Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука. Предмет политологии. Функции политологии и ее место в системе гуманитарных наук.

Поиск

Политическая мысль эпохи Просвещения (Монтескье, Руссо)

В век Просвещения теория разделения властей получила свое дальнейшее развитие в работе Шарля Луи де Монтескье (1689 — 1775) «О духе законов». У Монтескье мы находим четкое обоснование необходимости разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Образцом для подражания для него была Англия. Интересно, что в самой Англии достоинства ее полити­ческой системы во многом были оценены благодаря популярности идей Мон­тескье. С Монтескье начинается период историко-сравнительного изучения общества. Французский философ отказался от популярной в то время теории общественного договора. Историцизм Монтескье подталкивал его к мысли о том, что государства образовывались в результате войн и завоеваний (теория насилия). Монтескье одним из первых обратил внимание на политическую культуру (дух нации, нравы, обычаи) и важность ее изучения для понимания политического устройства общества. Он же стоял у истоков геополитики и пы­тался объяснить существующее неравенство в социально-политическом и соци­ально-экономическом развитии отдельных народов влиянием географических и природно-климатических факторов. Конечно, многие утверждения Монтескье кажутся нам сейчас необоснованными и слишком категоричными (Например, о том, что люди, живущие на юге, изнеженны, ленивы и работают только под страхом наказания, а люди, живущие на севере, энергичны, предприимчивы и инициативны. Вот почему, по мнению Монтескье, на юге обычной формой правления является деспотия, а на севере - монархия, где правитель уважает права под­данных. Склонность объяснять социально-политическое и социально-экономическое состояние общества влия­нием географии и природно-климатических факторов получила название географического детерминизма. Но сам Монтескье помимо этих факторов большое внимание уделял и факторам моральным (традициям, обычаям, верованиям)) но сама идея объяснения социально-политического устройства общества за счет воз­действия множества факторов (в том числе и природно-климатических) оказа­лась очень заманчивой. Французский философ одним из первых попытался свя­зать формы правления с размерами государства. По его мнению, огромные го­сударства тяготеют к деспотии, государства средних размеров - к монархии, а маленькие государства - к демократии. Безусловно, его схема сильно упрощает реальность, и можно привести массу примеров, идущих в разрез с данным ут­верждением, но, очевидно, что размеры государства, его географическое поло­жение также влияют на социальное развитие и играют важную роль в истори­ческом процессе.

Теория общественного договора получила оригинальное продолжение в работе Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) «Об общественном договоре, или Прин­ципы политического права». В естественном состоянии люди, полагал Руссо, были свободными и равными. Естественное право в трудах французского мыс­лителя лишается юридического значения (перестает восприниматься как набор базовых правовых норм), а приобретает значение морально-этическое, увязыва­ется со свободой морального выбора человека, не ограниченного оковами госу­дарства. Появление частной собственности привело сначала к возникновению социально-экономического, а затем и социально-политического неравенства. В государстве и его законах Руссо усматривал инструмент господства богатых над бедными. Предельным состоянием социально-политического неравенства является, по мнению французского философа, такая форма правления, как дес­потия. Здесь все равны в своем бесправии перед тираном. Поскольку власть ти­рана держится на насилии, то и его свержение с помощью силы является абсо­лютно нормальным, так сказать, естественным процессом. Объективно взгляды Руссо оправдывали свержение монархии, поэтому ссылки на него были широко распространены в период Французской революции 1789 г. Ж.-Ж. Руссо высту­пал за переустройство общества на основе общественного договора. Но договор этот должен быть договором равных, а не договором правителя и подданных. Суверенитет должен принадлежать народу. Ему же должна принадлежать и за­конодательная власть. В этом случае, по мнению Руссо, отпадает необходи­мость в естественном праве как гарантии от произвола правителей: «Подданные не нуждаются в гарантии против суверенной власти, ибо невозможно предпо­ложить, чтобы организм захотел вредить всем своим членам». Руссо был убеж­ден, что общая воля всегда права и народ никогда не ошибается в своем выборе (хотя он не всегда умеет точно выразить свою волю). Абсолютизируя народный суверенитет, французский философ не увидел смысла в теории и практике раз­деления властей. Последние нужны были для того, чтобы обезопасить общест­во от тирании отдельных лиц, но если источником власти является сам народ, то в разделении властей, по мнению Руссо, нет необходимости. Как и Монтес­кье, Руссо полагал, что республиканская форма правления возможна только в маленьком государстве типа швейцарских кантонов, где еще как-то возможна прямая демократия. Идея ничем не ограниченного народного суверенитета Ж.- Ж. Руссо была дискредитирована якобинским террором во время Великой Французской революции, когда небольшая группа лиц выносила своим полити­ческим противникам смертные приговоры, прикрываясь тем, что действует от имени всего народа и по его воле.

 

Гражданское общество: понятие и сущность.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не опосредованные государством. Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного самоуправления и др. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Существуют так называемые заинтересованные группы, объединенные общностью интересов, например ассоциации финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации и т. д.

 

Марксизм и неомарксизм.

Для Карла Маркса (1818 - 1883) базисом любого общества являются про­изводственные отношения, которым соответствует определенный уровень раз­вития производительных сил. Над базисом возвышается надстройка в виде раз­личных форм общественного сознания (идеология, религия, наука и т.д.) и го­сударства (в классовых обществах). Изменения в экономике влекут за собой изменения и в других сферах жизни общества, в том числе и в политике. Базис (экономика) и надстройка (политика, идеология, политические институты) диалектически взаимосвязаны и влияют друг на друга. Общества делятся на до­классовые (первобытно-общинное), классовые (рабовладельческое, феодальное и капиталистическое) и бесклассовые (коммунистическое). Маркс дал глубокий анализ современного ему капитализма и обосновал необходимость классовой борьбы и пролетарской революции с целью построения нового, коммунистиче­ского общества. Интересно, что у Маркса нет четкого определения «класса». Ленинская формулировка довольно четко отражает понимание классов самим К. Марксом. В.И. Ленин писал: «Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе обществен­ного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общест­венного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Если сословие это соци­ально-правовая группа, то класс - социально-экономическая группа. Классовое общество - это буржуазное общество, сформировавшееся в результате развития капитализма. В капиталистическом обществе К. Маркс выделял два основных класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат не был внутренне однороден и мог быть разделен в соответствии со сферами (промышленный пролетариат, сельскохозяйственный пролетариат и т.д.) и областями (металлурги, шахтеры и т.д.) труда, характером трудовой деятельности (пролетарии физического и ум­ственного труда), уровнем квалификации (квалифицированные рабочие, неква­лифицированные рабочие) и т.д. Уже в XIX в. Маркса критиковали за то, что его пролетариат являлся, скорее, номинальной группой, поскольку у большин­ства представителей рабочего класса отсутствовало классовое самосознание. Объективно все они были жертвами эксплуатации работодателей, но этот факт не приводил их к осознанию своей общности. Т.е. рабочий класс К. Маркса су­ществовал, преимущественно, на бумаге. К. Маркс, предвидел подобные воз­ражения и потому выделял «класс в себе» и «класс для себя». В своей работе «Нищета философии» он писал, что «экономические условия превратили сна­чала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса яв­ляется уже классами по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе... эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя. За­щищаемые ею интересы становятся классовыми интересами». Появление клас­сового самосознания, понимание общности интересов и готовность их защи­щать превращают неорганизованную массу рабочих («класс в себе») в «класс для себя».

Пролетариату противостоит буржуазия, которая также внутренне неодно­родна. Можно выделить промышленных капиталистов, банкиров и рантье, тор­говых капиталистов, землевладельцев. Интересы различных групп буржуазии могут не совпадать. Например, промышленные капиталисты заинтересованы в низкой цене на кредит, а банкиры - в высокой и т.д. Но эти противоречия не являются непримиримыми. В данном случае противоречие может быть разре­шено за счет слияния промышленного и банковского капитала. К тому же все внутриклассовые противоречия буржуазии отходят на второй план, когда речь заходит о том, чтобы сохранять свою власть над пролетариатом. Что объединя­ет всех буржуа? Эксплуатация пролетариев, присвоение прибавочной стоимо­сти. Тот факт, что все свое внимание Маркс акцентировал на буржуазии и про­летариате и их борьбе, не означает, что он не видел существования других со­циальных групп, которые не могут быть однозначно отнесены к двум основным классам. Во-первых, существует довольно значительный слой управленцев низшего звена. Во-вторых, существует многочисленный класс мелких собст­венников или мелких производителей (ремесленники-кустари, крестьяне, яв­ляющиеся собственниками своего надела, мелкие лавочники). Мелкие собст­венники занимают промежуточное положение между пролетариатом и буржуа­зией. Кроме того, масса людей занята в образовании, здравоохранении, искус­стве и научной деятельности. Со слоем безработных пересекается люмпен-пролетариат. В люмпен-пролетариат входят бродяги, нищие, проститутки, пре­ступники и т.п. По мнению Маркса, это слой, паразитирующий на обществе, слой, существующий в результате процессов разложения в низших слоях. И, наконец, существуют многочисленные группы лиц, обеспечивающие функцио­нирование государственного аппарата - политики, военные, чиновники и т.д. Почему же Маркс акцентировал свое внимание именно на буржуазии и проле­тариате? Прежде всего потому, что, по его мнению, это были самые динамично развивающиеся, самые передовые классы. Сегодня мы можем сказать, что Маркс недооценил роль и значение мелкобуржуазных слоев и лиц, обслужи­вающих политико-правовую надстройку, и одновременно переоценил роль промышленного пролетариата. Однако в середине и второй половине XIX в. пролетариат действительно был самым быстрорастущим классом. Стремитель­ное разложение слоя мелких собственников и мелких производителей (крестьян и ремесленников) в условиях индустриализации Европы способствовало резко­му подъему численности рабочего класса. Во-вторых, противоречия, которые, как известно, являются источником развития общества, достигали своего пика именно в отношениях буржуазии и пролетариата. Большая часть противоречий внутри буржуазии могла быть разрешена. Противоречия же между пролетариа­том и буржуазией носили антагонистический, т.е. непримиримый, характер. В- третьих, деятельность многочисленных групп, обеспечивающих функциониро­вание политико-правовых институтов, институтов образования и воспитания, религии направлена на поддержание господства буржуазии. Если в обществе есть господствующий класс, то организация власти в обществе неизбежно бу­дет подчиняться интересам этого класса. Государственная власть прежде всего будет защищать интересы господствующего класса. В-четвертых, Маркс был не только ученым-теоретиком, но и практикую щи м идеологом. Он желал пере­устройства общества, и силой, которая могла бы свергнуть власть буржуазии, по его мнению, был пролетариат.

Во второй половине XX в. на основе учения Маркса сформировалось множество разновидностей неомарксизма. Если в классическом марксизме ставка в борьбе за свержение капитализма делалась на фабрично-заводской пролетариат, то у неомарксистов (Франкфуртская школа) ставка делалась на маргинальные слои, революционно настроенное студенчество, расовые и этни­ческие меньшинства. Неомарксисты полагали, что пролетариат, включившись в потребительскую гонку уже не готов пойти на изменение существующего строя. Рабочие, по их мнению, многого добившись в плане улучшения условий труда, оплаты и социальных гарантий, перестали быть теми неимущими проле­тариями, о которых писал Маркс. Их сознание виделось им, скорее, мелкобур­жуазным, чем революционным. Неомарксисты констатировали, что умы рабо­чих более занимают вопросы дешевых ипотечных и потребительских кредитов, чем вопросы классовой борьбы. Признавая очевидный факт улучшения поло­жения рабочих неомарксисты тем не менее считали, что главной причиной, по которой значительная часть пролетариата в странах Запада отвернулась от идеалов классовой борьбы, стала доминирующая буржуазная культура. Рекла­ма, фильмы, школьные образовательные программы навязывали буржуазный образ жизни, буржуазную систему ценностей, внушали представление о поли­тической системе, которая в равной мере учитывает интересы всех слоев обще­ства.

Функции политических партий

В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий. С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.

Политическая партия выполняет следующие функции:

Политическую -овладение государственной властью.

Для реализации своих социально-групповых интересов партия должна иметь власть или оказывать влияние на нее. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, а через них - легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением.

Представительскую -выражение интересов определенных групп и слоев населения.

Любая политическая партия создается для проведения в жизнь определенных политических интересов, опирается на определенные социальные слои, является их своеобразным представителем в сфере политики. Она объединяет интересы так, чтобы они стали общими для значительной части людей, при этом из совокупности интересов выделяет наиболее социально значимые. В результате происходит выработка политических решений, политического курса. Если партия рассчитывает на достаточно серьезный политический успех, она должна выражать и общенациональные интересы.

Рекруторскую -подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов.

Оно выражается в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, в формировании политической элиты для всех уровней политической власти, в подготовки ее к политической деятельности. Можно сказать, что партии - это своеобразный университет политического образования, где на практических делах формируют и воспитывают политиков. В осуществлении этой функции партии являются практически монополистами. Помимо выдвинутых ими профессиональных политиков, в управлении делами общества и государства нередко самое активное участие принимают и партийные эксперты, аналитики, специалисты.

Электоральную -организация и участие в избирательных кампаниях.

Выборы - самая активная фаза деятельности партий. И после выборов они стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя различные кампании в средствах массовой информации, акции поддержки (или недоверия) правящему режиму, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности (или неверности) сделанного выбора. Ведя борьбу за избирателя, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан.

Идеологическую -осуществление политической ориентации и политической мобилизации граждан.

Для того, чтобы добиться своих целей, партии необходимо поднять, организовать граждан на политическое участие.

Эта функция проявляется:

- в разработке теоретических концепций, резолюций, лозунгов, осуществляемых «мозговыми трестами», специальными идеологическими учреждениями - научными центрами и институтами партии. С этой целью проводятся разнообразные исследования, выясняющие интересы и склонности различных слоев населения, предпринимается опрос электората;

- в распространении своей идеологии и партийной информации, пропаганде своих ценностей и традиций, в интересах расширения числа своих членов и сторонников, обеспечения преемственности социальной базы партии, вовлечения новых людей в партийную деятельность.

Основным способом осуществления функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.

Типы политических партий

Действующие в современном обществе политические партии весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга происхождением, местом и ролью в политической системе, внутренней структурой, методами деятельности, социальной базой, идеологией, программами. Исходя из такого многообразия, политологи предлагают различные классификации партий с целью определения их особенностей:

1) по способу организации:

а) парламентские (кадровые) партии - для них характерна относительно небольшая численность. В их составе знатные и влиятельные члены, крупные политики. Важнейшими критериями для привлечения к работе этих партий являются престиж, организаторские способности, величина личного состояния того или иного деятеля. Эти партии, как правило, поставляют кадры для парламента и правительства;

б) массовые - многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством. Массовые партии заинтересованы в привлечении новых членов, существуют на членские взносы, с помощью которых финансируют свое участие в выборах.

2) по отношению к власти:

а) правящие партии - весьма существенно отличаются от оппозиционных. У них резко возрастает удельный вес и значение деятельности в парламенте. Естественно, что более значимыми для правящих партий становятся задачи экономические, управленческие. Политические действия в результате этого приобретают более прагматический характер, что может приводить к разрыву с предвыборной идеологией и программой. И это не случайно, ибо, становясь правящей, партия, члены которой формируют правительство, должна представлять не отдельные группы, а нацию в целом;

б) оппозиционные, которые делятся на легальные и нелегальные.

3) по типу членства:

а) открытые партии со свободным членством представителей различных социальных слоев;

б) закрытые с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема.

4) по отношению к обществу:

а) революционные партии, выступающие за коренное и насильственное изменение существующего строя;

б) реформистские партии, предлагающие постепенные и частичные изменения существующего строя;

в) консервативные партии, выступающие за сохранение существующего строя;

г) реакционные партии, ратующие за возвращение к предшествующему строю.

5) по типу политической программы:

а) левые партии (коммунистические, социалистические, трудовые), защищающие интересы социальных низов, общественную собственность, регулируемый рынок;

б) правые партии (демократические, республиканские, либеральные), защищающие интересы высшего класса, частную собственность, буржуазные ценности, нерегулируемый рынок;

в) центристские партии (социал-демократические), защищающие преимущественно средний класс и занимающие примиренческую позицию.

Формы политического участия

Политическое участие – действия, предпринимаемые отдельными гражданами или их группами с целью влияния на государственную или общественную политику, управление государственными делами или на выбор политического руководства, лидеров на любом уровне политической власти. Различают политическое участие: – индивидуальное и коллективное; – добровольное и принудительное; – активное и пассивное; – традиционное и новаторское; – легитимное и нелегитимное. По масштабу политическое участие проявляется на местном, региональном и национальном (федеральном), мировом уровнях. Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности: 1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов; 2) регулярное участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью; 3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий; 4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов; 5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; 6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:– митинги;– демонстрации;– забастовки;– голодовки; 7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма; 8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Типы политического поведения и участия человека в политике: высокая постоянная политическая активность; эпизодическое участие в политике; проявление интереса к политике; нейтральное или отрицательное отношение к политике; аполитичность, негативное отношение к своему участию в политике.

Политология как наука. Предмет политологии. Функции политологии и ее место в системе гуманитарных наук.

Политология - это наука о свойствах политической реальности, о тен­денциях ее развития и изменения как сферы общественной жизни, человече­ской активности и вида социальных отношений. Политика - это область взаимоотношений государства (власти, господства) и общества, искусство по­средничества между людьми и их группами, вид деятельности и поведения в обществе. Объектом изучения политологии является политическая организация общества и его политическая жизнь. Политология - это наука о политике, кото­рая в Античности понималась как искусство управления государством. В со­временном понимании политика - это особая сфера деятельности людей, свя­занная с властными отношениями.

Предметом изучения политологии являются власть и политическая сис­тема, государство и политические режимы, политические организации и поли­тические элиты, избирательные и партийные системы, международные отно­шения и т.д. В принципе, предметом изучения политологии может быть все, что имеет отношение к миру политики. Но политическую окраску могут принимать самые разные аспекты социальной жизни. Это обстоятельство сильно расширя­ет предметную область и ведет к появлению внутри политологии множества узкоспециализированных направлений. Примерами последних могут быть эли- тология (направление в политологии, сконцентрированное на изучении полити­ческих элит), партология (направление, изучающее деятельность политических партий), транзитология (направление, изучающее процессы перехода от авто­ритаризма к демократии) и т.д.

 

Актуальности и значимости политической науки в современном обществе способствовали процессы модернизации и демократизации политических сис­тем, поэтому на рубеже столетий политология как научная дисциплина стала выполнять следующие функции:

1) описательную (дескриптивную) призванную показать реальный ход вещей в политическом мире;

2) объяснительную - т.е. поиск ответов на то, каковы именно причины возникновения конкретных политических явлений и их свойства;

3) инструментальную, предполагающую исследование возможных вари­антов политических решений для достижения желательного результата и необ­ходимых типов политического поведения;

4) прогностическую, т.е. попытки предсказать будущее развитие полити­ческих явлений, последствия или конечную цель каких-либо событий (благо­приятных либо отрицательных);

5) политической социализации и воспитания гражданина правового госу­дарства.

 

Становление политологии, и ее связь с другими научными дисциплинами

Истоки теоретического осмысления политической жизни своими корнями уходят в глубокую древность. Уже у античных философов (Платон, Аристо­тель) мы встречаем сочинения, посвященные формам правления и лучшему го­сударственному устройству. Однако становление политологии как самостоя­тельной академической дисциплины произошло л ишь в конце XIX в. Датой ро­ждения политологии считается 1880 г., когда Совет правления Колумбийского колледжа (позже - Колумбийского университета) по инициативе Дж. Бёрджеса принял решение о создании Высшей школы политической науки. Выделив­шись, как и многие другие науки, из философии, политология сохраняет с ней самую тесную связь. Но не менее тесные связи у политологии с другими науч­ными дисциплинами. Рассмотрение этих связей позволяет лучше понять поло­жение политологии в системе общественных наук.

Связь с философией. Любое политическое учение, доктрина, идеология имеют свое мировоззренческое обоснование. Роль мировоззренческих устано­вок в создании политических доктрин очень высока. Достаточно вспомнить ис­торический и диалектический материализм К. Маркса и его теорию классовой борьбы, влияние философии Ф. Н ицш е (концепция «сверхчеловека», свободно­го от морально-этических «предрассудков») на идеологию фашизма и разра­ботку теорий элит, вклад философии Дж. Локка в становление классического либерализма. Политические учения невозможно рассматривать, не принимая во внимание взгляды их авторов на природу человека и его возможности. Если го­ворить о соотношении политической философии и политологии, то надо заме­тить, что политическую философию в большей степени интересует то, что должно быть (принципы социальной справедливости и равенства, соотношение свободы и обязанностей в государстве и т.д.), тогда как политологию больше интересует то, что есть. Вместе с тем политолог всегда должен учитывать тот факт, что идея, овладевшая сознанием людей (не только масс, но и политиче­ских лидеров, руководителей государства), становится материальной силой, способной изменить существующую реальность.

Связь с историей. Понять любые изменения в современной политической жизни общества можно, только обратившись к его истории. Мы не поймем лю­дей, которые и сейчас продолжают выходить на демонстрации под красными знаменами, если не примем во внимание ту эпоху, в которой многие из них воспитывались и проходили социализацию (в том числе и трудовую). Но очень важно, чтобы это понимание возникло не на основе штампов и клише, а на ос­нове глубокого знания прошлого. Любые социальные институты, в том числе и политические, являются продуктами исторического развития. И понять дина­мику изменения этих институтов можно только с учетом знания исторических событий и понимания хода исторического процесса. Обращение к истории при изучении политологии полезно даже тогда, когда мы просто обращаемся к тем или иным понятиям. Например, мы привыкли понимать под социальной рево­люцией коренное переустройство всех сфер жизни общества, но еще в XVIII в. слово «революция» обозначало движение по кругу (однокоренное слово — ре­вольвер) и подразумевало повторение того же, что было раньше. Когда мы го­ворим слово «демократия», мы всегда должны иметь в виду, что в разные исто­рические эпохи в разных частях света, слово «народ» наполнялось разным со­держанием. Демократия в Афганистане, которую сейчас пытаются насадить там США и их союзники по НАТО, не имеет ничего общего с демократией в их собственных странах. Демократия в Древней Греции означала, что женщина должна сидеть дома и слушаться мужа. Мысль о том, что женщина может управлять государством (как М. Тэтчер в Великобритании или А. Меркель в Германии) показалась бы современникам Софокла и Еврипида не столько де­мократичной, сколько глупой. Изучение многих политологических тем (поли­тическая культура, политические идеологии, международные отношения и по­литические конфликты) в принципе невозможно без глубокого знания истории. Говоря об отношении политологии к истории, следует иметь в виду, что для политологов прошлое выступает как основа для рассмотрения настоящего, то­гда как историк может вовсе не касаться вопросов, волнующих современников. В этом смысле отношения политологии и истории очень сильно напоминают отношения физики и математики (заниматься математикой, не зная физики, можно, но заниматься физикой, не разбираясь в математике, нельзя).

Связь с социологией. Во многих случаях политология и социология не только делят предметные области, но и пользуются одними и теми же методами исследований. К числу пересекающихся предметных областей можно отнести изучение политических элит (большой вклад в их изучение внесли такие со­циологи, как В. Парето, Р. Михельс, Ч.Р. Миллс), массовых политических и ре­волюционных движений, политической социализации, взаимодействие инсти­тутов политической системы с институтами гражданского общества, политиче­ской власти. Политология испытывала сильное влияние со стороны социологии не только в плане методологии и методов проведения исследований, но и в во­просах политической теории (например, влияние структурного функционализ­ма Т. Парсонса на концепцию политической системы Д. Истона). В современ­ном обществе многие социальные проблемы очень легко становятся проблема­ми политическими. Например, нерешенность проблем молодежной безработи­цы может привести к уличным беспорядкам и волнениям, за которыми часто следуют попытки свержения оппоз ици ей правящего режима. Политолог, зани­маясь изучением вопросов внутренней политики, должен хорошо представлять социальную структуру общества и те процессы, которые в нем происходят.

Связь с психологией. Здесь, как и в случае с социологией, имеет место пе­ресечение предметных областей. Наиболее ярким примером является изучение феномена политического лидерства. Известно, что большая часть современных концепций политического лидерства была создана социальными психологами или же при их непосредственном участии. И это касается не только психоана­литических трактовок власти и лидерства (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм), но также и методик изучения данного феномена (К. Левин, Я. Морено). Внимание психологов, как политологов и социологов, привлекало поведение человека в толпе во время бунтов и беспорядков. Не случайно при изучении политологами массовых акций политического протеста обращение к работам социальных психологов носит почти что обязательный характер. Изучение вопросов поли­тической социализации невозможно без знания ее психологических механизмов и учета психологических особенностей, как агентов, так и реципиентов. В со­временном мире власть в значительной степени опирается на технологии, по­зволяющие манипулировать сознанием граждан. Знание психологических ме­ханизмов манипул яци и оказывается весьма полезным при изучении самых раз­ных политологических тем - от выборов до политических режимов.

Связь с экономикой. С точки зрения материализма экономика является базисом, фундаментом общества, на котором основываются другие социальные и политические институты. В основе большинства войн и межгосударственных конфликтов лежит борьба за территорию и природные ресурсы. Так, стремле­ние контролировать добычу нефти в Персидском заливе, а вовсе не желание ос­вободить иракцев, привело к вторжению США в Ирак. Положение государства на международной арене во многом зависит от его экономической мощи и влияния на мировую экономическую систему. Экономические санкции уже давно превратились в часть механизма политического давления и решения внешнеполитических проблем. Влияние транснациональных корпораций (ТНК) на мировую политику и внутриполитические процессы отдельных стран на­столько велико, что их руководители могут навязывать свою волю политикам, поскольку даже простые угрозы покинуть ту или иную страну могут спровоци­ровать локальный экономический кризис, который очень легко может стать по­литическим. Процессы национализации тех или иных секторов экономики (на­пример, национализация нефтяной отрасли в Венесуэле при президенте У. Ча­весе), равно как и процессы приватизации экономики (например, в РФ в 90-е гг.) неразрывно связаны с выбором внешнеполитического курса и поли­тической идеологии. Крупный бизнес финансирует избирательные кампании, и не считаться с его интересами политики не могут. Успех крупных корпораций в конкурентной борьбе во многом зависит от дипломатических усилий и пра­вильно выбранной внешнеполитической стратегии. Исключительно велика роль государства в поддержке экономики во время кризисов. Не учитывать влияние экономических факторов в политологических исследованиях нельзя.

Не случайно в XIX в., до того, как произошло рождение политологии, в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.014 с.)