Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политология как наука. Предмет политологии. Функции политологии и ее место в системе гуманитарных наук.↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политическая мысль эпохи Просвещения (Монтескье, Руссо) В век Просвещения теория разделения властей получила свое дальнейшее развитие в работе Шарля Луи де Монтескье (1689 — 1775) «О духе законов». У Монтескье мы находим четкое обоснование необходимости разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Образцом для подражания для него была Англия. Интересно, что в самой Англии достоинства ее политической системы во многом были оценены благодаря популярности идей Монтескье. С Монтескье начинается период историко-сравнительного изучения общества. Французский философ отказался от популярной в то время теории общественного договора. Историцизм Монтескье подталкивал его к мысли о том, что государства образовывались в результате войн и завоеваний (теория насилия). Монтескье одним из первых обратил внимание на политическую культуру (дух нации, нравы, обычаи) и важность ее изучения для понимания политического устройства общества. Он же стоял у истоков геополитики и пытался объяснить существующее неравенство в социально-политическом и социально-экономическом развитии отдельных народов влиянием географических и природно-климатических факторов. Конечно, многие утверждения Монтескье кажутся нам сейчас необоснованными и слишком категоричными (Например, о том, что люди, живущие на юге, изнеженны, ленивы и работают только под страхом наказания, а люди, живущие на севере, энергичны, предприимчивы и инициативны. Вот почему, по мнению Монтескье, на юге обычной формой правления является деспотия, а на севере - монархия, где правитель уважает права подданных. Склонность объяснять социально-политическое и социально-экономическое состояние общества влиянием географии и природно-климатических факторов получила название географического детерминизма. Но сам Монтескье помимо этих факторов большое внимание уделял и факторам моральным (традициям, обычаям, верованиям)) но сама идея объяснения социально-политического устройства общества за счет воздействия множества факторов (в том числе и природно-климатических) оказалась очень заманчивой. Французский философ одним из первых попытался связать формы правления с размерами государства. По его мнению, огромные государства тяготеют к деспотии, государства средних размеров - к монархии, а маленькие государства - к демократии. Безусловно, его схема сильно упрощает реальность, и можно привести массу примеров, идущих в разрез с данным утверждением, но, очевидно, что размеры государства, его географическое положение также влияют на социальное развитие и играют важную роль в историческом процессе. Теория общественного договора получила оригинальное продолжение в работе Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) «Об общественном договоре, или Принципы политического права». В естественном состоянии люди, полагал Руссо, были свободными и равными. Естественное право в трудах французского мыслителя лишается юридического значения (перестает восприниматься как набор базовых правовых норм), а приобретает значение морально-этическое, увязывается со свободой морального выбора человека, не ограниченного оковами государства. Появление частной собственности привело сначала к возникновению социально-экономического, а затем и социально-политического неравенства. В государстве и его законах Руссо усматривал инструмент господства богатых над бедными. Предельным состоянием социально-политического неравенства является, по мнению французского философа, такая форма правления, как деспотия. Здесь все равны в своем бесправии перед тираном. Поскольку власть тирана держится на насилии, то и его свержение с помощью силы является абсолютно нормальным, так сказать, естественным процессом. Объективно взгляды Руссо оправдывали свержение монархии, поэтому ссылки на него были широко распространены в период Французской революции 1789 г. Ж.-Ж. Руссо выступал за переустройство общества на основе общественного договора. Но договор этот должен быть договором равных, а не договором правителя и подданных. Суверенитет должен принадлежать народу. Ему же должна принадлежать и законодательная власть. В этом случае, по мнению Руссо, отпадает необходимость в естественном праве как гарантии от произвола правителей: «Подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предположить, чтобы организм захотел вредить всем своим членам». Руссо был убежден, что общая воля всегда права и народ никогда не ошибается в своем выборе (хотя он не всегда умеет точно выразить свою волю). Абсолютизируя народный суверенитет, французский философ не увидел смысла в теории и практике разделения властей. Последние нужны были для того, чтобы обезопасить общество от тирании отдельных лиц, но если источником власти является сам народ, то в разделении властей, по мнению Руссо, нет необходимости. Как и Монтескье, Руссо полагал, что республиканская форма правления возможна только в маленьком государстве типа швейцарских кантонов, где еще как-то возможна прямая демократия. Идея ничем не ограниченного народного суверенитета Ж.- Ж. Руссо была дискредитирована якобинским террором во время Великой Французской революции, когда небольшая группа лиц выносила своим политическим противникам смертные приговоры, прикрываясь тем, что действует от имени всего народа и по его воле.
Гражданское общество: понятие и сущность. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного самоуправления и др. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. Существуют так называемые заинтересованные группы, объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации и т. д.
Марксизм и неомарксизм. Для Карла Маркса (1818 - 1883) базисом любого общества являются производственные отношения, которым соответствует определенный уровень развития производительных сил. Над базисом возвышается надстройка в виде различных форм общественного сознания (идеология, религия, наука и т.д.) и государства (в классовых обществах). Изменения в экономике влекут за собой изменения и в других сферах жизни общества, в том числе и в политике. Базис (экономика) и надстройка (политика, идеология, политические институты) диалектически взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общества делятся на доклассовые (первобытно-общинное), классовые (рабовладельческое, феодальное и капиталистическое) и бесклассовые (коммунистическое). Маркс дал глубокий анализ современного ему капитализма и обосновал необходимость классовой борьбы и пролетарской революции с целью построения нового, коммунистического общества. Интересно, что у Маркса нет четкого определения «класса». Ленинская формулировка довольно четко отражает понимание классов самим К. Марксом. В.И. Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Если сословие это социально-правовая группа, то класс - социально-экономическая группа. Классовое общество - это буржуазное общество, сформировавшееся в результате развития капитализма. В капиталистическом обществе К. Маркс выделял два основных класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат не был внутренне однороден и мог быть разделен в соответствии со сферами (промышленный пролетариат, сельскохозяйственный пролетариат и т.д.) и областями (металлурги, шахтеры и т.д.) труда, характером трудовой деятельности (пролетарии физического и умственного труда), уровнем квалификации (квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие) и т.д. Уже в XIX в. Маркса критиковали за то, что его пролетариат являлся, скорее, номинальной группой, поскольку у большинства представителей рабочего класса отсутствовало классовое самосознание. Объективно все они были жертвами эксплуатации работодателей, но этот факт не приводил их к осознанию своей общности. Т.е. рабочий класс К. Маркса существовал, преимущественно, на бумаге. К. Маркс, предвидел подобные возражения и потому выделял «класс в себе» и «класс для себя». В своей работе «Нищета философии» он писал, что «экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классами по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе... эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя. Защищаемые ею интересы становятся классовыми интересами». Появление классового самосознания, понимание общности интересов и готовность их защищать превращают неорганизованную массу рабочих («класс в себе») в «класс для себя». Пролетариату противостоит буржуазия, которая также внутренне неоднородна. Можно выделить промышленных капиталистов, банкиров и рантье, торговых капиталистов, землевладельцев. Интересы различных групп буржуазии могут не совпадать. Например, промышленные капиталисты заинтересованы в низкой цене на кредит, а банкиры - в высокой и т.д. Но эти противоречия не являются непримиримыми. В данном случае противоречие может быть разрешено за счет слияния промышленного и банковского капитала. К тому же все внутриклассовые противоречия буржуазии отходят на второй план, когда речь заходит о том, чтобы сохранять свою власть над пролетариатом. Что объединяет всех буржуа? Эксплуатация пролетариев, присвоение прибавочной стоимости. Тот факт, что все свое внимание Маркс акцентировал на буржуазии и пролетариате и их борьбе, не означает, что он не видел существования других социальных групп, которые не могут быть однозначно отнесены к двум основным классам. Во-первых, существует довольно значительный слой управленцев низшего звена. Во-вторых, существует многочисленный класс мелких собственников или мелких производителей (ремесленники-кустари, крестьяне, являющиеся собственниками своего надела, мелкие лавочники). Мелкие собственники занимают промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией. Кроме того, масса людей занята в образовании, здравоохранении, искусстве и научной деятельности. Со слоем безработных пересекается люмпен-пролетариат. В люмпен-пролетариат входят бродяги, нищие, проститутки, преступники и т.п. По мнению Маркса, это слой, паразитирующий на обществе, слой, существующий в результате процессов разложения в низших слоях. И, наконец, существуют многочисленные группы лиц, обеспечивающие функционирование государственного аппарата - политики, военные, чиновники и т.д. Почему же Маркс акцентировал свое внимание именно на буржуазии и пролетариате? Прежде всего потому, что, по его мнению, это были самые динамично развивающиеся, самые передовые классы. Сегодня мы можем сказать, что Маркс недооценил роль и значение мелкобуржуазных слоев и лиц, обслуживающих политико-правовую надстройку, и одновременно переоценил роль промышленного пролетариата. Однако в середине и второй половине XIX в. пролетариат действительно был самым быстрорастущим классом. Стремительное разложение слоя мелких собственников и мелких производителей (крестьян и ремесленников) в условиях индустриализации Европы способствовало резкому подъему численности рабочего класса. Во-вторых, противоречия, которые, как известно, являются источником развития общества, достигали своего пика именно в отношениях буржуазии и пролетариата. Большая часть противоречий внутри буржуазии могла быть разрешена. Противоречия же между пролетариатом и буржуазией носили антагонистический, т.е. непримиримый, характер. В- третьих, деятельность многочисленных групп, обеспечивающих функционирование политико-правовых институтов, институтов образования и воспитания, религии направлена на поддержание господства буржуазии. Если в обществе есть господствующий класс, то организация власти в обществе неизбежно будет подчиняться интересам этого класса. Государственная власть прежде всего будет защищать интересы господствующего класса. В-четвертых, Маркс был не только ученым-теоретиком, но и практикую щи м идеологом. Он желал переустройства общества, и силой, которая могла бы свергнуть власть буржуазии, по его мнению, был пролетариат. Во второй половине XX в. на основе учения Маркса сформировалось множество разновидностей неомарксизма. Если в классическом марксизме ставка в борьбе за свержение капитализма делалась на фабрично-заводской пролетариат, то у неомарксистов (Франкфуртская школа) ставка делалась на маргинальные слои, революционно настроенное студенчество, расовые и этнические меньшинства. Неомарксисты полагали, что пролетариат, включившись в потребительскую гонку уже не готов пойти на изменение существующего строя. Рабочие, по их мнению, многого добившись в плане улучшения условий труда, оплаты и социальных гарантий, перестали быть теми неимущими пролетариями, о которых писал Маркс. Их сознание виделось им, скорее, мелкобуржуазным, чем революционным. Неомарксисты констатировали, что умы рабочих более занимают вопросы дешевых ипотечных и потребительских кредитов, чем вопросы классовой борьбы. Признавая очевидный факт улучшения положения рабочих неомарксисты тем не менее считали, что главной причиной, по которой значительная часть пролетариата в странах Запада отвернулась от идеалов классовой борьбы, стала доминирующая буржуазная культура. Реклама, фильмы, школьные образовательные программы навязывали буржуазный образ жизни, буржуазную систему ценностей, внушали представление о политической системе, которая в равной мере учитывает интересы всех слоев общества. Функции политических партий В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий. С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку. Политическая партия выполняет следующие функции: Политическую -овладение государственной властью. Для реализации своих социально-групповых интересов партия должна иметь власть или оказывать влияние на нее. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, а через них - легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением. Представительскую -выражение интересов определенных групп и слоев населения. Любая политическая партия создается для проведения в жизнь определенных политических интересов, опирается на определенные социальные слои, является их своеобразным представителем в сфере политики. Она объединяет интересы так, чтобы они стали общими для значительной части людей, при этом из совокупности интересов выделяет наиболее социально значимые. В результате происходит выработка политических решений, политического курса. Если партия рассчитывает на достаточно серьезный политический успех, она должна выражать и общенациональные интересы. Рекруторскую -подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов. Оно выражается в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, в формировании политической элиты для всех уровней политической власти, в подготовки ее к политической деятельности. Можно сказать, что партии - это своеобразный университет политического образования, где на практических делах формируют и воспитывают политиков. В осуществлении этой функции партии являются практически монополистами. Помимо выдвинутых ими профессиональных политиков, в управлении делами общества и государства нередко самое активное участие принимают и партийные эксперты, аналитики, специалисты. Электоральную -организация и участие в избирательных кампаниях. Выборы - самая активная фаза деятельности партий. И после выборов они стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя различные кампании в средствах массовой информации, акции поддержки (или недоверия) правящему режиму, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности (или неверности) сделанного выбора. Ведя борьбу за избирателя, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан. Идеологическую -осуществление политической ориентации и политической мобилизации граждан. Для того, чтобы добиться своих целей, партии необходимо поднять, организовать граждан на политическое участие. Эта функция проявляется: - в разработке теоретических концепций, резолюций, лозунгов, осуществляемых «мозговыми трестами», специальными идеологическими учреждениями - научными центрами и институтами партии. С этой целью проводятся разнообразные исследования, выясняющие интересы и склонности различных слоев населения, предпринимается опрос электората; - в распространении своей идеологии и партийной информации, пропаганде своих ценностей и традиций, в интересах расширения числа своих членов и сторонников, обеспечения преемственности социальной базы партии, вовлечения новых людей в партийную деятельность. Основным способом осуществления функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны. Типы политических партий Действующие в современном обществе политические партии весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга происхождением, местом и ролью в политической системе, внутренней структурой, методами деятельности, социальной базой, идеологией, программами. Исходя из такого многообразия, политологи предлагают различные классификации партий с целью определения их особенностей: 1) по способу организации: а) парламентские (кадровые) партии - для них характерна относительно небольшая численность. В их составе знатные и влиятельные члены, крупные политики. Важнейшими критериями для привлечения к работе этих партий являются престиж, организаторские способности, величина личного состояния того или иного деятеля. Эти партии, как правило, поставляют кадры для парламента и правительства; б) массовые - многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством. Массовые партии заинтересованы в привлечении новых членов, существуют на членские взносы, с помощью которых финансируют свое участие в выборах. 2) по отношению к власти: а) правящие партии - весьма существенно отличаются от оппозиционных. У них резко возрастает удельный вес и значение деятельности в парламенте. Естественно, что более значимыми для правящих партий становятся задачи экономические, управленческие. Политические действия в результате этого приобретают более прагматический характер, что может приводить к разрыву с предвыборной идеологией и программой. И это не случайно, ибо, становясь правящей, партия, члены которой формируют правительство, должна представлять не отдельные группы, а нацию в целом; б) оппозиционные, которые делятся на легальные и нелегальные. 3) по типу членства: а) открытые партии со свободным членством представителей различных социальных слоев; б) закрытые с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема. 4) по отношению к обществу: а) революционные партии, выступающие за коренное и насильственное изменение существующего строя; б) реформистские партии, предлагающие постепенные и частичные изменения существующего строя; в) консервативные партии, выступающие за сохранение существующего строя; г) реакционные партии, ратующие за возвращение к предшествующему строю. 5) по типу политической программы: а) левые партии (коммунистические, социалистические, трудовые), защищающие интересы социальных низов, общественную собственность, регулируемый рынок; б) правые партии (демократические, республиканские, либеральные), защищающие интересы высшего класса, частную собственность, буржуазные ценности, нерегулируемый рынок; в) центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс и занимающие примиренческую позицию. Формы политического участия Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Различают политическое участие: – индивидуальное и коллективное; – добровольное и принудительное; – активное и пассивное; – традиционное и новаторское; – легитимное и нелегитимное. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях. Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности: 1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов; 2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; 3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий; 4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов; 5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; 6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:– митинги;– демонстрации;– забастовки;– голодовки; 7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма; 8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Политология как наука. Предмет политологии. Функции политологии и ее место в системе гуманитарных наук. Политология - это наука о свойствах политической реальности, о тенденциях ее развития и изменения как сферы общественной жизни, человеческой активности и вида социальных отношений. Политика - это область взаимоотношений государства (власти, господства) и общества, искусство посредничества между людьми и их группами, вид деятельности и поведения в обществе. Объектом изучения политологии является политическая организация общества и его политическая жизнь. Политология - это наука о политике, которая в Античности понималась как искусство управления государством. В современном понимании политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями. Предметом изучения политологии являются власть и политическая система, государство и политические режимы, политические организации и политические элиты, избирательные и партийные системы, международные отношения и т.д. В принципе, предметом изучения политологии может быть все, что имеет отношение к миру политики. Но политическую окраску могут принимать самые разные аспекты социальной жизни. Это обстоятельство сильно расширяет предметную область и ведет к появлению внутри политологии множества узкоспециализированных направлений. Примерами последних могут быть эли- тология (направление в политологии, сконцентрированное на изучении политических элит), партология (направление, изучающее деятельность политических партий), транзитология (направление, изучающее процессы перехода от авторитаризма к демократии) и т.д.
Актуальности и значимости политической науки в современном обществе способствовали процессы модернизации и демократизации политических систем, поэтому на рубеже столетий политология как научная дисциплина стала выполнять следующие функции: 1) описательную (дескриптивную) призванную показать реальный ход вещей в политическом мире; 2) объяснительную - т.е. поиск ответов на то, каковы именно причины возникновения конкретных политических явлений и их свойства; 3) инструментальную, предполагающую исследование возможных вариантов политических решений для достижения желательного результата и необходимых типов политического поведения; 4) прогностическую, т.е. попытки предсказать будущее развитие политических явлений, последствия или конечную цель каких-либо событий (благоприятных либо отрицательных); 5) политической социализации и воспитания гражданина правового государства.
Становление политологии, и ее связь с другими научными дисциплинами Истоки теоретического осмысления политической жизни своими корнями уходят в глубокую древность. Уже у античных философов (Платон, Аристотель) мы встречаем сочинения, посвященные формам правления и лучшему государственному устройству. Однако становление политологии как самостоятельной академической дисциплины произошло л ишь в конце XIX в. Датой рождения политологии считается 1880 г., когда Совет правления Колумбийского колледжа (позже - Колумбийского университета) по инициативе Дж. Бёрджеса принял решение о создании Высшей школы политической науки. Выделившись, как и многие другие науки, из философии, политология сохраняет с ней самую тесную связь. Но не менее тесные связи у политологии с другими научными дисциплинами. Рассмотрение этих связей позволяет лучше понять положение политологии в системе общественных наук. Связь с философией. Любое политическое учение, доктрина, идеология имеют свое мировоззренческое обоснование. Роль мировоззренческих установок в создании политических доктрин очень высока. Достаточно вспомнить исторический и диалектический материализм К. Маркса и его теорию классовой борьбы, влияние философии Ф. Н ицш е (концепция «сверхчеловека», свободного от морально-этических «предрассудков») на идеологию фашизма и разработку теорий элит, вклад философии Дж. Локка в становление классического либерализма. Политические учения невозможно рассматривать, не принимая во внимание взгляды их авторов на природу человека и его возможности. Если говорить о соотношении политической философии и политологии, то надо заметить, что политическую философию в большей степени интересует то, что должно быть (принципы социальной справедливости и равенства, соотношение свободы и обязанностей в государстве и т.д.), тогда как политологию больше интересует то, что есть. Вместе с тем политолог всегда должен учитывать тот факт, что идея, овладевшая сознанием людей (не только масс, но и политических лидеров, руководителей государства), становится материальной силой, способной изменить существующую реальность. Связь с историей. Понять любые изменения в современной политической жизни общества можно, только обратившись к его истории. Мы не поймем людей, которые и сейчас продолжают выходить на демонстрации под красными знаменами, если не примем во внимание ту эпоху, в которой многие из них воспитывались и проходили социализацию (в том числе и трудовую). Но очень важно, чтобы это понимание возникло не на основе штампов и клише, а на основе глубокого знания прошлого. Любые социальные институты, в том числе и политические, являются продуктами исторического развития. И понять динамику изменения этих институтов можно только с учетом знания исторических событий и понимания хода исторического процесса. Обращение к истории при изучении политологии полезно даже тогда, когда мы просто обращаемся к тем или иным понятиям. Например, мы привыкли понимать под социальной революцией коренное переустройство всех сфер жизни общества, но еще в XVIII в. слово «революция» обозначало движение по кругу (однокоренное слово — револьвер) и подразумевало повторение того же, что было раньше. Когда мы говорим слово «демократия», мы всегда должны иметь в виду, что в разные исторические эпохи в разных частях света, слово «народ» наполнялось разным содержанием. Демократия в Афганистане, которую сейчас пытаются насадить там США и их союзники по НАТО, не имеет ничего общего с демократией в их собственных странах. Демократия в Древней Греции означала, что женщина должна сидеть дома и слушаться мужа. Мысль о том, что женщина может управлять государством (как М. Тэтчер в Великобритании или А. Меркель в Германии) показалась бы современникам Софокла и Еврипида не столько демократичной, сколько глупой. Изучение многих политологических тем (политическая культура, политические идеологии, международные отношения и политические конфликты) в принципе невозможно без глубокого знания истории. Говоря об отношении политологии к истории, следует иметь в виду, что для политологов прошлое выступает как основа для рассмотрения настоящего, тогда как историк может вовсе не касаться вопросов, волнующих современников. В этом смысле отношения политологии и истории очень сильно напоминают отношения физики и математики (заниматься математикой, не зная физики, можно, но заниматься физикой, не разбираясь в математике, нельзя). Связь с социологией. Во многих случаях политология и социология не только делят предметные области, но и пользуются одними и теми же методами исследований. К числу пересекающихся предметных областей можно отнести изучение политических элит (большой вклад в их изучение внесли такие социологи, как В. Парето, Р. Михельс, Ч.Р. Миллс), массовых политических и революционных движений, политической социализации, взаимодействие институтов политической системы с институтами гражданского общества, политической власти. Политология испытывала сильное влияние со стороны социологии не только в плане методологии и методов проведения исследований, но и в вопросах политической теории (например, влияние структурного функционализма Т. Парсонса на концепцию политической системы Д. Истона). В современном обществе многие социальные проблемы очень легко становятся проблемами политическими. Например, нерешенность проблем молодежной безработицы может привести к уличным беспорядкам и волнениям, за которыми часто следуют попытки свержения оппоз ици ей правящего режима. Политолог, занимаясь изучением вопросов внутренней политики, должен хорошо представлять социальную структуру общества и те процессы, которые в нем происходят. Связь с психологией. Здесь, как и в случае с социологией, имеет место пересечение предметных областей. Наиболее ярким примером является изучение феномена политического лидерства. Известно, что большая часть современных концепций политического лидерства была создана социальными психологами или же при их непосредственном участии. И это касается не только психоаналитических трактовок власти и лидерства (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм), но также и методик изучения данного феномена (К. Левин, Я. Морено). Внимание психологов, как политологов и социологов, привлекало поведение человека в толпе во время бунтов и беспорядков. Не случайно при изучении политологами массовых акций политического протеста обращение к работам социальных психологов носит почти что обязательный характер. Изучение вопросов политической социализации невозможно без знания ее психологических механизмов и учета психологических особенностей, как агентов, так и реципиентов. В современном мире власть в значительной степени опирается на технологии, позволяющие манипулировать сознанием граждан. Знание психологических механизмов манипул яци и оказывается весьма полезным при изучении самых разных политологических тем - от выборов до политических режимов. Связь с экономикой. С точки зрения материализма экономика является базисом, фундаментом общества, на котором основываются другие социальные и политические институты. В основе большинства войн и межгосударственных конфликтов лежит борьба за территорию и природные ресурсы. Так, стремление контролировать добычу нефти в Персидском заливе, а вовсе не желание освободить иракцев, привело к вторжению США в Ирак. Положение государства на международной арене во многом зависит от его экономической мощи и влияния на мировую экономическую систему. Экономические санкции уже давно превратились в часть механизма политического давления и решения внешнеполитических проблем. Влияние транснациональных корпораций (ТНК) на мировую политику и внутриполитические процессы отдельных стран настолько велико, что их руководители могут навязывать свою волю политикам, поскольку даже простые угрозы покинуть ту или иную страну могут спровоцировать локальный экономический кризис, который очень легко может стать политическим. Процессы национализации тех или иных секторов экономики (например, национализация нефтяной отрасли в Венесуэле при президенте У. Чавесе), равно как и процессы приватизации экономики (например, в РФ в 90-е гг.) неразрывно связаны с выбором внешнеполитического курса и политической идеологии. Крупный бизнес финансирует избирательные кампании, и не считаться с его интересами политики не могут. Успех крупных корпораций в конкурентной борьбе во многом зависит от дипломатических усилий и правильно выбранной внешнеполитической стратегии. Исключительно велика роль государства в поддержке экономики во время кризисов. Не учитывать влияние экономических факторов в политологических исследованиях нельзя. Не случайно в XIX в., до того, как произошло рождение политологии, в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.014 с.) |