Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая мысль древнего мира (платон, аристотель) и средних веков (аврелий августин, фома аквинский).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По справедливому замечанию известного советского историка С.Л. Ут- ченко, «все теории государства в античную эпоху развивались, по существу, в довольно ограниченных пределах и сводились к двум основным вопросам: о государственных формах и о лучшей из этих форм». Это утверждение справедливо как в отношении греческих философов (Платона и Аристотель), так и в отношении римских политиков (Цицерон). Философ Платон (427-347 гг. до н.э.) был первым философом, обратившимся к идеальной форме правления и социального устройства. Его проект идеального государства стал первой социальной утопией в европейской философской традиции. Государство, по Платону, должно насаждать справедливость, понимаемую им как равенство. В этом государстве неприемлем индивидуализм (даже положительный индивидуализм наказуем). Каждый человек должен четко знать свое место. В идеальном государстве Платона практически отсутствует частная собственность, в которой философ видел возможный источник социальных конфликтов. Идеальное государство Платона состоит из трех сословий. Правящим сословием являются философы, поскольку только им доступно созерцание идей. Это касается идей «общего блага» и «государства». Фактически это значит, что в идеальном государстве Платона установлена власть аристократии, но аристократии духа, а не аристократии крови. У философов нет семьи и собственности. Они ведут аскетическую жизнь. Вместе с тем они не заняты трудом и живут за счет тех благ, которые производят ремесленники и земледельцы. Вторым сословием является сословие стражников. У стражников также нет семьи и им также не положено владеть какой-либо собственностью. Они живут за счет государства. Жизнь их очень простая: постоянные тренировки, служба и совместные трапезы. Здесь очень сильно проявилось влияние спартанских порядков. Вообще, Спарта виделась Платону как некое приближение к идеалу государства. И в этом смысле утопия Платона носит консервативный характер. Третьим сословием являются ремесленники и земледельцы, обладающие собственностью. Но и тут, можно говорить скорее о личной собственности, чем о частной собственности на средства производства. Ремесленники и земледельцы обязаны содержать стражников и философов. Платон выступает против семьи в ее обычном, человеческом понимании. Он предлагает обобществить же нщи н и детей. Дети, по его мнению, не должны знать ни отца, ни матери (кормлением грудных детей должны заниматься кормилицы; новорожденных отнимают у матерей и перемешивают). В существовании семьи Платон видел возможный источник распрей, споров и конфликтов. Известный русский философ А.Ф. Лосев вполне справедливо сравнил идеальное государство Платона с конезаводом. Неудивительно, что попытки Платона убедить тирана Сиракуз провести этот утопический социальный эксперимент закончились неудачей. В государстве Платона нет серьезных изменений и нет прогресса (идея прогресса вообще была чужда Античности). И дело не только в том, что идеальное государство не нуждается в каких-либо улучшениях, но и в том, что, стремясь устранить все социальные противоречия, Платон устраняет и источник социального развития общества. Однако было бы ошибкой воспринимать учение Платона об идеальном государстве просто как бред далекого от реальной жизни философа-идеалиста. Здесь впервые предпринимается попытка решить проблему интеграции общества и бесконфликтного сосуществования его членов друг с другом за счет достижения имущественного равенства (ликвидации частной собственности). Эта идея и спустя тысячелетия будет находить своих приверженцев - от Т. Мора и Т. Кампанеллы до Ж.-Ж. Руссо и К. Маркса. Аристотель (384 — 322 до н.э.), будучи учеником Платона, в вопросе о лучшем государственном устройстве придерживался более умеренных взглядов. В частности, он выступал против обобществления имущества. Более того, Аристотель выступал как его защитник, поскольку стремление к обладанию вещами, считал он, заложено в человеке самой природой. Аристотель одним из первых высказал мысль, что обобществление имущества ведет к падению инициативы, трудолюбия и, в итоге, к упадку экономики. Однако на рабов данный вывод не распространялся, поскольку в рабах он вообще видел, скорее, орудие, чем способного мыслить человека. Аристотель выступал как сторонник «средних слоев», видя в них гарантию стабильности в обществе. Люди среднего достатка для Аристотеля были еще и основой армии (гоплиты), а следовательно, и гарантией независимости. Он высказывался за контроль государства за ходом социального расслоения. Так же, как и Платон, Аристотель предлагал широко использовать общественные мероприятия (религиозные праздники с жертвоприношениями и трапезами) для сглаживания возникающих социальных противоречий. Но благополучие средних слоев во многом должно было обеспечиваться рабами, которых он рассматривал лишь как говорящее орудие. Господство сильнейших Аристотель считал установленным Богом порядком. Рабство, по его мнению, оправдано тем, что «сама природа сотворила людей неравными по своим способностям». К тому же греческий философ считал, что рабство отвечает интересам не только рабовладельцев, но и самих рабов, поскольку они умственно неполноценные существа, которые ближе к домашней скотине или диким животным, чем к людям. И как умственно неполноценные рабы нуждаются в руководстве со стороны рабовладельцев. Кто же является «рабами по природе»? Варвары. Удел варваров быть рабами греков. «Варвар и раб, — писал Аристотель, — по природе своей понятия тождественные». Греческий философ призывал охотиться на варваров как на диких животных с целью обращения их в рабов. Войну с целью захвата варваров и превращения их в рабов Аристотель считал справедливой. Таким образом, в сочинениях Аристотеля мы находим апологию рабовладельческого строя в основе, которой лежат откровенно расистские взгляды.
Классификация форм правления у Аристотеля фактически повторяет таковую у Платона. При правильных формах правления люди, находящиеся у власти, думают об общем благе, а при неправильных формах — о личном благе. Критериями данной классификации стали количество людей, находящихся у власти, и то, чем руководствуются власть держащие. Несмотря на всю свою формальность (в реальной жизни и монархи не правят в одиночку, и при демократии власть не принадлежит всему народу) и сомнительную пригодность та- кого критерия, как интересы, которыми руководствуются правители, данная классификация была большим шагом вперед в процессе теоретического осмысления политической жизни. По сути, это была первая попытка подойти к анализу форм правления с научных позиций. Полития — это, в сущности, демократия, лишенная своих недостатков (т.е. абсентеизма, продажи голосов на выборах, уклонения граждан от выполнения своих обязанностей, склонности к лести и увещеваниям демагогов и т.д.). В политии власть принадлежит гражданам - воинам, вооруженным за свой собственный счет. В идеале, считал Аристотель, государство должно быть небольшим, чтобы граждане хорошо знали друг друга. Будучи учителем Александра Македонского, создателя первой эллинистической империи, Аристотель все еще хранил верность полисным идеалам и расовым предрассудкам. Учение Аристотеля обосновывало власть аристократии при наличии демократических форм управления. Участие народа в управлении он допускал с множеством оговорок. Свободные по рождению, но не обладающие богатством и добродетелями не должны были допускаться к заниманию высших должностей. Аристотель высказывал сомнения в возможности человека заниматься политикой и участвовать в управлении, если он занят физическим трудом (физический труд им презирался, как удел рабов). Вместе с тем Аристотель первым упомянул «естественное право» (право частной собственности, право на обладание рабами и т.д.), которое он ставил выше всех законов. Концепция «естественного права» окажется востребованной спустя две тысячи лет. Политическая мысль европейского Средневековья находилась под сильным влиянием христианства. Если в Античности главным вопросом был вопрос о лучшей форме правления, то в Средневековье таковым был вопрос о соотношении светской и церковной власти в государстве. Отношения церкви и государства складывались непросто. Попытки императоров встроить церковь в бюрократический аппарат наталкивались на сопротивление епископов, отстаивающих свою автономию. С одной стороны, в христианской церкви правители видели институт, выполняющий функции социального контроля и легитимации власти. Церковь привлекала их внимание и как организация, проповедующая смирение и покорность. С другой стороны, церковь была заинтересована в союзе с государством в борьбе с язычниками и еретиками. Не случайно главным вопросом, на который надо было дать ответ, был вопрос о принципах, выстраивания отношений церкви со светской властью. Необходимо было также найти оправдание существующему социальному строю в свете нового вероучения. Почему существует рабство? Почему церковь не борется с социальным расслоением на богатых и бедных, если сказано, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Бо- жие»? Наиболее четко ответы на эти волнующие современников социальнополитические вопросы дал один из отцов церкви - епископ Гиппонский Аврелий Августин (354 — 430), прозванный Августином Блаженным. Аврелий Августин прямо требовал от рабов повиновения своим господам и в своих сочинениях подчеркивал, что «церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми». В отличие от Аристотеля, считавшего, что некоторые люди (варвары) могут быть рабами «по природе» (т.е. в силу своей умственной неполноценности), Августин полагал, что первопричиной рабства является грех. Он писал, что «грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе как по суду Божьему, у которого нет неправды». Но если в первом случае (по Аристотелю) раб своими талантами и умом еще мог поставить под сомнение справедливость утверждений философа, то возразить Августину было нечего, поскольку безгрешных людей не существует. Схожим образом епископ Гиппонский подходит и к проблеме социального расслоения на богатых и бедных. Он считал, что Господь сотворил богатых, чтобы те помогали бедным, а бедных, чтобы те могли испытать богатых. Таким образом оправдывалось социальное неравенство и рабовладельческий строй. Аврелий Августин полагал, что государство может получить свое оправдание, только основываясь на христианских заповедях. В сочинении «О граде Божьем» он говорит о существовании двух градов: земного (государство) и небесного (церковь). Основателем земного града (Римского государства), по его мнению, был братоубийца Ромул, которому соответствует библейский Каин. Град земной, считает Августин, держится на насилии. «При отсутствии справедливости, — писал Августин, — что такое государство, как не большие разбойничьи шайки, также как и самые разбойничьи шайки, что такое, как не государства в миниатюре». Следовательно, только церковь может морально оправдать существование государства. Естественно, что, по мнению Августина, земные правители стоят ниже священников и должны рассматриваться как их помощники. Августин был ярым сторонником использования государства в борьбе с язычниками и еретиками. «Как же могут цари, — писал Августин, — служить Господу в страхе иначе, как воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что противоречит велениям Господа». Вместе с тем необходимо было определить и границы, в рамках которых государство может рассчитывать на поддержку церкви. Известное изречение апостола Павла, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1), вызывало много вопросов. Естественно, что оно нуждалось в комментариях и разъяснениях. Иоанн Златоуст (345 - 407) объяснял, что Богом дан лишь общий принцип власти. Позже Фома Аквинский (1225 - 1274), используя такие понятия аристотелевской философии, как «сущность» и «форма», разъяснит, что высказывание апостола Павла надо понимать как указание на то, что от Бога берет начало лишь сущность власти, тогда как безбожное правление отдельного государя, превратившегося из монарха в тирана, может быть результатом сделки с дьяволом. Вопрос о том, является ли данный правитель-тиран Божьей карой за грехи или же он просто сам отошел от Бога, должен был решаться церковью. А от ответа на этот вопрос зависела реакция людей. При признании тирана в качестве Божьей кары его правление надлежало терпеть с христианским смирением, а в случае признания его богоотступником подданные имели право и даже были обязаны свергнуть тирана. Но сделать это они могут не раньше, чем получат благословение церкви. Обращение Фомы Аквинского к этому вопросу было весьма своевременным, поскольку в то время на территории Северной Италии, Фландрии, Южной Франции развернулась борьба городов-коммун против сеньоров, а усиление королевской власти в некоторых странах (Франция) вызывало сопротивление феодалов. Светская власть (императоры, короли) в вопросах легитимации не полагалась только на церковь. Ей необходимо было отстаивать свое право на полный суверенитет и свободу в вопросах внутренней политики. Ссылаясь на слова Христа о том, что «Царство Мое не от мира сего» (Иоанн. 18:36), светские правители отвергали притязания церкви и защищались от властных амбиций римских пап. Королевская власть мыслилась людьми как власть, данная Богом. Христианский монарх рассматривался как помазанник Божий. Несмотря на то, что в конечном счете победа досталась королевской власти и церкви пришлось не только умерить свои притязания, но и признать право ряда правителей самим назначать епископов, взаимная заинтересованность друг в друге была очень сильной, что обеспечивало достаточно прочный союз между католической церковью и светскими правителями в эпоху Средневековья.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.012 с.) |