Функции демократических выборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции демократических выборов



1. Артикуляция, агрегация и представительство интересов различных слоев и групп населения во власти, формирование общей политической воли. Демократические выборы создают повод и наиболее благоприятныевозможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в предвыборные программы политических партий и отдельных кандидатов. Проходя через сито всенародного предвыборного обсуждения, споров и дискуссий, многочисленные и разнообразные интересы населения аккумулируются в избирательных платформах политических партий и отдельных кандидатов. Здесь они артикулируются (т.е. получают четкую формулировку) и агрегируются (освобождаются от крайностей, обобщаются, «усредняются»). Приобретя непротиворечивую форму, требования избирателей включаются в программы и планы избранной власти, задают ей векторы последующей деятельности, отвечающей интересам большинства.

2. Контроль над институтами государственной власти, расширение коммуникаций между государством и обществом, мобилизация народных избранников на решение актуальных общественных задач. Демократические выборы представляют собой наиболее действенный инструмент контроля гражданского общества за деятельностью органов и должностных лиц государственной власти. Они позволяют избирателям с установленной законом периодичностью получать отчеты государственных органов и политических партий о своей деятельности, выносить свой вердикт как правительству, так и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать их политический курс. Избранное правительство, со своей стороны, опасаясь поражения на каждых последующих выборах, вынуждено «идти в народ», прислушиваться к критике населения и оппозиции, советоваться с ними, чтобы не сбиться с поддерживаемого обществом курса.

3. Легитимация и совершенствование политического режима, обновление институтов власти наиважнейшая функция демократических выборов. Сам акт участия населения в выборах – свидетельство поддержки им существующего политического режима. И наоборот, массовое неучастие означает протест не просто против правительства, но против системы, режима власти в целом. Следовательно, выборы – это «общественный барометр», позволяющий власти судить о своем политическом здоровье, общественной поддержке и предпринимать своевременные меры, направленные на обеспечение соответствия властных институтов требованиям общества. Отсутствие подобного «барометра» обрекает власть на блуждание в политических потемках, на неспособность своевременно и верно поставить самой себе правильный политический диагноз и предпринять меры по самоизлечению и совершенствованию своих институтов. Не случайно, диктаторские режимы, избегающие свободных выборов, застывают в своём развитии, всё более отставая от непрерывно растущих общественных потребностей и изменений. С течением времени они либо добровольно уступают место демократически избранным системам политической власти, либо свергаются волной революционного насилия.

4. Социализация населения, развитие его политического сознания, культуры и политического участия. Выборы – основная, ведущая форма легального политического участия (участия в политике) населения, рядовых граждан. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт, задумываются над теми вопросами большой политики, которые в условиях повседневной жизни отодвинуты текущими житейскими заботами на второй план. Делая политический выбор, люди в большей или меньшей степени отождествляют себя с той или иной политической партией или позицией, со своим государством, регионом, его проблемами и заботами, т.е. становятся осознающими свои политические права и ответственность гражданами.

5. Рекрутирование и обновление политической элиты. Демократические выборы – это «политический лифт», важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры молодежью, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес, а то и решается судьба партий и их представителей. Особенно ярко и наглядно можно проанализировать эту функцию демократических выборов на примере новейшей истории России. Всего за пять прошедших с начала 90-х годов выборов Государственной Думы РФ волею избирателей с политической арены страны отправлены в политическое небытие или отодвинуты на политическую обочину несколько десятков политических партий, тысячи более или менее известных политических лидеров и видных партийных функционеров различных уровней. Одновременно избирательный процесс поднял на политические подмостки новые партии и новых политических лидеров.

6. Конституирование открытой легальной оппозиции и подготовка ее к возможному выполнению функций государственного руководства – еще одна важнейшая функция, присущая исключительно демократическим выборам. Организованную оппозицию обычно составляют политические силы, противостоящие либо существующему режиму власти в целом, либо только правящей партии – «партии большинства» в парламенте. Имеются примеры противостояния и по обеим названным векторам одновременно. Например, КПРФ в Государственной Думе современной России можно определить как оппозиционную парламентскую партию, нацеленную на замену существующего политического режима либеральной демократии режимом коллективисткой модели демократии. Поддержка избирателей на демократических свободных выборах предопределяет, в конечном счете, перспективы оппозиционных партий и их лидеров. Будучи представленной в парламенте, а нередко и возглавляя правительства в субъектах федерации, политическая оппозиция получает реальную возможность подготавливаться к ответственному и компетентному руководству государством в случае победы на очередных выборах.

Итак, выборы в политике – один из способов легитимации государственной власти. Их политико-правовой статус и социальные функции обусловлены в основном внешними для них факторами и, прежде всего, – типом политического режима власти. Именно политический режим определяет, являются для него выборы одним из вспомогательных средств самосохранения, или же – единственным легитимным политико-правовым институтом воспроизводства и развития. В первом случае мы говорим о недемократических выборах, во втором – о демократических выборах. Однако автоматической зависимости характера выборов от типа политического режима не существует. Наиболее существенную роль играет внутренняя политико-правовая архитектоника самих выборов и особенно – основополагающие требования, т.е. принципы, в соответствии с которыми они функционируют как особый политический институт – институт власти народа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.005 с.)