Государство: признаки, функции и теории происхождения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство: признаки, функции и теории происхождения.



Главными политическими институтами являются государство и связанные с его деятельностью структуры, а также негосударственные институты, выступающие в качестве субъектов и объектов политического влияния.

Государственные институты развивались и совершенствовались на протяжении многих веков, по мере того как менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства общества, поэтому вложить все его основные признаки в единственное определение крайне сложно. Ответ на вопрос: «Что такое государство?» вызывает великое множество вариантов: начиная от «большой семьи» Конфуция и «справедливого человеческого космоса» Платона. Аристотель считал государство простой совокупностью граждан, а Гроций - союзом свободных людей для соблюдения права и общей пользы. Для Гоббса государство - это верховная власть, сосредоточенная в одном человеке (или собрании) и сводящая все «веления» граждан в единую волю. К. Маркс считал государство машиной для подавления одного класса другим, а Ф. Гегель земнобожественным существом, т.е. это единая субстанция, единый дух с религией, искусством и философией народа. Будучи воплощением духовной идеи, государство есть совершенная, первичная по сущности и по отношению к индивиду целостность и т.д.

Ряд авторов учебников (Дегтярев А. Основы политической теории) в подходах к осмыслению сущности государства ссылаются на типологизацию, данную в британской «Энциклопедии управления и политики» (1992).

Выделяют следующие подходы: 1) правовой; 2) исторический; 3) социально-антропологический; 4) философский; 5) политологический.

Правовой (юридический) подход сводит государство к системе права, основывающийся на суверенитете публичной власти.

Исторический подход исследует государство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе.

Социально-антропологический подход предполагает осмыслить государство как тип социальной организации.

Философский подход отражает представления о государстве как о некоем справедливом порядке объединения граждан.

Политологический подход распадается на более дробные концепции плюрализма, корпоратизма, марксизма и целый ряд других.

Взгляд на государство через призму взаимоотношений между государством и гражданским обществом позволяет выделить три направления:

1. либералы делают упор на вопросы суверенитета и понятие гражданства;

2. либерал-демократы совершенствуют концепцию государства, правительство которого руководствуется прежде всего заботами об общем благе;

3. марксисты видят в государстве и бюрократии классовые инструменты, призванные осуществлять общественную координацию в интересах правящего класса.

В большинстве учебников государство определяется как совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, управляющих обществом; ядро политической системы общества с властными полномочиями. Государство обладает суверенитетом и территориальностью, т.е. осуществляет власть над конкретным пространством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану существующего порядка. Основные государственные органы - правительственный аппарат, административная и финансовая система, вооруженные силы, полиция, карательные учреждения и пр.

Как универсальный институт государство в зависимости от направления выполняет внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям относятся: охрана правопорядка, хозяйственная, социальная и идеологическая. Характер, глубина, приоритетность функций имеют исторический характер.

Охрана правопорядка направлена на подавление антисистемных выступлений противников существующего строя и на профилактику покушений на общественный порядок и институты.

Хозяйственная функция обладает исторической изменчивостью: от «ночного сторожа» раннего капитализма до мощного регулятора экономики в современных условиях.

Социальная функция прежде всего отвечает интересам различных групп и классов и тоже имеет исторический характер: от раздачи хлеба в Риме до современной социальной политики.

Идеологическая функция государства сохраняется и сегодня во всех государствах: от национальной идеи до доктрины национальной безопасности США и религиозных концепций.

В 90-е гг. XX в. в Российской Федерации по инициативе либералов при утрате легитимности властных институтов происходили процессы, названные В.В.Волковым приватизацией и фрагментацией государства. Приватизацией автор называет процесс, при котором функции защиты юридических и экономических субъектов стали выполняться криминальными группами, частными охранниками, а службы ФСБ и милиции действовали как частные предприниматели. Этим подрывалась важнейшая государственная монополия на насилие и гарантии справедливости. Фрагментацией государства В.В. Волков называет процесс создания и количественного роста частных или автономных от государства организаций, использующих реальное либо потенциальное насилие для извлечения дохода на территории Российского государства. Можно спорить по поводу данных дефиниций, но налицо факт, когда государство в то время устранилось от своих внутренних функций, тем самым породив волну преступности.

Отношения с другими государствами, международными организациями и другими субъектами мировой политики исторически определяют внешние функции государства. Выделим основные.

Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях охватывают взаимосвязи, имеющие как чисто политический, так и культурный характер. Сюда надо отнести и функцию защиты интересов российских граждан за рубежом.

Военной функцией государства является оборона страны от военной и политической экспансии других государств с использованием разведки и контрразведки.

Внешнеэкономическая функция заключается в стремлении государства обеспечить, с одной стороны, максимально благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов за рубежом, с другой - создать внешние условия для развития собственной экономики.

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства: представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов; наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.; управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости; объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности; суверенитет; только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности; наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами; устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство); наличие системы налогов, податей, займов; наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся: устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства; направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества; определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Фун-ии государства можно классифицировать по нескольким основаниям: по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.; по сферам деятельности гос-ва – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение); по продолжительности – временные и постоянные; по степени общности – основные и неосновные

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе “вся власть от Бога”.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.

Договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты.

Теория завоевания (насилия). Ее сторонники (Л. Гумплович, К. Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора - завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.248.200 (0.011 с.)