Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аренд Х. Начало тоталитаризма.

Поиск

- тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации.

- термин "массы" означает людей, которые в силу либо про­сто их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объеди­нить ни в какую организацию, основанную на общем интересе.

- нацистское движение в Германии и Западной Европе: члены из массы явно безразличных людей. Это позволило ввести в политическую пропаганду совершенно новые методы, которые кончались смертью и сулили террор.

- успех тоталитарных движений в массах означал конец двух иллюзий демократиче­ски управляемых стран вообще и европейских национальных государств и их партий­ной системы в частности:

- 1) народ в его большинстве принимал ак­тивное участие в управлении. Но: политически нейтральные и равнодушные массы легко могут стать большинством в демократически управляемых странах и, следовательно, что демократия может функционировать по правилам, ак­тивно признаваемым лишь меньшинством.

- 2) политически равнодуш­ные массы будто бы не имеют значения, что они истинно нейтральны. Но: стало очевидно, что демократиче­ское правление в такой же мере держалось на молчаливом одобрении и терпимости безразличных и бесформенных частей народа, как и на четко оформленных, диффе­ренцированных, видных всем институтах и организациях данной страны.

- демократические свободы возмож­ны, если они основаны на равенстве всех граждан перед законом. И все-таки эти сво­боды достигают своего полного значения и органического исполнения своей функции только там, где граждане представлены группами или образуют социальную и полити­ческую иерархию.

- равнодушие к общественным делам, безучастность к политическим вопросам – еще недостаточная причина для подъема тоталитарных движений.

- ранняя апатия и последовавшая за ней империалистическая эра бюрократии имели корни в образе и философии жизни (сосредоточенной на успехе либо крахе индивида в безжалостной конкурент­ной гонке) В результате: гражданские обязанности и ответственность - ненужная растрата orpaничепного времени и энергии.

- такие утверждения - помеха тоталитарным движениям, могущим терпеть буржуазный индивидуализм не более чем любой другой вид индивидуализма.

- различия между организациями типа толпы в XIX в. и массовыми дви­жениями XX трудно уловить из-за схожести склада ума тоталитарных вождей этих эпох. Но:

- 1) если индивидуализм характеризовал и буржуазную, и типичную для толпы жизненную установку, тоталитарные движения могли-таки с полным правом притязать на то, что они были первыми истинно антибуржуазными партиями.

- 2) отношение классовое общество под господством буржуазии - массы, которые возникли из его крушения, не то же самое, что отношение буржуазия - толпа, которая была побочным продуктом капиталистического производства.

- одна общая характеристика: оба явления находятся вне всех социальных сетей и нормального политического представительства.

- 3) массы отражают и искажают нормы и установки господствующего класса, а толпа – наследует. Жизненные стандарты массового человека всепроникающими влияниями и убеждениями, которые молчаливо и скопом разделяются всеми классами общества в одинаковой мере.

- раньше включенность в некоторый класс, в его ограниченные групповые обязательства и традиционные установки по отношению к правительству, мешала росту числа граждан, чувствующих себя индивидуально и лично ответственными за управление страной

- крушение классовой системы автоматически означало крах партийной системы главным образом потому, что эти партии, организованные для защиты определенных интересов, не могли больше представлять классовые интересы.

- первым признак крушения европейской конти­нентальной партийной системы - неспо­собность набирать членов из более молодого поколения и потеря молчаливого согла­сия и поддержки неорганизованных масс, которые внезапно стряхнули свою апатию и потянулись туда, где увидели возможность громко заявить о своем новом ожесточен­ном противостоянии системе.

- падение охранительных стен между классами породило одну громадную неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов.

- тот факт, что с монотонным и абстрактным единообразием одинаковая судьба постигала массу людей, не отвратил их от привычки судить о себе в категориях личного неуспеха или о мире с позиций обиды на особенную, личную несправедли­вость этой судьбы. Но это не станвилось объединяющей силой (несмотря на ее тяготение к стиранию индивидуальных различий), потому что она не опиралась на общий интерес.

- приход массового человека и эпохи масс был предсказан. Вся доказывала идею о близости между демократией и диктатурой, меж­ду правлением толпы и тиранией.

- но массы не были результатом растущего равенства условий для всех. Высококультурные люди особенно увлекаются массовыми движениями и развитой индивидуализм и утонченность иногда поощряют саморастворение в массе.

- главная черта человека массы не жес­токость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотно­шений.

- толпе в большей степени, чем массам, были присущи племенной национализм и мятежный нигилизм. Но наиболее дарови­тые вожди масс в наше время вырастали еще из толпы, а не из масс.

- в период Октябрьской революции в России было так легко завоевать власть и так трудно удержать ее, поскольку этому способствовала обстановкя всеобщей социальной анархии, которая благоприятствовала внезапным изменениям.

- новые классы и национальности стояли на пути Сталина, когда он начал готовить страну для тоталитарного управления. Нужно было сфабриковать атомизирован-ную и бесструктурную массу. Глубокая ликвидация постигла крестьянский класс как самый многочисленный (искусственный голод, депортация). Следующими ликвидировался класс рабочих. Вершина этих мероприятий - ликвидация той бюрократии, которая помогала про­водить предыдущие ликвидации. Ее статус привилегированного класса в советском обществе стал делом прошлого.

- ни одно из этих жертвоприношений не было оправдано, ни один из уничтоженных слоев общества не был враждебен режиму.

- равенство подданных перед лицом власти - главная забота всех деспотий и тираний с древнейших времен, и все же такое уравнивание недоста­точно для тоталитарного правления, ибо оно оставляет более или менее нетронутыми определенные неполитические общественные связи между этими подданными, такие брак, семейные узы и общие культурные интересы.

- если тоталитаризм воспринимает свою цель всерьез, он должен дойти до такой точки, где захочет покончить с независимым существованием какой бы то ни было деятельности, развивающейся по своим законам.

- прием "вины за связь с врагом": как только человека обвиняют, его прежние друзья немедленно превращаются в его злейших врагов, они спешат выскочить с непрошеной информацией и обли­чениями, поставляя несуществующие данные против обвиняемого. Благодаря развитию этого приема до последних и самых фан­тастических крайностей большевистские правители преуспели в сотворении атомизированного общества.

- тоталитарные движения - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов.

- внешняя черта - требование тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от индивидуальных членов.

- преданность как психологическую основу для тотального господства можно ждать лишь от полностью изолированной человеческой особи, которая при отсутствии всяких других социальных привязанностей - к семье, друзьям, сослуживцам или даже к просто знакомым - черпает чувство прочности своего места в мире единственно из своей принад­лежности к движению, из своего членства в партии.

- отсутствие или игнорирование партийной программы не обязательно знак тоталитаризма. Тоталитаризм никогда не довольствуется правлением с помощью внешних средств, а именно государства и машины насилия. Тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их внутри. Вождь без масс - ничто, фикция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.007 с.)