Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни функционирования политикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Местный (низший) уровень – сфера ответственности муниципальных, местных органов власти: район, город, село, деревня. Политика на этом уровне осуществляется, как правило, индивидами, реже – местными ассоциациями (объединениями жителей). 2. Региональный уровень –сфера ответственности органов государственной власти регионов. Политика здесь осуществляется, прежде всего, региональными представительными (парламентами) и исполнительными (правительствами) органами власти, а также группами и ассоциациями граждан, заинтересованными в развитии регионов или в реализации своих особых интересов на региональном уровне. 3. Национальный уровень – сфера ответственности государства. Политика на этом уровне осуществляется высшими органами государственной власти, политическими партиями и другими общенациональными институтами и субъектами политики. 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политики выступают суверенные, независимые государства. 5. Глобальный уровень, субъектами которого выступают международные организации (например, ООН, ЕС, СНГ, НАТО, ОБСЕ и т.д.). Таковы в самых общих чертах сущность, особенности, структура, функции и уровни функционирования политики как общественного явления.
3. Из истории становления политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины Огромная, верховенствующая роль политики в жизни общества издревле приковывала к себе внимание ученых и мыслителей, пытавшихся понять и объяснить это многогранное явление. Результатом многовековой исследовательской деятельности в этом направлении и явилась система специальных знаний о политике, названная «политологией». Первые представления о политике появились в глубокой древности. Но зародились и развивались они на протяжении тысячелетий в содержании других общественных наук, прежде всего в философии, теологии, этике, истории, социологии. Политология как самостоятельная наука – одна из самых юных и наиболее динамичных среди других общественных наук. Её возраст составляет немногим более 150 лет, ее родина – США и Западная Европа. Только в середине ХIХ в. (1857г.) американский профессор Колумбийского колледжа (ныне – университет) Фрэнсис Лейбер впервые начал читать своим студентам систематический курс, названный им «политическая теория». И уже к концу ХIХ в. в США появляется целая сеть специализированных политических учебных и научных учреждений, а в 1903 г. учреждается Американская ассоциация политических наук, насчитывающая порядка 16 тыс. членов. Справочно Первенство США в оформлении политологии в качестве самостоятельной науки, видимо, не случайно. Дело в том, что североамериканская государственность в отличие от европейской и российской, формировавшихся веками традиционным путем, изначально строилась на основе конституции, предложенной отцами-основателями этого государства. Поэтому в США проблематика, связанная с исследованием закономерностей политической и, особенно, государственной жизни, объективно была наиболее востребованной. Не случаен и тот факт, что именно отцы-основатели и первые президенты США внесли наиболее весомый вклад в становление американской школы политической науки. В Европе политология получает признание и развитие в качестве самостоятельной науки к концу ХIХ – началу ХХ века. Одной из точек отсчета в этом отношении принято считать труд «О демократии в Америке», опубликованный в 1835г. во Франции Алексисом де Токвилем, а также открытый в 1871г. в Париже Институт политических исследований. В этом же ряду рассматриваются и научная деятельность итальянцев Гаэтано Моски, издавшего в 1896 г. свой знаменитый труд «Элементы политической науки», а также Вильфредо Парето и Роберта Михельса – первых разработчиков теории политических элит. С 1949 г. существует Международная ассоциация политической науки. Приступающему к изучению политологии следует иметь ввиду, что она (как в прочем, и большинство других наук об обществе) чрезвычайно пристрастна. Пристрастна настолько, насколько пристрастна сама политика, выражающая противоречивые интересы различных общественных классов, социальных групп и идеологий. Сложность и внутренняя противоречивость политики объясняет существование в политологии огромного количества научных школ, направлений и течений. Они с различных, а то и противоположных позиций объясняют и оценивают одни и те же политические явления и процессы, дают взаимоисключающие рекомендации и прогнозы будущего. Однако именно в этом кажущемся хаотичным многообразии подходов и выкристаллизовывается та доминанта, которая приближает нас к истине. Иного способа познания и понимания политики, являющейся одной из самых остро динамичных и субъективно окрашенных сфер человеческой деятельности, не существует. Те же политологические школы, которые жёстко замыкаются в себе, с порога отвергают любое инакомыслие, руководствуясь узко классовыми, националистическими, культурологическими, идеологическими или иным соображениям, неизменно заходят сами и заводят соответствующую практическую политику в тупик. Об этом, в частности, свидетельствует опыт марксистской политической теории (научного коммунизма), в ряде аспектов не лишённой научной продуктивности. Однако, просуществовав долгие десятилетия в жестких рамках идеологических догм, научный коммунизм утратил свой потенциал. Медленно, но неизбежно он уступил место политологии. В СССР политология формально была признана лишь в 1958 году. Однако в качестве учебной дисциплины стала преподаваться в вузах только с 1989 года. Таким в самых общих чертах представляется заключительный исторический этап становления политологии как науки и её внедрения в качестве учебной дисциплины в вузах. Однако этому заключительному этапу предшествовал длительный исторический процесс вычленения и систематизации знаний о политике из других, ранее обретших статус самостоятельности наук об обществе, длившийся несколько тысячелетий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.117 (0.007 с.) |