Концепции (теории) происхождения государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции (теории) происхождения государства.



1. Теократическая (религиозная, внеземная) концепция. Суть: всё на земле, в том числе и государство – это результат божьего промысла. Поэтому подчинение государству равносильно подчинению Божьей воле. Религиозная концепция имела наибольшее распространение в Средневековом обществе.

2. Патерналистская концепция. Суть: государство выросло из семьи, это «разросшаяся» семья. Её глава с течением длительного исторического времени стал главой государства, монархом, а члены семьи – его подданными. Родоначальник патернализма – древнекитайский мыслитель Конфуций. Идея патернализма имеет глубокие корни и на Руси. Из неё исходит, в частности, широко распространённое в русском языке выражение «царь – батюшка». Патерналистская, равно как и теократическая идеологии ориентируют общество и человека на безусловное безропотное подчинение воле государства.

3. Теория экономического детерминизма или классовая теория (К.Маркс и Ф.Энгельс, сер.19 в.). Суть: возможность появления государства возникает на определённом этапе развития материального производства. Его экономической предпосылкой является такой уровень производительности труда, который позволяет производить материальных благ больше, чем необходимо для физического выживания людей. Появившийся «излишек» средств оказывается возможным направлять на содержание специальной организации (аппарата или машины), профессионально выполняющей функции управления обществом. Эту возможность реализует экономически господствующий класс. Именно он создаёт государство для защиты своих интересов и подавления сопротивления трудящихся, угнетенных масс. Поэтому государство – это всегда политический орган классового господства и экономического угнетения. С исчезновением классов государство отомрёт.

4. Теория насилия (завоеваний) (Л. Гумплович, К. Каутский, конец 19 в.). Суть: государство – результат насилия, завоевания сильными слабых. Оно создаётся воинственными кочевниками для эксплуатации завоёвываемых ими земледельческих племен.

Теория насилия и в особенности классовая теория, в отличие от первых двух концепций, своей дальнейшей логикой предполагают разделение, раскол общества как минимум на две большие социальные группы. Одна из них заинтересована во всестороннем развитии и укреплении государства, в то время как другая, напротив, – в его ослаблении и уничтожении как института принуждения одних групп людей другими.

5. Теория общественного договора (правовая). Оформляется в 17-18 вв. Её авторы Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж.Руссо и др. Суть теории: в естественном состоянии люди жили по принципу «война всех против всех». Для самосохранения они объединились в общество (т.е. перешли из естественного, природного в общественное состояние) и договорились (отсюда – «общественный договор») об образовании государства. За счёт ограничения части своих естественных прав люди наделили его властью и средствами насилия над собой и под угрозой наказания стали подчиняться государству, потребовав от него охранять свои права (прежде всего, на жизнь), свободы и собственность.

Вот как объяснял эту концепцию ТомасГоббс (1588-1667) в своём знаменитом трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»: «При установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны («всех против всех»), являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов». Теми же причинами оправдывал объединение людей в государства и Джон Локк (1632-1704): «Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности (т.е. сохранения своих жизней, свобод и владений)».

Таким образом, сторонники правовой (договорной) теории происхождения государства исходили из того, что оно стало результатом сознательного решения людей, независимо от их экономического и социального статуса, озаботившихся опасностями, проистекающими из их же собственного естественного состояния «войны всех против всех» для сохранения своих прав, свобод и собственности. Понятно, что из договорной теории логически вытекает идея равнозаинтересованного отношения к государству всех слоев и групп населения, всех граждан независимо от их имущественного, социального, этнического, религиозного или иного статуса.

Итак, единой общепризнанной теории происхождения государства не существует. Видимо, вышеуказанные и иные земные (религиозную концепцию оставим для верующих) факторы перехода от догосударственной к государственной формам правления имеют право на жизнь. В исторически конкретных условиях каждый из них играл свою (главную, ведущую или обеспечивающую) роль в этом историческом процессе. Например, считается, что абсолютная монархия (монархическая государственность) на Руси складывалась в силу необходимости национальной обороны от завоеваний. А централизация (собирание) русских земель стала результатом их насильственного присоединения к Москве.

Не менее актуальным и значимым является другой вопрос: чем отличается государство от догосударственного устройства общества, а также от всех негосударственных институтов – политических партий, общественных организаций, союзов, объединений и т.д.? В этом смысле говорят об отличительных признаках государства.

Признаки государства

1. Территория, ограниченная границами, на которую распространяются законы государства. Нет территории, очерченной границами, нет и государства. Так, например, в первобытном обществе, четких границ, разделяющих племена друг от друга, не существовало. Точно также как и сегодня правительство в изгнании не является государством.

2. Суверенитет ( от фр. souverainete’– верховная власть), то есть верховенство и неделимость власти государства на своей территории.Государство – единственная организация, которой принадлежит верховная, ни с кем неделимая, то есть суверенная власть. Основоположник теории суверенитета Жан Боден, отмечал, что без суверенитета, то есть без «единой и неделимой Государственной воли не может быть и единого национального интереса».

3. Наличие органов власти, не совпадающих с обществом, а стоящих над ним.Государственную власть представляют органы и должностные лица законодательной, исполнительной и судебной власти (короли и президенты, парламенты, министерства и ведомства, полиция (милиция), армия, суды, тюрьмы и т.д). В повседневной, бытовой жизни люди, сталкиваясь с этими, наделёнными особыми правами и обязанностями перед обществом властными органами и должностными лицами, как раз и вступают во взаимоотношения с государством.

4. Гражданство, т.е. принадлежность людей к данному государству.Если в племенах людей объединяют кровнородственные узы, в нациях – общая история, язык, традиции, культура, то в государстве – гражданство. Гражданством человек наделяется автоматически при рождении или приобретает его в соответствии с установленными законами данного государства правилами. В партию или профсоюз можно не вступать, а гражданство обязательно для всех. Его отсутствие лишает человека политических прав и гарантий защиты со стороны государства.

5. Монополия на легальное применение насилия, физического принуждения. «Государство, – писал М. Вебер, – является таким союзом, который обладает монополией на легальное насилие». Ни одна другая политическая или общественная организация не обладают подобным правом.

 

Справочно.

Государственное принуждение может служить разным целям. Например, противодействию злу, обеспечению безопасности общества и граждан. Ослабление силы и воли государства в этом отношении ведет общество к катастрофе. За последнее столетие наша страна дважды – в начале и в конце XX века прочувствовала на себе эту закономерность. Так, в 1991-1993 гг., когда прежняя советская государственность распалась, а новая еще не укрепилась, количество вооружённых нападений и убийств в России ежегодно удваивалось. Если в 1991г. насчитывалось 952 вооружённых преступных групп, то в 1993 – уже 5691. (Для сравнения: в 1988 г. было зафиксировано всего 88 организованных преступных групп). Прав был русский философ В. Соловьёв, когда писал: «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Монопольное право на легальное принуждение – обоюдоострое средство. Оно может использоваться государством не только для обеспечения безопасности общества и прав человека, но и в целях самосохранения своей собственной власти. То, преимущественно в каких целях и как государство пользуется этим своим монопольным правом, в решающей степени зависит от типа политического режима (см., в частности, лекции №№ 4 и 5 настоящего курса).

6. Легальное право на взимание налогов. Налоги составляют основу государственного бюджета, расходуемого на содержание самой государственной машины, а также на решение общественно значимых социально-экономических задач – образование, наука, здравоохранение, социальная защита населения и т.д.

7. Представительство страны, общества как целого. Все другие политические или общественные организации представляют только себя и не в праве представлять все общество, всю страну. Это исключительная прерогатива государства в лице его высших органов власти.

Таковы признаки государства. Для признания государства современным мировым сообществом достаточными считаются три из перечисленных признаков: территория, суверенная власть и гражданство.

Функции государства

Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности или сферы его ответственности перед обществом. Обычно различают внутренние и внешние функции. В реальной политической практике они неразрывно взаимосвязаны, и в жизнедеятельности конкретных государств проявляют себя по-разному и с различной интенсивностью (об этом частично речь шла в предшествующих лекциях, посвящённых тоталитарному, авторитарному и демократическому политическим режимам).

Внутренние функции государства:

· Правовая – законотворчество и обеспечение правопорядка в стране.

· Политическая – выработка целей, программ и задач развития общества, обеспечение его политической и социально-экономической стабильности.

· Экономическая – создание условий для развития материального производства и для такого распределения произведенных материальных благ, которое обеспечивает социальный мир между различными группами и слоями населения.

· Социальная – забота о человеке, об удовлетворении его материальных и духовных потребностей, поддержка слабо защищённых групп населения.

· Образовательная и культурно-воспитательная – создание условий для получения гражданами образования, удовлетворения их информационных, культурных и духовных запросов, формирования высокой гражданской культуры.

Внешние функции государства:

· Обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

· Обеспечение безопасности и обороны страны.

· Защита своих граждан и их интересов за рубежом.

Таковы сущность, теории происхождения, основные признаки и функции государства.

В истории становлении государств различают два основных исторических периода (рубежа): традиционный и конституционный.

1. Традиционный это длительный период во многом стихийного складывания государств на основе обычаев и традиций, уходящих в глубокую древность. Его венец – традиционные монархические государства, сохранившиеся до настоящего времени.

2. Конституционный это период сознательного конструирования государств на основе идей, воплощённых в конституциях. Конституция – основной политико-правовой документ, своеобразный «политический чертёж», по которому государство строится и функционирует. Впервые документы, носящие характер конституционных актов, появились в Англии ещё в начале 13 века (1215 г.). Первые же конституции как отдельные документы были приняты в США в 1787 г. (вступила в силу в 1789 г.) и во Франции (1791 г.). В России первая конституция была принята в 1918 г. Сегодня только 7 из более 200 государств мира не имеют конституций как отдельных самостоятельных актов – Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман, Катар и Ватикан.

Как характеризуется современное российское государство в Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года? В 1-й, а также в 7-й и 14-й статьях Конституции Россия определяется как демократическое, федеративное, правовое (а также социальное, светское) государство с республиканской формой правления. Подобные конституционные характеристики (основы) присущи не только России, но и ряду других современных развитых государств. Что они означают? О том, что означает демократия, мы уяснили в прошлых лекциях; понятия «федеративное» государство и «республиканская форма правления» станут предметом следующей лекции. С содержанием понятий «правовое» и «социальное» государство познакомимся в 3-м вопросе настоящей лекции. Однако прежде выясним взаимоотношения между государством и гражданским обществом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.019 с.)