Процесс (методы) властвования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс (методы) властвования



S O


Ресурсы (возможности, средства) власти

 
 


Субъект (S) – актор, активное начало власти (человек, организация, государство, международное сообщество (например, ООН, НАТО, СНГ и др.). Качества, необходимые субъекту власти, как минимум: интерес, возможность и способность, а также желание и воля властвовать, компетентность и готовность брать ответственность на себя.

Основными субъектами политической власти являются государства и политические партии, которые называют «политическими институтами». К субъектам политической власти также относятся различные общественно-политические организации, политические элиты и лидеры, объединения, движения, союзы. При определенных условиях (например, в ходе революций) субъектом политической власти может выступать и народ. В условиях демократии народ конституируется в качестве единственного «источника власти», выполняя эту свою социальную роль через механизм всенародных выборов и референдумов, а также других форм политического участия.

2. Объект власти ( O) подчиняющаяся сторона. Подчинение может быть:

а) добровольным, возможно даже с желанием подчиняться чужой воле;

б) вынужденным, под воздействием силы, страха, нужды;

в) сознательным, подчинением по убеждению, пониманию необходимости подчиняться независимо от субъективного желания. Например, военнослужащие в боевой обстановке сознательно идут на смерть выполняя воинский долг;

г) основанным на интересе, на выгоде. Например, в бизнесе, на производстве, в учебе и т.д.

3. Ресурсы власти, т.е. имеющиеся у субъекта средства и возможности для воздействия на объект. Виды ресурсов власти весьма многообразны. Они классифицируются по различным основаниям:

– По характеру воздействия на объект различают: а) утилитарные ресурсы – материальные и социальные блага. Например, подкуп или наказание рублем, повышение или понижение в должности, предоставление, расширение или сокращение привилегий и т.д.; б) принудительные – физическая сила, закон, административное преследование; в) нормативные – воздействие на внутренний духовный мир людей силой знания, убеждения, авторитета или психологических манипуляций.

По сферам общественной жизни различают: экономические, политические (в т.ч. административные, полицейские, военные), социальные, культурно-информационные или идеологические и иные ресурсы, соответствующие специфике той или иной сферы жизни общества.

Таким образом, ресурсы власти чрезвычайно многообразны. Они классифицируются по различным основаниям в зависимости от видов власти, целей и задач их изучения.

На различных этапах человеческой истории первостепенную роль для власти имеют разные ресурсы. Согласно известному футурологу Тоффлеру, на начальных этапах истории это было насилие (преимущественно физическое), затем – богатство, а в постиндустриальный период – знание. Знание – самый фундаментальный ресурс власти, значение которого с течением времени возрастает.

4. Процесс властвования, т. е. методы использования ресурсов в процессе воздействия субъекта власти на объект.Основными методами властвования являются:

– Подчинение (как правило, ненасильственный метод властвования). Например, в системах «начальник – подчиненный», «родитель – ребенок», «учитель – ученик» и т.д.).

– Принуждение (как правило, осуществляется с помощью насилия – физического, экономического, социального, административного и т.д.).

– Убеждение (силой аргументов, примера или авторитета). Убеждение может осуществляться как с целью побуждения к тем или иным действиям (забастовкам, революциям), так и сдерживания стремления к тем или иным поступкам или действиям.

Все вышесказанное применимо к любому виду власти как общественного явления. Идет ли речь об экономической власти (т.е. о властных отношениях в сфере производства, распределения и потребления материальных благ), о власти духовной или социальной. Политическая власть – это особый вид общественной власти наряду с экономической, социальной и духовной властью.

 

2. Основные формы и отличительные особенности политической власти.

Формы политической власти.

Политическая власть существует в различных формах. К основным из них обычно относят: государственную и общественную, осуществляющихся в официальной или неофициальной формах.

В зависимости от субъектов власти различают:

Государственную власть. Это верховная всеобщая власть. Она является всеобщей в том смысле, что её повеления и решения обязательны для исполнения всеми гражданами и организациями независимо от их партийных или идеологических пристрастий, богатства, национальности, вероисповеданий и т.д.

В демократическом государстве она разделяется на три самостоятельные ветви: законодательную (обсуждение и принятие законов), исполнительную (организация исполнения законов) и судебную (контроль над соответствием законов конституции и соблюдением их требований государственными органами власти, обществом и гражданами).

Общественную (т.е. негосударственную) власть – властьполитических партий (партийная власть), общественных организаций и независимых от государства СМИ (информационная власть), а также власть общественного мнения. Общественно-политическая власть не носит всеобщего характера. Она дискретна и имеет отношение преимущественно лишь к членам соответствующих партий или общественных организаций. Субъекты общественно-политической власти, в зависимости от своих социально-экономических интересов и идейно-политических ориентаций, строят свои отношения с государственной властью по-разному. Одни из них могут поддерживать политику государства, сотрудничать с нею и содействовать её осуществлению. Другие – находиться в оппозиции действующей государственной власти, представлять, как это делают оппозиционные партии, для неё альтернативу.

В условиях демократии политические партии, общественные организации, независимые СМИ и т.д. выступают в качестве институтовгражданского общества, являющихся субъектами общественной власти.

В зависимости от характера ресурсов и способов реализации политической власти различают:

Официальную, т. е. легальную, публичную, открытую, регламентированную законами государства политическую власть. К субъектам официальной публичной власти относятся государство, а также легально, открыто и на законных основаниях действующие политические партии, общественные организации, СМИ и т.д.

Неофициальную, т. е. неформальную, скрытую, не публичную власть. Её акторами (субъектами) являются непубличные, нелегальные (подпольные), незаконные политические и общественные организации. Неофициальной политической властью обладают различные элитарные (чаще – финансово-экономические) группы, группы давления, семейные, а порой и мафиозные кланы, влиятельные научные центры и выдающиеся ученые, а то и колдуны, прорицатели. Известными примерами из отечественной истории в этом отношении могут служить Григорий Распутин в последние годы царствования Николая II, или ближайшее неформальное политическое окружение первого президента РФ Б. Ельцина, получившее в начале 90-х годов угрожающее название «Семья». В США такие неформальные влиятельные группы, особенно во время выборов, называются «кухонными кабинетами». В них готовятся проекты порой судьбоносных политических решений, оформляемых затем избранными президентами в виде законов и иных государственно-правовых актов. Такие личности и группы не имеют государственно-правового или общественного статуса, находятся «в политической тени», но могут оказывать значительное влияние на текущую и перспективную политику государства и общества, преследуя свои узкокорыстные интересы. О том, какую роль в 90-е годы минувшего столетия сыграла в политической жизни России неофициальная власть, известно – вместо ожидаемой демократии страна получила олигархию. Понадобились годы для того, что бы остановить процесс сползания российского общества и государства в хаос безвластия и распада.

 

Справочно

В 2006 году Владислав Сурков, бывший в то время помощником Президента РФ В.В. Путина, заместителем главы президентской администрации анализируя «лихие 90-е» годы 20 века российской политической истории, писал: «Самодеятельные и амбициозные коммерческие руководители подменили собой в ряде случаев власть… Целые министерства, регионы, партии находились под контролем отдельных финансовых групп. Вместо того чтобы двигаться к демократии (власти народа – А.Д.), мы получили то, что справедливо названо олигархией». Олигархии возникают там и тогда, где и когда крупный бизнес пытается подменить собой государственную и общественную власть. Для того чтобы встать на путь демократизации страны олигархическим группам «было предложено равноудалиться, не болтаться по Кремлю, не шататься по министерствам и не решать вопросы, не входящие в компетенцию. А… ходить вместе и ставить общие вопросы для общего развития рыночных отношений. Просто было предложено платить налоги». (См.: Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Изд-во СГУ, 2007, с. 11-17 /см.: www.sgutv.ru/documents/News/surkov.рdf )



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.011 с.)