Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократические режимы. Исторические формы демократии. Теории демократического перехода.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде всего отметим этимологический смысл самого понятия «демократия». Сегодня это едва ли не самое популярное слово политического лексикона в России, да и во всем мире. Слово «демократия» происходит от двух греческих слов: «демос» - народ и «кратос» - власть, правление, т.е. демократия это народовластие или правление народа. Однако слово «народ» и «власть» обладают такой многозначностью, что возникают вопросы. Демократические формы организации уходят своими корнями в глубокое, еще догосударственное прошлое - в родовой строй. Родовые формы демократии получили распространение у всех народов. В древности все члены рода - взрослые мужчины и женщины - обладали правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей - старейшин и вождей. Высшей властью в роде является совет - собрание всех его взрослых представителей. Род выступал демократической единицей более сложной организации - союза фратрий, которые составляют племя. Им руководил совет племен. Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и других народов. Всюду родовая демократия основывалась на кровно-родственных связях, общей собственности, немногочисленности населения и примитивном производстве. С развитием производства, общественного разделения труда, с появлением частной собственности и неравенства первобытная демократия сменяется военной демократией, с элементами аристократического, олигархического или тиранического правления. Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. С реформ афинского архонта Солона (между 640-635- ок. 559 г. до н.э.) пирамидальная структура начальствования - цари (аристократы /демос) - изменилась. Осуществился возврат к всенародности, т.е. к равенству всех перед законом и друг перед другом как представителями одного сообщества, «народа». Особые функции обрело народное собрание, перенятое у венной демократии. С развитием практики античной демократии описанная легендарным Гомером агора сменилась афинской экклексией (агора - главная площадь для публичных собраний; экклексия - кворум граждан с высшими политическими и судебными полномочиями). Так сложилась афинская демократия - образцовая историческая модель прямой демократии, при которой от всех граждан требовался высокий уровень политического участия. Для простоты понимания структуру афинской демократии уместно отразить на нижеследующей схеме.
Власть Народного собрания была ничем не ограничена. Всевластие демоса со временем превратилось в абсолютное. Неэффективность правления, коррупция, произвол в отношении к меньшинствам, исключение из числа граждан некоренных афинян, преследование инакомыслящих - все это вызвало недоверие к демократии и усиливало лагерь политической оппозиции. Олигархический переворот 411 г. до н.э. положил начало политической нестабильности и политической ликвидации демократической формы правления. Все существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII-XIX вв. под влиянием идей либерализма. Это идейное и политическое течение выступило под лозунгом свободы личности, ограждения ее от государственной тирании. Родиной либеральных идей принято считать Англию. Еще в эпоху Средневековья, когда в континентальной Европе усиливается абсолютизм, англичане сумели ограничить власть монарха. Исходным пунктом в многовековом процессе либерализации английского государства явилось принятие в 1215 г. первого прообраза современных конституций - Великой хартии вольности. Ключевым событием для политической модернизации Нового времени стала Славная революция 1688 г., положившая начало конституционной монархии в Великобритании. Последовавшее Революционное установление ознаменовало закрепление в 1689 г. результатов самых успешных направлений модернизации суверенизации и конституционализации, которая вместе с тем оказалась замедленной из-за трудностей преобразования средневековых институтов в современные. В конце XVIII в. благодаря образованию Соединенных Штатов Америки впервые отчетливо были определены и законодательно закреплены некоторые формальные механизмы, которые позже сыграли важную роль в утверждении (консолидации) современных вариантов демократии. Только в первой половине XIX в. слова «демократия» и «демократ» постепенно возвращаются в политический словарь, как раз когда система правления США начала отвечать критериям современной демократии и во многом благодаря работам Алексиса де Токвиля, например, «О демократии в Америке». Несмотря на то, что прошли столетия, содержание понятия «демократия» так и не приобрело какого- либо единого толкования. Большинство живущих в демократических странах в принципе согласно с тем, что главные позиции в демократии занимают право и идеи справедливости как высшей степени совместимости различных интересов. Основной критерий справедливости - максимум свободы для возможно большего числа людей. Цель демократии - достижение предельного разнообразия (плюрализма), привлечение большего количества людей к социальной жизни и распределению общественного продукта. Все признают общие принципы демократии - конституционализм, легитимность, свободные выборы управителей, мажоритарность (правление большинства) и движение к оппозиции, конституционные гарантии индивидуальных прав и свобод. Споры о проблемах демократии не прекращаются и по сей день. На самом деле демократии - это целый набор различных политических систем, объединенных зачастую л иш ь наименованием. Проблемное поле демократии образуют два противоположных и взаимодополняющих подхода. Первый подход связан с обладанием народом в целом всей полнотой своей власти, а тем самым - управление осуществляется каждым человеком и группой. Тогда демократия оказывается народовластием с сильным акцентом на ее всенародности. Другой подход связан с мерой участия любого человека и группы, составляющей народ, в самоуправлении политической системой в целом. То есть это народовластие с упором на властность точнее на самоуправление.
В попытках найти лучшую модель выдвигались различные, часто взаимоисключающие, интерпретации демократии как таковой. Есть либеральные, консервативные, популистские, коммунистические и анархические трактовки демократии; немалой популярностью пользуются плюралистические и элитарные концепции, идеи прямой и представительной демократии, модели охранительной, развивающей, партиципаторной демократии (или демократии прямого участия). К концу ХХ в. заметно снизилось внимание к идеологическим конструкциям вроде «демократии советов», пролетарской (буржуазной, мелкобуржуазной и т.п.) и «народной» демократии; напротив, возрос интерес к различным националистическим и «цивилизационным» версиям демократии. Рассмотрим некоторые модели, опираясь на нижеприведенную схему.
Различают две главные формы демократии - прямую (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Охранительная модель - это система конституционной демократии, действующей в рамках формальных и неформальных правил, ограничивающих власть государства. Такой подход гарантирует политические и гражданские свободы (слова, ассоциации, голоса и т.д.), а также равенства всех перед законом. Хотя политическое равенство понимается просто технически, охранительная демократия представляет гражданам возможности для выбора их образа жизни при полной ответственности за свой выбор, что подразумевает невмешательство властей во многие сферы жизни общества и полное отделение государства от гражданского общества. Над концепцией охранительной демократии много работали Иеремия Бентам (1748-1832) и Джеймс Милль (1773-1836). Сторонники классической либеральной теории развивающей демократии считали, что политическое участие нужно не только ради защиты индивидуальных интересов, а, в первую очередь, для саморазвития свободных информационных граждан, приверженных идеалами демократии, для их совершенствования. Эта модель в основном была разработана Руссо, для которого демократия была средством достижения свободы индивидов или личной автономии. Еще один сторонник развивающей демократии Джон Стюарт Милль (1806-1873) полагал, что участвуя в общественной жизни, граждане начинают лучше понимать политические процессы и достигают высокого уровня развития личности. Демократия для него важна прежде всего своей образовательной ролью. Марксистская модель демократии отличается от либеральных тем, что рассматривает парламентскую демократию всего лишь как форму буржуазной, капиталистической демократии. По Марксу, свободное развитие всех достигается путем свободного развития каждого. Свободу же можно получить л иш ь после прекращения эксплуатации и установления полного политического и экономического равенства. Сторонники Карла Маркса считали демократию идеалом социального равенства, полученного в результате общего владения собственностью. Марксисты говорили о социальной, а не о политической демократии, которая для них была лишь «фасадом равенства». В.И. Ленин считал, что после «отмирания государства» отомрет и одна из «форм государства» - демократия. Сторонники концепции партиципаторной демократии (англ. participate - участвовать) - политологи Кэрол Пейтман (род. 1940; автор термина «демократия участия»), Крофорд Макферсон (1911-1987), Джозеф Циммерман (род. 1928) - по сути дела, возвращаются к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Эта концепция следует идеям развивающей демократии, трактуя ее, в частности, как самоуправление граждан. Таким образом, участие выполняет две функции - защищает граждан от навязанных сверху решений и является механизмом самосовершенствования человека. Механизмы партиципаторной демократии - референдум, инициатива, отзыв. Приверженцы элитарной модели демократии делят общество на правящее меньшинство - элиту и невластвующее большинство - массу. Большинство не интересуется политикой, не обладает необходимыми знаниями, не умеет принимать правильные решения, поэтому оно добровольно передает элите право руководить политическим процессом. Политическое участие массы ограничено периодическими выборами. Теоретиком элитарной концепции демократии считают Йозефа Шумпетера, который назвал ее «теорией соревнующихся лидеров». Демократия для него - всего лишь «институциональное устройство» для принятия политических решений, лишь один из политических методов (наряду с авторитаризмом и тоталитаризмом, который предусматривает определенную институциональную организацию). Элитарная модель демократии снимает с обыкновенных граждан ответственность за принятие политических решений и возлагает ее на лидеров, имеющих больше знаний и опыта в политических вопросах. Эти тенденции демократии характерны для Российской Федерации. Критики этой модели считают, что она представляет собой слабую форму демократии, так как снижение роли граждан в демократическом процессе может привести к появлению апатии и отчуждения от политики. В плюралистической концепции демократии политика рассматривается как конфликт групп интересов в поле их политической борьбы, где решения принимаются на основе компромисса ради удовлетворения максимального объема интересов. Такая демократия представляется не как власть народа, а как власть с согласия народа. Для плюралистов основное предназначение демократии - защита требований и прав меньшинств. Главная характеристика модели плюралистической демократии - соревнование между партиями во время выборов и возможность интересов (или давления) свободно выражать свои взгляды - устанавливает надежную связь между управляющими и управляемыми. В этой модели граждане как бы дважды представлены: выборными лицами и лидерами групп и организаций, отстаивающих гражданские интересы. Политики же непременно будут ответственными, ибо они стремятся удовлетворить требования групп интересов в надежде на получение поддержки электората. Критики данной модели демократии считают, что развитие группового интереса может привести к появлению государства «политических зрителей», которые в итоге утратят контроль над системой. В мировой истории можно выделить два-три, максимум четыре типа демократии, о которых можно сказать, что они серьезно отличаются друг от друга и в то же время относятся именно к демократическому, а не какому-либо иному типу политического режима. В настоящее время понятие демократии расширилось и стало включать не только нормативные определения как системы политического правления, но также и мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, этические, философские и иные основания человеческого существования. И все же идеалы демократии остались такими же, как в Древней Греции, за исключением одного - сейчас гораздо больше ценится отдельная личность, ее мнение и интересы, политическая активность. Наиболее последовательно различие идеалов и институционального оформления демократии проводит Роберт Даль, которого политологи именуют «патриархом исследований плюралистических моделей». Он предлагает использовать для обозначения институциональных решений фактически реконструированное им понятие полиархии (от гр. роШ - многочисленный, многий; ar- chi - старший, главный) - дословный перевод с древнегреческого как «много главных», «многовластие». В современных условиях это понятие подчеркивает политический плюрализм и способность нынешней демократии обеспечивать взаимодействие и координацию интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и принципиального равенства. Главное в демократии заключается в ориентации на создание определенных условий для достижения поставленных ею целей через политические процедуры. Придавая принципиальное значение политическим процедурам и способностям гражданина, предъявляя к ним весьма жесткие требования, демократия не гарантирует определенности результатов. Вот в чем главный смысл широко признанной сегодня дефиниции демократии как определенности процедур при неопределенности результатов (Адам Пшеворский, род. 1940). Вслед за Р. Далем Сартори любую институциональную демократическую инфраструктуру называет селективной (т.е. основанной на избирательности, отборе) полиархией. На наш взгляд, демократический режим в той или иной стране сегодня - это реализация институциональных принципов полиархического режима. Перечислим эти принципы. 1. Правление большинства и уважение прав меньшинства. Если права меньшинства не гарантированы демократическими установлениями, то почти наверняка большинство будет подавлять права отдельных меньшинств, как, к примеру, было с афроамериканцами или индейцами в Латинской Америке. Поэтому Сартори определяет современную демократию как систему правления большинства, ограниченную правами меньшинства. 2. Политическое и правовое равенство граждан. Политическое равенство граждан - это одинаковые возможности в приобретении знаний, статуса, нужных для получения власти, равные права (голосовать, влиять на процесс принятия решений, баллотироваться на пост и т.д.), равный доступ к ресурсам власти. Принцип политического и правового равенства граждан предполагает не столько отсутствие каких-либо индивидуальных привилегий или дискриминационных ограничений, но фактическое установление общегражданских стандартов политического использования так называемых прав человека. 3. Легитимация власти. Этот принцип предполагает, что система полиархии в целом и вписанные в нее элементы подвергаются проверке и критике с помощью демократической демеберации (постоянная самокритика и политические дискуссии), а также формальных процедур (референдумов, выборов, отзывов и т.п.). 4. Представительный характер власти. Принцип представительства логически связан с легитимацией. Предполагается, что граждане делегируют (передают) свои властные полномочия выбранному ими лицу, которое и осуществляет их от имени избирателей. Делегирование происходит главным образом в процессе выборов законодательной власти и высших должностных лиц государства и составляющих его территорий. 5. Выборность властей. Данный принцип является формой реализации принципа представительства. Эту форму закрепляют в общее избирательное право, свободные, тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Выборы могут проводиться не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Точно по данному поводу высказался Пшеворский: «Демократия - это система, при которой партии проигрывают выборы». Современная демократия должна быть плюралистичной. Как справедливо считает Сартори, плюрализм - лучшая основа, на которой принцип ограниченности большинства, уважающего права меньшинства, способен быть легитимизирован и сохранен. Принципы плюрализма и свободы политической деятельности предполагают, что могут свободно разрабатываться и пропагандироваться любые политические взгляды и концепции, что граждане создают любые ассоциации с политическим целями. Какие-либо ограничения в этой области вводятся лишь по закону. Итак, изложенные выше принципы описывают основные сущностные признаки и характеристики демократии, которая представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управлений, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.009 с.) |