О политическом сознании и идеологии в России: история, современность, перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О политическом сознании и идеологии в России: история, современность, перспективы



В предыдущих вопросах лекции мы ознакомились с общими положениями и принципами основных политических идеологий современности. Однако их понимание, толкование и реализация в политической практике разных государств и народов не могут быть абсолютно одинаковыми. У каждого народа, нации, государства наряду с общечеловеческими нормами и принципами общежития, есть своя неповторимая история и традиции, своя духовная и политическая культура, свои, передающиеся от поколения к поколению представления о ценностных устоях в морали и религии, в политике и государственности. Поэтому искусственная «пересадка» идей, даже проверенных практикой других государств и народов, крайне болезненно приживается на почве иных традиций, норм и верований, а то и вовсе отторгается ими.

Глубинные истоки доминант российского политического сознания следует искать в истории становления и развития древнерусского государства, возникшего в результате объединения славянских племён. Идейным стержнем русской государственности стало христианство, точнее, одна из его ветвей – православие. Соблюдая христианские заповеди, люди служат Богу, который всё видит и всё знает о каждом. Наместником Бога на Земле является царь-батюшка, государь. Православные идеи веками практически безраздельно господствовали в массовом сознании народа. Вера в Бога и Царя (читай – в государство) шли рука об руку около 1000 лет, вплоть до начала 20 века. Отсюда патернализм русского народа и его толерантность (терпимость) к государственной власти, которые сохранились до настоящего времени и даже усиливаются по мере возрождения православной церкви и веры. Патерналистское отношение к государственным институтам характерно и для исламского мировоззрения, распространённого среди народов, населяющих Россию.

В российском политическом сознании наряду с патерналистской, с давних времён обнаруживаются зачатки и противоположной, хотя и менее распространённой политической традиции – демократической. Ярким примером был средневековый Великий Новгород – вечевая феодальная республика (12 – 15 вв.). Все наиболее важные вопросы жизни города решало большинством голосов Вече – общегородское собрание свободного состоятельного мужского населения. Хотя и здесь заметную роль играли религиозные политические идеи. Глава новгородской церкви принимал участие в государственной деятельности, имел свой суд, собственных церковных чиновников и даже воинские формирования.

Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали отмена крепостного права и судебные реформы, которые дали новые импульсы самобытной российской демократии. Самобытность состояла в сочетании светских и православных идей, в возвышении коллективного, общественного над личным, индивидуальным, в смешении монархических и республиканских идей, народности и державности. Глубокий след в российском политическом сознании оставили конституционные проекты декабристов (1825г.), труды А.И. Радищева и М.М. Сперанского, учитывающие взгляды на демократию американских и европейских исследователей. В этом же ряду стоят революционно-демократические идеи А.И. Герцена и В.Г. Белинского, а также либеральные идеи правового ограничения всевластия монархии и построения правового государства (Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, В. Гессен и др.).

Накануне революции 1905 г. в России существовало многоцветье идейно-политических течений. Оппозицию самодержавию составили либеральные демократы и революционеры (социал-демократы, эсеры, анархисты). Революция выявила смешанный тип политического сознания, в котором стихийный революционный радикализм соседствовал и уживался с консервативным монархизмом. Февральская (либерально-демократическая) и, в особенности, Октябрьская (коммунистическая по своим идейным основам) революция 1917г. привели в итоге к господству государственной моноидеологии (одной, единственной идеологии) – коммунистической.

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благодатную для себя почву православия, коллективности и державности. Её принципы по существу были сходными с канонами православия, но выраженными в социально-политической светской форме. Религия была заменена марксистско-ленинской идеологией, бог – социалистическим государством, а рай – светлым будущим, коммунизмом. Отчасти из-за этого коммунистическая идея господствовала в России достаточно долго и с массовым эффектом [19].

Сегодня политическое сознание России, как и 100 лет назад, переживает мировоззренческий кризис – кризис социальных смыслов. По своим корням и последствиям он является, пожалуй, более сложным и трудноразрешимым, чем социально-экономические и политические неурядицы и проблемы. Куда идти, к чему стремиться, во что верить, на что равняться? На эти фундаментальные для судеб общества, нации и государства вопросы окончательный ответ пока не найден.

Прежняя, коммунистическая идея, хотя и сохранила часть своих приверженцев, однако, дискредитировав себя нереальностью предлагаемой цели и, в особенности, средств её достижения, не способна сегодня быть смыслообразующим стержнем массового общественного сознания. Праволиберальная идеология с её философией минимального государства, индивидуализма, наживы и дикого капитализма, под знамёнами которой прошли «лихие девяностые» годы, доживает, по-видимому, свои последние дни на российской почве. Не значительными представляются шансы на успех в России и социал-демократической идеологии, стремящейся занять нишу между либерализмом и коммунизмом. Шаткая, неустойчивая и невнятная позиция, стремящаяся соединить в политической практике достоинства и избавиться от недостатков двух непримиримых политических мировоззрений, вряд ли способна ужиться с государственнической ментальностью, патерналистскими ожиданиями государства-защитника и до поры до времени «спящим» радикализмом политического сознания россиян.

Последнее десятилетие российской действительности отмечено тягой массового политического сознания к стабильности и к «сильной руке» во власти. Нынешней власти до последнего времени удаётся удовлетворять эти ожидания. Выдвинута и реализуется, хотя и не без противоречий, идея укрепления вертикали государственной власти. Приобретает видимые очертания политическая и партийная системы общества. Сохранены и основные демократические институты – многопартийность, парламент, выборность и сменяемость власти в соответствии с конституцией. Оказывается государственная помощь и поддержка лежащему в руинах отечественному производству, национальному бизнесу и банковскому сектору, в том числе с использованием жёстких протекционистских мер государства против засилья импорта машин, товаров, продуктов и услуг. Возрождается истоптанное было российскими либералами патриотическое сознание и дух державности. «Россия встаёт с колен», «Вперёд, Россия!», «Наши» – эти и им подобные политические лозунги и идеологемы сегодня с воодушевлением воспринимаются как свои собственные подавляющим большинством и пожилых, и молодых российских граждан. В практическую повестку дня поставлены вопросы совершенствования института материнства и детства. Созданы беспрецедентные условия для восстановления духовно-нравственного влияния религии и церкви, в том числе и на политику.

Конечно, за период стабильности сделано меньше, чем жизненно необходимо для реанимации отечественной экономики и социальной сферы, обороны и безопасности страны. Однако прослеживающиеся векторы проводимой российской правящей элитой в последнее десятилетие политики достаточны для того, чтобы установить её неоконсервативный характер. Собственно об этом и было заявлено на прошедшем в 2009 г. 11 съезде правящей в последние годы политической партии Единая Россия, объявившей себя партией «российского консерватизма», базовым политическим лозунгом которой является «Сохранить и приумножить». Осталось только уяснить какой консерватизм – правый или левый намерена в будущем исповедовать и проводить в жизнь Единая Россия в своей практической политике. Не менее злободневен и вопрос о том, какая из оппозиционных партий сможет предложить российскому обществу более приемлемую политическую доктрину, отвечающую исторически сложившимся, привнесённым и современным доминантам общественного сознания народа в условиях экономической, политической и духовной глобализации. Однако ответы на эти вопросы покажет время.

 

Выводы

1. Одной из важных проблем политологии была и остается проблема идейно-теоретического обоснования политики, взаимосвязи политики и идеологии. Как в прежние времена, так и в последние годы нередко высказы­вается мнение, что наступил «кризис идеологии», что она все менее востребуется обществом, что ее место занял деятельный прагматизм людей. Однако такое утверждение противоречит действительности. Идеология продолжает оставаться идейной детерминантой политики и в нашу эпоху. Она придает осознанность деятельности политических партий и народных масс, вызывает к жизни определенную политическую практику, является теоретическим обоснованием той или иной государственной политики.

2. Политическая идеология представляют собой системное теоретическое знание о наилучшем устройстве общества и власти. Жизненную силу политических идеологий определяет их соответствие интересам больших масс людей. Ибо любая, даже самая привлекательная идея «неизменно посрамляет себя, как только она отделяется от интереса» (К. Маркс).

3. Основными политическими идеологиями современности являются либерализм, коммунистическая и социал-демократическая идеологические доктрины, а также консерватизм. В последние годы всё более заметным явлением становится фашизм, спекулирующий на национальных особенностях различных народов. Как о реальной новой угрозе сложившемуся миропорядку много говорят сегодня об идеологии и экстремисткой политической практике радикального исламизма. Между различными идейно-политическими доктринами постоянно идёт борьба за умы и сердца людей. При этом каждая идеология стремится доказать собственное превосходство и опровергнуть своих соперников. И с этим ничего нельзя поделать, ибо, как сказано, даже теоретические аксиомы опровергались бы, если бы они затрагивали интересы людей.

4. В основе политической идеологии либерализма лежат идеи свободы и прав человека, а также минимизации роли государства. Либерализм приспосабливается к новым условиям, видоизменяется, реагирует на запросы и вызовы времени. Идеи либерализма (права человека, политическая демократия, правовоегосударство, рыночная экономика) весьма широко используют и социал-демократы, и консерваторы и др. идеологические течения. На российской почве либеральные идеи приживаются крайне болезненно. Политические партии, исповедующие праволиберальную идеологию, массовым политическим доверием россиян сегодня не пользуются.

5. Коммунизм, как и социал-демократизм, относятся к левым идейно-политическим течениям. Однако, несмотря на идейную близость, социал-демократизм существенно отличается от коммунистической идеологии по ряду принципиальных положений. Прежде всего, по пониманию способов и средств достижения социализма, а также самого социализма как общества, обращённого к людям труда. Сегодня социал-демократизм является одной из наиболее распространенных, политически отмобилизованных и социально востребованных идеологий. С одной стороны, он отражает интересы трудящегося большинства населения, с другой, – не представляет явной агрессивной угрозы для либеральной и консервативной идеологий и господствующих в развитых странах классов и политических элит.

6. Если классический либерализм, а затем и коммунизм, формировались как идеологии новых, революционных классов, то консерватизм, напротив, изначально был идеологией старых, уходящих с исторической сцены классов. Консерватизм, зародившийся в конце 18 в. как реакция на радикальные преобразования во Франции, прошёл непростой путь. Консерваторы учились на своих ошибках, усваивали опыт истории и критику оппонентов. Содержание новых проявивших себя в реальной государственной политике моделей неоконсерватизма отражает интересы преимущественно среднего класса. Современный неоконсерватизм представляет смесь традиционных социальных и моральных ценностей и преимущественно неолиберальных механизмов решения встающих перед современными демократиями проблем.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Что представляет собой политическая идеология, как она связана с политической психологией и с наукой, какие социальные функции выполняет в жизни общества и личности?

2. Перечислите основные принципы классического либерализма.

3. В чём сущность неолиберализма?

4. Назовите основные положения и принципы политики коммунизма.

5. Охарактеризуйте социал-демократизм как политическую идеологию.

6. В чём сходство и различие коммунистической и социал-демократической концепций общественного развития?

7. Раскройте двойственную сущность и идейно-теоретическое содержание консерватизма.

8. Объясните, в чём сходство и отличие классического консерватизма и неконсерватизма?

9. В чём состоит сближение политических установок неолиберализма и неоконсерватизма?

10. Чем, по вашему мнению, обусловлено существование и развитие различных идейно-политических доктрин в истории и в современных условиях?

11. Ознакомьтесь с программными документами современных политических партий Российской Федерации, определите и обоснуйте их идеологическую направленность.

12. Попробуйте обосновать, какая политическая идеология могла бы стать наиболее востребованной современным российским обществом?

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.018 с.)