Понятие и структура правосознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура правосознания.



Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Правовое сознание — это сложное явление, состоящее из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

 

Правовая психология представляет собой совокупность чувств, переживаний, настроений, желаний, привычек, стереотипов, характерных для отдельного индивида, конкретной социальной группы или общества в целом и возникающих на основе существующих юридических норм и практики их реализации. Правовая психология является наиболее распространенной формой осознания права, так как складывается на базе повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия людей и выражается в виде отдельных психологических реакций человека на различные государственно-правовые явления.

 

Активной частью правосознания выступает правовая идеология, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны. Правовая идеология — это система правовых идей, теорий, принципов, убеждений, отражающих и оценивающих правовую реальность. Правовая идеология характеризуется целенаправленным, научным осмыслением права как целостного социального института, представляющего собой самостоятельный элемент общества.

Правовая идеология связана с интересами определенных классов, социальных слоев и отражает их представления о наиболее совершенном праве.

 

Правосознание и право.

Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны. Один из компонентов правосознания- правовая идеология основан на знании права. Гражданин, не знающий законов не сможет реализовать свои права и выполнять обязанности.

 

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой - правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

 

Правосознание активно "вторгается" в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка.

 

Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

 

Когда-то Ф. Энгельс писал, что есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не на-казывать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть пре-ступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосозна-ние серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.

 

Субъекты правосознания и виды правосознания.

Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям.

Правовое сознание существует в различных видах, выделение которых возможно на основе следую-щих критериев.

 

1. По субъекту правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.

 

Индивидуальное правосознание — это совокупность правовых знаний, оценок, чувств и эмоций, при-сущих каждому отдельно- му человеку. Оно уникально и неповторимо в силу разных познавательных способностей, психологических типов личности.

Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, подготовке юридических документов. Формами его проявления служат заявления, ходатайства, объяснения, приспособление индивида к правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы и т. д. Особой формой проявления индивидуального правового сознания выступают произведения литературы и искусства, научные статьи, монографии, диссертационные работы и т. д.

Такое правосознание тесно связано с групповым, так как личность формирует свое отношение к пра-ву, являясь представителем определенной группы, членом общественной организации или политической партии.

 

Групповое правосознание отражает интересы различных социальных групп, например, государствен-ных служащих, женщин,

молодежи, пенсионеров и т. д. Групповое правосознание проявляется в таких формах, как обраще-ния, декларации, программы, принимаемые политическими партиями, общественными объедине-ниями, ассоциациями людей; нормативно-правовые акты, научные и популярные издания идеологов тех или иных слоев, классов и пр.

 

Общественное правосознание — общественно-правовые идеи, теории, принципы, которые призна-ются большинством общества. Оно развивается через правосознание индивидов, но по со- держанию общественное сознание богаче индивидуального, так как отражает правовую жизнь всего общества. В числе основных правовых идей современного общества выступают следующие: всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, свобода экономической, по-литической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона и т. д.

 

Правосознание общества играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятель-ности государства. Оно наполняет правовые акты государства своим содержанием, стимулирует об-новление законодательства в делах обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко проявляется на всенародных референдумах, на которые выносятся основные акты государства. Фор-мами проявления общественного сознания выступают также выборы и плебисциты.

 

2. По глубине отражения правовой реальности правовое сознание бывает обыденное, научное и про-фессиональное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание представляет собой массовые представления людей о сво-их правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости норм права, о сущности и принци-пах правовой организации общества; оценки государственно-правовых явлений на уровне стереоти-пов, штампов, слухов; чувства, настроения, эмоции по поводу права и законности. Оно складывается стихийно, непосредственно под влиянием условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению.

 

Профессиональное правосознание — это понятия, идеи, убеждения, традиции и стереотипы юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следова-телей, нотариусов и т. д.), В его содержание наряду с квалифицированными, научно обоснованными выводами, суждениями входит умение применять право. Профессиональное правосознание характе-ризуется не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, а согласием с правовыми предписаниями, пониманием полезности, необходимости и справедливости их применения, привычкой соблюдать закон.

 

Уровень профессионального правосознания во многом зависит от качества юридического образова-ния в стране, а также от сложившихся в юридической практике традиций.

 

Научное (теоретическое) правосознание представляет собой систему идей, концепций, доктрин, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. Научное правосознание является непосредственным источником правотворчества и должно служить совершенствованию законода-тельства, развитию правовых институтов и права в целом. Субъектами научного правосознания яв-ляются ученые-правоведы, работающие в научно-исследовательских институтах юридического про-филя.

Рассмотренные классификации правосознания позволяют сделать вывод, что в правосознании кон-кретного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания. Так, правосознанию ученого-юриста свойствен-

но сочетание элементов научного и эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще подобное сочетание, только в другом соотношении. Научное правосознание может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды, воззрения разделяют пред-ставители одной научной школы.

 

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм- явление, противостоящим законности и правопорядку. Под правовым нигилиз-мом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

 

Причины правового нигилизма:

1) возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия;

 

2) административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;

 

3) правовая демагогия, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;

 

4) деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должност-ных лиц, но и всего населения и общества в целом.

 

Формы правого нигилизма:

1) правовая идеология;

2) негативные по отношению к праву позиций, установки, стереотипы неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений;

3) нарушение законов;

4) нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защиты этих прав, неспособность го-сударства обеспечить безопасность личности.

 

Уровни правового нигилизма:

1) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

2) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

3) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.

 

 

Пути преодоления правового нигилизма:

1. формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориенти-рованной на личность, приоритетность ее прав;

2. утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения лю-бых конфликтов;

3. воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4. совершенствование законодательства;

5. повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;

6. повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призван-ных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7. подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юри-стов.

 

Юридическое мировоззрение.

Юридическое мировоззрение- система твердых взглядов и установок, основанных на абсолютной роли права в жизни общества, непреложности главных устоев правового государства - общедозволи-тельного порядка, приоритетной значимости правовых ценностей и культуры права. Ю. м. - общече-ловеческая категория, как и само право.

 

Юридическое мировоззрение складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл юридическое мировоззрение «классическим мировоззрением буржуазии» которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологически представления о праве как первооснове общества связаны с тем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Юридического мировоззрения. Хотя юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Юридическое мировоззрение абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д

 

Право и культура.

Право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознатель-ное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершен-ствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.

 

Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.

 

Следует всегда учитывать двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производи-тельную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура играет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу лич-ной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, ориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.049 с.)