Классический(феодально-аристократический) консерватизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический(феодально-аристократический) консерватизм



· Время формирования идеологии – конец 18 века (хотя сам термин появился значительно позднее – только в начале 19 в., точнее – в 1818 г., когда французский писатель – защитник христианства и отживающей монархии Рене Шатобриан начал издавать журнал «Консерватор»).

· Классовый характер – это идеология феодально-аристократической знати, заинтересованной в сохранении монархии и сословного деления общества.

Интересна аргументация духовных отцов консерватизма (Э. Берк) в защиту монархии. Так, закон о престолонаследиивыработан, якобы, самой жизнью «по подобию законов природы». В соответствии с ним «мы получаем, поддерживаем и передаём наше правительство и привилегии точно так же, как получаем и передаём нашу жизнь и имущество».

· Направленность – против радикальных изменений в устройстве сословного общества и монархического государства и оправдывающего такие изменения либерализма – главного идейного врага первых консерваторов. Вот как отзывался о либералах Э. Берк. Они, писал он, утверждают, «что всё, что постоянно, – плохо, и поэтому ведут беспощадную войну с государственными устоями. Они полагают, что форму правления можно менять, как модное платье. Что любой государственный строй заинтересован в сиюминутной выгоде и не нуждается в устоях. Они ведут себя так, как будто договор, заключённый между ними и властями, действителен только для последних, а не содержит взаимных обязательств, и его величество народ имеет право разорвать его без каких-либо видимых причин, кроме собственной воли».

· Родина консерватизма – Европа и, прежде всего, Англия и Франция, а также Россия.

· Основоположники консерватизма: В Англии – Эдмунд Берк (1729-1797) – духовный отец консерватизма, во Франции – Жозеф Мари де Местр (1753-1820); Луи де Бональд (1754-1840) и др., в России – Хомяков Алексей Степанович (1804-1860); Кириевский Иван Васильевич (1806-1856); Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891); Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900); Ильин Иван Александрович (1882-1954) и др.

· Социальные предпосылки – возник как реакция сторонников монархии на первые буржуазные революции и, прежде всего – на Великую французскую революцию 1789 г. – самую радикальную из них. Духовные отцы консерватизма, потрясённые масштабами либеральных революций 18 века, выдвинули идею об опасности и противоестественности сознательного преобразования человеком складывавшихся веками общественных порядков. Эта идея и стала основой консервативной идеологии.

Первый «камень» в основание консерватизма положил Эдмунд Берк – англичанин, бывший либерал, известный политик и публицист. В 1790 году он издал книгу «Размышления о революции во Франции»,являющуюся и поныне своеобразной «библией» политического консерватизма.

 

Основные идеи (принципы) классического консерватизма

1. Приверженность привычным, естественным образом сложившимся государственным и общественным институтам. Э. Берк писал: «В отличие от тех, кто враждебно относится к привычным для всех государственным институтам, мы к ним чрезвычайно привязаны, мы остались им верны. Мы решили поддержать церковь, монархию, аристократию, демократию такими, как они существуют, ничего не добавляя». Потому что существующие государственные институты не придуманы кем бы то ни было, а выстраданы опытом поколений, складывались веками.

2. Неверие в человеческий разум, в способность людей постичь общественные законы, а тем более – управлять ими. Человек не способен и не вправе вмешиваться в естественный ход истории.Э. Берк признавался: «Мы боимся предоставить людям жить и действовать только своим собственным умом, потому что подозреваем, что ум отдельного человека слаб и ему лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретённую мудрость нации», а не выдумывать умозрительные схемы будущего устройства общества и государства.

3. Приоритет преемственности над инновациями, нововведениями, осторожность, осмотрительность и нравственность в политике. Консерваторы не против изменений, нововведений. Но нововведения не должны быть радикальными, непродуманными, не учитывающими прошлого опыта. Политик должен сочетать «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, вместе взятые». Как писал Э. Берк, нашими руководящими принципами, выстраданными нашими праотцами, являются «осторожность, осмотрительность, нравственность».

4. Естественное неравенство людей и, как его следствие – иерархичность человеческого общества,т.е. деление людей на власть имущих и неимущих, на руководителей и подчинённых, на богатых и бедных и т.д. Каждый должен знать своё место в этой иерархии и не претендовать на чужое.

5. Индивидуализм, свобода, права человека и равенство несовместимы между собой и опасны для общества. Подлинная свобода есть форма гражданского законопослушания. Свободным может быть только общество и государство. Личность же свободна лишь настолько, насколько она подчиняется их требованиям. Свобода предполагает не только права, но и обязанности, ограничения. Э. Берк в пику либералам утверждал: «Правительство создаётся не для защиты естественных прав человека, которые могут существовать и существуют независимо от него…». Люди вправе требовать от государства удовлетворения своих потребностей, но и государство вправе сдерживать страсти и желания людей. Поэтому «ограничение так же, как и свобода, должно быть включено в число прав человека».

6. Интересы государства, общества, нации выше интересов группы, а, тем более индивида (отдельного человека) – ещё одно принципиальное положение классического консерватизма, противопоставляющее его либерализму. Если либерализм насаждает философию «Я», то консерватизм отстаивает философию «МЫ».

7. Предпочтение авторитарным, а не демократическим формам государственного правления, пренебрежение к парламентаризму, выборам, партиям, общественным организациям и прочим демократическим институтам также свойственно классическому консерватизму.

Идеология сословно-феодального консерватизма, защищавшая интересы отживающих классов и общественных порядков, не смогла остановить поступательный ход истории. Поиски консервативной идеологией нового лица, длившиеся почти целый век, привели к формированию после Второй мировой войны неоконсерватизма (автор термина М. Харрингтон – социалист).

 

Неоконсерватизм

Главное, что отличает неоконсерватизм от классического консерватизма, это его сближение со своим бывшим идейным врагом – либерализмом. Неоконсерватизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежат приспособленные к условиям второй половины 20 в. традиционные ценности консерватизма (семья, религия, мораль, нация, государство, порядок), реализовавшего в государственной политике принципы либерализма (рынок, конкуренция, инициатива, предпринимательство и др.).

· Теоретики неоконсерватизмаИ. Кристол, а также Р. Низбет, М. Новак, Н. Подгорец, Д.Белл, З.Бжезинский и др.

· Политики-неоконсерваторы, наиболее успешно, как считается, реализовавшие идеи неоконсерватизма в практической политике: в США – Р. Рейган в годы своего президентства (1980-1988); в Великобритании – М. Тэтчер в годы своего премьерства (1979-1987), а также Г. Коль (в ФРГ), Ж. Ширак (во Франции).

· Социально-экономической предпосылкой, вызвавшей потребность в обновлённом консерватизме, стал социально-экономический кризис, поразивший западное общество в начале 80-х гг. 20 в. (1973-1974 гг.). Кризис породил массовые молодёжные протесты антисоциальной направленности в Западной Европе, отвергавших общественную мораль, традиции, общепринятые нормы поведения и общежития людей. Неоконсерватизм стал реакцией на эти социально негативные явления, угрожавшие сложившимся к тому времени ценностям западного мира. Именно эта идеология оказалась востребованной широкими слоями населения, особенно – средним классом, почувствовавшим в разразившемся кризисе угрозу устоявшемуся благополучию и будущности своих семей, детей и внуков. Неоконсерватизм стал идеологией, востребованной прежде всего и главным образом средним классом, а не правящим дворянским сословием, интересам которого служил классический консерватизм.

Основные идеи неоконсерватизма

1. Идея гармоничного соединения ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, нация, государство) с ценностями постиндустриального общества – творческий труд, уникальность личности, культура и образование, участие людей в производственной и общественной жизни. В гармоничном соединении традиционных и новых ценностей общественной и индивидуальной жизни заключено главное достоинство неоконсерватизма, получившего широкое признание в современном западном обществе.

2. Либеральная идея о минимальном вмешательстве государства в экономическую и социальную сферы. Реализация этой идеи призвана была снять непосильную социальную нагрузку с государства, заставив людей работать, зарабатывать, а не клянчить себе на жизнь у государства. Консерватор М. Тэтчер, например, с этой целью железной рукой провела ряд либеральных реформ: ликвидировала многие государственные социальные программы поддержки малообеспеченных слоёв населения; резко сократила пособия по безработице и поставила на колени профсоюзы, ограничив их возможности давления на работодателей и государство; передала в частные руки убыточные государственные предприятия; освободила от налогообложения крупные корпорации и наиболее состоятельные слои общества; ужесточила политику в отношении социалистических и развивающихся стран, провела успешную войну против Аргентины за Фолклендские острова, укрепив тем самым национальный патриотический дух соотечественников.

Эти жёсткие меры остановили экономический кризис, повысили конкурентоспособность британской экономики. Но при этом усилилось социальное неравенство, поставлены под вопрос завоевания демократии, возродись авторитарные тенденции в политике.

3. Либеральная идея о необходимости защиты индивидуальных прав и свобод человека, а также социал-демократическая идея о развитии производственной демократии и местного самоуправления также вошли в арсенал идеологии неоконсерватизма.

После Второй мировой войны консервативная идеология приобретает новые формы. Предпринимаются попытки обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма. Рассматривается проблема расширения участия трудящихся в управлении предприятиями как средства преодоления отчуждения труда. Формируются различные разновидности консерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании и т.д. Эти направления отличаются по риторике, расходясь по каким-либо отдельным аспектам. В целом же для современного неоконсерватизма характерны: склонность к либеральным ценностям, терпимое отношение к государственному регулированию и участию населения в управлении, но и безусловное требование укрепления законности и порядка.

Наиболее влиятельные консервативные партии современности – это: Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Либерально-консервативная партия Японии, Христианско-демократический союз ФРГ. С 1983 года существует Международный демократический союз – объединение консервативных и христианско-демократических партий, ведущие позиции в котором занимают американские республиканцы.

В начале 20 века в России было несколько явно консервативных партий реакционного толка, отстаивавших монархический режим. Это: «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Союз 17 Октября». После 1917года все они прекратили своё существование. В современной России о своей приверженности консервативной (в смысле – неоконсервативной) идеологии заявила в 2009 году правящая политическая партия Единая Россия. Свою идеологию единороссы называют «российский консерватизм», главным лозунгом которого является «Сохранить и приумножить».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.009 с.)