Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройство государства устройство государства
Конфедеративное устройство государства
Унитарное государство Унитарное государство – политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных образований, не обладающих собственной государственностью (политической и юридической самостоятельностью). Это самая простая форма государственного устройства.Она распространена, как правило, среди относительно небольших по территории и преимущественно мононациональных по составу населения государств. Подавляющее большинство современных государств – унитарные. Примеры: Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия, а также Франция, Швеция, Япония и многие другие государства.
Отличительные признаки унитарного государства: 1. Единые для всех территориальных образований государства конституция, законодательство и судебная система. Административно- территориальные образования (области, графства, провинции и пр.), в том числе относительно автономные, не имеют своих конституций, законодательства, судопроизводства. Они руководствуются единой для всех конституцией и законами, спускаемыми «сверху» верховной государственной властью. 2. Единое гражданство для всех территориальных образований, находящихся в границах данного государства. 3. Единая система органов государственной власти, которым подконтрольны и от которых зависимы все территориальные административные органы управления (иногда даже такие внешне солидные как региональные парламенты и правительства). Таким образом, главная отличительная черта унитарных государств – высокая степень централизации государственной власти сверху донизу, отсутствие какой бы то ни было государственной самостоятельности у территориальных органов управления. Отсюда вытекает главное функциональное преимущество унитарного государства– высокаяуправляемость подвластных территорий.Как утверждал ещё Ф. Вольтер: «Маленькие машины работают лучше больших, потому что в последних сильнее трение. Так же и относительно государств». Высокая управляемость достигается благодаря минимизации самостоятельности промежуточных органов управления, находящихся между высшей государственной и местной властью.
Недостаток унитаризмазаключён внеспособности государственной власти при принятии и реализации законов, других общегосударственных нормативных актов в полной мере учитывать специфику территорий ипроживающего на них населения (национальный состав, традиции, обычаи, язык, религию и т.д.).А это чревато политической нестабильностью и даже вооружёнными выступлениями (примеры: североирландцы в Великобритании, баски – в Испании, требующие большей политической самостоятельности, а то и полной государственной независимости). Частично устранить слабости и одновременно сохранить преимущества унитаризма позволяет федеративное устройство государства. Федеративное государство Федерация (от лат. – договор, союз, соглашение) – союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих относительной юридической и политической самостоятельностью. В отличие от унитарного (простого), это весьма сложное государственное устройство. Оно свойственно, как правило, крупным или многонациональным государствам, которыми трудно управлять из единого центра. Примеры: Россия, США, Германия, Канада, Индия, Бразилия, Танзания… всего 25 государств в современном мире. Региональные государственные образования, составляющие современные федерации, называются субъектами федерации. В России субъектами федерации (см. Конституция РФ, глава 3)являются: национальные республики (21), края (9), области (46), города федерального значения (2) и более мелкие образования – автономные область (Еврейская) и округа (4) – всего 83 субъекта. В США субъекты федерации называются штатами (50 + 1), в ФРГ – землями (16). Конкретные названия субъектов федерации здесь не так важны. Важно то, что это– государственные образования (а не административные, как в унитарномгосударстве). Можно сказать, что субъекты федерации – это государства, но не вполне самостоятельные, не суверенные, то есть не обладающие верховной и неделимой властью на своей территории.
Характерные признаки федеративного устройства государства: 1. Разделение государственной власти на две части: на власть федерального центра и власть субъектов федерации.Соответственно, государственные полномочия и сферы ответственности подразделяются на: а) федеральные, б) совместного ведения и в) субъектов федерации.
Таким образом, для федеративного государства, в отличие от унитарного, характерно наличие не одного, а нескольких (в зависимости от числа субъектов) органов государственной власти. Это, конечно же, усложняет и ослабляет его управляемость. Однако не настолько, чтобы государственное управление оказалось дезорганизованным. Дело в том, что вес, масштаб, полномочия власти федерального центра и территорий не равнозначны, но достаточно прочно взаимосвязаны. Разъяснение по этому поводу содержится в следующих признаках федерализма. 2. Государственный суверенитет, верховенство власти принадлежит федеральному центру. Это означает, что общефедеральные конституция и законы пользуются приоритетом по отношению к конституциям и законам субъектов федерации. При этом субъекты не отстранены, а на равных участвуют в распоряжении суверенитетом федеральной власти. Для этого в федеральных парламентах имеется специальная палата (верхняя), состоящая из представителей всех субъектов федерации.В США – Сенат, в Германии – Бундесрат. В России – это Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания, т.е. парламента. В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта федерации: по одному от исполнительного и законодательного органов государственной власти субъектов. Верхние палаты парламентов, обладающие значительными властными полномочиями, включая отрешение от должности федерального президента, а также порядок их формирования как раз и представляют те политико-правовые механизмы, посредством которых учитываются и согласовываются интересы всех субъектов федерации при реализации суверенитета федеративных государств[4]. Суверенитет федеральной власти политически скрепляет федерацию, повышает её управляемость. Как только принцип верховенства федеральной власти по отношению к власти субъектов подвергается сомнению, федерация рассыпается. Так случилось в начале 90-х гг. с СССР. Так чуть было не произошло и с Российской Федерацией после объявленного тогдашним президентом Б. Ельциным так называемого «парада суверенитетов». Чёткая принадлежность государственного суверенитета исключительно федеральной власти важна и для международных отношений. Она означает, что только федеральные органы уполномочены заключать международные договоры, представлять федерацию и её политическую позицию на международной арене. Поэтому, например, жесткие заявления по поводу споров о принадлежности Севастополя руководителя одного из субъектов РФ не являются и не могут быть официальной позицией Российской Федерации. Такую позицию могут излагать только уполномоченные на то федеральной конституцией должные лица федерального центра. 3. Важнейшие сферы государственной жизни находятся в исключительном ведении федерального центра. Это объединяющие и скрепляющие федерацию единые: социально-экономическое пространство («рынок без границ»), денежная, налоговая и таможенная системы, системы обороны и госбезопасности, сфера международных отношений, федеральное гражданство, а также общегосударственный язык и другие.
4. Наличие у субъектов федерации государственной самостоятельности, ограниченной только федеральной конституцией. У субъектов федерации имеются собственные законодательные (парламенты), исполнительные (президенты или губернаторы, правительства) и судебные органы власти, свои конституции (или уставы) и законодательства, собственные бюджеты, налоги, а иногда свои гражданство и государственные языки наряду с общефедеральным. При этом вне пределов ведения федерального центра и его полномочий по предметам совместного с субъектами ведения субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти. Столь широкая самостоятельность субъектов, конечно, усложняет управление страной, но зато позволяет учитывать национальные, исторические, природно-климатические и иные особенности территорий и традиции населения субъектов федерации. А это, в конечном счёте, также придает федеративной форме государственного устройства политическую стабильность, устойчивость и долговечность. Сильной стороной федерализма является относительная прочность и стабильность единого союза государств, способного учитывать особенности и интересы входящих в него территорий. Главная его проблема – сложности согласования интересов между центром и регионами, рационального разделения полномочий, сфер ответственности и бюджетов.
Справочно Существует три наиболее распространённые формы федерализма – договорная, централистская и кооперативная. Они отличаются политико-правовыми механизмами взаимодействия властных структур разных уровней, определяющих степень централизации государственной власти сверху донизу. Договорная форма рассматривает федерацию в виде объединения государственных образований, которые передают на основе федеративного договора некоторые права в ведение новообразованного центрального правительства. При этом все вопросы жизнедеятельности федеративного государства подпадают под совместное регулирование, осуществляемое под эгидой центра. Такая модель федерации характерна, в частности, для России. Централистская форма федерации основывается на том, что вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных частях союзного государства должна осуществляться на основе решений федеральных органов власти, призванных выражать общенародные, общенациональные интересы. Такая модель федерации с принципом приоритета нации сформировалась в США, прослеживается она также в государственном устройстве ФРГ и Австрии.
Кооперативная форма федерации основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации. Здесь акцент делается не на разработке юридических механизмов и процедур, регулирующих компетенцию различных уровней управления, а на механизме, способствующем выявлению и согласованию взаимовыгодного сотрудничества между властными структурами государства. Каждая форма федерализма также имеет свои отличия, связанные чаще всего с национальными особенностями государств. Так, Российская Федерация имеет многоуровневую, сложносоставную структуру, состоящую как из национально -территориальных субъектов (национальные республики и округа, а также Еврейская автономная область), так и из административно -территориальных субъектов (края, области и два города федерального значения). Для повышения управляемости из центра столь сложным государственным устройством в Российской Федерации созданы 8 федеральных округов, с назначением во главе каждого из них Полномочного представителя центра, подчиняющегося только Президенту России. В этих же целях – укрепления вертикали федеральной власти, принято решение выбирать президентов национальных республик и губернаторов не прямым голосованием избирателей, а законодательными органами субъектов из числа кандидатур, предлагаемых Президентом России. В 2009 году эта процедура дополнена правом выдвижения соответствующих кандидатур политическими партиями, получившими большинство на выборах депутатов региональных парламентов. Наконец, существует и концепция глобального федерализма (Манифест Вентотена, 1941 г.), предлагающая организацию мирового сообщества государств во главе с всемирным правительством. Часть проектов федерализации мирового сообщества осуществляется сегодня под эгидой ООН. Однако, в целом, концепция глобальной федерации пока является утопической, она не может быть реализована из-за огромного разрыва в уровнях экономического, политического и социального развития различных народов и государств земного шара.
Конфедерация
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.009 с.) |