Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и структура правосознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям. Правовое сознание — это сложное явление, состоящее из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая психология представляет собой совокупность чувств, переживаний, настроений, желаний, привычек, стереотипов, характерных для отдельного индивида, конкретной социальной группы или общества в целом и возникающих на основе существующих юридических норм и практики их реализации. Правовая психология является наиболее распространенной формой осознания права, так как складывается на базе повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия людей и выражается в виде отдельных психологических реакций человека на различные государственно-правовые явления.
Активной частью правосознания выступает правовая идеология, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны. Правовая идеология — это система правовых идей, теорий, принципов, убеждений, отражающих и оценивающих правовую реальность. Правовая идеология характеризуется целенаправленным, научным осмыслением права как целостного социального института, представляющего собой самостоятельный элемент общества. Правовая идеология связана с интересами определенных классов, социальных слоев и отражает их представления о наиболее совершенном праве.
Правосознание и право. Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны. Один из компонентов правосознания- правовая идеология основан на знании права. Гражданин, не знающий законов не сможет реализовать свои права и выполнять обязанности.
В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой - правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).
Правосознание активно "вторгается" в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка.
Правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.
Когда-то Ф. Энгельс писал, что есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не на-казывать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть пре-ступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосозна-ние серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.
Субъекты правосознания и виды правосознания. Правовое сознание — это совокупность взаимосвязанных идей, теорий, убеждений, ценностных ориентацией, правовых установок, чувств, выражающих отношение общества, социальной группы, отдельного индивида к действующему или желаемому праву, а также к другим государственно-правовым явлениям. Правовое сознание существует в различных видах, выделение которых возможно на основе следую-щих критериев.
1. По субъекту правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.
Индивидуальное правосознание — это совокупность правовых знаний, оценок, чувств и эмоций, при-сущих каждому отдельно- му человеку. Оно уникально и неповторимо в силу разных познавательных способностей, психологических типов личности. Индивидуальное правосознание проявляется при осуществлении гражданами юридически значимых действий, реализации прав и свобод, защите законных интересов, подготовке юридических документов. Формами его проявления служат заявления, ходатайства, объяснения, приспособление индивида к правовой системе, законопослушность, протест против существующей правовой системы и т. д. Особой формой проявления индивидуального правового сознания выступают произведения литературы и искусства, научные статьи, монографии, диссертационные работы и т. д. Такое правосознание тесно связано с групповым, так как личность формирует свое отношение к пра-ву, являясь представителем определенной группы, членом общественной организации или политической партии.
Групповое правосознание отражает интересы различных социальных групп, например, государствен-ных служащих, женщин, молодежи, пенсионеров и т. д. Групповое правосознание проявляется в таких формах, как обраще-ния, декларации, программы, принимаемые политическими партиями, общественными объедине-ниями, ассоциациями людей; нормативно-правовые акты, научные и популярные издания идеологов тех или иных слоев, классов и пр.
Общественное правосознание — общественно-правовые идеи, теории, принципы, которые призна-ются большинством общества. Оно развивается через правосознание индивидов, но по со- держанию общественное сознание богаче индивидуального, так как отражает правовую жизнь всего общества. В числе основных правовых идей современного общества выступают следующие: всемерная охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие, гуманизм, свобода экономической, по-литической, литературной, научной и иной творческой деятельности, признание верховенства закона и т. д.
Правосознание общества играет ведущую роль в правотворческой и правоприменительной деятель-ности государства. Оно наполняет правовые акты государства своим содержанием, стимулирует об-новление законодательства в делах обеспечения поступательного развития общества. Особенно ярко проявляется на всенародных референдумах, на которые выносятся основные акты государства. Фор-мами проявления общественного сознания выступают также выборы и плебисциты.
2. По глубине отражения правовой реальности правовое сознание бывает обыденное, научное и про-фессиональное. Обыденное (эмпирическое) правосознание представляет собой массовые представления людей о сво-их правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости норм права, о сущности и принци-пах правовой организации общества; оценки государственно-правовых явлений на уровне стереоти-пов, штампов, слухов; чувства, настроения, эмоции по поводу права и законности. Оно складывается стихийно, непосредственно под влиянием условий жизни, личного опыта и правового образования, доступного населению.
Профессиональное правосознание — это понятия, идеи, убеждения, традиции и стереотипы юристов-практиков, иных работников государственного аппарата (судейского корпуса, прокуроров, следова-телей, нотариусов и т. д.), В его содержание наряду с квалифицированными, научно обоснованными выводами, суждениями входит умение применять право. Профессиональное правосознание характе-ризуется не просто устойчиво положительным отношением к праву и практике его применения, а согласием с правовыми предписаниями, пониманием полезности, необходимости и справедливости их применения, привычкой соблюдать закон.
Уровень профессионального правосознания во многом зависит от качества юридического образова-ния в стране, а также от сложившихся в юридической практике традиций.
Научное (теоретическое) правосознание представляет собой систему идей, концепций, доктрин, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы. Научное правосознание является непосредственным источником правотворчества и должно служить совершенствованию законода-тельства, развитию правовых институтов и права в целом. Субъектами научного правосознания яв-ляются ученые-правоведы, работающие в научно-исследовательских институтах юридического про-филя. Рассмотренные классификации правосознания позволяют сделать вывод, что в правосознании кон-кретного человека могут присутствовать определенные элементы из различных видов правосознания. Так, правосознанию ученого-юриста свойствен- но сочетание элементов научного и эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще подобное сочетание, только в другом соотношении. Научное правосознание может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды, воззрения разделяют пред-ставители одной научной школы.
Правовой нигилизм. Правовой нигилизм- явление, противостоящим законности и правопорядку. Под правовым нигилиз-мом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.
Причины правового нигилизма: 1) возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия;
2) административно-командные методы, преимущественно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;
3) правовая демагогия, т.е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстной цели;
4) деформация правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должност-ных лиц, но и всего населения и общества в целом.
Формы правого нигилизма: 1) правовая идеология; 2) негативные по отношению к праву позиций, установки, стереотипы неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений; 3) нарушение законов; 4) нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защиты этих прав, неспособность го-сударства обеспечить безопасность личности.
Уровни правового нигилизма: 1) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества; 2) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных); 3) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.
Пути преодоления правового нигилизма: 1. формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориенти-рованной на личность, приоритетность ее прав; 2. утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения лю-бых конфликтов; 3. воплощение в жизнь режима законности, правопорядка; 4. совершенствование законодательства; 5. повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности; 6. повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призван-ных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан; 7. подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юри-стов.
Юридическое мировоззрение. Юридическое мировоззрение- система твердых взглядов и установок, основанных на абсолютной роли права в жизни общества, непреложности главных устоев правового государства - общедозволи-тельного порядка, приоритетной значимости правовых ценностей и культуры права. Ю. м. - общече-ловеческая категория, как и само право.
Юридическое мировоззрение складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл юридическое мировоззрение «классическим мировоззрением буржуазии» которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологически представления о праве как первооснове общества связаны с тем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Юридического мировоззрения. Хотя юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Юридическое мировоззрение абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д
Право и культура. Право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознатель-ное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершен-ствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные правом) юридические ценности.
Следует всегда учитывать двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производи-тельную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура играет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу лич-ной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, ориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.009 с.) |