Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конфедерация – постоянный союз независимых суверенных государств, образующийся для осуществления конкретных совместных целей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Характерные признаки конфедерации: 1. Государства – члены конфедерации полностью самостоятельны, не имеют единой (общей) правовой и налоговых систем. 2. Союз образуется для достижения отдельных (локальных) совместных целей. Например, общая оборона, транспорт, связь. 3. Решения центральных органов вступают в силу только после его утверждения каждым, входящим в союз государством. Такая обязательная процедура значительно усложняет и затрудняет принятие взаимосогласованных решений союзным органом власти конфедеративного государства. В целом конфедерация – это слабоуправляемое и, как правило, недолговечное образование, в своём классическом виде ныне практически не существующее. Исторические примеры: США (1776-1787), Швейцария (1815-1848), Германия (1815-1867). В наше время некоторые черты конфедерации прослеживаются в устройстве СНГ. Особого внимания в этом плане заслуживает формируемый в последние годы Европейский Союз. ЕС сегодня объединяет на новых принципах (включая единое экономическое пространство, парламент, правительство, президента и даже единую денежную систему) ведущие государства Западной Европы, а также часть восточноевропейских государств.
2. Формы государственного правления Формы правления различаются по источнику, структуре и организации верховной государственной власти, а также по принципам взаимоотношений между её органами и должностными лицами.Известны две основные формы правления: МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА и их многочисленные разновидности и модификации. Монархия Эта форма правления господствовала на протяжении тысячелетий. В настоящее время в том или ином виде она сохраняется почти в четверти стран мира. В монархии формальным источником власти является монарх. Он получает высшую государственную власть по наследству независимо ни от избирателей (граждан), ни от представительных органов власти (парламентов) и распоряжается ею единолично на протяжении всей своей жизни. Разновидности монархии: 1. Абсолютная монархия означает всевластие главы государства – монарха. В наше время – большая редкость, существует в шести странах (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Бруней и др.). 2. Ограниченная (конституционная) монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Разновидностями ограниченной монархии являются дуалистическая и парламентская монархия. · Дуалистическая монархия означает:у монарха сосредотачиваетсяпреимущественно исполнительная власть и частично законодательная (остальная власть, соответственно, у зависимых от монарха правительства и парламента). Дуалистическая монархия характерна для девяти современных государств – Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн, Бутан, Лесото, Свазиленд, Таиланд, Малайзия. Большинство современных монархий – парламентские: Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония и другие. Всего 31 государство. · Парламентская монархия – форма правления, при которой монарх лишь формальный глава государства. Он обладает в основном представительскими функциями и лишь частично исполнительскими. Это, так называемые, демократические монархии со всеми присущими парламентским республикам достоинствами и недостатками. Суть парламентской монархии хорошо отражает фраза «король царствует, но не правит».Классический пример– Великобритания. Английская королева – традиционный моральный авторитет для страны. Наиболее значительное лицо государства – премьер-министр. Он обладает огромными полномочиями (примерно, как президент в президентской республике): формирует состав и руководит правительством, созывает и распускает парламент. Формально премьер-министр назначается монархом. Однако фактически монарх автоматически назначает на эту должность лидера партии, завоевавшей на выборах большинство мест в Палате общин английского парламента. Имеются монархии, не вписывающиеся в классические схемы. Так, в Малайзии монарх избирается на 5 лет. В Объединённых Арабских Эмиратах коллегиальный монарх – высший совет из 7-ми эмиров, представляющих территории (эмираты), входящие в федерацию. Многие бывшие английские колонии, входящие в Содружество, до настоящего времени признают главой своих государств английского короля (королеву). Среди них Австралия, Канада, Новая Зеландия, Ямайка и другие (всего 15 стран). Республика (или республиканская форма правления) Республика – форма правления, при которой высшие органы государства либо избираются всенародным голосованием, либо формируются общенациональным представительным учреждением (например, парламентом).Таким образом, источником власти в республиканской форме правления, в отличие от монархии, выступает народ, народное большинство. Республиканская форма правления известна с рабовладельческих времён. Её историческими разновидностями являются: рабовладельческая (Древняя Греция и Рим); аристократическая, феодальная (средневековая Новгородская республика); советская (СССР); теократическая (Иран) республики. В современном мире существуют три основные разновидности республиканской формы правления: парламентская, президентская и смешанная (или полупрезидентская). Последняя разновидность республиканской формы правления в зависимости от того, чьи властные полномочия (парламента или президента) являются преобладающими, может называться соответственно парламентско-президентской или президентстко-парламентской.
Справочно Существует еще и так называемые «суперпрезидентские республики». К ним относят современные Туркестан, Сирию, Судан, Ливию и др.). Парламентская республика Парламентская республика – государство, в котором высшим органом власти является парламент. Её формальный показатель – наличие должности премьер-министра, возглавляющего исполнительную власть. Наибольшее распространение парламентская форма правления получила в Западной Европе: Италия, Германия, Швейцария, Ирландия, Турция и др.Считается наиболее демократичной формой правления, однако не лишена слабостей и противоречий. Основные признаки парламентской формы правления: 1. Высший орган государственной власти – парламент избирается на всенародных выборах. Выборы проводятся, как правило, по пропорциональной избирательной системе – избиратели голосуют за политические партии, выставляющие свои партийные списки кандидатов (подробно о выборах и избирательных системах см. лекции № 9 и 10 настоящего курса). Партия, собравшая наибольшее число голосов избирателей, становится правящей. 2. Парламентом (или иным представительным органом власти) избирается глава государства – президент с достаточно широкими полномочиями. Однако, фактически, его полномочия осуществляет правительство. Таким образом, глава государства играет номинальную, формальную роль в его управлении. Он выполняет в основном представительские функции (как монарх в парламентской монархии) и частично – исполнительские. 3. Формально парламент формирует правительство (что значительно важнее, чем выборы президента). Однако, фактически, решения депутатов парламента предопределяют результаты всенародных выборов – должности в правительстве получают представители той партии, которая завоевала на выборах большинство мест в парламенте, т.е. правящей партии. 4. Правительство ответственно за свою деятельность перед парламентом. Парламентможет отправить любого члена кабинета министров и всё правительство в отставку. Однако и партийное правительство, имеющее, как правило, большинство в парламенте, может инициировать роспуск парламента, исходя из собственных политических интересов. Таким образом, верховенство парламента оказывается фикцией, так как фактически он работает под контролем партийного правительства, то есть победившей на выборах партии и её лидера. Иными словами, парламент и правительство оказываются связанными между собой взаимными партийными обязательствами и ответственностью, между ними устанавливаются отношения сдержек и противовесов. В целом же для парламентской, наиболее демократичной формы правления, характерны значительный разрыв между юридическим и фактическим положением высших органов власти, значительный бюрократизм в процессе выработки и принятия решений, а также угрозы политических кризисов. Парламентские или правительственные кризисы особенно часто возникают в тех случаях, когда в стране ещё не стабилизировалась партийная система, а правящая партия не имеет подавляющего большинства (не доминирует) в парламенте. Ярким примером последних лет в этом отношении являются политические кризисы в современной Италии и некоторых других парламентских республиках.
Президентская республика Главная особенность президентской формы правления состоит в том, чтопрезидент осуществляет исполнительную власть, совмещая должности главы государства и главы правительства. Формальный показатель президентской республики – отсутствие должности премьер-министра. Президентская форма правления распространена в странах с длительными тоталитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке (Мексика, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Боливия, Венесуэла, Уругвай), в африканских и азиатских странах, а также в южных республиках бывшего СССР.Классический пример – США, где эта форма правления существует с 1789 года, когда принятая ранее Конституция вступила в действие и был избран первый президент. В Западной Европе, с её либерально-демократическими традициями, президентская форма правления широкого распространения не получила. Отличительные признаки президентской формы правления: 1. Глава государства – президент, как и парламент, но независимо от него, избирается на всенародных выборах. Сравним: в парламентской республике президент, также являющийся главой государства, избирается парламентом или иным представительным органом; парламентом же избирается премьер-министр, но как лидер партии, победившей на всенародных выборах. 2. Президент сам, практически без участия парламента (в США с одобрения Сената), формирует правительство (кабинет министров) и сам же руководит им.В парламентской же республике, как мы помним, правительство формируется парламентом. 3. Правительство подотчётно не парламенту (в отличие от парламентской республики), а только президенту. Оно не зависит от парламента и не отчитывается перед ним о результатах своей работы. Законодательная и исполнительная власти, следовательно, жёстко разделены между собой, обладают практически полной самостоятельностью и независимостью друг от друга. Это обеспечивает им обеим политическую «непотопляемость» и стабильность. Для президентской формы правления характерно взаимное статус-кво законодательной и исполнительной ветвей власти: парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент, возглавляющий правительство, не может распустить парламент. Формально возможен импичмент президента – отрешение его от должности парламентом. Но это крайне сложная и трудно исполнимая процедура. Она предусмотрена не за результаты практической деятельности президента в качестве главы государства, а за его личные преступления или серьезные правонарушения. 4. Отношения между парламентом и президентом основываются и строятся на системе сдержек и противовесов: парламент может ограничивать президента с помощью законов и через утверждение бюджета, а президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Такая взаимозависимость заставляет и президента, и парламент приспосабливаться друг к другу, подталкивает их к компромиссам, к поиску консенсусных, устраивающих обе стороны решений по спорным вопросам.
Положительные стороны президентской формы правления: · Сравнительно высокая управляемость государственной машиной благодаря сосредоточению всей полноты исполнительной власти в руках одного человека – президента. · Высокий уровень политической стабильности верховной власти, исполнительная и законодательная ветви которой жёстко разделены, самостоятельны и малозависимы друг от друга. · Персонифицированость ответственности верховной власти перед народом в лице президента, избираемого всенародным голосованием.
Для сравнения В парламентской республике непосредственно перед народом ответственен представительный орган – парламент, насчитывающий несколько сотен депутатов. А высшее должностное лицо исполнительной власти – премьер-министр отвечает за свои решения и действия перед парламентом. Слабости президентской формы правления: · Наличие в системе президентского правления потенциала (возможности) авторитаризма. Это подтверждается фактами установления так называемых «суперпрезидентских» республик в Латинской Америке, в странах Азии и Африки, в ряде бывших республик СССР. Здесь президентские республики нередко оказываются диктаторскими, а президенты объявляются пожизненными главами государства (Заир, Малави) с неограниченной личной властью.
Справочно Рассчитано (А. Лейпхарт), что падение демократии при президентской форме правления происходит на 6,2 % чаще, чем при парламентской (50 % против 43,8 %). · Отсутствие гибкости у власти, неразрешимость возможных внутренних кризисов, противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти – ещё одна слабость президентской республики. Парламентская форма правления позволяет разрешать подобного рода конфликты путем отставки правительства или роспуска парламента и проведением внеочередных парламентских выборов. В президентской же республике президент не вправе распустить парламент, а парламент, как правило, не в состоянии отрешить президента от должности. А если в этом возникнет жизненно важная для страны необходимость? Что делать? Властный компьютер может «зависнуть», верховная власть окажется в режиме политического паралича. Подобная ситуация может сложиться в том случае, если, например,президент-республиканец, а в парламенте преобладают демократы. В США, имеющих устоявшуюся систему власти и традиции, обычно находят выходы из подобных политически тупиковых ситуаций. Но смогут ли это сделать президентские формы правления, заявленные в других странах с режимами молодой неокрепшей демократии? Соединением, сложением черт президентской и парламентской форм правления является, так называемая, смешанная или полупрезидентская форма правления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.011 с.) |