Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс (методы) властвованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
S O Ресурсы (возможности, средства) власти Субъект (S) – актор, активное начало власти (человек, организация, государство, международное сообщество (например, ООН, НАТО, СНГ и др.). Качества, необходимые субъекту власти, как минимум: интерес, возможность и способность, а также желание и воля властвовать, компетентность и готовность брать ответственность на себя. Основными субъектами политической власти являются государства и политические партии, которые называют «политическими институтами». К субъектам политической власти также относятся различные общественно-политические организации, политические элиты и лидеры, объединения, движения, союзы. При определенных условиях (например, в ходе революций) субъектом политической власти может выступать и народ. В условиях демократии народ конституируется в качестве единственного «источника власти», выполняя эту свою социальную роль через механизм всенародных выборов и референдумов, а также других форм политического участия. 2. Объект власти ( O) – подчиняющаяся сторона. Подчинение может быть: а) добровольным, возможно даже с желанием подчиняться чужой воле; б) вынужденным, под воздействием силы, страха, нужды; в) сознательным, подчинением по убеждению, пониманию необходимости подчиняться независимо от субъективного желания. Например, военнослужащие в боевой обстановке сознательно идут на смерть выполняя воинский долг; г) основанным на интересе, на выгоде. Например, в бизнесе, на производстве, в учебе и т.д. 3. Ресурсы власти, т.е. имеющиеся у субъекта средства и возможности для воздействия на объект. Виды ресурсов власти весьма многообразны. Они классифицируются по различным основаниям: – По характеру воздействия на объект различают: а) утилитарные ресурсы – материальные и социальные блага. Например, подкуп или наказание рублем, повышение или понижение в должности, предоставление, расширение или сокращение привилегий и т.д.; б) принудительные – физическая сила, закон, административное преследование; в) нормативные – воздействие на внутренний духовный мир людей силой знания, убеждения, авторитета или психологических манипуляций. – По сферам общественной жизни различают: экономические, политические (в т.ч. административные, полицейские, военные), социальные, культурно-информационные или идеологические и иные ресурсы, соответствующие специфике той или иной сферы жизни общества.
Таким образом, ресурсы власти чрезвычайно многообразны. Они классифицируются по различным основаниям в зависимости от видов власти, целей и задач их изучения. На различных этапах человеческой истории первостепенную роль для власти имеют разные ресурсы. Согласно известному футурологу Тоффлеру, на начальных этапах истории это было насилие (преимущественно физическое), затем – богатство, а в постиндустриальный период – знание. Знание – самый фундаментальный ресурс власти, значение которого с течением времени возрастает. 4. Процесс властвования, т. е. методы использования ресурсов в процессе воздействия субъекта власти на объект.Основными методами властвования являются: – Подчинение (как правило, ненасильственный метод властвования). Например, в системах «начальник – подчиненный», «родитель – ребенок», «учитель – ученик» и т.д.). – Принуждение (как правило, осуществляется с помощью насилия – физического, экономического, социального, административного и т.д.). – Убеждение (силой аргументов, примера или авторитета). Убеждение может осуществляться как с целью побуждения к тем или иным действиям (забастовкам, революциям), так и сдерживания стремления к тем или иным поступкам или действиям. Все вышесказанное применимо к любому виду власти как общественного явления. Идет ли речь об экономической власти (т.е. о властных отношениях в сфере производства, распределения и потребления материальных благ), о власти духовной или социальной. Политическая власть – это особый вид общественной власти наряду с экономической, социальной и духовной властью.
2. Основные формы и отличительные особенности политической власти. Формы политической власти. Политическая власть существует в различных формах. К основным из них обычно относят: государственную и общественную, осуществляющихся в официальной или неофициальной формах. В зависимости от субъектов власти различают: Государственную власть. Это верховная всеобщая власть. Она является всеобщей в том смысле, что её повеления и решения обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями независимо от их партийных или идеологических пристрастий, богатства, национальности, вероисповеданий и т.д.
В демократическом государстве она разделяется на три самостоятельные ветви: законодательную (обсуждение и принятие законов), исполнительную (организация исполнения законов) и судебную (контроль над соответствием законов конституции и соблюдением их требований государственными органами власти, обществом и гражданами). Общественную (т.е. негосударственную) власть – властьполитических партий (партийная власть), общественных организаций и независимых от государства СМИ (информационная власть), а также власть общественного мнения. Общественно-политическая власть не носит всеобщего характера. Она дискретна и имеет отношение преимущественно лишь к членам соответствующих партий или общественных организаций. Субъекты общественно-политической власти, в зависимости от своих социально-экономических интересов и идейно-политических ориентаций, строят свои отношения с государственной властью по-разному. Одни из них могут поддерживать политику государства, сотрудничать с нею и содействовать её осуществлению. Другие – находиться в оппозиции действующей государственной власти, представлять, как это делают оппозиционные партии, для неё альтернативу. В условиях демократии политические партии, общественные организации, независимые СМИ и т.д. выступают в качестве институтовгражданского общества, являющихся субъектами общественной власти. В зависимости от характера ресурсов и способов реализации политической власти различают: Официальную, т. е. легальную, публичную, открытую, регламентированную законами государства политическую власть. К субъектам официальной публичной власти относятся государство, а также легально, открыто и на законных основаниях действующие политические партии, общественные организации, СМИ и т.д. Неофициальную, т. е. неформальную, скрытую, не публичную власть. Её акторами (субъектами) являются непубличные, нелегальные (подпольные), незаконные политические и общественные организации. Неофициальной политической властью обладают различные элитарные (чаще – финансово-экономические) группы, группы давления, семейные, а порой и мафиозные кланы, влиятельные научные центры и выдающиеся ученые, а то и колдуны, прорицатели. Известными примерами из отечественной истории в этом отношении могут служить Григорий Распутин в последние годы царствования Николая II, или ближайшее неформальное политическое окружение первого президента РФ Б. Ельцина, получившее в начале 90-х годов угрожающее название «Семья». В США такие неформальные влиятельные группы, особенно во время выборов, называются «кухонными кабинетами». В них готовятся проекты порой судьбоносных политических решений, оформляемых затем избранными президентами в виде законов и иных государственно-правовых актов. Такие личности и группы не имеют государственно-правового или общественного статуса, находятся «в политической тени», но могут оказывать значительное влияние на текущую и перспективную политику государства и общества, преследуя свои узкокорыстные интересы. О том, какую роль в 90-е годы минувшего столетия сыграла в политической жизни России неофициальная власть, известно – вместо ожидаемой демократии страна получила олигархию. Понадобились годы для того, что бы остановить процесс сползания российского общества и государства в хаос безвластия и распада.
Справочно В 2006 году Владислав Сурков, бывший в то время помощником Президента РФ В.В. Путина, заместителем главы президентской администрации анализируя «лихие 90-е» годы 20 века российской политической истории, писал: «Самодеятельные и амбициозные коммерческие руководители подменили собой в ряде случаев власть… Целые министерства, регионы, партии находились под контролем отдельных финансовых групп. Вместо того чтобы двигаться к демократии (власти народа – А.Д.), мы получили то, что справедливо названо олигархией». Олигархии возникают там и тогда, где и когда крупный бизнес пытается подменить собой государственную и общественную власть. Для того чтобы встать на путь демократизации страны олигархическим группам «было предложено равноудалиться, не болтаться по Кремлю, не шататься по министерствам и не решать вопросы, не входящие в компетенцию. А… ходить вместе и ставить общие вопросы для общего развития рыночных отношений. Просто было предложено платить налоги». (См.: Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Изд-во СГУ, 2007, с. 11-17 /см.: www.sgutv.ru/documents/News/surkov.рdf )
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.121 (0.008 с.) |