Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Плебисцитарная форма демократииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Плебисцит – опрос населения или референдум. Плебисцитарная демократия исключает участие народа в подготовке требующих высокой компетентности и профессионализма решений и контроле их реализации. Она ограничивается его правом лишь на обсуждение профессионально подготовленных проектов решений и на высказывание по ним путем голосованиясвоего предпочтения в рамках однозначно заданных возможностей: «за» – «против», «да» – «нет». Помимо ограничения прав граждан на участие во власти лишь голосованием за готовые проекты решений, плебисцитарная демократия имеет ещё один недостаток – изощрённые формулировки вопросов, выносимых на общенародные референдумы, могут использоваться заинтересованными политическими силами в качестве инструментов манипуляции общественным сознанием и настроениями больших народных масс. Плебисциты (референдумы и опросы) чаще применяются на местном, реже – на государственном уровнях. Например, ныне действующая Конституция РФ была принята в 1993 г. на всенародном референдуме. Не исключено проведение и межгосударственных референдумов и плебисцитов. Примером межгосударственного референдума может служить попытка (хотя и неудавшаяся) принятия всенародным голосованием конституции Европейского союза (ЕС) – объединения 27 стран Европы с общей численностью населения порядка 500 млн. человек.
Представительная демократия Ведущей современной формой участия народа в управлении общественными и государственными делами является представительная демократия. Она отвечает современным условиям жизнедеятельности общества, требующей разделения труда и его узкой специализации. Суть этой формы демократии в том, что народ осуществляет свою верховную власть не прямо, а через своих доверенных представителей. Политическим механизмом, посредством которого народ передаёт представителям во временное распоряжение свою суверенную власть, наделяя их соответствующими полномочиями и средствами, являются всеобщие выборы. Выборы – основной регулярно действующий политический институт представительной демократии и главная форма политического участия граждан. Сильные стороны этой формы демократии заключаются, во-первых, в том, что выборы могут проводиться на любых по размерам территориях, с участием большого количества граждан без их отрыва от повседневной трудовой деятельности. Во-вторых, они позволяют формировать профессионально компетентную власть, способную противостоять мнению толпы, принимать взвешенные, продуманные решения. Главный недостаток представительной демократии – опосредованность участия народа в принятии решений, в её весьма условном совпадении с идеалом народовластия. Что же касается представительной власти в лице слоя чиновников, то она имеет склонность «забывать» о своей обязанности служить народу и со временем превращаться в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Важно понять, что подобное превращение мало зависит от «хороших» или «плохих» людей. Это объективная тенденция. Известный немецкий политолог Р. Михельс (1876–1936) назвал её «железным законом олигархизации», подчеркнув тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации любого общества. При отсутствии развитого гражданского общества, многопартийной системы, правового государства, свободы СМИ, активного политического участия граждан в других (наряду с периодическими выборами) формах, олигархизация власти, её отрыв от народа и возвышение над ним, неизбежны. Современная представительная демократия не должна ограничиваться выборами. Она должна отвечать не одному-двум, а как минимум всем критериям и принципам реальной демократии, о которых шла речь во втором вопросе настоящей лекции. Таким образом, все известные политической практике формы демократического правления нельзя назвать безупречными. Каждая содержит свой набор достоинств и недостатков. Возможна ли идеальная модель демократии? Постановка такого вопроса побуждает обратиться к существующим фундаментальным теоретическим и мировоззренческим обоснованиям демократии в их сравнении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.006 с.) |