Устройство государства устройство государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство государства устройство государства



 

Конфедеративное

устройство государства

 

 

Унитарное государство

Унитарное государство – политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных образований, не обладающих собственной государственностью (политической и юридической самостоятельностью). Это самая простая форма государственного устройства.Она распространена, как правило, среди относительно небольших по территории и преимущественно мононациональных по составу населения государств. Подавляющее большинство современных государств – унитарные. Примеры: Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия, а также Франция, Швеция, Япония и многие другие государства.

 

Отличительные признаки унитарного государства:

1. Единые для всех территориальных образований государства конституция, законодательство и судебная система. Административно- территориальные образования (области, графства, провинции и пр.), в том числе относительно автономные, не имеют своих конституций, законодательства, судопроизводства. Они руководствуются единой для всех конституцией и законами, спускаемыми «сверху» верховной государственной властью.

2. Единое гражданство для всех территориальных образований, находящихся в границах данного государства.

3. Единая система органов государственной власти, которым подконтрольны и от которых зависимы все территориальные административные органы управления (иногда даже такие внешне солидные как региональные парламенты и правительства).

Таким образом, главная отличительная черта унитарных государств – высокая степень централизации государственной власти сверху донизу, отсутствие какой бы то ни было государственной самостоятельности у территориальных органов управления.

Отсюда вытекает главное функциональное преимущество унитарного государства– высокаяуправляемость подвластных территорий.Как утверждал ещё Ф. Вольтер: «Маленькие машины работают лучше больших, потому что в последних сильнее трение. Так же и относительно государств». Высокая управляемость достигается благодаря минимизации самостоятельности промежуточных органов управления, находящихся между высшей государственной и местной властью.

Недостаток унитаризмазаключён внеспособности государственной власти при принятии и реализации законов, других общегосударственных нормативных актов в полной мере учитывать специфику территорий ипроживающего на них населения (национальный состав, традиции, обычаи, язык, религию и т.д.).А это чревато политической нестабильностью и даже вооружёнными выступлениями (примеры: североирландцы в Великобритании, баски – в Испании, требующие большей политической самостоятельности, а то и полной государственной независимости).

Частично устранить слабости и одновременно сохранить преимущества унитаризма позволяет федеративное устройство государства.

Федеративное государство

Федерация (от лат. – договор, союз, соглашение) – союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих относительной юридической и политической самостоятельностью. В отличие от унитарного (простого), это весьма сложное государственное устройство. Оно свойственно, как правило, крупным или многонациональным государствам, которыми трудно управлять из единого центра. Примеры: Россия, США, Германия, Канада, Индия, Бразилия, Танзания… всего 25 государств в современном мире.

Региональные государственные образования, составляющие современные федерации, называются субъектами федерации. В России субъектами федерации (см. Конституция РФ, глава 3)являются: национальные республики (21), края (9), области (46), города федерального значения (2) и более мелкие образования – автономные область (Еврейская) и округа (4) – всего 83 субъекта. В США субъекты федерации называются штатами (50 + 1), в ФРГ – землями (16). Конкретные названия субъектов федерации здесь не так важны. Важно то, что это– государственные образования (а не административные, как в унитарномгосударстве). Можно сказать, что субъекты федерации – это государства, но не вполне самостоятельные, не суверенные, то есть не обладающие верховной и неделимой властью на своей территории.

 

Характерные признаки федеративного устройства государства:

1. Разделение государственной власти на две части: на власть федерального центра и власть субъектов федерации.Соответственно, государственные полномочия и сферы ответственности подразделяются на: а) федеральные, б) совместного ведения и в) субъектов федерации.

Таким образом, для федеративного государства, в отличие от унитарного, характерно наличие не одного, а нескольких (в зависимости от числа субъектов) органов государственной власти. Это, конечно же, усложняет и ослабляет его управляемость. Однако не настолько, чтобы государственное управление оказалось дезорганизованным. Дело в том, что вес, масштаб, полномочия власти федерального центра и территорий не равнозначны, но достаточно прочно взаимосвязаны. Разъяснение по этому поводу содержится в следующих признаках федерализма.

2. Государственный суверенитет, верховенство власти принадлежит федеральному центру. Это означает, что общефедеральные конституция и законы пользуются приоритетом по отношению к конституциям и законам субъектов федерации. При этом субъекты не отстранены, а на равных участвуют в распоряжении суверенитетом федеральной власти. Для этого в федеральных парламентах имеется специальная палата (верхняя), состоящая из представителей всех субъектов федерации.В США – Сенат, в Германии – Бундесрат. В России – это Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания, т.е. парламента. В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта федерации: по одному от исполнительного и законодательного органов государственной власти субъектов. Верхние палаты парламентов, обладающие значительными властными полномочиями, включая отрешение от должности федерального президента, а также порядок их формирования как раз и представляют те политико-правовые механизмы, посредством которых учитываются и согласовываются интересы всех субъектов федерации при реализации суверенитета федеративных государств[4].

Суверенитет федеральной власти политически скрепляет федерацию, повышает её управляемость. Как только принцип верховенства федеральной власти по отношению к власти субъектов подвергается сомнению, федерация рассыпается. Так случилось в начале 90-х гг. с СССР. Так чуть было не произошло и с Российской Федерацией после объявленного тогдашним президентом Б. Ельциным так называемого «парада суверенитетов».

Чёткая принадлежность государственного суверенитета исключительно федеральной власти важна и для международных отношений. Она означает, что только федеральные органы уполномочены заключать международные договоры, представлять федерацию и её политическую позицию на международной арене. Поэтому, например, жесткие заявления по поводу споров о принадлежности Севастополя руководителя одного из субъектов РФ не являются и не могут быть официальной позицией Российской Федерации. Такую позицию могут излагать только уполномоченные на то федеральной конституцией должные лица федерального центра.

3. Важнейшие сферы государственной жизни находятся в исключительном ведении федерального центра. Это объединяющие и скрепляющие федерацию единые: социально-экономическое пространство («рынок без границ»), денежная, налоговая и таможенная системы, системы обороны и госбезопасности, сфера международных отношений, федеральное гражданство, а также общегосударственный язык и другие.

4. Наличие у субъектов федерации государственной самостоятельности, ограниченной только федеральной конституцией. У субъектов федерации имеются собственные законодательные (парламенты), исполнительные (президенты или губернаторы, правительства) и судебные органы власти, свои конституции (или уставы) и законодательства, собственные бюджеты, налоги, а иногда свои гражданство и государственные языки наряду с общефедеральным. При этом вне пределов ведения федерального центра и его полномочий по предметам совместного с субъектами ведения субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Столь широкая самостоятельность субъектов, конечно, усложняет управление страной, но зато позволяет учитывать национальные, исторические, природно-климатические и иные особенности территорий и традиции населения субъектов федерации. А это, в конечном счёте, также придает федеративной форме государственного устройства политическую стабильность, устойчивость и долговечность.

Сильной стороной федерализма является относительная прочность и стабильность единого союза государств, способного учитывать особенности и интересы входящих в него территорий.

Главная его проблема – сложности согласования интересов между центром и регионами, рационального разделения полномочий, сфер ответственности и бюджетов.

 

Справочно

Существует три наиболее распространённые формы федерализма – договорная, централистская и кооперативная. Они отличаются политико-правовыми механизмами взаимодействия властных структур разных уровней, определяющих степень централизации государственной власти сверху донизу.

Договорная форма рассматривает федерацию в виде объединения государственных образований, которые передают на основе федеративного договора некоторые права в ведение новообразованного центрального правительства. При этом все вопросы жизнедеятельности федеративного государства подпадают под совместное регулирование, осуществляемое под эгидой центра. Такая модель федерации характерна, в частности, для России.

Централистская форма федерации основывается на том, что вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных частях союзного государства должна осуществляться на основе решений федеральных органов власти, призванных выражать общенародные, общенациональные интересы. Такая модель федерации с принципом приоритета нации сформировалась в США, прослеживается она также в государственном устройстве ФРГ и Австрии.

Кооперативная форма федерации основывается на социально-экономическом сотрудничестве между федеральным центром и субъектами федерации. Здесь акцент делается не на разработке юридических механизмов и процедур, регулирующих компетенцию различных уровней управления, а на механизме, способствующем выявлению и согласованию взаимовыгодного сотрудничества между властными структурами государства.

Каждая форма федерализма также имеет свои отличия, связанные чаще всего с национальными особенностями государств. Так, Российская Федерация имеет многоуровневую, сложносоставную структуру, состоящую как из национально -территориальных субъектов (национальные республики и округа, а также Еврейская автономная область), так и из административно -территориальных субъектов (края, области и два города федерального значения). Для повышения управляемости из центра столь сложным государственным устройством в Российской Федерации созданы 8 федеральных округов, с назначением во главе каждого из них Полномочного представителя центра, подчиняющегося только Президенту России. В этих же целях – укрепления вертикали федеральной власти, принято решение выбирать президентов национальных республик и губернаторов не прямым голосованием избирателей, а законодательными органами субъектов из числа кандидатур, предлагаемых Президентом России. В 2009 году эта процедура дополнена правом выдвижения соответствующих кандидатур политическими партиями, получившими большинство на выборах депутатов региональных парламентов.

Наконец, существует и концепция глобального федерализма (Манифест Вентотена, 1941 г.), предлагающая организацию мирового сообщества государств во главе с всемирным правительством. Часть проектов федерализации мирового сообщества осуществляется сегодня под эгидой ООН. Однако, в целом, концепция глобальной федерации пока является утопической, она не может быть реализована из-за огромного разрыва в уровнях экономического, политического и социального развития различных народов и государств земного шара.

 

Конфедерация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.009 с.)