Другие теоретические концепции демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие теоретические концепции демократии



1. Репрезентативная демократия или демократия компетентного и ответственного перед народом представительного правления элиты.Поэтому ее еще называют «элитарной демократией». Воля народа при этом не отождествляется с его прямым участием во власти. Участие народа в управлении ограничивается выборами на партийной основе и контролем над деятельностью своих избранников. При этом все участники политического процесса – и управляющие и управляемые ограничены в своих решениях и действиях конституцией.

Такая модель народовластия, утверждают её сторонники, практически реализована и успешно функционирует в большинстве современных демократических государств мира. Она доказала свою жизнеспособность, так как гарантирует не только народное представительство во власти, но и порядок, компетентность и стабильность власти и политической системы общества в целом.

Противники и критики элитарной модели демократии указывают, причём не менее обоснованно, на главный изъян этой модели. Он заключается в фактическом отстранении народа от управления общественными делами, в узурпации власти наиболее мощными группами элит. А это, при сохранении существующего положения, раньше или позже, неизбежно приведёт общество к авторитаризму.

2. Партиципаторная демократия, т.е. демократия всех сторон и ячеек групповой, коллективной и общественной жизни – от семьи, школы, вуза, предприятия до государства.Партиципаторная демократия не ограничивается политическим участием в выборах. Она включает также активное участие граждан в разработке, обсуждении, принятии решений и контроле их выполнения по всем вопросам жизнедеятельности общества, социальных групп и коллективов.

Эта модель демократии близка к подлинному и повсеместному народовластию, однако утопична с точки зрения её практического воплощения. Трудно представить, чтобы граждане помимо своей основной работы, «в поте лица» трудились еще и во всех сферах управления. Кроме того, она ведет к авторитаризму и даже тоталитаризму, т.к. основывается на мнении не всегда компетентного и доброжелательного к власти, успеху и богатству большинства.

3. Информационная демократия. Представители данной модели выстраивают свою аргументацию вокруг всё возрастающих технических возможностей средств массовой информации, которые уже сегодня становятся мощным фактором демократии. С помощью современных печатных и электронных СМИ народ может и выбирать власть, и контролировать её работу. Более того, с развитием Интернета граждане в режиме онлайн, не выходя из своих квартир, могут поголовно участвовать не только в обсуждении, но в принятии политических решений посредством всеобщего электронного голосования.

4. Суверенная демократия. Её сторонники имеются и в современной России (В. Сурков). Они считают: моделей «демократии вообще», пригодных для любого народа, любой страны, нации, культуры не существует. Демократия всегда суверенна, для каждого народа, государства своя, а не навязанная извне. России, также как и любой другой стране, нужна своя суверенная демократия, учитывающая и мировой опыт, и собственную политическую историю, культуру и традиции.

Как следует из вышесказанного, каждая модель демократии имеет как свои достоинства, так и слабости. Из этого можно заключить: демократия не является универсальной, наилучшей для всех времен и народов формой правления. «Плохая», неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. Не каждый народ готов к демократии, к признанию и, особенно, к реализации ее ценностей. Можно говорить лишь об очевидных преимуществах демократии (да и то лишь при наличии у неё определенных экономических, социальных, коммуникативных и др. условий и предпосылок).

Преимущества демократии

К числу преимуществ демократии по сравнению с другими известными истории политическими режимами относят следующие:

1. Демократия – самый надежный способ легитимации власти, что чрезвычайно важно как для народа, так и для самой власти. Более признаваемого инструмента легитимации власти, чем выборы, сегодня не существует. Однако сами выборы для этого должны основываться на демократических принципах.

2. Только демократия (в отличие от тоталитаризма и авторитаризма) потенциально способна обуздать власть, защитить граждан от государственного произвола, от своеволия чиновников. Но только в том случае, если само общество готово и способно активно и ответственно участвовать в политической жизни своей страны.

3. Демократия – наилучший способ перманентной адаптации социальной и политической систем общества к постоянно меняющимся условиям жизни без революционных взрывов и потрясений. Она, как ни какой другой режим власти, позволяет своевременно выявлять возникающие проблемы, предупреждать или находить оптимальные, устраивающие большинство граждан выходы из кризисных ситуаций.

4. Демократия потенциальноспособна создать наилучшие возможности для реализации идеалов свободы, равноправия, справедливости, социального творчества личности и общества,но только в том случае, если создана экономическая база для всеобщего социального благополучия, а народ готов к индивидуальной свободе и ответственности, к ограничению собственного эгоизма, к уважению закона и прав человека. Среди таких предпосылок – достаточно высокий уровень всесторонней, в том числе – политической образованности граждан. В противном случае общество получит ту демократию, о которой с иронией писал Бернард Шоу: «Демократия – это когда власти уже не назначаются горсткой развращённых, а выбираются невежественным большинством».

Демократию нельзя купить, позаимствовать или подарить подобно платью, а тем более насадить силой любому обществу, народу, государству. Они сами должны «созреть», «дорасти» до демократии, причем не до абстрактной, а всё же, видимо, до своей собственной, суверенной. Как замечает в своей книге «Демократия и тоталитаризм» известный французский политолог Р. Арон, «сомнительно, чтобы наилучший режим можно было определить в отрыве от общих основ устройства социума. Не исключено, что наилучший режим можно определить лишь для данного общественного устройства». Вот почему понять, а тем более «ввести» демократию в практику общественной жизни весьма не просто. Одного желания, основанного на оценочных суждениях, для этого недостаточно. Демократия – это труд, работа не только учёных и профессиональных политиков, но и всех граждан, это их общая, совместная ответственность и компетенция.

 

Выводы

1. В оценке и понимании гражданами демократии возможны два подхода: ценностный и рационально-утилитарный. Ценностный подход под демократией понимаетсвободу, правовое и политическое равенство и прочие привлекательные оценочные идеологемы, не заботясь о механизмах их практической реализации в реальной политике. При рационально-утилитарном или, как можно было бы сказать – «технологическом» подходеподдемократией понимается определённая политическая технология практического осуществления народовластия. В этом отношении взгляды на демократию, как теоретиков, так и политиков-практиков (да и обычных граждан), как правило, не совпадают, а то и кардинально расходятся. Поэтому не случайно огромное количество существующих и находящихся в разработке теоретических конструкций и моделей этого сложнейшего политического механизма народовластия. И в этом нет ничего удивительного или необычного. Общество это не механическое и даже не электронное устройство, не машина, управлять которой можно, положив перед глазами инструкцию в виде конституции, какой бы совершенной она ни казалась. Субъектами общественных отношений выступают, в конечном счёте, люди, объединяемые общими интересами в социальные классы, группы и многочисленные организации. Но если одни интересы объединяют людей, то другие их разъединяют. Поэтому толкование демократических принципов и самой демократии представляет довольно пёструю картину.

2. Наиболее полно совпадает с идеалом народовластия прямая демократия. Однако в качестве непрерывно действующего института власти в странах с большими территориями и многомиллионным населением, часто не обладающим экономической свободой, необходимыми профессиональными знаниями и опытом решения сложных государственных вопросов, она не только невозможна, но даже опасна для самого же народа.

3. Современная концепция реальной политической демократии базируется на конституированных (закреплённых в государственно-правовых актах) принципах. В соответствии с этими принципами единственным источником власти объявляется народ. Он может осуществлять свою власть как через своих полномочных представителей во власти (представительная демократии), так и на референдумах (плебисцитарная демократия).

4. Основной современной формой народовластия является представительная демократия. Представительная власть образуется, контролируется и сменяется посредством конкурентного соперничества политических элит и лидеров за голоса избирателей на всеобщих, равных, свободных, периодических выборах при тайном голосовании. И хотя такая демократия весьма отдалённо соответствует идеалу собственно народной власти, более совершенной модели практической реализации этого политического идеала человечество пока не придумало.

5. Наиболее распространённой сегодня в странах Запада и в России теоретической концепцией демократии является её плюралистическая (в основе своей либеральная) модель и её многочисленные модификации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте понятие демократии.

2.В каких значениях употребляется понятие «политическая демократия»? Поясните общее и особенное в содержании понятий «демократия» и «полиархия»?

3. Что такое конституирующие принципы демократии? Объясните, какие требования и к кому заключает в себе каждый из них и какие возможности для участия в политике предоставляет вам лично?

4. Охарактеризуйте и дайте оценку основным формам демократии.

5. Раскройте и проиллюстрируйте известными вам из литературы примерами содержание, плюсы и минусы исторических типов демократии.

6.Чем отличается античная и средневековая демократии от современной?

7. Какие теоретические модели демократии вы знаете? Какая из них, на ваш взгляд, наиболее соответствует идеалу народовластия?

8. Какая, на ваш взгляд, модель демократии была реализована в бывшем СССР и какому типу политического режима она соответствовала?

9. Каковы особенности становления и развития политической демократии в современной России?

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

 
 


 
 
Основные идейно-теоретические модели демократии


 

 

 
 

 


 

 

Дж. Локк, Г. Ласки, Д. Труман, Ж-Ж Руссо

Ш. Монтескье и др. Е. Фраэнкель, Р. Даль и др. К. Маркс, В. Ленин.

РАЗДЕЛ III



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.013 с.)