т.е. полноправным жителем древних Афин или Рима мог быть только тот горожанин, который мог себе позволить повседневно не заботиться о «куске хлеба» для себя и своей семьи, т.е. физически не работать. Этим «недостойным» делом занимались его рабы. Только в этом случае хозяин мог быть политиком (греч. – политесом), т.е. на равных участвовать в управлении общественными делами полиса – заседать, спорить, голосовать, принимать решения, контролировать их исполнение и т.д. В наше время, когда процесс управления значительно усложнился, прямая демократия возможна лишь в небольших коллективах или поселениях, да и то при условии, что принимаемые решения достаточно просты и не требуют для своей подготовки специальных знаний. Сегодня прямая демократия распространена преимущественно на уровне местного самоуправления. Например, в североамериканских и швейцарских общинах или в израильских кибуцах – небольших поселениях коммунистического типа. Прообразами института прямой демократии в России являются сельские и деревенские сходы, собрания жителей городских кварталов, дворов и подъездов, решающих текущие вопросы совместного проживания. Сильной стороной прямой демократии является её полное совпадение с идеалом, т.е. с властью народа (при условии, конечно, если понятие «народ» подразумевает всё население). Её слабости заключаются в физической невозможности для всех граждан на постоянной основе участвовать в управлении общественными делами, т.е. заниматься политикой и быть профессионально компетентными во всех вопросах общественной жизнедеятельности людей, проживающих на больших территориях. Особенно острой проблемой для прямой демократии является подверженность массы сиюминутным порывам, эмоциям, идеологическим и религиозным пристрастиям, зависти к успеху, богатству и прочим людским порокам. Ещё Платон в своем известном сочинении «Государство» предупреждал, что из-за господства присущих толпе ложных мнений демократии угрожает потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей. «Наглость, – писал он, – они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством». Противоречивость массового сознания и поведения заметно обостряется в условиях экономических и социальных кризисов. В результате демократия вырождается в охлократию, т.е. становится властью толпы – властью жестокой и неразумной, которуюПлатон называл тиранией. В его описании – это наихудший вид государственного устройства, где царит беззаконие, уничтожаются люди – реальные и потенциальные противники режима. Собственно охлократической тиранией масс и завершились демократии античности, после чего даже само понятие демократии на две с половиной тысячи лет было предано забвению. В современных государствах, занимающих огромные территории с многомиллионным населением, прямая демократия как господство масс невозможна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.208.127 (0.006 с.) |