Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика тоталитарных режимов. Теория тоталитаризма (Арендт, Фридрих).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalitas» — полнота, цельность. В политике термин «тоталитарный» впервые был использован в 1923 г. итальянскими интеллектуалами Дж. Амендолой и П. Гобетти, выступившими с критикой итальянских фашистов. Если критики режима Б. Муссолини таким образом подчеркивали явную готовность режима к насилию и устранению политических противников, то сами фашисты в понятие «тоталитарный» вкладывали готовность к масштабным изменениям всех основ социальной жизни в сочетании с бескомпромиссностью к врагам и политическим соперникам. Фашизм как «тотальную конце пци ю жизни» рассматривал один из фашистских идеологов, философ и министр в правительстве Б. Муссолини Дж. Джентиле. В 1925 г. фашистский диктатор Б. Муссолини использовал выражение «тоталитарное государство». Ему же принадлежат слова, раскрывающие суть понимания тоталитарного режима в тот период: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства, одна лишь жестокая тотальная воля». Одним из первых (в 1929 г.) исследователей, обратившим внимание на отличия тоталитарных режимов от традиционных диктатур и деспотий, был В. Гуриан. Главные отличия он увидел в следующем: — в политизации всех сфер социальной жизни; — идеологической обработке сознания граждан; — навязывании людям представлений о приближающейся катастрофе и крахе общественного порядка, предотвращение которых возможно только путем мобилизации всех ресурсов общества в одних руках и решительном устранении противников режима; — «освобождении» политики от права; — апелляции лидеров к широким массам. Причину успехов тоталитарных режимов В. Гуриан увидел в неспособности либеральных демократий дать массам твердые жизненные ориентиры. Существенное влияние на понимание природы тоталитаризма оказали такие важные политические события 30-х гг. XX в., как приход к власти нацистов в Германии (1933), Гражданская война в Испании (1936 - 1939), московские политические процессы (1936 - 1938), пакт Молотова - Риббентропа (1939). В 1930-е гг. складываются первые теоретические концепции тоталитаризма (Ф. Боркенау, Л. Стурцо, С. Нойман, С. Хайес). Тогда же появляется ряд антиутопий, рисующих модель идеального тоталитарного государства. Авторы теоретических концепций и идеальных моделей, многие из которых ранее придерживались коммунистических и социалистических взглядов, пришли к выводу об однотипности практики господства большевиков и национал-социалистов. К общим для тоталитарных режимов инструментам господства были отнесены идеология, иерархически организованная, преданная вождю партия, практика мобилизации масс и террор, направленный не только против политических противников, но и против своих соратников («Ночь длинных ножей» в Германии, репрессии против партийной и военной элиты в СССР). Исследователи пришли к выводу, что тоталитарному режиму требуется образ внутреннего («кулаки», «троцкисты», «враги народа» в сталинском СССР, евреи, коммунисты и расово «неполноценные» люди в нацистской Германии) и внешнего (мировой империализм в СССР, коммунизм и либерализм в Третьем рейхе) врага, позволяющий осуществлять мобилизацию масс и использовать чрезвычайные меры для решения социально-экономических и социально-политических задач. Спецификой тоталитарных режимов считалось сочетание массовых репрессий с невиданной ранее практикой стимулирования активности масс на фоне мощной идеологической обработки. Именно это обстоятельство отличало тоталитарные режимы от традиционных форм авторитаризма. Тоталитарный режим был ориентирован не просто на улучшение жизни граждан путем решения отдельных социально-экономических проблем, но на построение общества нового типа и на формирование нового человека («строитель коммунизма», «чистокровный ариец»). Это обстоятельство также отличает тоталитарный режим от всех форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. Для последних, при всех их различиях, было характерно господство традиций. Власть занимала подчиненное к ним положение и во многом основывалась на них. Человек же был прочно связан с такими традиционалистскими институтами, как семья, церковь, община. Поэтому не случайно одной из главных целей тоталитарных режимов стало наступление на традиционалистские институты (репрессии в отношении церкви, коллективизация в СССР) и усилия, направленные на то, чтобы вызвать амнезию исторической памяти (переписывание истории, переименование городов, улиц). Тоталитарный режим терпит традиционные институты настолько, насколько это необходимо. В этом смысле показательно отношение А.Гитлера к семье, заявившего, что «семья не является самоцелью, а служит более высокой задаче увеличения и сохранения человеческого рода и расы. Именно в этом состоит и смысл семьи и ее задача». Формирование нового человека осуществляется путем стандартизации условий жизни, растворения индивида в социуме. Этой цели служили массовые ритуалы партийногосударственной солидарности (праздничные парады, факельные шествия, митинги и т.п.). Поскольку тоталитарный режим нацелен на формирование человека нового типа, он уделяет самое пристальное внимание воспитанию молодежи. Эта задача решалась путем создания детских и юношеских организаций, членство в которых имело тенденцию становиться обязательным. В СССР, Германии и Италии появляется четко структурированная система молодежных и детских организаци. Воспитание подрастающего поколения подразумевало соответствующую идеологическую обработку. Сами же идеологии при всех своих различиях в целях также имели ряд общих черт. Идеологии в тоталитарных государствах характеризуются устремленностью в будущее и ориентацией на достижение некоего совершенного состояния («коммунистическое общество», «тысячелетний рейх»). Они предполагают не просто деление на «своих» и «чужих», но предполагают идею непримиримой борьбы (классовой, расовой). Идее борьбы с врагами соответствует культ силы, молодости, здоровья (военные и спортивные парады в этот период были необычайно популярны как в сталинском СССР, так и в нацистской Германии и в фашистской Италии), а также милитаризация общества. Тоталитарные идеологии проповедуют коллективизм и растворение индивида в массе (прежде всего за счет включения человека в массовые организации). Вместе с тем они предлагают человеку уверенность в завтрашнем дне, освобождают его от бремени ответственности за собственный выбор. Партийные идеологи справедливо видели в священнослужителях своих конкурентов в борьбе за умы, сердца и души людей, поскольку так же, как и служители церкви претендовали на то, чтобы контролировать всю повседневную жизнь человека. Неудивительно, что идеология принимает псевдорелигиозный характер. Очень скоро собрания сочинений вождей и основателей учения (Маркса - Энгельса, Ленина-Сталина в СССР, Гитлера в Германии) приобретают вид священных книг, учреждаются культы святых «великомучеников» и создается культ «богочеловека» (в лице вождя, фюрера, дуче). Технология пропаганды не могла бы быть столь эффективной без современных СМИ, которые также контролировались государством. СМИ тиражировали отдельные примеры и превращали их в общезначимые образцы поведения. Большое внимание уделялось структуре и роли тоталитарных партий (ВКП(б), НСРПГ, ПНФ). От политических партий в либеральных демократиях эти партии отличались не только массовостью, но жестким централизмом и иерархией, полувоенной дисциплиной, проработанной системой внутреннего контроля. Такая форма внутренней организации неизбежно вела к культу вождя и его ближайших соратников. Партия и вождь рассматриваются как «близнецы- братья». Партийный лидер превращается в «вождя и учителя», «отца нации» не только в силу своих выдающихся личностных качеств, но и благодаря титанической работе пропагандистской машины. Правящая партия в тоталитарном государстве сливается с госаппаратом. Таким образом, в 1930-е гг. исследователи были, скорее, ориентированы на отыскание общих черт политических режимов в СССР и в Германии, объяснение их появления и взаимосвязей, но они явно пренебрегали существенными различиями и поверхностно подходили к анализу отдельных политических событий. Сконцентрировавшись на схожих формах и методах господства, авторы теорий тоталитаризма, по сути, игнорировали совершенно разные цели, которые преследовали коммунисты и нацисты (интернационализм и идея всеобщего равенства вне зависимости от расы и национальной принадлежности у коммунистов и идея превосходства арийской расы над всеми прочими «недочеловеками» у нацистов; стремление построить общество, в котором будет исключена эксплуатация человека человеком у коммунистов, и построение общества, в котором будут нещадно эксплуатироваться все расово «неполноценные» у нацистов и т.д.). Пакт Молотова - Риббентропа (1939 г.) был воспринят многими как свидетельство близости режимов в двух странах, тогда как для СССР это был во многом вынужденный шаг, спровоцированный политикой умиротворения Англии и Франции. Не идейное родство, а желание отодвинуть начало войны двигало советским руководством. В период Второй мировой войны практика сопоставления режимов в СССР и нацистской Германии была прервана (СССР оказался не просто в числе стран-участников антифашистской коалиции, но и сыграл решающую роль в разгроме вермахта), но была возобновлена после ее окончания и начала холодной войны. В конце 40-х - в первой половине 50-х гг. ХХ в. теория тоталитаризма обретает завершенный вид и достигает пика своей популярности. В этот период были написаны работы, ставшие для данной теории «классическими». В работе Х. Аренд «Истоки тоталитаризма» большое внимание было уделено предыстории тоталитарных режимов, идеологическим предпосылкам и массовому террору, лишенному прагматического, утилитарного смысла. Вместе с тем высказывалась мысль о глубинной и прочной связи тоталитаризма и индустриализации, которая сопровождалась атомизацией общества, кризисом традиционалистских институтов, ростом социального отчуждения. Позже эта идея Х. Арендт станет основой объяснений тоталитаризма как феномена догоняющей, форсированной модернизации. К. Фридрих выдели следующие признаки т.н. «тоталитарного синдрома». 1. Официальная, монопольно существующая идеология, полностью отрицающая предыдущий социально-политический порядок. Эта идеология стремится охватить все стороны человеческой жизни. 2. Единственная правящая партия, опирающаяся на массы, но возглавляемая вождем. Партия сливается с госаппаратом. Вождь воспринимается как сакральная фигура. 3. Полицейский террор, становящийся неотъемлемой частью внутренней политики. 4. Государственный контроль над СМИ, превращающий их в средства агитации и пропаганды. 5. Монополия на оружие, которой не противоречит милитаризация общества. 6. Централизованная, государственно регулируемая экономика. К. Фридрих подчеркивал, что его конструкция тоталитарного режима носит идеально-типический характер, оговариваясь, что социально-исторические формы тоталитарных режимов могут значительно отличаться от этой модели. Внимание акцентировалось на объяснении функционирования тоталитарного режима, тогда как вопрос о его возможной трансформации даже не рассматривался. К. Фридрих и З. Бжезинский стремились определить тот минимальный набор институциональных связей, при которых система устойчиво воспроизводилась бы именно как тоталитарная, независимо от того, каковы были культурные, экономические и прочие предпосылки. В 60-70-е гг. XX в. теория тоталитаризма начинает подвергаться критике. Отказ от практики массового террора при Н.С. Хрущеве, десталинизация, признание концепции мирного сосуществования двух систем (социалистической и капиталистической) уже не позволяли относить СССР к тоталитарным государствам, но объяснить такую трансформацию политического режима в нашей стране теория тоталитаризма не могла. Объяснение возможной трансформации режима в СССР (равно как и начавшиеся позже «бархатные революции» в Восточной Европе) возможно только при понимании того, что та модель тотального контроля над умами и душами людей на практике нигде и никогда не была реализована, несмотря на все усилия со стороны государства. Высказывался справедливый упрек в том, что понятие «тоталитаризм» несет на себе очевидную печать холодной войны и потому не вполне подходит для объективного, научного анализа. Даже начавшийся с конца 1980-х гг. ренессанс теории тоталитаризма во многом был вызван не научными, а политическими соображениями. В странах Восточной Европы пришедшим к власти элитам было выгодно не просто представлять себя борцами с коммунистическим режимом (таковые среди них действительно были, например, бывший экс-президент Польши Л. Валенса, ранее возглавлявший движение «Солидарность»), но и всячески сгущать краски, рисуя его как тоталитарный. Обвинения в тоталитаризме использовались как предлог для введения разного рода экономических санкций и как инструмент в идеологической борьбе. Исследователи 1930-50-х гг. явно переоценивали глубину идеологической обработки граждан в тоталитарных государствах и не учитывали, что режим находил поддержку во многом благодаря тому, что он не только многое отнимал (свободу), но и многое давал людям (работу, уверенность в завтрашнем дне), делая доступными для широких масс спорт, образование, здравоохранение. Споры возникали даже по поводу того, какие государства следует считать тоталитарными. Даже в случае с фашистской Италией оказывалось, что режим Муссолини не в полной мере соответствует критериям «тоталитарного синдрома». Не совсем ясно, было ли усиление вмешательства государства в экономику в Германии и в Италии вызвано начавшейся войной (с началом второй мировой войны подобные тенденции наблюдались и в Великобритании и в США) или же это был естественный процесс развития тоталитарных тенде нци й. Какие же государства могут рассматриваться как тоталитарные? До 1950-х гг. западные политологи рассматривали в качестве таковых сталинский СССР, гитлеровскую Германию и фашистскую Италию. Позже в разряд тоталитарных стали записывать политические режимы в КНДР, в маоистском Китай, в полпотовской Камбодже и некоторых других государствах. Ряд исследователей в качестве тоталитарного режима рассматривает режим аятолл в Иране, который вместе с тем является одной из немногих теократий в современном мире. Подводя итог, можно сказать, что тоталитарные режимы — это феномен XX в, связанный с процессами ускоренной индустриализации, формирования массового общества и резко возросших технических возможностей идеологической обработки населения. Вместе с тем было бы ошибкой рассматривать тоталитарные режимы как реликты прошлого века. Дело даже не в том, что в некоторых странах тоталитарные режимы сохраняются и сейчас (КНДР). Существуют вполне реальные неототалитарные тенденции в современном мире. Благодаря информационной революции и новым технологиям государство получило огромные возможности в сфере осуществления социального контроля, позволяющие сделать его тотальным. Нагнетание в обществе страха перед угрозой терроризма позволяет усиливать контроль за личной жизнью граждан почти не встречая сопротивления с их стороны. Тотальный контроль начинает подаваться как разумная плата за безопасность. Существенно возросли и возможности по «промыванию мозгов», которое все чаще реализуется в форме манипулирования сознанием на фоне гонки за потреблением товаров и услуг. И если в государствах классического тоталитаризма с госаппаратом сращивалась партия, то сейчас все сложнее провести грань между властью и бизнесом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.009 с.) |