Чем определяется легитимность политической власти? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем определяется легитимность политической власти?



Среди большого количества слагаемых, определяющих легитимность власти, следует выделить три основных:

1. Законность власти, то есть она должна быть сформирована в строгом соответствии с предписаниями действующих законов. В монархиях это законы о престолонаследии, в республиках – законы о выборах государственных органов и должностных лиц.

2. Нравственность власти. Важно не только и не просто формально юридическое правомочие власти, но и моральные измерения её деятельности, концентрирующиеся в доверии общества к властным структурам и политическим лидерам. Например, последний российский император Николай II получил высшую государственную власть на законном основании, но, утратив к 1917 году доверие общества, был отвергнут им, т.е. в глазах большинства российского общества лишился моральной легитимности как глава государства, получив в общественном мнении прозвище «Николай кровавый».

3. Рациональность или эффективность власти, т. е. её способность дать обществу то, чего в тот или иной исторический период оно от неё ожидает: прекратить или выиграть войну, остановить спад производства, инфляцию, рост цен, преступность, защитить права человека, повысить уровень жизни и т.д. В этом смысле власть порой может оказаться формально-юридически незаконной, но поддерживаемой значительной частью общества, пользоваться в нём авторитетом и доверием. Подобного рода легитимность иногда возникает даже в диктаторских, авторитарных и тоталитарных политических режимах.

Утрата доверия, лишение власти общественного кредита называется делегитимацией власти.

В зависимости от того, на чем основывается легитимность, М. Вебер различал типы легитимности политической власти (легитимного господства). Сразу отметим, что типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга, проявляясь в деятельности партийного или государственного лидера, равно как и органа власти.

М. Вебер о типах легитимного господства (легитимности власти).

1-й тип – традиционное господство. Основывается на вере не только в законность, но и в священность вековых порядков формирования и функционирования власти. К этому типу легитимности Вебер относил власть старейшин, вождей племен и монархов.

2-й тип – харизматическое господство. Основывается на безграничной вере в конкретного человека – вождя, лидера, руководителя. Харизма (греч. – божественный дар) – экстраординарная способность, свойство, качество личности, выделяющее её среди остальных людей. Харизматический лидер не связан действующими нормами и правилами. Он их разрушитель и именно за это его чаще всего обожает масса, толпа. Она слепо верит и идет за ним в готовности на любые жертвы. Лидер, в свою очередь, верит в свое особое призвание и связан, ограничен в своих действиях и словах любовью толпы. Харизматические лидеры появляются в эпоху кризисов. Кризис – отец харизматических вождей. Их ореол обычно угасает в спокойные времена.

3-й тип легитимности – легальное или рационально-правовое господство. Основывается на признании юридических норм и процедур формирования и деятельности власти. В результате люди подчиняются не личности, а законам, посредством которых личность исполняет предписанные ей властные функции и полномочия. Эта личность – специалист-управленец, осуществляющий предписанные законом властные функции на профессиональной основе. Это наемный политический менеджер, чиновник (или бюрократ – «владеющий столом»). Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Данный тип легитимности власти характерен для демократических политических режимов.

Вебер сформулировал основные требования к чиновнику, актуальные и по сей день:

1) Лично свободен, подчиняется только закону и служебному долгу.

2) Имеет устойчивую служебную иерархию.

3) Имеет твёрдо определённую компетенцию.

4) Работает в силу контракта (на основе свободного выбора).

5) Работает в соответствии со специальной квалификацией.

6) Вознаграждается постоянными денежными окладами.

7) Рассматривает свою работу, службу как единственную или

главную профессию.

8) Предвидит свою служебную карьеру.

9) Работает в полном отрыве от средств управления и без присвоения служебных мест.

10) Подлежит строгой, единой служебной дисциплине и контролю.

Возможна бюрократизация власти. Это происходит, когда чиновники, владеющие властью, превращаются в замкнутую касту, начинают работать «на себя», а не на общество, не на народ, которые их содержат.

Основные способы ограничения бюрократии:

1. Строгие законы, регламентирующие деятельность чиновников.

2. Ротация кадров, т.е. перемещения по горизонтали и вертикали служебной лестницы.

3. Контроль за чиновниками как со стороны специальных государственных институтов (внутричиновничий контроль), так и, особенно, извне – со стороны гражданского общества, включая политические партии, общественные организации, независимые СМИ и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.008 с.)