Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторитаризм, тоталитаризм и демократия в истории России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В России вплоть до 1917г. господствовал авторитарный режим абсолютной монархии, близкий по некоторым своим признакам к тоталитаризму. После февральской 1917г. революции Россия получила «безбрежную» или квазидемократию, выразившуюся в государственном двоевластии (а точнее – безвластии), хаотическом процессе образования и деятельности многочисленных политических партий и иных общественных институтов, организаций и групп. Государственно-политический хаос усугубил политический, экономический, социальный и этнический кризисы и привёл бывшую Российскую империю к состоянию полураспада. Первый в новой истории России опыт утверждения демократической формы правления продлился менее года, оказался неэффективным и нежизнеспособным. Октябрьская 1917 года революция утвердила у власти авторитарный режим большевиков, начавший «железной рукой» государства диктатуры пролетариата наводить в стране порядок и спасший её, как считает большинство серьёзных аналитиков, от полного развала. Со второй половины 20-х гг. начинает утверждаться тоталитарный режим неограниченной власти Сталина («культ личности»), просуществовавший вплоть до физической кончины «вождя всех народов». Сталинский режим оставил двоякий след в политической истории и памяти народов бывшего СССР. С одной стороны, благодаря огромному мобилизационному потенциалу режима Советский Союз, вопреки ожиданиям тогдашних его недругов, осуществив техническую модернизацию экономики, вырвался в число передовых индустриальных государств мира и сокрушил чуму XX века – германский нацизм. С другой стороны, достижения и победы достались советскому народу ценой неимоверных и неприемлемых ограничений, лишений и неисчислимых жертв. С середины 50-х годов («хрущёвская оттепель») тоталитарный режим стал эволюционизировать в сторону авторитаризма. С начала 90-х годов Россия переживает переходный период от авторитарного к демократическому политическому режиму.
Выводы 1. Тоталитаризм представляет собой крайнюю форму авторитаризма. Оба они относятся к антидемократическим, диктаторским режимам. Тоталитарные режимы означают полное подчинение общества и личности диктату государственной власти, руководствующейся идеологически мотивированной целью – вести общество к «светлому будущему». Они возникают, как правило, при поддержке широкой народной массы на переломных этапах истории вследствие системного кризиса традиционной социальной структуры общества и его деморализации. 2. Авторитарные режимы основываются на государственной диктатуре исключительно в политической сфере жизни общества. Они допускают реализацию обществом и личностью экономических, социальных, духовных прав и свобод в сферах деятельности, не затрагивающих основ существующей политической системы общества и государственной власти. 3. Тоталитаризм и авторитаризм в их различных проявлениях, конкретных сочетаниях и модификациях известны политической истории всех стран и народов мира. Россия относится к тем из них, в истории которых данные режимы господствовали длительное время, демонстрируя нередко свой ярко выраженный характер.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы основные признаки тоталитарного режима? 2. Какие социально-политические причины обусловили появление тоталитарных режимов в 20 веке? 3. Каковы основные недостатки концепции (теории) тоталитаризма? 4. Какая роль отводится идеологиям в тоталитарных и авторитарных политических режимах? 5. В чём заключаются основные отличия авторитарных политических систем от тоталитарных? 6. Каковы основные признаки авторитарных режимов? 7. Какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитарных режимов? Чем вы можете объяснить их жизнестойкость и распространённость в современном мире и в истории России? 8. В чём заключается реформаторские возможности авторитарного режима? 9. Согласны ли вы с предложенной в данной лекции хронологией смены политических режимов в истории России? Обоснуйте свою точку зрения. 10. Попробуйте определить, в силу каких причин и какие признаки авторитаризма «присутствуют» в известных вам современных демократиях?
СТРУКТУРНО – ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
Лекция № 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1052; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.007 с.) |